Искандер Измайлов: «Иногда для неожиданного открытия необязательно пересекать океаны или пустыни. Давно знакомые места тоже полны «открытий чудных» Искандер Измайлов: «Иногда для неожиданного открытия необязательно пересекать океаны или пустыни. Давно знакомые места тоже полны «открытий чудных» Фото: «БИЗНЕС Online»

Путешествие в «Новый Сувар»: история одного мифотворчества

«Дошед до краев возможности, вольномыслие возвратится вспять. Сия перемена в образе мыслей предстоит нашему времени. Не дошли еще до последнего края беспрепятственного вольномыслия, но многие уже начинают обращаться к суеверию».

Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Люди по натуре кочевники. Они издревле скитаются по миру в поисках новых мест. Без этого вечного движения не было бы ни прогресса, ни процветания человечества. Однако иногда для неожиданного открытия необязательно пересекать океаны или пустыни. Давно знакомые места тоже полны «открытий чудных».

Взять хотя бы Алькеевский район Татарстана. Расположен он не так далеко от Казани, но есть в нем свои достопримечательные, удивительные места. Там даже кажется, что попал в неведомый и сказочный край. В нем время остановилось, располовинилось, создав стойкое ощущение, что ты в «Городе Зеро», как в фильме Карена Шахназарова, снятом в те далекие времена, когда кинотворчество интересовало уважаемого режиссера больше политики.

Вот и я на алькеевской земле открыл для себя чудный новый мир. Благо о попадании в него возвещала заботливо установленная стела, возвышавшаяся над хилой лесопосадкой и едва колосящимися полями озимых. Надпись на стеле меня поразила до глубины души. Наверное, с таким же изумлением главный герой трилогии братьев Стругацких «НИИЧАВО» Привалов впервые читал надпись на историческом здании: «Изба на куриных ногах. Памятник Соловецкой старины». Так понедельник начался в субботу. Все как обычно.

Я спустился по бетонным ступенькам к стеле, высившейся в отдалении от шоссе, и прочитал: «Аттила — патша и великий полководец гуннов, предков сувар (чувашей) и народов Поволжья и Урала (вотяков (удмуртов), черемисов (мари), калмыков, зырян (коми), эрзя и мокша (мордвы), тюрок (татар, башкир), ханты и манси)». Нет, мир не померк перед глазами, но сильное душевное потрясение я испытал. Как-то не ждешь в алькеевской глубинке, да еще близ республиканской трассы, подобной декларации. В ней прекрасно все. Буквально каждое слово.

Аттила в латинских источниках реально именуется как rex (вождь), но титул патша — иранское заимствование в татарском — откуда он был в XIX веке заимствован чувашами? Назвать Аттилу «патшой» — это сильное искажение реалий прошлого. Конечно, можно его назвать и «царем», но также можно его именовать любым другим титулом — раис, цезарь или король.

«Аттила в латинских источниках реально именуется как rex (вождь), но титул патша — иранское заимствование в татарском — откуда он был в XIX веке заимствован чувашами?» «Аттила в латинских источниках реально именуется как rex (вождь), но титул патша — иранское заимствование в татарском — откуда он был в XIX веке заимствован чувашами?» Фото предоставлено Искандером Измайловым

Декларируется простой и четкий посыл, что современные чуваши — это сувары

Но не это главное. По тексту получается, что гунны — предки чувашей, а также вотяков, черемисов и зырян, эрзи и мокши, тюрок, ханты и манси (следовало, конечно, написать хантов). При этом мордовская нация разделена на две этноязыковые группы, в то время как такие же этноязыковые группы у других народов не указаны. Например, анатри и вирьялы у чувашей, горные и луговые мари, коми-пермяки и коми-зыряне. Здесь важен принцип — или у всех указывать, или ни у кого. При этом чуваши названы неведомым для этнографии термином «сувары». Увидеть в Татарстане такую дикую смесь дилетантизма с неполиткорректностью… это был культурный шок.

