Спикер Госдумы Вячеслав Володин запустил в своем Telegram-канале опрос, как его подписчики относятся к идее полного запрета езды по улицам на электросамокатах Спикер Госдумы Вячеслав Володин запустил в своем телеграм-канале опрос: как подписчики относятся к идее полного запрета езды по улицам на электросамокатах? Фото: duma.gov.ru

Пока обсуждается запрет, растут штрафы

Неожиданный опрос в своем телеграм-канале запустил сегодня спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, в нижнюю палату парламента поступают предложения о полном запрете использования электросамокатов. «Как вы считаете, необходима ли такая мера?» — поинтересовался он у своих подписчиков, предложив три варианта ответа — «да», «нет» и «все равно». К 14:00 в опросе поучаствовали около 212 тыс. человек. Из них 59% согласились с запретом, 35% считают, что в нем нет необходимости, а остальным 6% все равно.

Тут стоит отметить, что власти как минимум с 2023 года начали активно вводить ограничения для электросамокатчиков. Тогда начали действовать обновленные правила дорожного движения (ПДД), согласно которым транспортные средства, оснащенные электродвигателем, перестали быть «пешеходными» — их выделили в категорию средств индивидуальной мобильности (СИМ). К водителям таких средств стали предъявляться повышенные требования. В частности, максимальная скорость движения для любых СИМ любой мощности — 25 км/ч, оно должно быть оборудовано фарами, также были определены максимальная масса электросамоката (35 кг), а приоритет отдан пешеходам.

ПДД для пользователей СИМ ввели, а ответственности за нарушения правил не было. Правовую коллизию начали исправлять 10 июля — парламентарии в первом чтении приняли законопроект о штрафах для пользователей СИМ, которые нарушают правила. Документ предусматривает, что езда на электросамокате или велосипеде в состоянии алкогольного опьянения обойдется нарушителю в сумму от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, а превышение скорости — от 500 до 5 тысяч. За причинение легкого вреда здоровью при ДТП нарушителя, управлявшего СИМ, оштрафуют на сумму от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, вреда средней тяжести — до 15 тысяч. Штрафовать будут и за езду на самокате или велосипеде по автомагистрали, за нарушения при пересечении перекрестков, при движении по тротуарам, за оставление места ДТП и отказ от медосвидетельствования на состояние опьянения.

Ко второму чтению законодатели планируют дополнить инициативу, обязав водителей электросамокатов ставить СИМ на учет и также получать свой индивидуальный регистрационный номер и радиочастотный маячок.

За 2023 год в Татарстане с участием лиц, использующих СИМ, зарегистрировано 43 ДТП. Это на 26 случаев больше, чем годом ранее. За 6 месяцев 2024-го зафиксировано 16 ДТП, в которых 18 человек получили ранения, привели статистику в республиканском ГАИ За 2023 год в Татарстане с участием лиц, использующих СИМ, зарегистрировано 43 ДТП. Это на 26 случаев больше, чем годом ранее. За 6 месяцев 2024-го зафиксировано 16 ДТП, в которых 18 человек получили ранения, привели статистику в республиканском ГАИ Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

«Запреты даже в теории лишь негативно отразятся на транспортной ситуации, экологии и комфорте городов»

В среде электросамокатчиков опрос Володина восприняли неоднозначно. Собеседник «БИЗНЕС Online» в руководстве одной из крупнейших шеринговых компаний заявил, что слова спикера ГД опасений не вызывают. «Ничего не будет», — уверен он. Стоит отметить, что разговоры о полном или частичном запрете самокатов с течение сезона периодически всплывают в обществе. Например, в апреле 2023 года дискуссию по этому поводу поднимал премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. Выступая в Госсовете РТ, он заявил, что, с точки зрения безопасности, нужно отменить прокат электросамокатов на дорогах общего пользования и кататься только в специально отведенных местах.

