Времена доступных автомобилей в России ушли в досанкционное прошлое, сегодня приобретение новой машины многие соотечественники поставили на паузу Времена доступных автомобилей в России ушли в досанкционное прошлое, сегодня приобретение новой машины многие соотечественники поставили на паузу Фото: Роман Пименов / ТАСС

За 10 лет старение парка в Татарстане составило 30%

Времена доступных автомобилей в России ушли в досанкционное прошлое, сегодня приобретение новой машины многие соотечественники поставили на паузу. Подорожание с каждым годом набирает обороты, а цены на новые и подержанные транспортные средства (ТС) растут уже не на какие-то доли, а в кратном размере.

Так, по данным Татарстанстата, в январе 2020-го новое отечественное авто в среднем стоило 560 тыс. рублей. Спустя четыре года аналогичная машина подорожала до 1,29 млн рублей, т. е. цена выросла в 2,3 раза! Автомобили иностранных марок прибавили еще больше. Средняя стоимость новой иномарки в январе 2024-го составляла 2,35 млн рублей, что в 2,5 раза больше, чем в январе 2020 года.

Это, в свою очередь, отразилось на среднем возрасте машин в РТ, который продолжает свой рост. По итогам 2023-го он составил уже 11 лет и 11 месяцев, тогда как в 2019 году этот показатель фиксировался на уровне 10 лет и 4 месяцев. Таким образом, за четыре года прибавка — 15,8%. Еще в 2015-м средний возраст ТС в регионе был 9 лет и 2 месяца, т. е. почти за 10 лет старение парка составило 30%.

По столице РТ катаются более свежие машины: средний возраст авто в начале текущего года достиг 10 лет и 4 месяцев (на 1 год и 7 месяцев моложе, чем в среднем по РТ). Только за 2023-й столичный автопарк постарел на 1 год и 3 месяца, а если брать с 2015-го, то выходит, что казанские машины почти за 10 лет постарели приблизительно на 2,5 года. Средний возраст ТС тогда составлял всего 8 лет.

В России, по оценкам агентства «Автостат», ситуация с состоянием автопарка еще плачевнее — средний возраст транспортного средства в РФ в 2023 году достиг почти 15 лет, тогда как нормативный срок эксплуатации машины — 10 лет. Но чаще всего производители сами устанавливают норму эксплуатации, а, например, у Hyundai и Kia она составляет 6 лет. Но утилизировать машины через такой срок не принято, поэтому на крупных площадках можно встретить автомобили возрастом 15–20 лет и пробегом на уровне 300–400 тыс. километров.

Подорожание с каждым годом набирает обороты, а цены на новые и поддержанные авто растут уже не на какие-то доли, а в кратном размере Подорожание с каждым годом набирает обороты, а цены на новые и подержанные авто растут уже не на какие-то доли, а в кратном размере Фото: «БИЗНЕС Online»

Только 6% автомобилей в РФ младше 3 лет, в Татарстане — 9%

По данным президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексея Подщеколдина, из 50 млн легковых и LCV-машин (без учета грузовых) в РФ 68% приходится на транспортные средства возрастом старше 10 лет. Только 6%, а именно 3,2 млн авто, можно считать «свежими» — их возраст не достигает 3 лет. Эксперт «БИЗНЕС Online» говорит, что автопарк страны не только старый, но и представляет собой угрозу с точки зрения безопасности.

Алексей Подщеколдин, РОАД: «Автопром уже давно не российский»

Что касается Татарстана, то доля машин старше 10 лет в республике составляет 55,7% — на 16,2% больше, чем приходилось на начало 2020 года, и на 25,3% больше, чем было 1 января 2015-го.

Самая большая доля (27%) зарегистрированных в РТ «железных коней» приходится на автомобили возрастом от 11 до 15 лет. При этом с 2015 года число таких автомобилей удвоилось, чего не скажешь о новых машинах: количество транспортных средств возрастом от 1 года до 3 лет сократилось в 3 раза. Если в 2015-м по дорогам Татарстана рассекало 28% сравнительно новых транспортных средств, то по итогам 2023 года — всего 9% от республиканского автопарка.


