Владимир Путин подписал указ о единовременной выплате военным, заключившим контракт на участие в специальной военной операции, в размере 400 тыс. рублей Владимир Путин подписал указ о единовременной выплате военным, заключившим контракт на участие в специальной военной операции, в размере 400 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

195 тыс. теперь в прошлом

Сегодня президент России Владимир Путин подписал указ о единовременной выплате военным, заключившим контракт на участие в специальной военной операции, в размере 400 тыс. рублей. Единовременная мера поддержки будет положена тем, кто подпишет контракт с Вооруженными силами РФ в период с 1 августа по 31 декабря 2024 года. Ранее подъемные от государства составляли 195 тыс. рублей и действовали с осени 2022-го.

Кому конкретно положена выплата? Согласно указу президента, 400 тыс. подъемных, кроме новичков-новобранцев, заплатят ранее мобилизованным бойцам, которые решат заключить контракт. Также выплаты положены тем, кто служит по призыву и решит пойти на контрактную службу.

В тексте указа есть и перечень тех, кто на выплату не претендует. Это военнослужащие, замещающие воинские должности курсантов военных профессиональных образовательных организаций минобороны.

Поднимают миллионы, получают амуницию, попадают к своим: 7 важных причин идти на СВО через Татарстан

Кроме того, в третьем пункте указа Путин рекомендовал властям субъектов РФ установить региональную единовременную выплату в размере не менее 400 тыс. рублей за счет бюджетов регионов. Этот пункт на данный момент вызывает ряд вопросов.

Напомним, подъемные от Татарстана с начала июля составляют 1,05 млн рублей. Они выплачиваются по линии ДОСААФ РТ и сформировываются из внебюджетных источников. Т. е. из бюджета республики подъемные не выплачиваются. Таким образом встает вопрос, увеличит ли Татарстан выплату еще на 400 тыс. или переструктурирует уже действующую, разбив 1,05 млн рублей на 400 тыс. из бюджета и 605 тыс. из внебюджета. По данным источников «БИЗНЕС Online», сегодня в Казани пройдет совещание по данному вопросу.

«Я хочу обратить внимание, что Рустам Нургалиевич уделяет особое личное внимание этому вопросу. Потому его решением в республике системно повышают соответствующие выплаты. Дополнительная федеральная выплата, назначенная Владимиром Владимировичем, безусловно, существенное дополнение, которое позволяет республике оставаться в числе тех регионов, где сформирована одна из высоких выплат для контрактников», — прокомментировала повышение единовременной выплаты руководитель пресс-службы раиса РТ Лилия Галимова.

Уходящие на СВО через Татарстан разово могут набрать выплат до 1,7 млн рублей Уходящие на СВО через Татарстан разово могут набрать выплат до 1,8 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Так сколько всего можно получить в РТ за раз?

До сегодняшнего дня, заключив контракт в Татарстане, можно было получить до 1,5 млн рублей. Единовременные выплаты при заключении контракта в РТ достигли очередного пика в июле. Раньше «бонус» новобранцам, уходящим на СВО через Татарстан, составлял сначала 305 тыс. рублей, потом 505 тыс. рублей, но в начале месяца раис РТ Рустам Минниханов повысил его размер еще на 500 тыс. до беспрецедентной суммы в размере чуть больше 1 млн рублей.

Помимо республиканской доплаты, действуют в Татарстане и муниципальные выплаты, сформированные также из внебюджетных источников (от предприятий и организаций города или района). Размер этой доплаты разнится в зависимости от уровня благосостояния муниципалитета. Одна из самых крупных единовременных выплат при заключении контракта — в Казани: здесь новобранцам к татарстанскому миллиону добавляют еще 300 тыс. рублей от муниципалитета. Т. е. уже набирается 1 млн 205 тыс. рублей. И уже к этой сумме прибавлялась федеральная выплата в размере 195 тыс. рублей. С завтрашнего дня эта федеральная выплата вырастет на 215 тыс. рублей до 400 тысяч.

«В 2–3 раза лучше помогаем, чем в других регионах!»: Татарстан выложил перед контрактниками все козыри

Получается, что при поступлении на военную службу по контракту в РТ любой новобранец (в том числе и из других регионов) получает единовременную выплату в размере 1,8 млн рублей.

Плюс ряд республиканских предприятий по отдельной квоте трудоустраивают контрактников к себе и выплачивают им дополнительно до 100 тыс. рублей подъемных. Таким образом, получается, что уходящие на СВО через Татарстан разово могут набрать выплат до 1,8 млн рублей.

Кроме того, всем заключившим в РТ контракт выдадут форму и обмундирование.

«Это дополнительная мотивация принять решение пойти защищать родину» «Это дополнительная мотивация принять решение пойти защищать Родину» Фото: Александр Полегенько/ТАСС

«Выплаты поддерживают семьи бойцов»

Послужит ли стимулом увеличение разовых выплат от правительства РФ для новобранцев? По нашим данным, после июльской региональной надбавки от раиса РТ в военкоматах республики действительно увеличилось число желающих отправиться на фронт. Однако наши эксперты отмечают, что после увеличения президентских выплат наплыв будет небольшим.

Сергей Толстых — учредитель ГК ЧОО «Застава»:

— Я критиковать и осуждать решения президента не имею права и не хочу этого делать. Но покупать любовь к Родине — это, на мой взгляд, не совсем правильный ход. С другой стороны, теперь на фронте просто физически бойцов не хватает уже. Многие выведены из строя по ранению, есть, к сожалению, и без вести пропавшие. Есть и безвозвратные потери. Война — это кровь и жертвы, боль и страдания. От этого никуда не уйдешь.

