Законодательные инициативы по дифференциации налогообложения уже есть и будут проработаны в этом году, заявил Антон Силуанов. Он пообещал, что правительство поработает и с законодателями, и с бизнесом. Законодательно вопрос планируется решить до конца года Законодательные инициативы по дифференциации налогообложения уже есть и будут проработаны в этом году, заявил Антон Силуанов. Он пообещал, что правительство поработает и с законодателями, и с бизнесом. Законодательно вопрос планируется решить до конца года Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«Общество воспримет это абсолютно нормально»

Впервые о грядущей налоговой реформе стало известно 29 февраля. В этот день Владимир Путин в послании Федеральному Собранию поручил кабмину продумать модернизацию фискальной системы, чтобы налоговое бремя было распределено более справедливо, «в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». Для многодетных семей нужно, напротив, снизить нагрузку, в том числе за счет налоговых вычетов, отметил президент России.

О задачах налоговой системы Путин рассуждал так: «Безусловно, она должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, а также для реализации региональных программ, призвана сокращать неравенство, причем не только в обществе, но и в социально-экономическом развитии субъектов Федерации; учитывать уровень доходов граждан и компаний». Впрочем, самого главного — какими будут параметры реформы и когда она заработает, — глава государства не уточнил.

Законодательные инициативы по дифференциации налогообложения уже есть и будут проработаны в этом году, в тот же день заявил «по горячим следам» министр финансов РФ Антон Силуанов. Чиновник пообещал, что правительство поработает и с законодателями, и с бизнесом, но тоже не стал углубляться в детали. Путин поручил правительству и Госдуме представить «конкретный» комплекс предложений в «ближайшее время». А это, как известно, понятие растяжимое. Из слов Силуанова следует, что законодательно вопрос планируется решить до конца года.

Владимир Путин: «Президент США сказал: ну я им надеру жопу!»

В сегодняшнем интервью гендиректору «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву глава государства подтвердил, что планируется внедрение прогрессивной шкалы налогообложения («Да, по сути, прогрессивный налог»). Но конкретики не добавил: «Сейчас в детали не хотел бы вдаваться, над этим нужно поработать».

А что сказал? Как отметил глава государства, корпорации, юридические и физические лица, которые больше зарабатывают, должны больше выделять на решение общенациональных задач, в первую очередь на борьбу с бедностью. Нужно построить налоговую систему таким образом, чтобы «она действительно давала большую отдачу для решения прежде всего социальных вопросов», пояснил президент. По его мнению, общество воспримет налоговые изменения «абсолютно нормально». Для бизнеса же главное, чтобы власти определились с параметрами налоговой системы и больше ее не трогали, указал Путин.

Александр Шохин отмечал, что изменения налоговой системы будут прорабатываться в первом полугодии 2024 года, а вступить в силу могут уже в 2025-м. Вполне вероятно, в рамках нынешней реформы власти пообещают не трогать параметры налогов в «ближайшее время». Сдержат ли обещание — другой вопрос Александр Шохин отмечал, что изменения налоговой системы будут прорабатываться в первом полугодии 2024-го, а вступить в силу могут уже в 2025-м. Вполне вероятно, в рамках нынешней реформы власти пообещают не трогать параметры налогов в «ближайшее время». Сдержат ли обещание — другой вопрос Фото: «БИЗНЕС Online»

И это действительно так. Особенно активно о том, что налоговая система должна быть предсказуемой, крупный бизнес заговорил на фоне прошлогодней истории с налогом на сверхприбыль, который стал сюрпризом. Компании даже готовы на повышение налога на прибыль, но если будет понятная политика, говорил в конце прошлого года президент российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. И отмечал, что изменения налоговой системы будут прорабатываться в первом полугодии 2024-го, а вступить в силу могут в 2025-м. Вполне вероятно, в рамках нынешней реформы власти пообещают больше не трогать параметры налогов в «ближайшее время». Сдержат ли обещание — другой вопрос. Например, еще в октябре 2023-го Силуанов убеждал, что менять ставки базовых налогов, включая НДФЛ, в 2024–2026 годах не планируется.

«Прогрессивный налог — мы никого не спугнем?» — запереживал Киселев в беседе с Путиным. Президент уверен, что нет. «У нас, в принципе, эта система устоялась. Даже те, которые были ярыми сторонниками плоской шкалы, авторами плоской шкалы, сейчас считают, что в целом мы созрели для того, чтобы действовать гораздо более избирательно», — указал Путин.

