Главной новостью вечера стал новый «майский указ» Путина (есть и другое распространенное название — «майские указы»), опубликованный уже после завершения рабочего дня Главной новостью вечера стал новый майский указ Путина (есть и другое распространенное название — «майские указы»), опубликованный уже после завершения рабочего дня Фото: http://kremlin.ru/

Новый майский указ от Путина — до 2036 года

С инаугурации президента России Владимира Путина прошли сутки, и пока интрига с будущим премьером формально продолжает сохраняться. Накануне Кремль заявил, что глава государства может внести кандидатуру уже 7 мая, сразу после церемонии (так было в 2018 году), но этого не произошло. И поэтому главной новостью вечера стал новый майский указ Путина (есть и другое распространенное название — «майские указы»), опубликованный уже после завершения рабочего дня. Новое правительство еще не сформировано, а «план работы» для него уже есть. Причем интересно, что нынешний указ рассчитан не только до 2030 года, когда завершится пятый президентский срок Путина, но и с перспективой до 2036-го.

Особенно горячие головы даже увидели в таких сроках подтверждение, дескать, президент собирается занимать пост еще два срока. Но пока это выглядит как домыслы. Впрочем, если вспомнить вчерашнее пожелание патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, чтобы Путин оставался во главе государства до конца своей жизни, ничего нельзя исключать. Но это скорее пища для размышлений политологов. А вот опубликованный майский указ уже повод порассуждать более предметно.

«Дай бог, чтобы конец века и означал конец вашего пребывания во власти!»: как Путин начал пятый срок

Майскими указами, напомним, называют программные указы, которые президент России подписывает после вступления на очередной срок. В документе описаны основные цели и направления развития страны, это так называемая дорожная карта. Первый такой указ был подписан в 2012 году — на срок до 2020-го, затем в 2018-м появился второй, который пришлось обновить с учетом пандемии, и вот теперь третий. Указ затрагивает в том числе работу государства в рамках национальных проектов и ставит конкретные задачи, которые необходимо исполнить.

«Указ этот нужен не Путину. Указ от него требовали министры, губернаторы, мэры, главы корпораций. Все те, кому надо принимать стратегические решения на миллиарды и на много лет вперед. Им нужны ориентиры. И Путин им дал их. И они читают этот указ по много раз — в той его части, которая их касается», — простым языком объясняет смысл документа в своем телеграм-канале политолог Сергей Марков.

Нынешний указ — «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» — поделен на 7 частей и прописывает конкретные целевые показатели. Согласно тексту документа, кабмину предстоит в срок до 1 сентября 2024-го с учетом указа скорректировать либо разработать 11 национальных проектов, а до 31 декабря 2024-го — представить единый план по достижению национальных целей (перечисленных в указе). Есть, кстати, и другая задача на перспективу. До конца года должна быть готова стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030-го.

В социальной сфере, на которой, видимо, сделают отдельный акцент (вчера в речи на инаугурации Путин назвал народосбережение России ключевым приоритетом для страны), предстоит повысить суммарный коэффициент рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году В социальной сфере, на которой, видимо, сделают отдельный акцент (вчера в речи на инаугурации Путин назвал народосбережение России ключевым приоритетом для страны), предстоит повысить суммарный коэффициент рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036-му Фото: © Павел Бедняков, РИА «Новости»

Что в нынешнем указе?

Документ, на который предстоит опираться кабмину, описывает 7 национальных целей. Сформулированы они несколько иначе, чем это было в указе от 2018 года, где целей было 9. К примеру, в документе 2018-го целями были «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет» и «снижение в 2 раза уровня бедности в Российской Федерации».

