Мужчина в школе, как достаточно редко встречающийся феномен, имеет все шансы на успешную карьеру, т. е. быстро вырасти из педагога в завучи и далее в директора «Мужчина в школе, как достаточно редко встречающийся феномен, имеет все шансы на успешную карьеру, то есть быстро вырасти из педагога в завучи и далее в директора» Фото: ru.freepik.com

Мужчина в школе, как редко встречающийся феномен, имеет все шансы на успешную карьеру

Значительная часть статей, написанных в начале марта, в той или иной степени затрагивает тематику Международного женского дня. Я тоже решил не отставать и коснуться в своем блоге вопроса гендерного соотношения работников образования и науки. Считаю, что работа в этих сферах в целом не имеет гендерных ограничений. Образование и наука являются универсальными областями, способными возвести к вершинам профессионального Олимпа как мужчин, так и женщин. Но это, что называется, в теории.

В реальной жизни, к сожалению, все по-иному. В школах мы видим полное доминирование прекрасной половины человечества. Причем женщины не только составляют абсолютное большинство среди обычных педагогов, но также в большинстве своем занимают руководящие позиции в общем образовании нашей страны (завучи, директора). К сожалению, это не говорит о высоком престиже профессии учителя, а лишь является наглядным фактом, демонстрирующим нежелание сильной половины человечества идти по педагогической стезе. И это симптоматично. В основе такой позиции у мужчин, по моему мнению, лежит страх перед низкими заработными платами и невысоким социальным статусом. Ведь традиционно в нашей стране мужчина воспринимается как глава семьи и добытчик, который должен обеспечить своих близких всем необходимым.

Мужчина в школе, как достаточно редко встречающийся феномен, имеет все шансы на успешную карьеру, т. е. быстро вырасти из педагога в завучи и далее в директора. Если опираться исключительно на свой опыт общения и не рассматривать общую статистику, то можно заметить, что среди директоров-мужчин гораздо больше людей в среднем и даже достаточно молодом возрасте. Мужчин объективно мало в школах, и их появление в педагогической среде воспринимается как праздник. Видимо, для сохранения хотя бы такой небольшой мужской популяции в среде общего образования их стараются быстрее продвигать по карьерной лестнице.

Совершенно ожидаемо максимальная концентрация прекрасной половины наблюдается среди учителей начальных классов — 99,4% и педагогов русского языка и литературы — 98% «Совершенно ожидаемо максимальная концентрация прекрасной половины наблюдается среди учителей начальных классов — 99,4 процента и педагогов русского языка и литературы — 98 процентов» Фото: ru.freepik.com

Среди учителей начальных классов 99,4% женщин, среди трудовиков — 63%

Приведу немного статистики. По данным исследователей из Высшей школы экономики за 2020 год (а я думаю, что и качественная, и количественная тенденции на сегодняшний день сохраняются), подавляющее большинство работников сферы образования в стране — женщины (82%). Для сравнения: в среднем по экономике прекрасной половиной человечества занято немногим меньше половины (48,6%). Если брать данные исключительно по общему образованию, то получается еще более интересная картина: доля педагогов-женщин в школах доходит до 88,9%.

Очень интересно количественное распределение по преподаваемым дисциплинам. Так, совершенно ожидаемо максимальная концентрация прекрасной половины наблюдается среди учителей начальных классов — 99,4% и педагогов русского языка и литературы — 98%. При этом по таким педагогическим направлениям, как основы безопасности жизнедеятельности (24,7% — женщины) и физическая культура (44,4% — женщины), все же преобладают мужчины.

В такой сугубо мужской дисциплине, как трудовое обучение, женщин в наших школах аж 63%. И это вполне естественно. Если вспомним образ трудовика-мужчины, то это, скорее всего, будет мужчина глубоко пенсионного возраста с бэкграундом отставного военного. В то же время по таким дисциплинам, как информатика и ИКТ, а также физика, перевес в пользу женщин тоже впечатляет — 72,5% и 76,4% соответственно. Таким образом, можно смело утверждать, что у отечественной школы прекрасное женское лицо.

Достаточно большое количество студентов различных направлений подготовки и специальностей имеют очень неплохие педагогические задатки. Но они вряд ли выберут в будущем эту стезю для своей профессиональной деятельности, т. к. осознают свою социальную незащищенность (прежде всего материальную) в будущем «Достаточно большое количество студентов различных направлений подготовки и специальностей имеют очень неплохие педагогические задатки. Но они вряд ли выберут в будущем эту стезю для своей профессиональной деятельности, так как осознают свою социальную незащищенность (прежде всего материальную) в будущем» Фото: ru.freepik.com

Некоторые буквально рождены, чтобы преподавать молодежи, но при этом они вряд ли выберут в будущем стезю педагога

При выборе той или иной профессиональной стези во главу угла обычно ставится заработная плата. Однако медицина и образование считаются своеобразными нишевыми областями, где важнейшую роль играет такое тяжелоосязаемое и совершенно нематериальное понятие, как призвание. И это объективно. Ну не сможет учитель проработать всю жизнь с детьми, испытывая при этом негативные чувства к молодежи и не будучи в некоторой степени экстравертом по натуре.

