31 августа в Уфе по случаю круглой даты столицы РБ в амфитеатре конгресс-холла «Торатау» выступил Элвин Грей и в числе прочего исполнил башкирскую версию знаменитого хита. Как оказалось, без согласия ряда людей и организаций, которые претендуют на то, что обладают правами на «Туган як» 31 августа в Уфе по случаю круглой даты столицы РБ в амфитеатре конгресс-холла «Торатау» выступил Элвин Грей и в числе прочего исполнил башкирскую версию знаменитого хита. Как оказалось, это произошло без согласия ряда людей и организаций, которые претендуют на права на «Туган як» Фото: «БИЗНЕС Online»

Страсти по «Родному краю»

Громкая история этой недели, когда малоизвестная компания зарегистрировала на себя товарные знаки Шурале и Су Анасы, предъявив счет театру кукол «Экият», как выяснил «БИЗНЕС Online», не единственная ситуация с правообладанием в сфере культуры, грозящая публичным скандалом в Татарстане.

Разгорается спор вокруг знаменитой композиции «Туган як» («Родной край»), которую наша редакция со своими экспертами пять лет назад поставила на первое место в списке главных татарских песен XXI века. Вопросы по авторским правам здесь существовали давно, но сейчас проблема вышла на поверхность.

31 августа в Уфе по случаю круглой даты столицы РБ в амфитеатре конгресс-холла «Торатау» на фестивале «Сердце Евразии» выступил Элвин Грей (Радик Юльякшин) и в числе прочего исполнил башкирскую версию хита. Оказалось, что это было намеренно сделано без согласия ряда людей и организаций, которые претендуют на то, что обладают правами на «Туган як». По информации газеты, с подачи группы компаний «Барс Медиа» в интернете начались блокировки роликов, на которых присутствует это исполнение. К примеру, при воспроизведении одного из них на замедляемом ныне с подачи госорганов страны YouTube возникает надпись: «Его нельзя смотреть из-за жалобы на нарушение авторских прав от пользователя TMTV». Речь о музыкальном телеканале, который входит в группу компаний «Барс Медиа». Впрочем, при желании пользователи на просторах сети могут без труда посмотреть, как известный поп-артист исполняет «Туган як» на башкирском.

С подачи группы компаний «Барс Медиа» в интернете начались блокировки роликов, на которых присутствует исполнение Элвина Грея С подачи группы компаний «Барс Медиа» в интернете начались блокировки роликов, на которых присутствует исполнение Элвина Грея Фото: снимок экрана

Сами представители «барсов» в разговоре с «БИЗНЕС Online» не стали скрывать наличие конфликтной ситуации, но развернутого оперативного ответа дать не смогли, поскольку председатель совета директоров группы компаний Камиль Гараев в эти дни был недоступен для комментариев.

Уфимский композитор Урал Рашитов признавался, что придумал «Туган як» в начале XXI века на спор, после очередного разговора с аранжировщиками и звукооператорами о том, что именно они главные люди в музыкальной индустрии, способные сделать из любой композиции конфетку. После этого Рашитов и задумал песню без музыкальных наворотов, «под одни хлопки».

Сначала он предложил ее Айдару Галимову, но тот посчитал, что она ему не подходит по стилю, и предложил исполнить своей бэк-вокалистке Василе Фаттаховой. Попадание оказалось 100-процентным. Песня «Родной край» с характерными ударными стала еще одним народным гимном. Жизнь Фаттаховой, к сожалению, оборвалась в 36 лет, но это трагическое событие только добавило красок легенде вокруг «Туган як».

Исполняли ее и другие именитые артисты. В 2015 году на шоу «Пилигрим», открывавшем ЧМ-2015 по водным видам спорта, эту композицию на весь мир в довольно впечатляющей версии представили Филюс Кагиров и Айгуль Хайри. А вот исполнение в джазовой аранжировке от московских музыкантов на «Yзгәреш җиле» Алиной Шарипжановой и Ильнаром Мирановым оказалось гораздо более скромным по творческому результату.

