Самой горячей темой заседания стали тепловые сети в Нижнекамске Самой горячей темой заседания стали тепловые сети в Нижнекамске Фото: kt.tatarstan.ru

АО «Татэнерго». Все идет по плану

В здании госкомитета РТ по тарифам накануне прошло очередное заседание штаба по контролю за выполнением инвестпрограмм. В начале заседания первый зампред комитета Лариса Хабибуллина рассказала, как на 1 июля текущего года обстоят дела в целом по республике. Так, инвестпрограммы теплоснабжающих организаций в части замены оборудования выполнены на 44%, строительства сетей — на 30%, программы освоили на 44%, хуже всего обстоит с реконструкцией и модернизацией сетей теплоснабжения (11%) и реконструкцией и модернизацией на источникам выработки тепловой энергии (8% освоения).

Компании из Бавлов и Менделеевска Хабибуллина пожурила за то, что до настоящего времени у них нет понимания по объектам инвестпрограммы, а Альметьевску досталось за то, что вот уже второй год подряд местная ресурсоснабжающая организация меняет ранее согласованные мероприятия на новые. «Здесь вопрос к формированию инвестпрограммы, в том числе к органам местного самоуправления. Раз они эти мероприятия согласовали, почему они под конец года меняются практически полностью?» — удивлялась чиновница госкомитета.

Первым докладывать по исполнению инвестпрограммы пригласили представителя АО «Татэнерго», так сказать, по старшинству — более половины от суммы всех инвестпрограмм РСО приходится именно на эту компанию. Всего в плане «Татэнерго» на 2024 год заложена внушительная сумма инвестиций в 4,1 млрд рублей, из них уже освоено 40% годового объема финансирования (почти 1,7 млрд рублей). Об этом доложил замгендиректора компании по стратегическому развитию Рим Галиахметов.

Среди основных задач — строительство магистрального тепловода от казанской КТЭЦ-1 до котельной «Горки», завершается модернизация энергетического котла на ТЭЦ-2 в Казани. Близится к концу техническое перевооружение и на казанской ТЭЦ-1. «Оборудование нами получено в полном объеме, на будущий год проведем монтажные работы», — заявил Галиахметов.

В настоящее время хуже дело обстоит с реконструкцией тепловода №17 на ул. Мусина. Здесь работы выполнены на 47%. «Работа сложная, большая, но сомнений, что работы будут завершены в срок, у нас нет», — заверил спикер. Также оперативно была завершена реконструкция тепловых сетей, запланированных к саммиту БРИКС, отметил докладчик. Кроме того, в рамках инвестпрограммы выполняются работы в Набережных Челнах, Нижнекамске и Заинске.

Срочная замена требует порядка 20% соединительных сетей, то есть это сети, которые соединяют ЦТП и магистральные сети Срочная замена требует порядка 20% соединительных сетей, то есть это сети, которые соединяют ЦТП и магистральные сети Фото: Олег Спиридонов

«Как будто сети там вообще дырявые»: нижнекамцы рискуют остаться без тепла

Основной же проблемой, стоящей перед «Татэнерго», является ситуация в Нижнекамске. Здесь продолжается коммунальный коллапс. Как признался Галиахметов, показатель надежности местной системы теплоснабжения составляет 0,03%.

«Это ненадежная схема, здесь оперативно, до отопительного сезона, предстоит проложить и заменить около 15 километров сетей, на что понадобится 700 миллионов рублей», — заявил он. В целом, по его словам, здесь предстоит принять на баланс 665 км сетей и 95 ЦТП (центральных тепловых пунктов). Раньше говорилось о 600 км сетей, но Галиахметов дал понять, что озвучивает уточненные данные. Речь здесь идет о сетях АО «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство» (ВКиЭХ), которые решено было передать в управление АО «Татэнерго».

Процент надежности не мог не вызвать обеспокоенности присутствующих. Так, глава комитета Александр Груничев поинтересовался максимально допустимыми границами показателя и поручил перепроверить показатель. «0,03 процента звучит, как будто сети там вообще дырявые», — заметил он.

«До 0,87 процента — это надежные системы, все что ниже, уже ненадежные. Ниже 0,5 процента — это уже ненадежные, а здесь 0,03 процента, ну я не знаю. Не доверять цифрам схемы теплоснабжения я не могу. Полный износ!» — констатировал Галиахметов.

«Прошедшая зима показала, что система теплоснабжения Нижнекамска крайне ненадежна, когда мы столкнулись с частыми порывами, в морозы температура на первых этажах домов опускалась до 18 градусов», — вынужден был согласиться руководитель исполкома Нижнекамского района Роман Булатов. Увеличить давление в сетях при этом местные коммунальщики тоже не могли, так как в этом случае возникали новые порывы в сетях.

Срочная замена требует порядка 20% соединительных сетей, т. е. это сети, которые соединяют ЦТП и магистральные сети. «Соответственно, есть вопрос системы горячего водоснабжения, которая также вызывает большие проблемы с точки зрения порывов и нарушения благоустройства города, нарекания жителей в связи с длительным отсутствием горячей воды», — посетовал чиновник.