Сейчас цели выглядят так:

  • сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
  • реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;
  • комфортная и безопасная среда для жизни;
  • экологическое благополучие;
  • устойчивая и динамичная экономика;
  • технологическое лидерство;
  • цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

Социалка. Конкретные целевые показатели прописаны дальше, в разделе, где описано, какие именно показатели будут считаться достижением целей. Так, в социальной сфере, на которой, видимо, сделают отдельный акцент (вчера в речи на инаугурации Путин назвал народосбережение России ключевым приоритетом для страны), предстоит повысить суммарный коэффициент рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036-му. Для сравнения: в 2018-м ставилась задача к 2024-му добиться показателя в 1,7. По итогам прошлого года коэффициент (среднее число детей на одну женщину) составил 1,4. Таким образом, показатель предыдущего майского указа не был выполнен. Разумеется, нужно учитывать условия, в которых оказалась страна (пандемия и боевые действия), но факт остается фактом.

Ожидаемая продолжительность жизни, которая в 2023-м составила 73,46 года, к 2030-му должна увеличиться до 78 лет, а к 2036-му составлять 81 год. В старом указе цель была та же самая — чтобы к 2024-му продолжительность жизни составляла 78 лет. Отдельная цель заключается в увеличении ожидаемой продолжительности здоровой жизни — в 2018 году стояла задача увеличить ее до 67 лет, а теперь показатель должен вырасти до 78 лет к 2030-му.

Еще одна заметная задача — снижение уровня бедности ниже 7% к 2030 году и ниже 5% к 2036 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 процентов к 2030 году и до 8 процентов к 2036 году Еще одна заметная задача — снижение уровня бедности ниже 7% к 2030 году и ниже 5% к 2036-му, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12% к 2030-му и до 8% к 2036-му Фото: «БИЗНЕС Online»

Принципиально новым требованием указа оказалось снижение неравенства в доходах. Так называемый коэффициент Джини, измеряющий этот показатель, должен сократиться до 0,37 к 2030 году и до 0,33 к 2036-му. По итогам 2023-го показатель, фиксирующий неравенство в доходах (равен нулю при абсолютном равенстве), составил 0,4. «Если цель будет выполнена, к 2030 году неравенство в РФ будет сопоставимо с текущими показателями в Великобритании, Латвии, Португалии и КНР», — отмечает «Коммерсантъ». Чтобы этого добиться, понадобится бюджетное и налоговое «перераспределение», рассуждает газета. Видимо, речь идет в том числе о предстоящей налоговой реформе, подробности которой по-прежнему не известны широкой публике. Минфин обсудит детали с бизнесом на следующей неделе, отметил накануне глава ведомства Антон Силуанов в кулуарах инаугурации.

Еще одна заметная задача — снижение уровня бедности ниже 7% к 2030 году и ниже 5% к 2036-му, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12% к 2030-му и до 8% к 2036-му. Напомним, в 2023-м уровень бедности в России снизился до рекордно низкого значения в 8,5% населения (12,4 млн человек). Годом ранее за чертой бедности проживало 9% населения (13,3 млн человек). В 2018-м, когда уровень бедности составлял 12,9%, задача по этой теме была сформулирована так — «снижение в 2 раза уровня бедности в Российской Федерации».

Уже сегодня в России больше десятка регионов, где уровень бедности — 7% и ниже: нефтегазовые добывающие субъекты и просто экономически развитые — Москва, Санкт-Петербург с агломерациями, Татарстан, подчеркивает старший научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Елена Горина.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) к 2030-му должен в 2 раза превысить уровень прошлого года и достичь 35 тыс. рублей в месяц, говорится в документе. Новая задача, которой в предыдущем указе не было, — «повышение к 2030 году уровня удовлетворенности участников специальной военной операции условиями для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства».

Экономика. Задачи в экономической сфере прописаны в разделе «Устойчивая и динамичная экономика». Еще в 2018 году ставилась задача вывести Россию «в число пяти крупнейших экономик мира», но при обновлении документа в 2020-м ее убрали. Кремль объяснял это неблагоприятной конъюнктурой. Теперь цель вернулась. К 2030 году Россия должна стать четвертой экономикой мира по паритету покупательной способности (ППС). Сейчас страна на пятом месте в мире по данному показателю, о чем неоднократно в своих «экономических» выступлениях говорил Путин. Эту цель РБК считает сформулированной «максимально амбициозно». По прогнозу МВФ, РФ останется на 6-й позиции до 2028 года, а в 2029-м опустится на 7-ю позицию, замечает экономический телеграм-канал MMI.