Между тем споры вокруг авторских прав на «Туган як» выходят далеко за рамки общения лейбла «Элвин Грей» и «Барс Медиа». В этой запутанной истории сразу несколько действующих лиц, и, видимо, ситуацию могут разрешить только разбирательства в судебных инстанциях. Помимо вышеназванных участников, в конфликт вовлечены композитор Рашитов — автор музыки и русского и башкирского текстов, поэтесса Гульнара Рашитова (однофамилица композитора) — автор татарского текста, а также директор студии «Мастер» Григорий Байтеряков, где в начале века записывалась самая известная версия песни в исполнении ныне покойной Фаттаховой.

Есть два основных предмета для спора:

1. Кому принадлежат сегодня основные права на «Туган як»? И, соответственно, кто может передавать третьим лица право на исполнение, переработку и др.?. На это претендуют Рашитов и Байтеряков.

2. Кто является автором оригинального текста «Туган як» и, соответственно, правообладателем в данной части: На это претендуют все тот же композитор Рашитов и поэтесса Рашитова, которые, как было сказано выше, не являются родственниками.


«БИЗНЕС Online» подробно поговорил со всеми действующими лицами, кроме представителей «Барс Медиа» (но их позиция косвенно звучит в словах других собеседников нашей газеты), чтобы выяснить их представление о происходящем. С одной стороны, получилось своеобразное подобие «эффекта Расёмона» — термина, появившегося в связи со знаменитым фильмом Акира Куросавы и связанный с тем, когда событие получает противоречивые интерпретации или описания в словах разных вовлеченных лиц. С другой стороны, ситуация с «Туган як» показывает, что, возможно, и государству стоит вмешиваться в подобные истории, когда речь идет о произведениях искусства, которые многие считают национальным достоянием.


Версия лейбла «Элвин Грей»: заключили контракт с единственным правообладателем

Представители лейбла «Элвин Грей» подробно письменно ответили на вопросы «БИЗНЕС Online». Вообще, один из собеседников нашей газеты, хорошо знакомый с темой авторских прав в РТ, сообщил, что у Юльякшина в этом направлении работает очень сильная команда, которая старается соблюдать юридические тонкости. Впрочем, и это не оберегает от конфликтов: вспомним хотя бы громкий спор с Гузель Уразовой из-за прав на песню «Красивая и хороший», впрочем, закончившийся публичным примирением сторон.

«Более 20 лет песня просто лежала без движения. Этот шедевр хотели бы исполнить многие артисты, но всегда натыкались на всевозможные препоны. Мы выяснили, что существуют четыре претендента в части авторских прав на произведение „Туган як“», — комментируют представители лейбла, после чего дают оценку вовлеченности всех действующих лиц.

«Урал Рашитов — автор музыки и слов на русском и башкирском языках (подтверждено документами). С ним заключены соответствующие договоры о передаче на неисключительной (исключительной) основе прав на произведение, с правом переработки и с отказом от взимания вознаграждения через организации по управлению авторскими правами, в том числе через РАО (Российское авторское общество прим. ред.), — указано в ответе. — Гульнара Рашитова — автор слов (переработка) на татарском языке. Договор на переработку произведения отсутствует. Полагаем, есть устное согласие автора и композитора Урала Рашитова».

Вспомним громкий спор с Гузель Уразовой из-за прав на песню «Красивая и хороший», впрочем, закончившийся публичным примирением сторон Вспомним громкий спор с Гузель Уразовой из-за прав на песню «Красивая и хороший», впрочем, закончившийся публичным примирением сторон Фото: «БИЗНЕС Online»

А вышеупомянутый Байтеряков, по словам собеседником издания, «все 20 с небольшим лет „кошмарил“ татарский шоу-бизнес угрозами судебных исков, он же судился с исполнительницей Василей Фаттаховой, даже отсудил у нее якобы какие-то баснословные суммы». «По факту правообладатель фонограммы и тиражирования произведения в исполнении Васили Фаттаховой (документально подтверждено). Данное юридическое лицо ошибочно утверждает, что оно имеет все исключительные права на произведение. Экспертная оценка утверждает обратное», — считают представители лейбла «Элвин Грей».