Получается, что прежде налоговая система власти устраивала, а теперь — нет. Стоит заметить, что инициатива, с которой выступил Путин, не нова. Например, в 2015 году депутат от фракции КПРФ Николай Рябов внес в Госдуму поправки к Налоговому кодексу РФ, предусматривающие повышение НДФЛ для граждан с зарплатой выше 35 тыс. рублей в месяц и освобождение от уплаты налога для россиян, чей доход ниже прожиточного минимума. Тогда правительство РФ не поддержало изменения и мотивировало свою позицию тем, что реформа «приведет к увеличению налоговой нагрузки на наиболее экономически активную часть населения». Но надо признать, что предложение коммуниста было довольно радикальное.

Согласно недавнему опросу сервиса Superjob, введение прогрессивной шкалы НДФЛ поддерживают и считают его справедливым 64%. 17% опрошенных подобную инициативу не поддержали и посчитали, что в результате просто вернется серая зарплата, каждый пятый с оценкой затруднился.

В 1992–2000 годах прогрессивная шкала НДФЛ означала отток капитала, рост коррупции и криминализацию доходов, т. е. различные схемы по их сокрытию от налоговой, и потому власти долго опасались возврата прогрессии, отмечал ранее экономист, автор телеграм-канала Spydell_finance Павел Рябов.

Только за счет повышенного налога на прибыль власти рассчитывают получить в бюджет примерно 1,2 трлн рублей дополнительных доходов, считает Forbes. Изменения НДФЛ и налога на прибыль могут помочь привлечь в казну до 4 трлн рублей ($44 млрд), оценил Bloomberg Только за счет повышенного налога на прибыль власти рассчитывают получить в бюджет примерно 1,2 трлн рублей дополнительных доходов, считает Forbes. Изменения НДФЛ и налога на прибыль могут помочь привлечь в казну до 4 трлн рублей ($44 млрд), оценило Bloomberg Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Ставка НДФЛ может вырасти до 15%, налога на прибыль — до 25%

Спонтанным заявление Путина не было. Минфин начал прорабатывать налоговую реформу в конце 2023 года, в начале марта рассказали источники «Ведомостей». Как объясняли собеседники, готовящиеся изменения в НК можно разбить на три блока. Первый — это проработка дополнительных ставок в прогрессивной шкале подоходного налога. Готового решения, как именно усовершенствовать НДФЛ, нет, рассматривается масса различных вариантов, отмечали источники. При этом один из спикеров уточнил, что снижение начальной ставки в 13% не изучается. Таким образом, снижение налоговой нагрузки для семей, видимо, не будет означать пониженной ставки. Второй блок — это, по сути, повышение налога на прибыль (конкретные параметры источники назвать не смогли). Третья часть — льготы для граждан с более низкими доходами и компаний, которые осуществляют капитальные вложения.

Говорить о конкретных параметрах реформы фискальной системы пока преждевременно, сказали тогда «Ведомостям» в минфине. Но уже на этой неделе в прессу утекли подробности. Кабмин обсуждает возможность взимать 15% НДФЛ с доходов граждан выше 1 млн рублей в год (от 83,3 тыс. рублей в месяц) и 20%, если доход от 5 млн рублей в год (от 417 тыс. рублей в месяц), рассказало Bloomberg со ссылкой на двух анонимных участников обсуждения. Параллельно рассматривается повышение налога на прибыль с 20 до 25%, отметило агентство. Конкретные параметры повышения налогов, вероятно, примут летом, сказали собеседники Bloomberg.

Вскоре источник Forbes, якобы знакомый с планами правительства, подтвердил информацию западного агентства. Предполагается взимать НДФЛ по повышенной ставке не со всех доходов, а только с суммы выше 1 млн или 5 млн рублей соответственно и учитывать лишь регулярные поступления — зарплату, дивиденды, проценты по вкладам и т. д., а не разовые доходы — например от продажи имущества, отметил журнал.

Только за счет повышенного налога на прибыль власти рассчитывают получить в бюджет примерно 1,2 трлн рублей дополнительных доходов, сказал собеседник Forbes. Изменения НДФЛ и налога на прибыль могут помочь привлечь в казну до 4 трлн рублей ($44 млрд), оценило Bloomberg.