Но если вдуматься в текст надписи, то за всей ее общей безграмотностью декларируется простой и четкий посыл, что современные чуваши — это сувары. Это уже не просто активация исторической гипотезы, которая не подтверждается никакими источниками (ни историческими, ни археологическими, ни лингвистическими). Это политическая декларация, которая идет вразрез с политикой самой Республики Чувашия. Там могут строить разные гипотезы и проводить дискуссии о происхождении, но радикально менять свой этноним никто не собирается. Здесь же авторы текста прокламируют изменение всей системы этнонимии современных народов. По сути, стела свидетельствует о формировании в среде некоторых чувашских активистов альтернативного прошлого и попытках внедрения его в общественное сознание.

Есть еще одна вопиющая, но осознанная ошибка автора текста. Получается, что кочевое (и возможно, тюркоязычное) племя гуннов — это предки финно-угорских (восточнофинских) народов. Как автор текста понимает этногенез народов Волго-Уральского региона — это его проблема, но, провозглашая такое, он напрочь отметает картину происхождения народов, которую десятилетиями выстраивали историки.

Современная наука не предполагает, что гунны принимали участие в этногенезе финно-угорских народов. Никакого отношения к гуннам не имеют и калмыки, которые мигрировали из Джунгарии в XVIII веке. При этом в число перечисленных народов не попали венгры, которые могли иметь определенные генетические (хотя и опосредованные) связи с гуннами. Не говоря уже, что ставка Аттилы располагалась в Венгрии и в ее земле он был погребен. Почему-то не попали в число потомков гуннов другие тюркские народы — казахи, балкарцы, гагаузы. Видимо, недостаток знаний не позволил автору перечислить все народы Восточной Европы. Или он не посчитал эти народы достаточно важными, чтобы их упомянуть.

Так кто такой Аттила?

Читаем текст стелы дальше: «Аттила — отец страны, ат (атте), ил — страна, государство. Все это в чистейшей форме сохранилось в современном чувашском языке. Этим именем сейчас чуваши называют своих долгожданных сыновей». «Прочтение» или «расшифровка» имени Аттилы, разумеется, не имеет ничего общего с лингвистикой. Академик, языковед Андрей Зализняк такие опусы называл «любительским языкознанием», когда человек, не имеющий никаких понятий о лингвистической науке, пытается делать умозаключения по поводу имен и топонимики. С такой методикой можно «прочитать» любое имя. Например, Аттила можно считать «лошадиным именем» — Атле (Атли — имя Аттилы в германском эпосе).

В реальности автор текста просто считает, что все читающие его не знакомы с чувашским языком и воспримут слова на веру. На самом деле «Отец страны» по-чувашски звучало бы — «Атте ҫӗршыв» или «Атте патшалӑх». «Иль» («эль») — слово из общетюркского происхождения и отсутствовало у чувашей. В реальности ведущие тюркологи (Прицак, Рона-Таш и др.) склонны считать, что имя-титул Аттилы означал «Всеобщий, океанический, мировой», что очень напоминает имя-титул Чингисхан (Дингез-хан).

Особенно забавна отсылка, что чуваши именем Аттилы называли своих долгожданных детей (видимо, все другие дети с другими именами у чувашей не долгожданные). Учитывая, что все имена у чувашей до середины ХХ века были христианскими, появление в именнике имени Аттила связано с влиянием высшего образования. Но этот аргумент могли бы предъявить и татары — у нас тоже есть это имя. Например, писатель Атилла Расих.

Далее идет полный ошибок ученический пересказ учебника с краткой биографией Аттилы. Так, на три с минусом. Но далее излагается еще более занимательный текст: «Патша Аттила был прост и внимателен в обращении со своим народом. «Очень важно, чтобы все гунны гордились своими обычаями, — считал Аттила. — Человек должен быть верен своему слову. Надо уважать и простого, и знатного гунна… Государство, опирающееся только на один род, слабо. Надо объять всех желающих иноплеменников и иностранцев, уважать их, обучать языку и традициям. Награждать достойных и человечных. Величие каждого гунна измеряется самоотдачей во имя Родины…“»

Чингисхан, Тамерлан, Аттила — для американцев все едино

И тут у меня в памяти что-то щелкнуло. Где-то я эту претенциозную и глупую чушь уже читал. Меня озарило! Не так давно я купил брошюру некоего американского социолога Уэсса Робертса с вызывающим названием «Секреты лидерства гунна Аттилы». В предисловии эта книга рекламировалась как «пособие, обучающее лидерству в бизнесе, власти, жизни, применяя опыт Аттилы Завоевателя в интригах римского двора и на поле брани к практике корпоративного управления и менеджмента, борьбы в кулуарах власти и государственных интригах».