Фото предоставлено Гульнарой Рашитовой

В чем же суть конфликта с «Барс Медиа», который и стал поводом к сегодняшней дискуссии? «„Барс Медиа“ в лице Гараева — претендент на неисключительные права в части слов, которые якобы передала организации автор Рашитова на неисключительных правах на несколько лет (документально не подтверждено), — указано в письменном ответе. — В течение года нами были проведены переговоры с данным юридическим лицом, но к консенсусу мы не пришли. Основным требованием вышеуказанного юридического лица было совместное владение данным произведением (с этим мы согласились), а также ежегодное безвозмездное выступление на фестивале „Татар җыры“ на всех площадках бессрочно, с исполнением произведения на других площадках — только по согласованию с подписантом. Эти требования нам показались несколько странными, так как татарская версия была бы ущемлена в правах». Представителей лейбла утверждают: «Элвин Грей — это не щенок на привязи: туда ходи, сюда не ходи». В итоге соглашение не было заключено.

Но, возможно, претензии «Барс Медиа» могут исходить и из других фактов. Байтеряков в разговоре с «БИЗНЕС Online» пояснил, что «Барс Медиа» в начале 2000-х передавали права на раскрутку, рекламу песни «Туган як» в исполнении Васили Фаттаховой: «Они ее в сборник включали и по радиостанциям крутили». В любом случае наша газета готова предоставить компании возможность высказать свою позицию на наших страницах.

«Барс Медиа» в лице Камиля Гараева (на фото) — претендент на неисключительные права в части слов, которые, якобы, передала организации автор Гульнара Рашитова на неисключительных правах на несколько лет «Барс Медиа» в лице Камиля Гараева (на фото) — претендент на неисключительные права в части слов, которые якобы передала организации автор Гульнара Рашитова на неисключительных правах на несколько лет Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы пришли к выводу, что единственным законным правообладателем произведения является Урал Рашитов. С ним и были заключены соответствующие договоры», — резюмируют представители Юльякшина. Композитор Рашитов, уфимец, некогда много лет работавший в коллективе Хании Фархи, автор многих хитов татарской эстрады, подтвердил «БИЗНЕС Online», что заключил с лейблом «Элвин Грей» контракт на передачу неисключительных прав: «Они просто могут исполнять „Туган як“». Также он добавил, что не понимает шума вокруг произошедшего.

«Изучив все представленные документы, мы пришли к выводу, что единственным законным правообладателем произведения является Урал Рашитов (на фото)» «Изучив все представленные документы, мы пришли к выводу, что единственным законным правообладателем произведения является Урал Рашитов (на фото)» Фото: vk.com/uralrashitov

«У Рашитова такая привычка есть: он налево-направо подписывает договоры на проданные песни»

Однако еще один житель Башкортостана, директор студии «Мастер» Байтеряков, где в свое время записывалась певица Фаттахова, категорически с этим не согласен. «У меня есть контракт от 4 января 2002 года, подписанный с Уралом Камиловичем Рашитовым (с автором музыки, но не слов) о передаче исключительных авторских прав на бессрочное пользование студии „Мастер“, директором которой я и являюсь, — рассказал Байтеряков „БИЗНЕС Online“. — То есть права были переданы мне. И я имею право разрешать третьим лицам публичное или коммерческое использование музыки „Туган як“, не стихов».

По его словам, до 450-летия Уфы «Туган як» нигде ни на башкирском языке, ни на русском языке не звучала: «На татарском она 25 лет уже звучит. Впервые на башкирском ее Элвин Грей на 450-летии Уфы исполнил и потом перевел стрелки, что все вопросы не к нему, а к организаторам фестиваля, министерству культуры Башкортостана. Мы общались с авторским обществом, встречались с директором филиала, они в курсе, что по песне „Туган як“ существует такой подвисший вопрос».

По мнению Байтерякова, недавнее заключение договора композитора Рашитова с лейблом «Элвин Грей» тянет на ст. 159 УК РФ о мошенничестве: «Нельзя продать объект, скажем например квартиру и музыкальное произведение, так как оно является интеллектуальной собственностью, несколько раз. Если он (Рашитов прим. ред.) в 2002 году его продал, он уже не имеет права продавать вновь. При всем уважении к его творчеству у Рашитова такая привычка есть: он налево-направо подписывает договоры на проданные песни. В Казани один коллектив тоже эту песню пытался присвоить. Исполнял на телевидении, мы претензию отправили, они сразу и с эфира, и из репертуара эту песню убрали. То есть мы им показали, что у нас имеется договор на эту песню, копия договора лежит в башкирском филиале РАО».