Тем временем представители кикшеринга уже сами начали вводить наказания для нарушителей. Как рассказали в пресс-службе «МТС Юрент», с 27 мая сервис совместно с другими операторами в несколько раз увеличил наказание за нарушение ПДД. В частности, за езду в нетрезвом виде размер штрафа для пользователей компании составляет 100 тыс. рублей, за езду вдвоем — 5 тыс., передача самоката ребенку — 10 тыс. рублей, неспешивание на пешеходных переходах — 1 тысяча. По ряду нарушений к штрафам добавляется блокировка аккаунта в приложении — она может быть пожизненной или сезонной. «С начала сезона мы выписали порядка 150 тысяч штрафов в городах присутствия», — говорят в «МТС Юренте».

Также специалисты компании начали выявлять аккаунты пользователей, не достигших 18 лет, и блокировать их.

Опыт других стран по регулированию использования самокатов предусматривает ряд ограничивающих мер. Например, во Франции передвижение на таком СИМ разрешено только по велодорожкам, а также по улицам, где скоростное ограничение для автотранспорта — 50 км/ч. Максимальная скорость для самокатов — 25 км/ч, а в пешеходных зонах — до 6 км/ч. Категорически запрещается парная езда, а также использование наушников во время движения. Все электросамокаты должны быть снабжены сигнальными огнями, светоотражателями, а также клаксоном, обязательно наличие страховки. Нарушения облагаются штрафами. В некоторых городах, например в Париже и Тулузе, полностью запрещены прокатные электросамокаты, но допускается использование частных. Такой выборочный запрет аргументируется тем, что подавляющее большинство ДТП совершалось с участием именно шеринговых устройств. Кроме того, арендованные самокаты часто парковали не в положенном месте и даже сбрасывали в Сену.

В Британии же, наоборот, нелегальны частные скутеры, а под кикшеринг выделены ограниченные зоны. Для управления электросамокатом нужна специальная категория Q в водительском удостоверении или права на авто или мотоцикл. Скорость электросамокатов ограничена до 25 км/ч, а передвигаться можно только по дорогам или велодорожкам.

В Нидерландах введен штраф за езду на дорогах общего пользования и установлены жесткие требования к устройствам, а в Амстердаме электросамокаты полностью под запретом. С 2021 года такие транспортные средства также запрещены в канадском Торонто.

В Италии введен запрет на движение и парковку по тротуарам. Владельцы обязаны оборудовать электросамокат звуковым сигналом, спидометром, указателями поворота и индикаторами торможения. Также установлены возрастные ограничения — управлять электросамокатом можно только с 14 лет. Водитель такого транспортного средства обязан уступать дорогу пешеходам и не имеет права использовать электронные гаджеты во время езды. Похожие ограничения и в Швейцарии, а в Бельгии управлять электросамокатом можно только с 18 лет.

В Дании, Испании и Норвегии водитель электросамоката обязан надевать шлем, не парковаться в центре городов, а также оборудовать транспорт звуковым сигналом.

В США поездки на электросамокатах регулируются как на федеральном уровне, так и законами штатов. В зависимости от штата предельная скорость для самоката может варьироваться от 24 до 48 км/ч. В ряде штатов электросамокат необходимо регистрировать как транспортное средство и получить водительскую лицензию.

В Сингапуре все электросамокаты должны проходить регистрацию и получать номера, а движение разрешено исключительно по велодорожкам. Нарушителю грозит штраф или даже заключение на срок до 3 месяцев. Похожие меры за нарушения предусмотрены и в Японии. Здесь для управления подобным СИМ требуется наличие водительского удостоверения, а сами самокаты подлежат обязательной регистрации. Кроме того, электросамокаты облагаются транспортным налогом.

В соседней Беларуси водители электросамокатов приравниваются к пешеходам и должны передвигаться в первую очередь по велосипедным дорожкам. Если таковой нет, разрешается движение по тротуарам, пешеходным дорожкам или обочинам, но в этом случае для пешеходов предоставляется преимущество в движении.

В Казахстане движение электросамокатов допускается по велосипедной дорожке или по правому краю проезжей части дороги, с соблюдением установленных требований. Водитель такого СИМ должен достичь совершеннолетия и иметь водительские права любой категории. При движении обязательно использование застегнутого шлема и светоотражающей одежды.