Возможно, этот коуч, преподающий у американских бизнесменов, которые ничего в жизни не читали, кроме биржевых сводок, мог апеллировать к авторитету и выдуманным им самим максимам великого завоевателя и покорителя Европы Аттилы (а мог упомянуть и Чингисхана с Тамерланом — для американцев все едино). Но, полагаю, ему и в дурном сне не могло привидеться, что его фразы, выдуманные для обучения офисного планктона, будут восприняты как набор реальных исторических цитат. Всерьез и с пафосом выдаваться за мысли Аттилы. Это настоящая слава, о которой несчастный коуч по менеджменту Робертс, вероятно, даже не смел мечтать.

Я едва не захохотал, представив лицо автора, когда он узнает, что его книга в Татарстане стала тиражироваться как сборник цитат Аттилы. Но все открытия этого текста на стеле были еще впереди. Выясняется, что «сохранился древний чувашский эпос „Аттила Кримкилте“, в котором патша и предводитель гуннов называется отцом народа, страны. Этот эпос издан на чувашском языке, переведен и опубликован на русском, болгарском и немецком языках». А вот это уже реально полная чушь.

Дело в том, что никакого древнего чувашского эпоса «Аттила Кримкилте» не существует. Поэма народного писателя Чувашии Михаила Юхмы называется «Аттил и Кримкильте», которую он выдает как фольклор и даже древний эпос. Недавно он уехал в свою деревню и, побродив по родным просторам, понял, что леса и поля навеяли ему слова древнего эпоса. Но он родился не в то время. Еще лет 70 назад, когда Мухаметша Бурангулов писал своего «Урал-батыра», это еще сошло бы за «народный эпос». Но сейчас другие времена. Наукой данная поэма ни древней, ни народной не считается. Но Юхма не унывает и работает еще над одной столь же «древней и народной» поэмой — теперь о булгарах — «Ылттӑнпик (Ылттанпик)». Будем с нетерпением ждать новых «открытий» чувашских писателей — открывателей «древних эпосов».

Блаженный остров коммунизма

Что касается этой стелы, то ее автор, видимо, не читал и не видел этого «древнего эпоса», поскольку не смог даже правильно его назвать. Но этого текста оказалось достаточно, чтобы разжечь мое воображение. Мне захотелось понять, что я увижу, если поверну направо от этой «распутной стелы». И я повернул.

Недолгая дорога вывела меня к селу Сиктерме-Хузангаево — родине Педера Хузангая (его имя позволило жителям переименовать не очень благозвучное название села). Само село произвело впечатление довольно процветающего места. Очевидно, благодаря существованию филиала компании «Звениговский» — ООО «Хузангаевское», которое и определяет его благосостояние.

На растяжках на стенах предприятия и в селе вывешены трюизмы типа: «Помогая себе — помогаешь селу» или «Работая на предприятии — работаешь на себя» и прочие в этом духе. Многое о мышлении «красного директора» Ивана Казанкова говорит странный парк с претенциозным названием «100 лет СССР». Либо строитель парка не знает, что СССР не дожил даже до своего 70-летия, либо таким нехитрым способом он решил продлить ему жизнь.

Главная достопримечательность парка — уменьшенная стилизованная копия ракеты «Союз». Печально, но правда. Вся мощь и труд многих поколений советских людей вылетели в космос, оставив на земле разруху и беспросветную нужду во всем. А какие страшные слова описывают советский быт: «девсит» (так специфично выговаривал слово «дефицит» Аркадий Райкин) и «блат» (слово, которое я лично никак не могу растолковать своим не то что внукам, но и детям).

При всей монументальности и помпезности этого парка «достижений» Страны Советов весьма удручает скромный, заброшенный на отшибе памятник односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. На нем несколько десятков имен. Нет даже мощеной дорожки к этому памятнику, тогда как вокруг парка и других зданий комплекса сплошь асфальт и дорожки. Это одна из черт «реального» или «развитого» социализма — прославление каких-то абстрактных достижений (освоение космоса или «Я верю — будет больше чугуна и стали на душу населения в стране»), но не реальных людей, положивших свои жизни на алтарь Победы, остановив «коричневую чуму».