По мнению Григория Байтерякова, нынешнее заключение договора композитора Рашитова с лейблом «Элвин Грей» тянет на ст. 159 УК РФ о мошенничестве По мнению Григория Байтерякова, недавнее заключение договора композитора Рашитова с лейблом «Элвин Грей» тянет на ст. 159 УК РФ о мошенничестве Фото: vk.com/id146164442

По словам нашего собеседника, видел договор от 2002 года и продюсер Грея, а команда артиста еще пять лет назад пыталась приобрести права на музыку, «но потом переговоры сошли на нет». «Сейчас у меня юрист занимается этим делом, мы будем подавать иск, — констатирует Байтеряков. — Если ему (продюсеру Юльякшина Александру Слюсаренко  прим. ред.) Урал Рашитов передал права — значит, иск будет к Уралу Рашитову. Если же у него этого контракта нет — значит, будем к Элвину Грею предъявлять».

Также директор «Мастера» опроверг слова о проблемах, которые у него были во взаимоотношениях с первой исполнительницей «Туган як». «С Василей Фаттаховой у нас не происходило никаких разбирательств, у меня был с ней контракт, — говорит Байтеряков. — Она ни с кем не хотела заключать контракт, потом мы с ней познакомились. У меня жена, тоже певица Резеда Байтерякова, с ней была в прекрасных отношениях. Они были подругами, дружили мы семьями очень хорошо. В 2001 году, в ноябре, мы с ней подписали договор на выпуск альбома „Туган як“. И потом всю жизнь мы с Василей работали, никаких разбирательств. Мы очень выгодный контракт на то время подписали. Она была очень довольна».

«Я, как автор песни, ее создатель, получается, виноват перед пиратом»

Рашитов же признает наличие контракта, но не все так просто. «Байтеряков тогда занимался продажей кассет, как в народе говорится, „пираткой“, огромными тиражами, — вспоминает композитор. — Я молодой был. Конечно, он мне какие-то бланки недописанные дал, я тогда хотел выпускать кассеты, только на этом акцентировалось внимание. Ни о каких исключительных правах речи не шло. Потом он вписал какую-то немыслимую сумму, будто бы он мне столько заплатил. И сегодня я, как автор песни, ее создатель, получается, виноват перед пиратом».

Более того, Рашитов направил те подписанные в начале 2000-х документы на экспертное заключение в Москву: «Более компетентные специалисты все это расследовали и свое заключение прислали, в котором указано, что я являюсь полноправным обладателем моего творения». Автор музыки «Туган як» прислал в редакцию этот документ, составленный в московской адвокатской конторе «Санкталекс» за авторством кандидата юридических наук Алексея Кубышкина с разбором «контракта с ООО „Студия Мастер“ от 04.01.2002».

Выводы юристов можно свести к двум основным позициям. Во-первых, права Байтерякова относятся к конкретной фонограмме, записанной на его студии с голосом Фаттаховой. Во-вторых, ему принадлежат права на тиражирование данной фонограммы на кассетах и дисках. «Права на такой объект как на музыкальное произведение само по себе, т. е. на саму мелодию, песню, т. е. на объект авторского права, по контракту не переданы», — считает адвокат Кубышкин.

«За Рашитовым У.К. остаются в полном объеме авторские права (исключительные права) на использование музыкального произведения „Туган як“, которые предусмотрены в ст. 1270 ГК РФ, которыми Рашитов У.К. вправе распоряжаться самостоятельно», — сказано в экспертном заключении. «Рашитов У.К. может передать третьим лицам право на публичное исполнение этой музыки, а также право на изготовление фонограммы указанной музыки», — пишут московские юристы.