Существующие же штрафы уже помогают бороться с нарушениями самокатчиками ПДД, также уверены в сервисе Whoosh. «Уже в прошлом сезоне в Казани количество негативных инцидентов на каждую тысячу поездок на самокатах Whoosh снизилось на 20 процентов, а 99,9 процента всех поездок происходило без нарушений правил, — сообщили „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе компании. — Уверены, что работа, которая продолжает вестись, приведет к дополнительному улучшению статистики в этом году, и гораздо продуктивнее двигаться в выбранном направлении, а не обсуждать запреты, которые даже в теории лишь негативно отразятся как на транспортной ситуации, так и на экологии и комфорте городов».

За 2023 год в Татарстан с участием лиц, использующих СИМ, зарегистрировано 43 ДТП. Это на 26 случаев больше, чем годом ранее. За 6 месяцев 2024-го зафиксировано 16 ДТП, в которых 18 человек получили ранения, привели статистику в республиканском ГАИ.

«Основными нарушениями правил дорожного движения, стали пересечение проезжей части по пешеходному переходу, не спешившись; движение по проезжей части в нарушение правил, непредоставление преимущества при пересечении проезжей части. В рамках профилактики правонарушений сотрудниками Госавтоинспекции за 6 месяцев текущего года к административной ответственности привлечены более 750 таких лиц», — поделились там.

В ведомстве также напомнили, что и в КоАП сейчас за нарушение ПДД предусмотрены штрафы. Правда, за управление электросамокатом в пьяном виде придется заплатить всего от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей.

Столичные камеры, установленные на перекрестках для фиксации нарушений автомобилей и мотоциклов, начали выявлять и самокатчиков, которые не соблюдают ПДД Столичные камеры, установленные на перекрестках для фиксации нарушений автомобилей и мотоциклов, начали выявлять и самокатчиков, которые не соблюдают ПДД Фото: «БИЗНЕС Online»

Борьба с безответственными самокатчиками по-столичному

Однако не все российские регионы стали дожидаться окончательного решения парламентариев. Пионером по ужесточению требований к управлению СИМ стала Москва. Здесь с 15 июля ввели новую меру — ограничили скорость устройств до 20 км/ч, вместо разрешенных 25 км/ч. Правда, пока это сделано в качестве эксперимента: сроком на один месяц и на территории от ТТК до МКАД. Всего же в российской столице 320 зон, где арендованные самокаты автоматически сбрасывают скорость до 10–15 км/ч, либо прекращают движение.

Накануне судебные приставы Москвы изъяли электросамокат в доход государства. Это первый подобный случай в стране. «На Западе столицы молодой человек на электросамокате, будучи в состоянии алкогольного опьянения, наехал на пожилую женщину. В связи с повторным характером правонарушения суд, руководствуясь ст. 264.1 УК РФ „Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость“, постановил изъять транспортное средство», — сообщается на сайте ФССП. Студенту-дизайнеру, устроившему ДТП и лишившемуся СИМ, запретили на 18 месяцев управлять транспортными средствами.

Кроме этого, столичные камеры, установленные на перекрестках для фиксации нарушений автомобилей и мотоциклов, начали выявлять и самокатчиков, которые не соблюдают ПДД. Например, один из пользователей соцсети X сообщил, что им получен штраф на 1 тыс. рублей за то, что он не спешился на пешеходном переходе. Свои слова он подтвердил изображением с камер видеонаблюдения, которые зафиксировали номер самоката и передвижение нарушителя по пешеходному переходу.

Опрос, что называется, на злобу дня провел портал SuperJob. Согласно полученным данным, каждый пятый житель столицы считает, что в центре города следует запретить езду на электросамокатах. 41% поддерживает распространение этого запрета на всю территорию столицы, а 26% москвичей выступают против подобных ограничений. За полный запрет электросамокатов чаще всего выступают в Новосибирске (39%), Ростове-на-Дону (38%) и Нижнем Новгороде (35%).