«В стороне от огромного майдана в селе, на берегу искусственного озера, строится огромная крепость» «В стороне от огромного майдана в селе, на берегу искусственного озера, строится огромная крепость» Фото предоставлено Искандером Измайловым

Мифы чувашской общественности

О чем же думает директор предприятия ООО «Хузангаевский»? Неужели ему кажется, что, создав некую копию или назвав парк громким именем, можно изменить реальное прошлое, переиграть его, возродить и переформатировать? А ведь именно так он поступает, конструируя некую «суваро-булгарскую прошлую реальность».

В стороне от огромного майдана в селе, на берегу искусственного озера, строится огромная крепость. Строящийся туристический комплекс «Новый Сувар», по планам руководства ООО «Хузангаевское», быстро должен выйти на прибыль.

Сразу скажу, что все эти постройки не имеют ничего общего ни с историческим наследием булгар, ни с просветительскими проектами, а являются воплощением мифа, который возник в головах некоторых представителей чувашской общественности.

Основой для строящегося мифа является та самая крепость, которую руководство ООО «Хузангаевский» именует «Новым Суваром». Но никакого отношения к Волжской Булгарии это строение не имеет, а сам исторический город Сувар располагался, по мнению всех историков и археологов, в районе села Кузнечиха (Кузнечихинское городище), где находится музей Сувара, филиал Болгарского историко-архитектурного заповедника.

Самовольно присваивая своему проекту название исторического булгарского города, руководство ООО «Хузангаевский» берет на себя функции научно-исторического учреждения, а по сути, пытается присвоить себе историческое наследие татарского народа.

Общая площадь крепости — 9,5 га: такой огромной укрепленной площадки не имело большинство из известных булгарских городищ. Главной частью этого проекта являются огромные стены 6-метровой высоты, сложенные из кирпичных блоков. С четырех сторон расположены проездные башни, а через каждые 100 м — небольшие четырехугольные башни. Явный источник для реконструкции — постройки из Дунайской Болгарии и Византии. Это понятно — на Балканах довольно много строительного камня и строительные традиции развивались с античной эпохи. И подобная реконструкция обычно основывается на частично сохранившейся постройке и изобразительном материале.

В данном случае «реконструкция» «Нового Сувара» — это ничем не подкрепленная фантазия. Известные науке факты свидетельствуют, что все булгарские города и крепости защищались деревоземляными стенами, сравнительно дешевыми, крепкими, которые достаточно легко ремонтировались.

Т. е. стены, которые возводятся в селе Сиктерме, — это не реальная реконструкция, а фантазия на тему придуманной булгарской истории. Это и есть главный смысл такого затратного и амбициозного проекта, который не имеет ничего общего с историей и научными представлениями о прошлом и является прямым противопоставлением реконструкциям Болгарского городища. Если там все сохранено с булгарской и золотоордынской эпох в полном соответствии с научной реконструкцией, то проект «Новый Сувар» — это вызов науке истории.

«В проекте постройка указана как „храм огня зороастрийской культуры“. Здесь нет никакой аналогии, поскольку зороастрийские храмы в Сасанидском Иране и сейчас в Индии — это совершенное другое» «В проекте постройка указана как «храм огня зороастрийской культуры». Здесь нет никакой аналогии, поскольку зороастрийские храмы в Сасанидском Иране и сейчас в Индии — это совершенное другое» Фото предоставлено Искандером Измайловым

«Храм огня зороастрийской культуры»

В центре каменной крепости возводится двухэтажная постройка из красного кирпича. Какой вид она приобретет после окончания строительства, не очень понятно, но это явно не простая реконструкция, а именно жилая, теплая постройка, о чем говорят труды газового отопления, нелепо торчащие снаружи. На первый взгляд, это какой-то аляповатый дом, но, судя по плану, нечто совсем другое. В проекте постройка указана как «храм огня зороастрийской культуры». Здесь нет никакой аналогии, поскольку зороастрийские храмы в Сасанидском Иране и сейчас в Индии — это совершенное другое.