Гульнара Рашитова: «Я значусь автором в российском авторском обществе, РАО меня приняло» Гульнара Рашитова: «Я значусь автором в российском авторском обществе, РАО меня приняло» Фото: vk.com/id201802257

«Грею покровительствует правительство»

Еще одним камнем преткновения стало авторство текста «Туган як». «Сначала у меня был русский вариант, потом я перевел его на башкирский. Я и сейчас русские песни пишу и перевожу на башкирский вариант, а в татарском я не силен. Она (Рашитоваприм. ред.), видимо, татарскую переработку текста передала (т. е. права на негоприм. ред.)», — сказал Рашитов в разговоре с нашим корреспондентом. — Элвин Грей исполнил же на башкирском языке, это перевод мой. Ему я подписал договор, чтобы он исполнил эту песню в ее башкирском варианте».

Композитор настаивает, что татарский текст «Туган як» — это «переработка» его оригинального текста: «У меня же с повторами в башкирском варианте все было. „Туган як, туган як“ — вторится, вторится в песне. А там этих повторений нет. Сокращенно словесно переработали, и все. Потому что машина шоу-бизнеса в Татарстане всегда хорошо работала, вот и переработали».

Однако у его однофамилицы иное мнение. «Автор музыки — Урал Рашитов, а ему приписали авторство слов. Я 25 лет была автором слов, и вдруг он стал: мол, башкирская версия принадлежит Уралу Рашитову, а татарская версия моя, — сказала нам поэтесса Рашитова. — Я значусь автором в российском авторском обществе, РАО меня приняло. Им удобно, что Урал им продал песню. Типа „мы же на татарском не поем“, короче, дурака валяют просто-напросто, крадут авторство. Решили так хитро-мудро завладеть песней».

«Башкирского текста на самом деле нет, — говорит, в свою очередь, Байтеряков. — Татарский и башкирский варианты отличаются всего тремя буквами. Автор оригинального текста на татарском языке — это Гульнара Рашитова. Насколько я знаю, она права на текст песни никому не передавала».

Сама поэтесса напомнила «БИЗНЕС Online», что Грей давно собирался перепеть «Туган як», еще в 2017 году на своем сайте он объявлял конкурс на новый текст песни, а позже в медиа объяснял, почему не поет сам знаменитую композицию, тем, что к этому неоднозначно относятся поклонники. «Они хотели „Туган як“ перепеть, но без согласия другого автора ведь не имеют права слова менять, — говорит Рашитова. — Урал [Рашитов], видимо, тогда побоялся пойти на такой риск, а сейчас же спокойно можно, потому что видит — Грею покровительствует правительство». Поэтесса говорит, что по-человечески относится нормально к композитору Рашитову, но «просто-напросто не сотрудничает»

«Туган як» написана в конце 90-х. Выпустилась песня в 2002 году, долго альбом не выпускали, поскольку и аранжировка была странной, никто ее не понимал. И потом студия «Мастер» эту песню выпустила. И как пошло-поехало — песня стала хитом. Но после смерти Васили Фаттаховой трек стал еще популярнее, потому что смерть певицы все равно сделала свое дело. Рашитова прислала обложку того альбома «Туган як», где написано, что музыку к одноименной песне написал Рашитов, а слова — Рашитова. Кстати, и в том документе, где ситуацию разбирают московские юристы, автором текста значится именно она.

По словам собеседницы нашей газеты, прав «Барс Медиа» поэтесса не продавала, но, если в случае суда «крупная компания» заплатит какую-то сумму, она не против.

А вот что сказано в ответе лейбла «Элвин Грей»: «Зная о том, что песня очень значима для двух народов, мы ведем переговоры через третьи лица с Гульнарой Рашитовой. Предложили ей единовременный гонорар и авторские отчисления в части текста на татарском языке, а также монетизацию со всех электронных площадок. Если ответа не будет, мы выпустим это произведение на татарском языке уже сами, так как имеем право на переработку произведения».

Как оказалось, Салават-абый не очень высокого мнения о «Туган як». «Это вообще не песня, если честно. Поэтому я на эту тему спорить даже не буду. Вот такие дела», — резюмировал Фатхетдинов Как оказалось, Салават-абый не очень высокого мнения о «Туган як». «Это вообще не песня, если честно. Поэтому я на эту тему спорить даже не буду. Вот такие дела», — резюмировал Фатхетдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

Салават: «Я бы все песни в исполнении Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой выкупил за счет государства»

Понятно, что в этой ситуации разберутся профессиональные юристы. Но если ли не доводить до публичного скандала и разобраться с происходящим при помощи государства? Может ли, к примеру, Татарстан выкупить права на «Туган як» на выгодных условиях для нынешних правообладателей?