«Запрет — это дикость полная, это не решение мудрого законодателя. В то время как во всем мире самокаты используются, Россия будет выглядеть островком сумасшествия» «Запрет — это дикость полная, это не решение мудрого законодателя. В то время как во всем мире самокаты используются, Россия будет выглядеть островком сумасшествия» Фото: © Павел Бедняков, РИА «Новости»

«Запрет — это дикость полная, это не решение мудрого законодателя»

Администрировать использование самокатов «технически нереально», аналогичный путь с автомобилями дорожные полиции стран мира проходили десятилетиями, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. «Есть разные подходы в мире. [Первая] — электрические большие машины должны быть использованы в парках, стадионах, специально оборудованных частных территориях, это развлечение, а не городской транспорт. Есть другая концепция — давайте все-таки пустим их на велодорожки, тротуары, может, даже на проезжую часть и как-то зарегулируем. Пока это никому не удавалось. Пустить-то пустили, можно посмотреть за окно. Насколько хорош этот опыт? С моей точки зрения, он очень опасен. Потому что пешеход на тротуаре должен быть в безопасности. Я не нахожусь в безопасности, когда два веселых молодых человека в обнимку катят на меня на самокате со скоростью 30 километров в час. Моя скорость, как пешехода, 5–6 километров в час. Разница у нас в 5 раз, а если там достаточно крупный дяденька или дяденька с тетенькой, — это вместе уже килограммов 150. Вот это на меня нападает», — описал наш собеседник.

«У меня точка зрения крайне консервативная, основана просто на том, что я многие годы занимаюсь проблемами безопасности движения. Я являюсь социальным консультантом нашей ГАИ. Меня это тревожит, — добавил Блинкин. — Насколько реален запрет? Не знаю. Это такая социальная штука. Сейчас, когда это стало очень популярно, очень много людей пользуется этим, какой ответ может быть: „Давайте не будем ссориться с народом“».

«Депутатам и их лидеру Володину нужно не запрещать, а создавать безопасную инфраструктуру не только для самокатчиков, но и для велосипедистов, для инвалидов, для мам с колясками, для детей» «Депутатам и их лидеру Володину нужно не запрещать, а создавать безопасную инфраструктуру не только для самокатчиков, но и для велосипедистов, инвалидов, мам с колясками» Фото: Сергей Елагин

За создание условий для людей, которые хотят кататься на самокатах выступает и председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. «Москва сейчас хочет сделать замкнутые маршруты по разным районам, чтобы можно было в парке ездить или еще где-то. Но пока это не готово, нужно запретить кататься на самокатах по тротуарам, а по обочинам дорог по дорогам разрешить кататься начиная с 16 лет», — подчеркнул собеседник нашего издания.

Он обратил внимание, что для самокатов сейчас нет отдельных дорог. «Ведь ни проезжая часть, ни тротуары не для самокатов. И управляют ими люди, которые иногда не умеют даже просто кататься и эффективно управлять самокатом. Более того, до 14 лет по правой полосе дорог общего пользования, где разрешена скорость 60 километров в час, ездят дети. Это может приводить к плохим последствиям», — обратил внимание Соколов.

«Запрет — это дикость полная, это не решение мудрого законодателя. В то время как во всем мире самокаты используются, Россия будет выглядеть островком сумасшествия», — считает еще один собеседник «БИЗНЕС Online», председатель союза велосипедистов РТ Ильдус Янышев. По его словам, штрафы необходимы, также нужно все средства передвижения, которые используют электрическую или иную моторную силу, обязать иметь идентификационные знаки. «При этом я категорически против любых систем маркировки, идентификации тех средств, которые используют физическую силу человека, здесь этого быть не должно. Только средство, которое представляет источник повышенной опасности вследствие того, что имеет большую кинетическую энергию мотора», — подчеркнул он.

Янышев привел данные опросов общественного мнения, согласно которым в различных городах России от 60 до 70% населения «голосуют за то, чтобы в городе развивалась велопешеходная инфраструктура». «Более половины населения России готовы пересесть на велосипеды при наличии безопасных велодорожек. Депутатам и их лидеру Володину нужно не запрещать, а создавать безопасную инфраструктуру не только для самокатчиков, но и для велосипедистов, инвалидов, мам с колясками, детей, которые должны в школу добираться не на автомобилях с охраной, а самостоятельно. Поэтому решение выделять средства не на развитие автодорог при таком раскладе социальных опросов, если бы хотя бы 5 процентов, которые выделялись на развитие дорожной инфраструктуры, шли бы на велопешеходную, было бы достаточно и не принимались бы такие дикие инициативы», — резюмировал Янышев.