Главным политическим итогом встречи Путина и Ким Чен Ына стало подписание нового Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, который предусматривает помощь в случае агрессии против одного из участников Фото: kremlin.ru

Путин внес на ратификацию Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с КНДР

В июне президент России Владимир Путин впервые за 24 года посетил с официальным визитом КНДР. Встреча с северокорейским лидером Ким Чен Ыном запомнилась пышным приемом — на улицах Пхеньяна развесили флаги двух стран и многочисленные портреты улыбающегося российского лидера, дети танцевали с флажками, воздушные шары украшали небо, а оркестр играл композицию «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» на слова «Песни о Родине» Василия Лебедева-Кумача. Главным же политическим итогом той встречи стало подписание нового Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, который предусматривает помощь в случае агрессии против одного из участников. Накануне вечером президент РФ внес его на ратификацию в Госдуму.

Этот договор пришел на смену Договору о дружбе и взаимной помощи 1961 года, Договору о дружбе и добрососедстве в сотрудничестве 2000-го, Московской и Пхеньянской декларациям 2000 и 2001 годов. «Отношения между нашими странами вступают в период нового высокого расцвета, который невозможно сравнивать даже с периодом корейско-советских отношений прошлого века», — говорил лидер КНДР в ходе переговоров.

«Визит жестко фиксирует статус России как настоящего врага США»: как Путин и Ким «расцвели» назло Западу

Что же на самом деле представляет собой соглашение? Стороны подписали его «исходя из общего стремления и желания сохранять исторически сформировавшиеся традиции российско-корейской дружбы», а само соглашение «отвечает коренным интересам их народов и вносит вклад в обеспечение мира, региональной и глобальной безопасности и стабильности». Действует оно бессрочно и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.

Всего в документе 23 статьи. Ключевой можно назвать четвертую статью. Она предусматривает, что, «если одна из сторон окажется в состоянии войны из-за вооруженного нападения одного или нескольких государств, другая сторона немедленно окажет ей военную помощь всеми имеющимися у нее средствами в соответствии со статьей 51 Устава ООН и законами КНДР и Российской Федерации». Оговаривается в документе и то, что партнеры не должны «дружить против друг друга» с третьими государствами. Также страны обязуются проводить совместные мероприятия, направленные на «укрепление обороноспособности в интересах предотвращения войны и обеспечения регионального и международного мира и безопасности».

Предполагается взаимодействие в других сферах: торговле, экономике, инвестициях, науке и технологиях. Для ознакомления с потенциалами регионов планируется проводить бизнес-миссии, выставки и ярмарки. Также предусматривается взаимодействие в борьбе с международным терроризмом, незаконной миграцией и легализацией доходов. Кроме того, партнеры не поддерживают применение «односторонних принудительных мер» (проще говоря, санкций) в отношении друг друга, а в случае применения таких мер предпринимают усилия для их устранения или минимизации воздействия.

Документ был внесен на фоне заявления президента Украины Владимира Зеленского о том, что Северная Корея «фактически включилась» в конфликт Украины и России Фото: © Stefano Costantino/ Keystone Press Agency/ www.globallookpress.com

Зеленский заявляет о включении КНДР в СВО, а Северная Корея подрывает дороги в Южную Корею

«Прекрасно!» — кратко отреагировал на новость о внесении документа в Госдуму философ Александр Дугин в своем телеграм-канале.

Документ был внесен на фоне заявления президента Украины Владимира Зеленского о том, что Северная Корея «фактически включилась» в конфликт Украины и России. «Среди главного был доклад разведок <…> о намерениях россиян на осень – зиму. Все достаточно подробно. Фактически включение в войну Северной Кореи. Также отношения России с некоторыми другими странами», — сказал он.

Ранее министр обороны Южной Кореи Ким Ён Хён назвал сообщения о том, что северокорейские военные помогают РФ, «весьма вероятными». Как пишет The Washington Post со ссылкой на южнокорейских экспертов, Пхеньян якобы направил в Россию военный персонал для оказания помощи в обслуживании северокорейского оружия. Такая отправка «может быть признаком того, что военное сотрудничество между двумя странами укрепляется». Южнокорейские и украинские официальные лица также утверждали, что северокорейцы были обнаружены среди погибших после очередного украинского ракетного удара. Однако, отмечает The Guardian, неясно, были ли это военные инженеры или другие силы. Кремль же отверг утверждения о том, что военнослужащие из регулярной армии Северной Кореи планируют участвовать в СВО. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал такие сообщения «очередной информационной уткой».