Главным и непременным атрибутом зороастрийского храма является неугасимый «вечный» очищающий огонь, который горел на специальной платформе. Как все это будет организовано в здании, непонятно. Конечно, подвести газ и зажечь его можно, но какой смысл в это вкладываться? А ведь можно было бы создать достойный монумент павшим землякам и там зажечь вечный огонь… Но это не служит воплощению мифа, не прославляет неких мифических предков, никогда в таком виде не существовавших, неких идеальных предков — высших существ, дающих нам пример. Так ведь говорил Заратуштра, основатель зороастризма, если верить выдумщику Ницше: «К сверхчеловеку лежит сердце мое, он для меня первое и единственное — не человек; не ближний, не самый бедный, не самый страждущий, не самый лучший». Вот адепты этого вымышленного мира, видимо, тоже зачитывались классиком немецкой философии, иначе откуда такая страсть к зороастризму, вплоть до желания возродить его культ в современном Татарстане?

Кстати, о храме. Это ведь культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. По сути, это место молитв и совершения других обрядов.

С одной стороны, пока никто не слышал, чтобы в чувашском православном селе Сиктерме появились зороастрийцы. Возникает вопрос: можно ли это здание объявлять храмом и насколько правомерно с точки зрения закона создавать неканонические и нетрадиционные церкви? Насколько известно, все эти действия должны строго регулироваться и получать разрешение на строительство и функционирование. Насколько понимаю, ничего этого пока не сделано.

«Рядом с „псевдохрамом“ расположены псевдокапища из камней — такой мини-Стоунхендж» «Рядом с псевдохрамом расположены псевдокапища из камней — такой мини-Стоунхендж» Фото предоставлено Искандером Измайловым

Реконструкция истории по-чувашски

Неясно, как будут реагировать РПЦ и мусульманское духовенство, когда в месте их канонической территории появится неосвященная новая церковь. Во всяком случае РПЦ может отреагировать очень резко, когда напротив православной купели возникнет «храм огня», а в селе со столетними христианскими традициями появятся некие зороастрийцы. Руководство Татарстана может сильно подставиться под политическую критику на совершенно пустом месте. Тем более что рядом с этим псевдохрамом расположены псевдокапища из камней — такой мини-Стоунхендж.

В определенной степени смысл этого сооружения понять можно. В Болгаре есть набережная, где стоят стелы, показывающие развитие тюркской письменности и литературы. Это некая стилизация, воплощающая мысль, что слово, письмо и литература связаны воедино и даже ветхая бумага имеет крепость камня, когда на нее нанесены бессмертные строки поэтов и писателей. Здесь же мы видим некий ответ чувашских реконструкторов истории.

Конечно, вместо литературы они способны представить лишь некие владельческие тамги. И это нисколько не говорит об ущербности данной культуры, воплотивших ее в вышивке, фольклоре и обрядах. Ужасно, что сами адепты «Нового Сувара» считают эту народную культуру низкой и недостойной и стремятся создать нечто, никогда не бывшее — руническую письменность, присвоить чужие и чуждые символы, религию и обряды.

А сами плоть от плоти чувашские деревянные идолы убраны с глаз долой. Им не нашлось места в этом заповеднике «суваро-чувашской» культуры — они ютятся за пределами, на берегу водоема, хотя, по идее, должны стоять на лесной поляне. Но места реальному чувашскому наследию в этом комплексе нет. Зато есть место вымышленной истории и религии зороастризма, совершенно чуждой культуре чувашей. Они помечены некими тамгообразными знаками и рисунками, заимствованными из византийских храмов. В проекте они указаны как «каменный парк с руническим алфавитом, арабской вязью, таврами (тамгами) и тотемами».

Как в одном месте могут соседствовать языческое капище, храм огня и мусульманская символика, известно только создателям этого паноптикума. А к исторической традиции булгар (и, кстати, сувар) данный горячечный бред не имеет никакого отношения. Все, что нам известно о булгарской истории и археологии, — это то, что булгары были строгими приверженцами ислама и довольно однородным в этнополитическом отношении обществом. Более того, они были проводниками мусульманской цивилизации среди других народов Волго-Уралья. Никаких следов язычества и тем более зороастризма у булгар не зафиксировано. Не было никаких следов этого пресловутого зороастризма и у чувашского народа.

