В Татарстане в 13 районах приступили к обмолоту зерновых культур. Всего на данный момент намолочено 22 тыс. т зерна при средней урожайности 35 ц/га. Одними из первых приступили к уборке зерновых культур в Сармановском, Буинском, Алексеевском, Дрожжановском, Алькеевском и Муслюмовском районах Фото: agro.tatarstan.ru

«Если 20 процентов влажности, нормальный хозяин не уберет зерно»

Непривычно рано в этом году аграрии приступили к уборке зерна — уже в 13 районах Татарстана комбайны вышли на поля, намолочено 22 тыс. т зерна при средней урожайности 35 ц/га. Всему виной — установившаяся жаркая погода, которая ускоряет созревание хлебов, сообщил сегодня на брифинге, посвященном старту уборочной страды, начальник отдела развития отраслей земледелия минсельхозпрода РТ Ирек Садыков.

«Влажность зерна от 20 до 40 процентов, однако по некоторым полям влажность зерна достигает 14 процентов», — заявил Садыков. Сказались обильные осадки, пролившиеся на татарстанские поля в июне. 20–40% — это очень много: согласно ГОСТу, влажность зерна при хранении должная составлять 13,5–15%, в противном случае высока вероятность, что зерно испортится. Чтобы этого не случилось, аграрии используют сушильные комплексы.

«Лето такое — в июне проходили неплохие дожди, увлажненность неплохая, в этой связи предлагаем запустить все имеющиеся сушильные комплексы, чтобы своевременно заложить зерно и семенной материал», — обратился Садыков к аграриям. В РТ имеется 387 сушильных комплексов.

«Если влажность — 20-40 процентов, значит, не дозрело зерно. Если 20 процентов влажности, кто уж убирает? — удивляется совладелица КФХ Исламгалиевых Зоя Исламгалиева. — Нормальный хозяин не уберет. Когда для хранения зерно убираешь, влажность должна быть 14 процентов. Если сдашь в элеватор — должен еще останешься, потому что за сушку все деньги оставишь там. А хранить такое зерно невозможно без сушильного комплекса». «Влажность у зерна должна быть от 11 до 13 процентов. Уборку зерна при влажности 20–40 процентов нельзя начинать, тогда смысла не будет, нужно ждать, чтобы влажности зерна не было. Зерно можно убирать после 16–17 процентов», — говорит глава КФХ Игорь Планин.

Но очевидно, что подобная проблема коснулась не все хозяйства. Так, генеральный директор ООО «ПК «Агромастер» Ильгиз Исламов, который уже начал уборку зерна на своих полях, сообщил нам, что влажность его озимой пшеницы получается в рамках нормы. «Сегодня у меня идет обмолот озимой пшеницы влажностью 14–14,5 процентов. Я его проветриваю и сразу на закладку вожу. Чуть-чуть подсушить надо, а так, чтобы серьезно [сушить зерно], пока я не вижу надобности», — уверяет Исламов.

Он поясняет, что влажность зерна на комбайне, когда происходит замер влажности, всегда бывает выше, но позже зерно подсыхает «самостоятельно». «Я обычно начинаю молотить даже с 18–19 процентов влажности, чтобы успеть [провести уборку в срок], а потом погода его подгоняет до 13–14 процентов, но я досушиваю до 12–13 процентов, чтобы на долгосрочное хранение положить», — говорит Исламов.

Вчера вышли на уборку озимой пшеницы и на предприятии «Апас-мол», урожайность выходит хорошая — 32 ц/га. «Влажность у нас небольшая — 17 процентов. Сушить зерно не придется», — говорит нам директор предприятия Марат Хасанов.

Влажность зерна при хранении должная составлять 13,5–15%, в противном случае высока вероятность, что зерно испортится. Чтобы этого не случилось, аграрии используют сушильные комплексы Фото: rais.tatarstan.ru

Стоит ли ждать рекордный урожай?

Средние по РТ 35 ц/га — это очень хороший показатель урожайности, но нужно понимать, что это пока самое начало уборочной кампании и показатели еще много раз могут качнуться как вправо, так и влево. Для сравнения: по итогу засушливого 2023 года урожайность зерновых в РТ составила 26 ц/га, а в суперурожайном 2022-м — 37 ц/га.

Каким будет урожай в этом году, аграрии пока опасаются говорить — как говорится, чтобы не сглазить. «Отработав почти 30 лет на земле, у меня не то чтобы предрассудки, но, пока я не обмолочу последний гектар, я про урожайность как-то не очень хочу разговаривать, — объясняет Исламов. Сезон должен быть лучше, чем в прошлом году, но чуть похуже, чем в позапрошлом. В позапрошлом году был вообще сумасшедший урожай, погодные условия были такими, все сошлось очень хорошо. И озимые, и яровые, и дожди вовремя. Такой урожай, как в 2022-м, у меня впервые за 25 лет, а в этом году чуть поменьше будет, наверное».