Отметим, что за отчетный период случился внушительный рост автопарка в столице РТ — на 31,6% (365 тыс. — в 2015-м, 477 тыс. — в 2024-м), но устаревание коснулось и казанских «лошадей». Доля ТС старше 10 лет, «прописанных» в Казани, с 2015 по 2024 год увеличилась более чем в 2 раза с 22,6 до 47,3% (с 82,4 тыс. до 225,4 тыс. машин в натуральном выражении). Параллельно с этим более чем в 2 раза снизилась доля 1–3-годовалых автомобилей — с 33,4 до 15,8%. В количественном выражении число таких автомобилей упало со 121,9 тыс. до 75,1 тыс. единиц.

Еще хуже обстоит ситуация в других городах Татарстана. В Набережных Челнах количество автомобилей возрастом от 10 лет составляет 93,5 тыс. единиц, их доля увеличилась с 29,4 до 56,3%. В Нижнекамске такие машины составляют 53,4% от всего городского автопарка, в Альметьевске — 54%. Если брать районную разбивку, то самый «древний» автопарк в Спасском районе (73%), Нурлатском (71%), Агрызском, Алексеевском и Чистопольском районах — по 69%.

Анализируя даты выпуска транспортных средств, можно отобрать районы республики с самым большим и самым маленьким числом 1–3-годовалых автомобилей. Естественно, на 1-м месте с долей новых машин в 15,8% идет Казань. На 2-м — Тукаевский район с 7,3%, 3-я строчка с 7,2% у Альметьевска. В Пестречинском районе каждый 15-й автомобиль был куплен за последние три года, а замыкают пятерку Набережные Челны, где доля «свежих» авто составляет 6,3%.

Если в столице РТ каждый 6-й автомобиль обновился сравнительно недавно, то в Нурлатском районе — только каждый 34-й. В Спасском, Камско-Устьинском, Бугульминском и Лениногорском районах доля таких авто варьируется от 3 до 3,3%.

Люди бережнее относятся к своим автомобилям, потому что их не на что менять — это и про денежные средства, и про заоблачные цены на автомобили. При этом, чем старше машина, тем чаще она ломается и требует большего ухода Люди бережнее относятся к своим автомобилям, потому что их не на что менять — это и о денежных средствах, и о заоблачных ценах на машины. При этом чем старше транспортное средство, тем чаще оно ломается и требует большего ухода Фото: © Aleksandr Schemlyaev / Russian Look / www.globallookpress.com

Автомобили как показатель экономического благосостояния

2013-й многие вспоминают как последний год перед кризисом. РФ жила без санкций, курс доллара еще был адекватным для россиян, реальные зарплаты росли. Уже спустя год люди начнут постоянно следить за курсом американской валюты и переживать за состояние экономики. В 2013-м средняя заработная плата, по данным Росстата, составляла 29 792 рубля, или в переводе на валюту — чуть больше $930 (при среднегодовом курсе в 31,85 рубля за $1 США). По данным того же Росстата по состоянию на январь 2024 года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 75 034 рубля. При курсе $1 США в 90,4 рубля, установленным ЦБ РФ на 10 января 2024-го, средняя зарплата в переводе на главную валюту планеты равняется $830.

В 2013-м же ничего не предвещало скорого обвала рубля, люди спокойно тратили деньги, а автомобили были доступны россиянам с зарплатой чуть выше среднего. С этим и связано самое большое количество купленных машин с годом выпуска в диапазоне 2011–2013-х. Больше 20% стоящих на регистрационном учете в Татарстане авто приходится именно на этот период. Транспортных средств 2011 года выпуска насчитывается в количестве 84,9 тыс., 2012-го — 100,5 тыс., а самый пик пришелся на 2013-й — 105,4 тыс. машин того года стоит на учете в отделениях ГАИ по всей республике.

В 2014 году, несмотря на введенные санкции и падение курса рубля, татарстанцы по инерции поставили на учет 88,1 тыс. авто. Потом наступили «нефтяные» войны, возник кредитный кризис, началась пандемия. Все это привело к тому, что количество автомобилей 2020 года выпуска, поставленных на учет в РТ, снизилось до 60 тысяч. Дальше пришли другие экономические и политические потрясения, что привело к сокращению поставленных на учет машин 2022 года выпуска до 31,7 тысячи.