По его словам, город находится под угрозой отказа в паспорте готовности к отопительному сезону. «Оценка системы — ненадежная. Она ставит под вопрос возможность получения паспорта готовности к отопительному сезону, что может поставить, соответственно, пятно и на Нижнекамском районе, и на республике в целом», — высказал опасения Булатов.

Причины высокого износа сетей, который составляет более 80%, он видит в том, что «город строился быстро, одномоментно, а процент замены при этом был менее 1 процента [в год]». «Я скажу, что в местах прорывов труха. Мы лазили подвалы, смотрели, с мужиками разговаривали по ситуации: действительно, в соединительных сетях сегодня труха под землей, которую срочно надо менять», — призвал представитель нижнекамского исполкома.

Но, кажется, эмоциональное выступление Булатова впечатление на членов комитета не произвело. «Учитывая ваш предыдущий опыт работы, думаю, что вы с поставленной задачей справитесь однозначно, опыт работы у вас большой», — заметил Груничев. Он, в свою очередь, получил ремарку от Булатова, что сделать это можно только при наличии денег. «Как говорят, с деньгами может каждый», — парировал с улыбкой на лице и под смешки из зала председатель комитета. «Поэтому они (деньги прим. ред.) каждому и нужны», — не оставлял попыток руководитель исполкома.

Сложная ситуация в городе и с водопроводно-канализационным хозяйством — ведь ВКиЭХ, передавшая «Татэнерго» тепловые сети, также поставляет хозпитьевую воду и оказывает услуги по отведению сточных вод. При этом просроченная задолженность компании составляет более 600 млн рублей при выручке в 1 млрд рублей.

На проблемную ситуацию обратил внимание председатель межотраслевого совета потребителей при президенте РТ Тимур Халиков. «Понятно же, что инвестпрограмма была, тариф устанавливался, ремонтные затраты включались, какая-то оценка должна быть, чтобы понять причину, почему довели до этого всего и когда этот порог [ненадежности энергосистемы] перешли?» — спрашивал Халиков. Мол, надо жителей Нижнекамска проинформировать — чтобы они «эту нагрузку на себе не тащили».

Начальник отдела надзора по исполнению законодательства в сфере экономики прокуратуры РТ Тимур Гильманов, также присутствовавший на заседании штаба, дал понять, что, по идее, неиспользованные средства инвестпрограммы нужно забрать у ВКиЭХ и раздать плательщикам, но пока в России подобной практики нет, так что перспективы идеи «достаточно туманные». Стоит отметить, что по ВКиЭХ ранее было возбуждено уголовное дело по ст. 159 («Мошенничество») в отношении неустановленных лиц. Как писали chelny-biz.ru, дело было возбуждено по согласованию с прокурором Татарстана Альбертом Суяргуловым, проверки на предприятии прошли после серии аварий, случившихся в Нижнекамске минувшей зимой, прокуратура недосчиталась 350 млн рублей, которые компания собрала с жителей города, но, предположительно, потратила не на то.

Груничев дал понять, что по закону поднять тариф с целью вернуть долг невозможно Груничев дал понять, что по закону поднять тариф с целью вернуть долг невозможно Фото: Андрей Титов

Поднять тарифы… чтобы вернуть долги?

Проблемы, хоть и в меньшем масштабе, наблюдаются и у РПО «Таткоммунэнерго». Так, у предприятия в работе два объекта — в деревне Универсиады и на улице Клары Цеткин. И если первый завершен на 95%, то второй не будет работать и в следующем году. «Нам объект без инвестпрограммы нельзя было передать. Ни один день, ни один час не работал, и почему-то меня заставляют менять там задвижки, а они новые. Я его делать не буду, потому что еще неизвестно, когда заработает этот объект», — был категоричен гендиректор компании Асфан Галявов.

В завершение мероприятия Галявов обратился к председателю комитета с просьбой помочь решить проблему задолженности управляющих компаний (УК) перед предприятием. На данный момент они должны «Таткоммунэнерго» 287 млн рублей. «Эти деньги уже не вернуть, так говорят УК. Как-то эти деньги включить в тариф [надо]», — предложил хитрый план гендиректор «Таткоммунэнерго».

Однако Груничев с ходу дал понять, что по закону сделать это невозможно. Также он заметил, что вопрос, в общем-то, не по адресу: работа по взысканию долгов с УК должна вестись совместно с прокуратурой и минстроем. Но, тут же оговорился глава госкомитета, он готов «проявить инициативу» и попытаться решить проблему. Представитель прокуратуры добавил, что вопрос уже на контроле, однако часть долгов невозможно взыскать из-за истечения срока исковой давности.

В свою очередь, председатель Халиков предостерег коллег от мысли о возврате долгов путем увеличения тарифа: «Я, конечно, с пониманием отношусь к долгам ресурсосберегающих организаций, но законодатель не просто так устанавливает проценты. Если сейчас все это еще впихнуть в тариф, чтобы потребители еще раз проплатили, то такое не совсем корректно будет», — заявил он.

Галявов пытался было задать еще один вопрос, но Груничев опередил его полушутливой цитатой: «Денег нет».