Средняя годовая зарплата в России в 2023-м составила 884 508 рублей. Напомним, если до 2021 года НДФЛ был плоским и составлял 13% для всех, то потом для граждан, получающих доходы свыше 5 млн рублей, ставку повысили до 15%. При этом повышенная ставка распространяется только на разницу между фактическими доходами и этой суммой. Под налогообложение подпадают лишь активные доходы (зарплата и дивиденды), разовые и нерегулярные выплаты исключаются (например от продажи недвижимости). Ставка налога на прибыль с 2009 года составляет 20%, но может быть ниже для некоторых видов бизнеса.

«Логика этого решения в том, чтобы подтягивать налогообложение индивида к налогообложению компании, когда человек сопоставим с бизнесом уже и он становится значимым экономическим субъектом» «Логика этого решения в том, чтобы подтягивать налогообложение индивида к налогообложению компании, когда человек сопоставим с бизнесом уже и он становится значимым экономическим субъектом» Фото: © Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«Это вопрос не того, дозрело ли общество, а дозрела ли система контроля за платежами и за оплатой. Дозрела фискальная система»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты рассуждают, сильно ли поможет российскому бюджету грядущая налоговая реформа и близки ли к истине параметры, о которых пишут СМИ.

Дмитрий Голубовский — финансовый аналитик, «Золотой монетный дом»:

— Логика этого решения в том, чтобы подтягивать налогообложение индивида к налогообложению компании, когда человек сопоставим с бизнесом уже и он становится значимым экономическим субъектом. Подобного рода идеи, что физлица и бизнес примерно должны облагаться по одной ставке, еще во времена Дмитрия Медведева, 10 лет тому назад, впервые начали высказываться. Но тогда разговор шел в том контексте, что стоит задача улучшения бизнес-климата, налоги на физлиц надо поднять, а налоги на бизнес — снизить и найти некий оптимум.

Я вообще противник налога на прибыль принципиально. Его вообще надо убирать. И сразу же пропадет огромное количество недобросовестных всяких практик, связанных с оптимизацией прибыли и так далее. Облагать налогом надо всегда конечное потребление или прибыль, которая выплачена акционерам, — распределенную прибыль. Ну тогда это уже будет налог на дивиденд. А прибыль, которую бизнес оставил и реинвестировал… Что вы облагаете налогом? У вас получается второй оборотный налог. По большому счету у вас и так НДС есть.

Прибыль — вопрос довольно скользкий. Что это такое, где и как она получена? Эту прибыль все время прячут там, как-то ее оптимизируют и так далее. Если люди перестанут прятать прибыль, а вы будете облагать налогом дивиденды, у вас сразу вся прибыль будет показана в капитализации компании, это обелит рынок. Потому налог на прибыль нужно упразднить вообще, это радикальное решение. Я понимаю, что такое предлагать сейчас — это быть маргиналом, но налог на прибыль я бы снижал, ни в коем случае его не поднимал. А вот налог на распределенную прибыль, которая дивидендами выплачена, налог на ренту, которые получают люди в виде купонов дивидендов, и налог на конечное потребление в виде там, например, налога на недвижимость [можно было бы поднять]. Суть в том, чтобы снижать налоги на труд и капитал и поднимать налоги на потребление.

Почему именно сейчас планируется наращивание фискальной нагрузки? У нас предстоят большие расходы. Вот у нас экономический рост сейчас достаточно неплохой, но он обеспечивается оборонкой в основном. Меняется структура экономики, посмотрите, кстати говоря, структура ВВП меняется довольно сильно. И у нас возникает потребность в целых отраслях, которых у нас до этого не было. Чтобы их создавать, нужно мобилизовывать ресурсы, потому что, так или иначе, все это будет создаваться под госзаказ.

Вы же не можете создать отрасль чипов под спрос на компьютеры внутри страны. Это нереально абсолютно, рынок слишком маленький. А под спрос военно-промышленного комплекса вы ее создать можете. Для этого вы должны платить и деньги где-то должны взять. Где вы их возьмете? Из налогов. Варианта тут два: первый — возьмете с бизнеса, второй — с населения. Я, как человек, который понимает эту вилку, считаю, что пусть лучше возьмут с населения, чем с бизнеса.

Если стоит вопрос о том, что где-то нужно взять дополнительные деньги для бюджета, вы не возьмете их ниоткуда, кроме как из налогов. Еще могут быть займы, но у нас настолько жесткая денежная политика, что занимать в таких условиях не очень хорошо. Можно еще напечатать деньги, третий вариант есть.