А «Коммерсантъ» ранее называл эту задачу (президент уже озвучивал ее публично) яркой «целью для телевизора». Сравнивать страны в целом по показателю ВВП по ППС некорректно, т. к. в него входит чистый экспорт, который потребляется не в стране производства и по мировым ценам, а также инвестиции, не потребляемые совсем и завязанные на производительность труда, которая и является (наряду со степенью открытости экономики и налогами) основным фактором, влияющим на ППС, поясняло издание.

Цель по обеспечению устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции перешла из прежнего указа в сохранившемся виде. Конкретики здесь нет, серьезных «амбиций» тоже, но это и хорошо, считают экономисты. «Данная цель говорит о том, что политика российских властей больше про стабильность, нежели про рост любой ценой. Очевидно, у правительства есть понимание того, что избыточный рост доходов иногда — это пар, который уходит в свисток, есть цель стабилизации и понимания бюджетных ограничений», — отметила в беседе с РБК главный экономист «Тинькофф Инвестиций» Софья Донец.

Новые цели в экономике — это прежде всего реакция на санкции. К примеру, ставится задача снизить долю импорта товаров и услуг в структуре ВВП до 17% к 2030 году. По итогам 2023-го она составила 19,1%, а в «досанкционный» период стабильно превышала 20%.

2023 году в России было введено 110,1 млн кв. м жилья, и это был рекордный показатель за всю историю страны В 2023 году в России было введено 110,1 млн кв. м жилья, и это был рекордный показатель за всю историю страны Фото: «БИЗНЕС Online»

Жилье и комфортная среда. Здесь первостепенная задача — обеспечение граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. м на человека к 2030 году и не менее 38 кв. м к 2036-му. Также к 2030-му нужно обеспечить обновление жилищного фонда не менее чем на 20% по сравнению с показателем 2019-го. Еще одна цель — увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год. В 2023-м в России было введено 110,1 млн кв. м жилья, и это был рекордный показатель за всю историю страны.

Технологии и цифровизация. В старом указе президент поручал кабмину ускорить технологическое развитие России. К 2024 году не менее половины организаций должны были «осуществлять технологические инновации». Теперь задача амбициознее: к 2030-му РФ должна войти в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Как будет измеряться показатель, вопрос. Еще бросается в глаза цель «увеличение к 2030 году выручки малых технологических компаний не менее чем в 7 раз по сравнению с уровнем 2023 года».

Еще одной национальной целью стала цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. Президент поставил задачу к 2030 году достичь в этих сферах «цифровой зрелости». Из конкретики — 80% российских компаний из ключевых отраслей экономики и 95% госорганов должны перейти на отечественное ПО к концу 2030-го. Кроме того, предстоит добиться, чтобы 99% социально значимых госуслуг предоставлялось в электронной форме.

В 2017 году правительство России отчиталось о выполнении майских указов от 2012-го на 91,7% В 2017 году правительство России отчиталось о выполнении майских указов от 2012-го на 91,7% Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

А что с исполнением предыдущих указов?

В 2017 году правительство России отчиталось о выполнении майских указов от 2012-го на 91,7%. Казалось бы, неплохой результат. Правда, исследование РБК показало, что большинства ключевых целей достигнуть не удалось. К примеру, согласно данным Росстата, только 16 российских регионов полностью выполнили положения указов в части размера зарплаты бюджетников. В 2012 году иссяк потенциал восстановительных посткризисных драйверов экономического роста, с 2013-го началось замедление экономики, а с 2014-го — нефтяной кризис и санкции. Экономика не сумела адаптироваться к вызовам к концу срока, что и помешало исполнению указов, объясняло агентство.