Исламгалиева также не считает, что урожай в этом году будет каким-то очень большим. «Ранние посевы побили. Многие пересевали, многие боялись, что заморозки будут, рано не стали сеять. В начале июня дождей не было, потом в середине июня только, а они уже чуть-чуть припоздали», — вспоминает фермер.

Так или иначе, обмолот зерновых уже начался в Сармановском («Родные края — Туган як»), Буинском («Авангард»), Алексеевском («Хузангаевское»), Дрожжановском («Рассвет Агро»), Алькеевском («Южное Алькеево»), Муслюмовском (КФХ Ильгиза Исламова) районах РТ.

В этом году в РТ предстоит обмолотить 1,3 млн га зерновых культур, 482 тыс. га масличных, 35 тыс. га кукурузы, а также выкопать сахарную свеклу с площади 55 тыс. га и картофель с площади 4,3 тыс. га, убрать овощи с площади 1,9 тыс. гектаров.

На уборочных работах в этом году будет задействовано 3 366 комбайнов. Их технический потенциал позволяет обмолачивать до 60 тыс. га в сутки. В текущем году приобретено только 50 новых машин Фото: agro.tatarstan.ru

Справятся ли комбайны?

На уборке всего будет задействовано 3,4 тыс. комбайнов, которым предстоит обмолачивать до 60 тыс. га в сутки. «Нагрузка на один комбайн у нас, конечно, немаленькая — 460 гектаров при норме 350 гектаров на комбайн», — сообщил Садыков.

Сказывается рост стоимости уборочных машин, а также уход из России ряда иностранных брендов энергонасыщенной сельхозтехники. Это, конечно, мешает обновлению машинно-тракторного парка как в Татарстане, так и в целом в РФ.

В РТ в текущем году было приобретено только 50 новых зерноуборочных комбайнов, сообщил Садыков журналистам. Для сравнения: в 2022-м в регионе был приобретен 141, а в 2023-м — 183 зерноуборочных комбайна. При этом для сдерживания интенсивного старения машинно-тракторного парка Татарстану необходимо ежегодно приобретать не менее 150 комбайнов, пишет «Агроинвестор» со ссылкой на данные МСХП РТ.

«Уборочной техники, комбайнов, конечно, не хватает», — сетует глава КФХ Фанзат Хабибуллин. В то же время у Исламова, который к тому же сам является производителем сельхозтехники, такой проблемы не возникает: «Нехватки уборочной техники у меня нет, у меня хорошие комбайнеры и хорошая оплата». Нет проблем с техникой и у фермера Планина.

«Что касается техники, то у нас нехватки нет, мы набрали техники на 100 миллионов из „Росагролизинга“, но ежемесячно надо 1,5 миллиона платить, нагрузка большая. Кто не брал — и не платит, и техники нет, а кто брал, то вот такую нагрузку и несет, — делится с нами Исламгалиева. — Как будильник надо жить. Если с графика слетаешь, вовремя не платишь — включается второй график, тогда техника еще дороже обходится. Пока технику оплачиваем, наверное, говорить о прибыли сложно».

В РТ имеется 44 элеватора с мощностью единовременного хранения 2,6 млн т зерна Фото: rais.tatarstan.ru

Хватит ли элеваторов для хранения зерна?

В РТ имеется 44 элеватора с мощностью единовременного хранения 2,6 млн т зерна. Кроме того, в хозяйствах имеются склады еще на 2,2 млн т хранения зерна.

«Альтернативой для размещения зерна нового урожая мы активно использует полимерные рукава — это такие полиэтиленовые мешки высокой прочности», — пояснял Садыков. По этой технологии хранят зерно в таких хозяйствах, как «Август Агро», «Чистополье», «Агросила», «Аммоний — Агротехнологии». В 2023 году по такой технологии хранилось 12% валового сбора зерна — 422 тыс. тонн. «Эта технология облегчает логистику, снижает задержку уборочного комплекса», — хвалил представитель минсельхозпрода РТ.

Однако, как корреспонденту «БИЗНЕС Online» поясняли сами аграрии, у такого способа хранения, конечно, есть и минусы — зерно в таких «полиэтиленовых мешках» быстрее преет и теряет свои потребительские свойства, так что это скорее временный выход из ситуации в период массовой уборки, нежели панацея.

Садыков сообщил, что в 2024 году последователей у данной технологии только прибавляется — рукавами закупаются такие предприятия, как «Аняк», «Авангард», «Северная Нива-Татарстан», «Апас-мол» и др.

Кроме того, сейчас идет активно заготовка кормов, прошлогодние запасы в хозяйствах практически иссякли, так что в этом году минсельхоз РТ ставит аграриям задачу заготовить 1,5-годичный запас кормов для сельхозживотных.

«Конъюнктура рынка такая: колебание идет от 5 тысяч рублей за тонну до 15 тысяч рублей» Всего предстоит обмолотить 1 млн 332 тыс. га зерновых культур Фото: agro.tatarstan.ru

Удастся ли продать новое зерно?