Как воспримет общество? А кто их спросит? Все ваши транзакции сейчас просвечиваются, любой банковский перевод виден налоговой. Вы что, можете против этого что-то сказать? Ну вас никто не спрашивает, дорогие друзья. Раньше еще была свобода конвертации рубля по капитальным операциям, вы могли деньги в офшор вывести и оттуда управлять своим капиталом. То есть была конкуренция юрисдикции. У вас был выбор — в России быть налоговым резидентом, или в Швейцарии, или на Каймановых островах. Сейчас такой выбор очень сильно затруднен. Скажите за это спасибо не российскому правительству, а тем, кто против России ввел санкции. С этим можно только смириться.


Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:

— Я думаю, что эти параметры (речь о параметрах реформы, которые появились в СМИ,прим. ред.) близки к истине. Более того, исторически у нас было 24 процента налог на прибыль, а осенью 2008 года его снизили до 20 процентов, чтобы поддержать промышленность и фондовый рынок. Может, и дивиденды компаний будут поменьше [в результате повышения налога на прибыль], но все-таки для оценки дивидендной доходности, которая сейчас 8–10 процентов по российскому рынку акций, важна ключевая ставка. У нас все равно рынок очень дешевый. Может быть, какая-то коррекция на рынке акций будет, но это не помешает фондовому рынку удвоиться к 2030 году, как говорил Путин.

Что касается НДФЛ, слава богу, у нас ставки не такие, как в Европе, и будет возможность зарабатывать. Есть два момента. Я, конечно, не министр финансов, тонкости такие не должен говорить, но все-таки они есть. НДФЛ люди платят с дивидендов, с зарплат. У нас есть еще самозанятые. Вот я, например, самозанятый. Этот момент надо учитывать. И второй момент, конечно, важнейший, что у нас 15 триллионов рублей — зарплата в конвертах и это много. Надо что-то делать. Они что, вообще никаких налогов не платят? Я надеюсь, что будут какие-то усилия со стороны властей. Причем понятно, что это не то что люди решили: не будем никакие налоги платить, вот такие мы плохие. Это просто практика работодателя. Человека не спрашивают, серая зарплата или белая. Серая, и все. Соответственно, этот вопрос надо решать, и при желании его решить можно, чтобы любая зарплата была белой.

[Сроки реформы] минфин должен озвучить. Я думаю, что на самом деле, учитывая бюрократию, все это ляжет в проект бюджета на 2025 год. Это будет принято и начнет действовать с 1 января 2025-го, потому что бюджет всегда на следующий год. Менять что-то сейчас… У нас не ситуация ошпаренной кошки в экономике в плане бюджета, жизни людей. Нет, с 1 января — это нормально. Может, кому-то кажется: ой, это нескоро. В понимании минфина это достаточно скоро, потому что он живет категорией «год». Этот год так, на следующий — этак. Это естественное финансовое планирование.

Почему сейчас назрела реформа? На новых территориях будут очень большие расходы прежде всего. И на инфраструктуру. Знаете, раньше считалось, что с нефти и газа возьмем по максимуму, а остальные живите как хотите, потому что у нас реально живые деньги были только в нефтегазе. Сейчас все-таки нет, у нас доля нефтегаза в ВВП 20 процентов, есть другие маржинальные сектора — металлургия, удобрения, «Росатом». Что касается доходов граждан, на самом деле серьезная такая ситуация коснется только Москву, Питер… Татарстан, конечно, тоже коснется, нефтянка хорошая. Мы не можем точно сказать, только предполагать можем, где у нас наиболее обеспеченные люди живут, потому что зарплата в конверте присутствует прежде всего в тех регионах, где люди зарабатывают.

Как воспримет общество? Две неизбежности: смерть и налоги. Не всем нравится повышение налогов, но то, что спокойно [примет население реформу], — да. Главное же, чтобы росли доходы, фондовые рынки. У нас 30 миллионов частных инвесторов на Мосбирже, а остальное мы переживем. По крайней мере, совсем негативной реакции не последует. Что касается реакции бизнеса, были ставки в России больше 20 лет назад налога на прибыль и 30 процентов, и 35. По-моему, для банков случалось, когда ставка была 40 процентов. Все познается в сравнении. Если сравнивать с мировой практикой, у нас все-таки достаточно мягкий налоговый режим.