При этом глава Татарстана Рустам Минниханов в послании Госсовету РТ в сентябре 2018 года подчеркивал, что майские указы в регионе выполнены полностью. «Наряду с развитием общественной инфраструктуры республики в полном объеме выполнены майские указы президента страны 2012 года, в том числе зарплата врачей и воспитателей выросла более чем в 2 раза, зарплата учителей и других категорий работников бюджетной сферы — более чем в 1,5 раза, порядка 30 тысяч многодетных семей получили земельные участки. Доля граждан, использующих электронные услуги, выросла с 20 до 80 процентов», — отмечал Минниханов.

Что касается указов 2018 года, здесь тоже все неравномерно. К примеру, по итогам 2022-го зарплаты бюджетников из майских указов президента достигли целевых значений по всем категориям работников — педагогам, медикам, сотрудникам социальной сферы и учреждений культуры — только в 12 регионах. Татарстана в их числе не было. Исполнение указов в части заработных плат характеризуется 1 011 показателями в разрезе регионов и отраслей, добавили в ведомстве, уточнив, что «подавляющее большинство этих показателей — свыше 90 процентов — исполнено», комментировал те данные минтруд РФ. Почти 90% российских регионов в 2023 году не выполнили майские указы по зарплатам бюджетников, заявило в начале недели со ссылкой на свои подсчеты одно из российских изданий-иноагентов.

Новостей и отчетов чиновников об исполнении майских указов от 2018-го стало заметно меньше, и информацию о выполнении найти можно только по различным источникам. Возможно, потому, что похвалиться нечем. К тому же стоит помнить, что майские указы были скорректированы в 2020-м. Поскольку цели ставятся для страны, отслеживать их исполнение в конкретном регионе будет не совсем правильным, но какие-то цифры привести можно. Например, в 2018 году Путин поручил достичь увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 1,7. В республике этот показатель по итогам 2023-го составил 1,57. Это чуть выше среднего по стране, но заметно ниже, чем у лидирующих Тывы (2,9), Чечни (2,5), Алтая (2,08). К слову, во время недавнего февральского визита Путин как раз указывал на «определенное снижение рождаемости» в республике с 2019 года.

По мнению Айрата Фаррахова, наиболее важная задача — это увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2036-му до 81 года По мнению Айрата Фаррахова, наиболее важная задача — это увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2036-му до 81 года Фото: «БИЗНЕС Online»

«Важно понимать, что неисполнение указа — это ответственность, которая определяется законодательством РФ»

Документ получился «очень цельным и сбалансированным», оценил в разговоре с «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от Татарстана, член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. «Важно понимать, что указ — это нормативно-правовой акт. Следовательно, за неисполнение предусмотрена ответственность, которая также определяется законодательством РФ. Это ответственность и субъектов, и федеральных органов исполнительной власти, и конкретных чиновников, руководителей, которые обязаны обеспечивать в установленные сроки достижение данных показателей», — сказал парламентарий.

По мнению Фаррахова, наиболее важная задача — это увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2036-му до 81 года. «На самом деле показатель ожидаемой продолжительности жизни включает в себя рождаемость, смертность, в том числе младенческую. Это целый комплекс показателей, который высчитывается, и в этой связи потребуется сделать очень много с точки зрения и охраны здоровья, и качества жизни граждан, и качества самого здравоохранения», — отметил спикер.

«Наиболее амбициозными и важными вижу также пять новых национальных проектов. Вхождение в четверку самых развитых экономик мира — очень серьезный и амбициозный показатель», — добавил депутат.