Еще одно обострение случилось на Корейском полуострове. Сегодня КНДР подорвала два участка дорог, ведущих в Южную Корею. Участки расположены на северокорейской территории. Первый находится на западе, второй — на востоке. В ответ южнокорейские военные произвели предупредительные выстрелы.

КНДР располагает доказательствами, что за полетами беспилотников в Пхеньяне стоят военные Южной Кореи, также заявила сестра северокорейского лидера Ким Ё Чжон. «Провокаторы заплатят суровую цену», — добавила она. По утверждению МИД КНДР, в октябре этого года южнокорейские дроны трижды (3-го, 9-го и 10-го числа) входили в воздушное пространство Пхеньяна, чтобы распространить политические листовки. Ким Ё Чжон пригрозила Сеулу «ужасными трагическими последствиями» в случае нового прилета южнокорейского БПЛА. В ответ в Сеуле предупредили, что Пхеньян ждет «конец режима», если его военные будут угрожать безопасности южнокорейских граждан, хотя изначально делали довольно расплывчатые заявления на счет своей причастности к запуску беспилотников.

В понедельник, 14 октября, КНДР и Южная Корея привели пограничные войска в боевую готовность. Северокорейские военные также установили взрывные устройства на всех дорогах (автомобильных и железных), идущих в сторону Южной Кореи. А в МИД России посоветовали последней серьезно отнестись к предупреждениям Корейской Народно-Демократической Республики. Официальный представитель дипломатического ведомства Мария Захарова назвала действия Сеула «грубым посягательством на суверенитет КНДР».

Журналисты поинтересовались сегодня у Пескова, будет ли РФ воевать на стороне Северной Кореи, если та вступит в войну с Южной. По его словам, формулировки в договоре не нуждаются в уточнении, они достаточно однозначные. «Главное, что договор подразумевает стратегическое углубленное сотрудничество во всех областях, в том числе в обеспечении безопасности», — сказал пресс-секретарь президента. Он добавил, что этим договором и его принципами Москва и Пхеньян «руководствуются при дальнейшем развитии наших отношений».

КНДР и Южная Корея привели пограничные войска в боевую готовность. Северокорейские военные установили взрывные устройства на всех дорогах (автомобильных и железных), идущих в сторону Южной Кореи Фото: © IMAGO/Matrix Images/Lee Sang-hoo/ www.imago-images.de / www.globallookpress.com

«Гипотетическое участие военных КНДР — это шаг к миру на Украине»

Политолог Сергей Марков обращает внимание, что для Запада сошлись четыре фактора. В их числе заявление Зеленского об участии КНДР в СВО и вал публикаций на эту тему, внесение Путиным договора на ратификацию, а также необходимость «как-то объяснить победы армии России над всеми усилиями НАТО».

«Как Запад будет на это реагировать, пока непонятно. Может и использовать как повод для своей эскалации. Может и немного испугаться эскалации в мире и постараться развернуть к мирным переговорам, — пишет он в своем канале „Логика Маркова“. — Но логика России такая: чем мы агрессивнее, тем менее агрессивным становится Запад. Поэтому гипотетическое участие военных КНДР — это шаг к миру на Украине».

Позже он также добавил: «На Украине молнией распространяется новость о том, что 3 тысячи солдат Северной Кореи скоро вступят с бой с ВСУ на оккупированной российской территории под Суджей. Об этом звенит ГУР МО Украины. Ну а что? Поляки (уже несколько бригад) уже два года воюют на Украине. Они думают, [что] только им можно так?»

«Активизация дружбы [России] с Пхеньяном как бы напоминает американским избирателям, что у Трампа с Северной Кореей ничего толком не получилось», — пишет политолог Михаил Виноградов.

Произошедшее не является признаком скорого начала военного конфликта, говорят аналитики Bloomberg. «Северная Корея в прошлом имела тенденцию к провокационным действиям в преддверии крупных политических событий за рубежом, включая выборы в США», — указывает издание. Профессор южнокорейского университета, специализирующийся на международных отношениях, Пак Вон считает, что Сеул вряд ли отреагирует на это слишком остро, чтобы еще больше обострить напряженность. «Взрыв — символический шаг, призванный подчеркнуть, что Пхеньян теперь рассматривает Южную Корею как вражеское государство», — добавил он.

Издание The Time называет взрыв дорог «срежиссированным сносом», который «подчеркивает растущий гнев Северной Кореи против консервативного правительства Южной Кореи». При этом маловероятно, пишет издание, что Ким Чен Ын предпримет крупномасштабную атаку. Это связано с опасениями «массированного возмездия со стороны более превосходящих сил» США и Южной Кореи, что поставит под угрозу выживание Пхеньяна.