При этом необходимо констатировать факт — достаточно большое количество студентов различных направлений подготовки и специальностей имеют очень неплохие педагогические задатки. Некоторые буквально рождены, чтобы преподавать молодежи, но при этом они вряд ли выберут в будущем эту стезю для своей профессиональной деятельности, т. к. осознают свою социальную незащищенность (прежде всего материальную) в будущем.

Возможно, читателям будет непонятно, почему я так уверенно рассуждаю о склонности многих студентов непедагогических специальностей к образовательной деятельности. Все очень просто. Дело в том, что я уже много лет занимаюсь выстраиванием системы дополнительного инженерного образования в школах и имею большой практический опыт отбора и обучения будущих педагогов дополнительного образования. Так вот, 100% этих педагогов — студенты непедагогических специальностей, но при этом большинство из них обладают склонностью к преподавательской работе, а многие из них явно обладают призванием.

Необходимо добавить, что среди педагогов дополнительного образования тоже преобладает прекрасная половина человечества, но это уже не такие страшные числа, как в системе общего образования. По моей качественной оценке, соотношение между мужчинами и женщинами составляет примерно 40% к 60% в пользу прекрасной половины человечества.

В системе высшей школы среди профессорско-преподавательского состава работают 57,6% женщин «В системе высшей школы среди профессорско-преподавательского состава работают 57,6 процента женщин» Фото: ru.freepik.com

Среди директоров институтов дамы занимают 40,6%, среди доцентов — 60,3%

На уровне высшего образования ситуация меняется, но не кардинально. В системе высшей школы среди профессорско-преподавательского состава (ППС) работают 57,6% женщин. Но такие руководящие должности, как директор института (40,6% — женщины), декан факультета (47,5% — женщины) и заведующий кафедрой (45,6% — женщины), все же с небольшим преимуществом остаются за мужчинами. Тут тоже можно проследить небольшое гендерное неравенство, но при этом статистика не так сильно режет глаз, как в случае со школами. Система высшего образования в нашей стране в принципе дает примерно равные возможности для реализации управленческих амбиций как для мужчин, так и для женщин.

Немного иная ситуация складывается на уровне основного профессорско-преподавательского состава. Так, профессора в нашей стране в подавляющем своем большинстве мужчины (женщин только 35,4%), а вот рабочие лошадки вузов — доценты — преимущественно женщины (60,3%). Аналогичная тенденция к росту количества женщин складывается и на более низких должностных позициях ППС. Например, должности старшего преподавателя (68,8% — женщины), преподавателя (65,1% — женщины) и ассистента (65,5% — женщины) в значительной степени имеют женское обаяние.

Таким образом, можно констатировать, что основная педагогическая работа в наших университетах делается руками женщин. При этом значительное число наших прекрасных преподавателей работают на общеобразовательных кафедрах и преподают такие дисциплины, как физическая культура и спорт, иностранные языки, философия, экономика, социология и т. д.

Если же рассматривать исследовательскую область, то ситуация с гендерным расслоением становится еще более непростой. Так, по данным Высшей школы экономики за 2018 год, в РФ доля женщин-исследователей составляет только 39,2%. Интересно, что значительная часть женщин-исследователей работают в области технических наук (52,4%). К слову сказать, доля мужчин, работающих над исследованиями в области технических наук, вполне естественно, немного больше и составляет 67,5% (от общего числа мужчин-исследователей).

Женская наука сейчас делается в том числе молодыми руками и головами. Женщин-исследователей в возрастном диапазоне до 39 лет (самый плодотворный возраст для исследователя) аж 42,1%, что само по себе не может не радовать.

Общество должно с самого детства обеспечивать равные возможности для образования и дальнейшего карьерного роста как для мужчин, так и для женщин «Общество должно с самого детства обеспечивать равные возможности для образования и дальнейшего карьерного роста как для мужчин, так и для женщин» Фото: ru.freepik.com

Важно с самого детства обеспечивать равные условия воспитания для мальчиков и девочек

В завершение статьи хочется отметить, что значительный перекос в общем образовании в сторону женщин вполне объясним. Педагогическая профессиональная сфера на уровне начального и среднего образования очень органично вплетается в классический жизненный ритм женщины ХХ века. Дело в том, что прекрасная половина человечества значительную часть своей жизни тратит на такую (зачастую недооцененную среди мужчин) сферу, как семейное хозяйство. К этому стоит прибавить не только роль хозяйки и хранительницы домашнего очага, но также и роль мамы. Разумеется, все эти направления оказывают очень сильное влияние на профессиональные сферы деятельности и зачастую не дают возможности женщине в полной мере реализоваться как специалисту.

Хочется отметить, что в ХХI веке мы живем в условиях динамично развивающегося, где-то даже постиндустриального общества и сводить профессиональную деятельность женщины только лишь к ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей будет абсолютно неверно. А для того чтобы возможности полов были действительно одинаковыми, мы как общество в целом должны с самого детства обеспечивать равные условия воспитания для мальчиков и девочек, а также равные возможности для образования и дальнейшего карьерного роста как для мужчин, так и для женщин.