«Документ политически связан в том числе с выборами главы государства, поэтому его можно рассматривать как программные задачи, поставленные в новом 6-летнем политическом цикле. Но возможно, и дальше, — сказал в беседе с „БИЗНЕС Online“ депутат Госсовета РТ, член комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. — Самое главное, я думаю, все-таки выстраивать экономику, способную производить критически важные готовые продукты, товары, услуги. Вернуть эту способность для страны. Вот такая задача поставлена в новом политическом цикле».

Марат Галеев: «Самое главное, я думаю, это все-таки выстраивать экономику, способную производить критически важные готовые продукты, товары, услуги. Вернуть эту способность для страны. Вот такая задача поставлена в новом политическом цикле» Марат Галеев: «Самое главное, я думаю, все-таки выстраивать экономику, способную производить критически важные готовые продукты, товары, услуги. Вернуть эту способность для страны. Вот такая задача поставлена в новом политическом цикле» Фото: «БИЗНЕС Online»

Реально ли России стать четвертой экономикой в мире в ближайшие 6 лет? «Там все связано с расчетом паритета покупательной способности. Вот эту методику расчета я нигде так и не увидел — не по объему, а по паритету покупательной способности. Если посмотреть на тарифы на электроэнергию и прочее, то они в нашей стране существенно дешевле, чем, например, в развитых странах, с которыми мы пытаемся сравниваться. В том числе с европейскими и так далее. В Европе все энергоносители кратно дороже. Это мы часто не замечаем, но на самом деле это так. Поэтому там речь идет не об объеме. Если говорить об объеме, то здесь вопросы есть, потому что [надо знать], что в него входит. Какая наполняемость данного объема, связана ли она с товарами для гражданского рынка либо с военной продукцией и так далее», — отметил Галеев.

«Главное, я так понимаю, сохранить устойчивость экономики, способной действительно сократить число бедных. Задача реальная, если не будет каких-то новых обстоятельств. Потому что по числу бедных (а там есть свои методики расчетов) статистика показывает, что динамика к лучшему есть. С другой стороны, мы пока не знаем, как будет работать прогрессивная шкала налогообложения, которая сейчас вводится. Она пока до конца не введена», — указал депутат. При этом понятно, что указ основан на определенных расчетах, которые долгое время готовило правительство РФ, рассуждает собеседник. «Я думаю, года полтора-два они точно это отрабатывали», — оценил он.

Что касается исполнения майских указов 2018 года, то прежде всего это национальные проекты. «Они, с одной стороны, всю экономику не охватывают. С другой — была пандемия, которая немного сбавила обороты по продолжительности жизни в тот период. Но сейчас идет восстановление. В принципе, как я понимаю, основные параметры можно считать выполненными с точки зрения восстановительного процесса», — считает Галеев. Он отметил, что «валовый продукт у нас все эти годы идет с достаточным плюсом»: «Либо в среднем выше российских показателей, либо наравне». «Например, в аграрном секторе экономики у нас были большие успехи, потом, в прошлом году, относительно меньше, чем в 2022-м. Но в целом аграрный сектор занимает очень небольшое денежное выражение, удельный вес в валовом продукте. Валовый продукт у нас с плюсом идет каждый год. Поэтому Татарстан хорошо выглядит на этом фоне», — сказал депутат.

«Снижения неравенства в доходах правительство как раз и будет добиваться через прогрессивную шкалу в налогообложении, с одной стороны, и, с другой  — через повышение минимального размера оплаты труда. Главой государства поставлена задача увеличить МРОТ в 2 раза в ближайшие годы», — добавил эксперт.

«В новом документе мы видим ориентацию на два периода — до 2030-го и 2036-го. Явление новое, оно позволяет оценить долгосрочные результаты на основе преемственности экономической и социальной политики. В целом цели выглядят реалистично. Вопрос, как всегда, упирается в механизмы достижения», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.

«Цели формируют некоторую рамку, по которой страна будет двигаться. Главное условие реализации — построение новой модели экономического роста, высокотехнологичной экономики. Выставленные цели в социальной политике звучат привлекательно, это ориентиры макроэкономического роста», — указал собеседник газеты.