Налог на прибыль должен дать отдельное повышение [доходов федерального бюджета], 0,2 триллиона рублей. Что касается [эффекта от повышения] НДФЛ, пока цифр я не видел, но там же часть денег идет в региональный бюджет, и для субъектов это важно. По крайней мере, в Москве на момент прихода мэра Сергея Собянина основной базой был налог на прибыль компаний, зарегистрированных в городе. А вот последние пять лет уже НДФЛ.

Каких негативных последствий можно ожидать? Западные инвестиции нам заблокированы, бумаги наши дешевы, поэтому коррекция на фондовом рынке может быть на 10–15 процентов. Не факт, что везде будет повышение. Например, для компаний из IT-сектора могут сделать льготную ставку налога на прибыль. Для бюджета IT не так много зарабатывает, а вот для их развития это будет иметь значение. Вполне возможно, им оставят прежний налоговый режим.


Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:

— Если действительно [планируются] такие параметры, то они опять не затронут ту часть общества, которая уклоняется от уплаты налогов. Я имею в виду богатых и сверхбогатых. Это пародия на прогрессивную шкалу. Прогрессивная шкала должна заканчиваться где-то ставками в 40, а то и 50 [процентов]. Есть страны, в которых и до 50 процентов доходит ставка. И естественно, что такие ставки распространяются на доходы, которые измеряются не миллионами, а миллиардами. У нас были подсчеты, которые показывают, что если бы была налоговая шкала, как в странах Европейского Союза, то у нас доходная часть бюджета увеличилась бы в 1,5 раза. Поэтому это все, видимо, такая предвыборная пиар-акция.

Думаете, что народ созрел для прогрессивной шкалы? Народ не созрел, это верхи созрели. Я не знаю, какие зреют изменения. Не могу основываться на каких-то инсайдерских источниках, чтобы сказать, что там за кулисами зреет. Меня больше волнует то, что военные действия перемещаются на территорию Российской Федерации. Мы вчера разговаривали с людьми, которые приехали из Белгорода… Они просто удивляются, почему до сих пор военное положение не объявлено в Белгородской области. Люди там просто прячутся кто где может. Это какой-то кошмар.

А если объявлять военное положение, то надо вспомнить, какая была прогрессивная шкала, скажем, в США во время [Второй мировой] войны. Я вам напомню, что там верхняя ступенька прогрессивной шкалы [налогообложения] составляла 92 процента. Мы же должны не абстрактно обсуждать эту тему, а с учетом реальной сегодняшней ситуации. Если мы признаем необходимость военно-экономической мобилизации, то вопрос о прогрессивном налогообложении вообще не должен обсуждаться.


Дмитрий Потапенко* — экономист, управляющий партнер Management Development Group:

— Параметры, которые появились в прессе, не только близки к истине, они давно прорабатывались. Это достаточно старая история про так называемую социальную справедливость. Здесь есть только одно маленькое «но». По поводу того, «дозрело» или «не дозрело» общество. Подобного рода левацкие идеи с так называемой прогрессивной шкалой присутствуют во многих странах. Но это вопрос не того, дозрело ли общество, а того, дозрела ли система контроля за платежами и за оплатой. Дозрела фискальная система.

Подобного рода доходы (которые могут попасть под повышение НДФЛ,прим. ред.) были в основном у среднего бизнеса. Это означает, что еще больше будет использоваться схема оптимизации выплат сотрудникам с использованием режима ИП, самозанятых и, соответственно, патентная система. Так что надо быть готовыми к тому, что фискальная, налоговая служба будет все больше и больше предъявлять претензий тем, кто подобного рода схемы использует. А это в первую очередь маркетплейсы, агрегаторы, службы доставки, такси. Как я уже сказал, возможен уход среднего бизнеса в серую зону или в зону использования различных систем оптимизации.

Многие просто на эту тему не задумываются, а это (предполагаемая налоговая реформа — прим. ред.) будет переплачиваться покупателями и потребителями товаров и услуг. Это подорожание в товарах и услугах, и никуда деться от этого будет невозможно. В общем, произойдет раскрутка товарной инфляции.

Это, безусловно, в определенной мере поможет российскому бюджету. Чем хороши чиновники? Что они, делая те или иные потоки, в этих потоках чуть-чуть «выкраивают». Но в целом с бюджетом в этом году никаких особых проблем-то нет. Он, конечно, дефицитный, но еще года полтора та закредитованность, которая есть, не будет фатальной для российского бюджета.