Одно дело — вырастить, убрать и сохранить, но другое дело (не менее сложное) — продать зерно. А с этим могут возникнуть затруднения. Цены на зерно, которые было подросли к началу лета, в последние дни вновь опустились до 8 рублей за 1 кг — и это за IV–V классы пшеницы, сетуют аграрии. Работать с рентабельностью в таких условиях, конечно, не получится. Тем более что подсушка влажного зерна (как в этом году) дополнительно увеличивает его себестоимость.

«Уборка зерна в моем хозяйстве началась. Средняя урожайность — 40 центнеров с гектара, качества зерна удовлетворительное, III класс, место хранения у меня есть, вопрос только в цене. На нашу продукцию цена низкая, а на ее выращивание большая. Спроса как такового нет. Реализовать зерновые с рентабельностью не получится. Для нас это лишние займы и лишние проценты. Накапливаются как маховик, а потом годами нужно вывозить все. Минусы нужно отбивать, если такие цены на зерно», — сетует фермер Планин.

«Зерно не продается, цена низкая. Свое зерно я буду держать, потому что по такой цене я не согласен продавать. Когда цены поднимутся, тогда и продам, а до этого буду хранить», — категорично говорит глава КФХ Хабибуллин.

Исламгалиева поясняет нам, что проблем со сбытом у ее хозяйства нет, лету зерна на реализацию не осталось, но нет-то цены. «Спрос большой, главное собрать. Но цен, как я понимаю, нет на них. Уже два года цены низкие. Рентабельность зерна низкая», — сетует фермер.

«Спрос на зерно такой — шатко-валко, но есть. У меня свои постоянные покупатели, которые знают мое зерно, знают качество. Вообще, спрос никогда не заканчивается, просто конъюнктура рынка такая: колебание идет от 5 тысяч рублей за тонну до 15 тысяч рублей. С хлебом будем, без хлеба не останемся, это однозначно», — не теряет оптимизма Исламов.

Садыков, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о ценах на зерно, указал на то, что чем качественнее зерно, тем оно рентабельнее: «На зерно цены неплохие, если смотреть III класс пшеницы — это порядка 14 рублей за килограмм». При этом себестоимость зерна прошлого урожая, по его оценке, составляет 11 рублей за 1 кг, а в этом году себестоимость, вероятно, будет складываться еще выше. «Нам хотелось бы, чтобы цена не падала», — пожелал всем представитель министерства.

«Открываются все новые рынки, большой интерес сельхозпредприятий представляют рынки Китая. Проводятся мониторинг компаний для их аттестации с целью экспорта их продукции на рынок Китая» «Открываются все новые рынки, большой интерес сельхозпредприятий представляют рынки Китая. Проводится мониторинг компаний для их аттестации с целью экспорта их продукции на рынок Китая» Фото: rais.tatarstan.ru

Вся надежда на увеличение экспорта?

Начальник отдела фитосанитарного надзора и надзора за качеством зерна и семенного контроля Россельхознадзора по РТ Альберт Кадыйров сообщил журналистам, что если в прошлом году на эту дату из Татарстана экспортировано 40 тыс. т зерна, то в этом году уже 60 тыс. тонн.

«Открываются все новые рынки, большой интерес сельхозпредприятий представляют рынки Китая. Проводятся мониторинг компаний для их аттестации с целью экспорта их продукции на рынок Китая», — сообщил Кадыйров.

Россельхознадзор совместно с центром оценки качество зерна проверяют татарстанское зерно по ряду показателей, и «нотификаций от стран-импортеров к качеству зерна, отправленного с территории РТ, не поступало, что говорит о высоком качестве продукции», пояснил специалист. Сейчас проводится мониторинг полей в РТ для выявления сорных растений, потому что в других странам карантинными могут оказаться сорняки, которые в РФ считаются обычными растениями.

Растут отгрузки зерна из РТ и внутри РФ: в этом году было отправлено уже 450 тыс. т зерна, тогда как в прошлом году — только 300 тыс. тонн.

Директор центра оценки качества зерна в РТ Татьяна Менликиева объяснила, что в лаборатории центра проводятся все виды исследований зерна и продуктов его переработки. «Например, мука уходила в Афганистан, все — с нашими сертификатами качества, мы полностью проверяем безопасность продукции», — говорит Менликиева.

Отобранные с полей пробы везут в лаборатории, где с зерном проводят 19 различных исследований. «Данные вводим во ФГИС „Зерно“, после чего сельхозтоваропроизводители могут реализовывать свою пшеницу. Без этого реализация пшеницы в этом году невозможна, обязательный госмониторинг для аграриев абсолютно бесплатный, весь валовый сбор республики должен пройти через наш филиал», — дала понять Менликиева.

Требования к качеству зерна у стран-экспортеров также отличаются от российских. Например, в РФ при проверке зерна на безопасность проводятся проверки по 230 видам пестицидов, а по правилам стран ЕС контроль ведется по 500 видам пестицидов, у Китая требований еще больше, добавила Менликиева. Но претензий к качеству зерна из РТ не поступало.