Речь не идет о каких-то астрономических суммах. Когда композитор продает певцу свою композицию, разговор начинается с 30–50 тыс. рублей, говорит компетентный источник газеты. Но в случае с хитом татарской эстрады уровня «Туган як» речь может идти и об 1 млн рублей («Мы не российская эстрада, здесь другие деньги»). В любом случае авторы часто соглашаются на продажу прав, потому что в случае сотрудничества с РАО, скорее всего, та же сумма им «накапает» только через десятки лет.

Сам композитор Рашитов не захотел говорить, за какую сумму продал неисключительные права лейблу «Элвин Грей»: «Эта сумма вам какое понимание даст? Я бы не хотел ее называть. Я могу и 10 рублей назвать, и 10 тысяч, могу сказать, что 500 тысяч. Какая разница?»

Народный артист РТ и РБ, советник министра культуры РТ Салават Фатхетдинов в разговоре с «БИЗНЕС Online» признался, что невысокого мнения о «Туган як» как о музыкальном произведении: «Это вообще не песня, если честно. Поэтому я на эту тему спорить даже не буду. Вот такие дела». Но с самой проблематикой певец знаком и даже предлагал один раз ее решение в случае с татарским музыкальным наследием. «Я обращался к Василю Гаязовичу [Шайхразиеву], но, видимо, невнятно объяснил, — рассказал Салават-абый. — Я бы все песни в исполнении Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой выкупил за счет государства, и чтобы все пели, чтобы их песни звучали, их творческая жизнь сохранялась. Вот за это я переживаю, а за остальное... Пусть делают что хотят».

Ирада Аюпова: «Государство, когда выкупает песни для тех или иных исполнителей, то это больше социальная поддержка автора» Ирада Аюпова: «Государство когда выкупает песни для тех или иных исполнителей, то это больше социальная поддержка автора» Фото: «БИЗНЕС Online»

В свою очередь, министр культуры РТ Ирада Аюпова сказала «БИЗНЕС Online», что слышала о конфликте по поводу прав на «Туган як», но, хотя со многими из действующих лиц и находится на связи, соответствующие вопросы с ними не обсуждала. Что касается покупки прав государством, то она считает такую практику «не очень правильной». «Государство когда выкупает песни для тех или иных исполнителей, то это больше социальная поддержка автора», — говорит министр культуры Татарстана. Она считает, что лучше развивать саму систему соблюдения авторских прав в России, в этой практике сегодня тоже немало проблем.

«Мне кажется, здесь можно обратиться к практике нашего министерства культуры Республики Татарстан, которое в ряде случаев выступает приобретателем исключительных прав, — комментирует „БИЗНЕС Online“ эксперт, руководитель агентства „Артпатент“ Григорий Бусарев. — Оно может размещать заказы, а иногда, возможно, и выступать инициатором закупки. Но это уже вопрос непосредственно к самому министерству, есть ли у них такая практика. Я знаю, что министерство культуры — и российское министерство, и, наверное, наше республиканское — выступает в ряде случаев приобретателем авторских прав на какие-то произведения с целью последующей передачи. Это может быть в рамках каких-то госконтрактов. Тоже практика известная, когда государственные учреждения или министерства выступают, например, заказчиками каких-либо работ, в том числе творческих, и в этом случае становятся приобретателями исключительных прав. Затем они могут их там дальше предоставлять кому-либо».

Что касается выкупа отдельно взятых произведений государством, то юридически это возможно. «При желании приобретателем прав может быть любое лицо, любой субъект», — резюмирует Бусарев.

«БИЗНЕС Online» продолжит следить за развитием событий вокруг авторских прав на один из главных татарских хитов.

P. S. Уже после выхода статьи стало известно, что ролик на YouTube, на который подавало жалобу TMTV, сейчас доступен для просмотра.