«РПЦ может отреагировать очень резко, когда напротив православной купели возникнет „храм огня“, а в селе со столетними христианскими традициями появятся некие зороастрийцы» «РПЦ может отреагировать очень резко, когда напротив православной купели возникнет «храм огня», а в селе со столетними христианскими традициями появятся некие зороастрийцы» Фото предоставлено Искандером Измайловым

Кто защитит татарское наследие от фальсификаторов?

Строительство на территории Алькеевского района Татарстана центра по распространению псевдонаучных знаний, который будет вести пропаганду, разрушающую идентичность татарской нации, не может не вызвать резкого неприятия.

Вопрос есть и в еще одном аспекте: а если завтра какой-нибудь латифундист, миллионер на землях Татарстана захочет поставить храм богини Кали и проводить в нем свои кровавые жертвоприношения — это тоже будет считаться просто сумасбродной выходкой богача? Найдет он приверженцев, соберет общину, начнет проповедовать, говорить, что наши предки пришли из Индии и это наши посконные обряды, которые мы возрождаем. Общественность и наши традиционные религии тоже будут закрывать на это глаза?

Когда дело касается объявления станции Шумерля наследницей древнего Шумера, это может быть поводом для анекдота, когда об этом издаются книги в Чебоксарах — подобное вызывает критику. Но когда этот миф воплощается в реальных осязаемых формах в центре Татарстана, рядом с центром древнего ислама и основой татарской цивилизации — священного Болгара, это уже вопрос исторической политики самого Татарстана, а не только братского чувашского народа. Здесь не до смеха и не до ерничанья. Это вопрос принципа.

То, что авторы данного проекта вышли далеко за рамки архитектурно-этнографического туристического комплекса, показывает стела на перекрестке с федеральной трассой. Вопрос в другом: как этот антинаучный и воплощенный в реальность миф вообще смог состояться? Неужели в республике никто не контролирует подобное творчество? Ни министерство культуры, ни госкомитет по охране объектов культурного наследия, ни Академия наук? Не пора ли поставить этому произволу заслон и защитить наконец наше историческое наследие от фальсификаторов?

Будущая головная боль для всего Татарстана

Под видом реконструкции общественности демонстрируется воплощенный в камне исторический миф — прямо поддерживается ничем не подкрепленная идея о том, что чуваши — потомки неких сувар, которые якобы были язычниками, имели руническую письменность и строили зороастрийские храмы, возводили языческие капища. При этом весь их «реконструированный», а по сути, придуманный мир — круче, чем у неудачников-татар.

Речь идет в конечном итоге не об исторической реконструкции и какой-то абстрактной интерпретации истории Булгарии, а о формировании этноцентричного мифа, который не имеет связи с реальной историей. Всякое соприкосновение с реальностью отвергается, как и любая научная дискуссия. Ее апологеты не опираются на реальные исторические знания и часто не имеют научного образования, соответствующей квалификации. Но все равно выступают адептами «нового знания», объединяя малограмотных и легко внушаемых людей. А любые попытки объяснить их заблуждения вызывают отторжение и еще больше укрепляют ее адептов в своей правоте.

Создание и существование такого этноцентричного проекта внутри Татарстана могут быть чреваты общественно-политическими коллизиями, поскольку те, кто занимается этим проектом, претендуют на фундаментальную часть культурно-исторического наследия татар, а именно — на булгарскую мусульманскую культуру. Они стремятся ее разрушить и раздробить. Представить мусульманскую Булгарию, ставшую исламской страной с однородно мусульманским населением, в виде некоего конгломерата племен с какой-то синкретичной культурой, полуязыческой, полузороастрийской.

Они пытаются найти оправдание своим псевдонаучным мифам, а в качестве доказательства, не имея возможности спорить с наукой по существу, создают псевдоисторический парк «Новый Сувар». Он такой же «новый», как парк «100 лет СССР», т. е. псевдоисторический продукт, созданный по незнанию элементарных основ исторической науки о прошлом Поволжья.

Пока весь проект выглядит невинно, но в самом ближайшем будущем способен стать дикой головной болью для всей Республики Татарстан. Ведь, как говорил человек, создавший свой зороастрийский культ, но закончивший жизнь в психушке: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Если ты равнодушно смотришь на рождение и укрепление мифа, формирование проекта с антинаучной картиной прошлого внутри республики, то скоро его адепты с интересом посмотрят на тебя. Если уже не взглянули…