Я так понимаю, что ближайших перспектив прекращения боевых действий у нас не предвидится. В связи с этим на фронте просто необходимы свежие силы, за счет которых будут производить ротацию людей, находящихся на передовой. Это первое. Второе, касательно выплат. Это уже далеко не первые выплаты в Республике Татарстан. РТ уже делала дополнительные выплаты в размере 1,5 миллиона. И это, конечно, поддерживает семьи бойцов. Но, с другой стороны, эта медаль имеет и обратную сторону. Когда бойцы придут с фронта, многие жены, привыкшие постоянно получать довольно-таки крупные денежные средства, просто выедят мозг своим мужьям. Вот негатив, который нам еще предстоит разбирать. И вот эти семейные внутренние конфликты будут толкать кого-то на суицид, кого-то на преступление, а у кого-то семьи распадутся. К сожалению, перспектива именно такая. Я не приукрашиваю. И мы это видим уже сейчас.

Так простимулируют ли эти дополнительные выплаты набор военнослужащих? Я повторюсь: все, кто хотел воевать, защищать Родину из идеологических соображений, уже там находятся. Кто-то уже никогда и не вернется. Те, которые пошли за деньгами, тоже уже там. Ну еще какой-то процент, может быть, примет решение в тяжелой жизненной ситуации покрыть свои кредиты, пойдя на фронт. Но это будет небольшой прирост.


Тимур Камалетдинов — исполнительный директор реготделения Российского военно-исторического общества в Татарстане (волонтер патриотического движения):

— Почему приняты [решения президентом] сейчас, знает только руководство нашей страны.

В целом я отношусь к [указу о введении единовременной выплаты для бойцов СВО] положительно. Во-первых, это дополнительная мотивация принять решение пойти защищать Родину. Я по опыту своих знакомых знаю, что они сомневаются ввиду того, что они [на СВО] уйдут, а здесь останется их семья. Дополнительные выплаты позволяют оставить подушку [безопасности] семье до тех пор, пока [военнослужащие в зоне СВО] не начнут получать зарплату. [Дополнительные выплаты] позволяют им здесь свои вопросы закрыть, потому что все мы живем в будничной текучке вопросов.

Во-вторых, бойцы смогут снаряжаться так, как им удобнее, эффективнее в то, что они считают лучше подойдет для них, с учетом тех целей, которые они будут выполнять. Это ни в коем случае не значит, что министерство [обороны] плохо снаряжает. Когда [бойцы] контракт подписывают, они понимают, куда они поедут, в какое подразделение и что будут делать. Поэтому [выплаты] дают возможность лучше, быстрее собраться, подготовиться и со спокойной душой поехать защищать Родину.

Я думаю, что [выплаты] обязательно простимулируют набор. Потому что есть определенное количество людей, которые хотели бы поехать защищать Родину, но их тормозит бэкграунд, который здесь. Нельзя бросить семью, надо им оставить финансовую подушку. Нужно закрыть свои долги, решить какие-то вопросы по работе и так далее. То есть все это даст им возможность легко и быстро все вопросы закрыть и со спокойной душой подписывать контракт.


Эдуард Шарафиев — депутат Госсовета РТ:

— Мы все прекрасно видим и наблюдаем тенденцию роста стимулирующих мер для того, чтобы рекрутировать новых добровольцев-контрактников в ряды Вооруженных сил Российской Федерации для выполнения задач специальной военной операции. И региональные стимулирующие меры поддержки, которые за время СВО уже выросли в десятки раз, на порядок, по крайней мере, точно. А сейчас, видимо, уже пришло время мер стимулирующей поддержки федерального уровня. Она прежде всего нацелена на то, чтобы стимулировать, придать дополнительную мотивацию на переход на контрактную службу ранее мобилизованных бойцов и военнослужащих, призванных на срочную службу. Почему именно сейчас? Возможно, все-таки прорабатывается вариант и механизм для того, чтобы провести демобилизацию тех мобилизованных бойцов, которые до сегодняшнего момента не перешли на контрактную службу и остаются в рядах Вооруженных сил в качестве именно мобилизованных. Возможно, решения в этом направлении все-таки будут приняты и демобилизация состоится. Потому эти мотивационные, стимулирующие меры призваны сделать так, чтобы те бойцы, которые готовы остаться проходить дальнейшую службу уже на контрактной основе, могли заключить контракт и остаться служить, выполнять задачи специальной военной операции. А те бойцы, которые по тем или иным причинам не подпишут контракт, возможно, все-таки будут, и мы на это рассчитываем, демобилизованы. Так как бойцы находятся там уже продолжительное время, они от боевых действий как психологически, так и физически устали. Поэтому те бойцы, которые не перейдут на контрактную службу, возможно, будут демобилизованы. И косвенно такие стимулирующие меры поддержки, в принципе, на это указывают. К тому же по факту мобилизованные бойцы уже находятся на специальной военной операции и переход их на контрактную службу — это чисто теоретически «перекладывание из кармана в карман» или «переливание из стакана в стакан». То есть количественно они ничего не меняют. Они меняют только статус бойца. С мобилизованного — на контрактника. 

Простимулируют ли эти меры набор? Ну смотрите. Работу непосредственно с мобилизованными и срочниками ведут в первую очередь их командиры и замполиты, которые ведут работу именно в агитационном плане, в пропаганде целей и задач специальной военной операции. Такая работа велась все время на протяжении СВО. Но дополнительные меры поддержки иногда играют решающую роль. Я считаю, что эти меры сослужат определенную стимулирующую роль, но не станут ключевым фактором.