Увеличение срока эксплуатации транспорта всегда говорит о кризисе в отрасли. Люди бережнее относятся к своим автомобилям, потому что их не на что менять — это и о денежных средствах, и о заоблачных ценах на машины. При этом чем старше транспортное средство, тем чаще оно ломается и требует большего ухода. На фоне того, что произошло подорожание запчастей и обслуживания, водители начинают экономить и на этом. Даже при должном уходе за старым автомобилем нельзя исключать усталость металла и агрегатов.

По словам Евгения Лукина, мастера одной казанской СТО, ситуация с ремонтом станет только усложняться. Это связано с наличием тех или иных запчастей, а также с ремонтопригодностью крупных узлов и агрегатов. Дело в том, что при покупке в докризисные времена «корейцев», например, выбирали за доступные запчасти, которые сейчас нужно получать по параллельному импорту за совсем другие деньги.

Роман Гуляев одной из главных негативных тенденций называет то, что при устаревании автомобиль становится менее ремонтопригодным, соответственно, автовладелец не будет вкладываться в починку старого автомобиля столько же, сколько он стоит Роман Гуляев одной из главных негативных тенденций называет то, что при устаревании машина становится менее ремонтопригодной, соответственно, автовладелец не будет вкладываться в починку старого ТС столько же, сколько оно стоит Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

«Для того чтобы снизить возраст авто, необходимо в год продавать около 1,5 миллиона машин»

На данный момент в стране идет активное замещение европейских и японских марок автомобилями из Китая, но как они поведут себя при длительной эксплуатации и как поведет себя их электроника — пока очень большой вопрос. Если брать машины, проданные в 2023–2024 годах, то понять, что будет с китайскими ТС, можно только в 2028–2029-х, рассказал «БИЗНЕС Online» автоэксперт Роман Гуляев.

Что станет с этим большим парком автомобилей, уедет ли он из больших городов в небольшие и насколько возможно будет обслуживать машины в небольших городах? Сейчас наблюдается тенденция, что обслуживание китайских транспортных средств возрастом 8–10 лет уже несет в себе сложности.
Роман Гуляев автоэксперт
Роман Гуляев автоэксперт

Гуляев одной из главных негативных тенденций называет то, что при устаревании машина становится менее ремонтопригодной, соответственно, автовладелец не будет вкладываться в починку старого ТС столько же, сколько оно стоит. Все это в будущем существенно скажется на безопасности движения.

Владелец сети автосалонов «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев также отмечает, что владельцы машин теперь более внимательно и ответственно относятся к своим автомобилям, стараясь продлить срок их исправной службы, чаще заезжают на диагностику и профилактические работы. «Растет процент повторных записей на ТО в течение 7 месяцев. Несмотря на то что официальная гарантия для транспортных средств, купленных до 2022 года, подходит к концу, парк сервисных центров остается стабильным», — сообщил нам предприниматель.

Вячеслав Зубарев также отмечает, что владельцы автомобилей теперь более внимательно и ответственно относятся к своим машинам, стараясь продлить срок их исправной службы, чаще заезжают на диагностику и профилактические работы Вячеслав Зубарев также отмечает, что владельцы машин теперь более внимательно и ответственно относятся к своим автомобилям, стараясь продлить срок их исправной службы, чаще заезжают на диагностику и профилактические работы Фото: «БИЗНЕС Online»

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков говорит, что ситуация с устареванием автопарка такая же, как со смертностью и рождаемостью. Для понижения среднего возраста или омоложения населения нужна высокая рождаемость и малая смертность. Аналогично и здесь: надо больше продавать транспортных средств, это должно опережать количество выбывающих машин из обращений.

Ежегодно из обращения выбывает больше миллиона автомобилей. Для того чтобы снизить возраст ТС, необходимо в год в России продавать около 1,5 миллиона машин.
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем»
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем»

1,5 млн авто в год — это тот минимум, который обеспечивает нормальное функционирование экономики, позволяет сохранить объемы пассажироперевозок и решать прочие вопросы, в том числе производственные. Пока мы далеки от этих цифр: по данным того же «Автостата», по итогам 2023-го в России было реализовано 1,06 млн новых легковых машин, правда, это на 69% больше, чем в 2022-м.

Чем текущая ситуация аукнется в будущем? Понятно, что это приведет к ухудшению качества транспорта во всех смыслах, к снижению комфорта автомобильных перевозок и, увы, их безопасности. «Транспортное средство изнашивается, все начинает хуже работать, а люди вынуждены бесконечно экономить на ремонте», — резюмирует Кадаков.