«Подрыв дорог означает подготовку к оборонительной, а не наступательной войне, потому что при наступательной войне, наоборот, нужны коммуникации для подвода войск и боеприпасов на территорию противника» Фото:  © Kim Jae-Hwan/ Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Этот документ является еще одним сигналом Западу: «Пора бы остановить скольжение вниз к кризису»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили, почему договор был внесен в Госдуму именно сейчас, и порассуждали, какой сигнал может быть послан Западу.

Виктор Линник — журналист-международник, политолог, публицист, главный редактор газеты «Слово»:

— Сейчас любые внешнеполитические жесты обязательно привязаны к тому, что творится на международной арене. Я думаю, эта вещь (договор о партнерствеприм. ред.), может быть, не самая решающая, но бросит еще 1 рубль или копеечку в общую копилку. Это должно прибавить аргументов тем людям и тем силам в мире, которые стоят за мирный выход из того кризиса, в котором находится сегодня человечество. Я думаю, данный документ является еще одним сигналом Западу. Наш президент, Кремль давали немало сигналов и поводов задуматься, что пора бы остановить скольжение вниз к кризису такого масштаба, последствия которого просто невозможно предсказать. И это, что называется, еще один бугорок на такой скользкой поверхности, который ставит Москва. Может быть, он сыграет свою роль.

По поводу обвинений Зеленского в том, что Пхеньян включился в боевые действия на Украине, — это вопрос к Северной Корее, а не к Зеленскому. Не ему решать, каким образом Пхеньян должен распорядиться своим прочтением внешнеполитических и международных событий. Я думаю, хорошо, что ядерная страна КНДР все-таки участвует в международном разговоре, обсуждении такой трепещущей темы, которая осталась на сегодня происходящей в мире. Северную Корею следует поблагодарить за то, что она высказывает свое мнение, а не чье-либо чужое.

Я бы очень не хотел увидеть или услышать о том, что ожидается некое обострение. К тому же если подрыв дороги в каких-то местах осуществлен именно КНДР, а не Сеулом, это надо всегда перепроверять. Большая склонность к очень неверной, неявной и неточной трактовке произошедших событий. Это надо выяснить, потому что сейчас нельзя бросаться загодя, не имея точной информации. Понимаете, взорвали дорогу. Сколько? Взорвали километр, 2 метра? Надо знать, о чем мы ведем речь. Но я не считаю это серьезным, заслуживающим больших волнений сообщением. Но давайте посерьезнее отнесемся к тому, что творится. Надо не на мелочах сосредотачиваться, а на вещах, которые действительно могут качнуть человечество к тому, откуда уже не выбраться.


Константин Асмолов — кореевед-востоковед, сотрудник центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН:

— Я думаю, то, что Владимир Путин внес документ на ратификацию именно сейчас, не связано с нынешним обострением. Так совпало. С моей точки зрения, давно пора. Как можно было заметить, Северная Корея сразу начала выполнять свои обязательства по договору. Расценивать это как какой-то сигнал Западу не стоит. Зеленский заявил, что Пхеньян включился в боевые действия на Украине, на фоне заметки Kyiv Post (украинская еженедельная англоязычная газетаприм. ред.) о том, что украинские войска якобы накрыли группу северокорейских военных инструкторов. Kyiv Post ссылается при этом на российские соцсети, точнее телеграм-канал «Кремлевская табакерка», содержание которого в общем-то набито кринжем и шизой из категории «Путин тайно поклоняется козлу».

КНДР подорвала дороги на своей стороне границы с Южной Кореей — да. Это называется: «Да, и что?» Подрыв дорог означает подготовку к оборонительной, а не наступательной войне, потому что при наступательной войне, наоборот, нужны коммуникации для подвода войск и боеприпасов на территорию противника. Я надеюсь, что обойдется без обострения между странами, но, судя по истории с дронами над Пхеньяном, из-за которой возникли проблемы с принятием ответственности, есть некая третья сила, которая хотела бы устроить серьезную провокацию. Например, в Южной Корее очень много апокалиптических протестантских сект и сочувствующих им военных. В рамках мировоззрения этих сектантов скоро должен случиться Армагеддон. Причем он выглядит как святая война сил демократии над силами сатанизма и коммунизма. И разумеется, эта война начнется на Корейском полуострове. А корейцы, которые являются на самом деле богоизбранным народом, должны, по сути дела, принести искупительную жертву.