Как ожидается, цены на автомобили, ввезенные через страны ЕАЭС, увеличатся на сотни тысяч рублей Как ожидается, цены на автомобили, ввезенные через страны ЕАЭС, увеличатся на сотни тысяч рублей Фото: © Илья Наймушин, РИА «Новости»

«Жаркий» февраль перед апрельским охлаждением

По данным агентства «Автостат», объемы продаж новых легковых автомобилей в России в феврале подскочили на 85% год к году и на 30% к январю. За два месяца нынешнего года продано свыше 184 тыс. новых легковых машин — почти на 82% больше, чем в январе – феврале 2023-го. Суперскоростная динамика роста связана с ажиотажем, возникшим на автомобильном рынке.

Автомобилисты стараются приобрести машину до резкого подорожания, которое ожидается после 1 апреля. «Благодарить» надо постановление правительства РФ №1291 от 13 февраля 2024 года, которое кардинально меняет правила взимания утилизационного сбора.

С 1 апреля 2024 года ввоз авто в Россию для физических лиц будет возможен двумя способами:

  • напрямую или через российскую таможню — с уплатой всех ставок, акцизов и налогов;
  • через страны, входящие в таможенный союз, но уже с доначислением платежей в счет утилизационного сбора.

То, что лазейке по завозу авто по заниженным ценам через страны ЕАЭС скоро придет конец, было понятно под занавес прошлого года. Еще тогда премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил ЕАЭС до 1 апреля начать передавать все основные данные о растаможке российским таможенникам. Правда, это решение нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу поддержано не было, т. к. для них бы перекрылись огромные денежные потоки.

Однако правительство РФ придумало, как обойтись и без изменения правил таможенного оформления в соседних странах. Существующие там льготы на ввоз машин, их таможенная стоимость и ставки останутся неизменными. Однако во всех государствах ЕАЭС с 1 апреля заработает единая система управления рисками (СУР).

Теперь, если выяснится, что стоимость таможенного оформления в стране ЕАЭС была ниже, чем если бы машина сразу прошла таможню в России, то ввоз таких автомобилей в РФ может быть запрещен либо осуществлен с доплатой возникшей разницы. Неуплаченные налоги и сборы будут включаться в состав утилизационного сбора. Контроль за корректностью расчетов будет вести таможенная служба.

Насколько занижена средняя стоимость автомобиля, таможня высчитывает по перечню, который позже утвердит минпромторг РФ. Данный перечень будет публиковаться минимум раз в квартал. Кроме того, растаможку электрокаров предоставится возможность проводить только на территории России.

В результате, как ожидается, цены на автомобили, ввезенные через страны ЕАЭС, увеличатся на сотни тысяч рублей. Как считают опрошенные «БИЗНЕС Online» автоэксперты, как следствие, цены на авто могут возрасти на 10–20%, а некоторые федеральные издания предрекают рост до 30%.

В 2023 году на страны ЕАЭС пришлась пятая часть всего импорта новых легковых автомобилей, или 707 тыс. единиц, сообщает РИАМО. Из них 8% ввезли через Киргизию, 6% — через Казахстан, 2% — через Беларусь и 1% — через Армению. В то же время Китай обеспечил почти 80% поставок.

«Государство вводом новых правил пытается убить двух зайцев: упорядочить ввоз автомобилей и сделать рентабельным производство автомобилей в России» «Государство вводом новых правил пытается убить двух зайцев: упорядочить ввоз автомобилей и сделать рентабельным производство машин в России» Фото: © Илья Наймушин, РИА «Новости»

Как действовала схема до сих пор?

Самая распространенная и известная манипуляция для занижения стоимости импортных машин — это оформление и проводка авто через физлиц, для которых тарифы были дешевле, чем для официальных дилеров.

Выгода приобретения автомобиля в одной из стран ЕАЭС (Киргизии, Казахстане, Армении или Беларуси) для россиян заключается в том, что можно занизить таможенную стоимость и получить более привлекательную цену. Для стран ЕАЭС эта ситуация тоже была выгодна — чем больше поток авто, тем больше денег они могут заработать на транзите машин из той же Европы, Америки или Китая.

Наше государство, посчитав, какую сумму таможенных платежей оно недополучает в бюджет, постаралось побыстрее закрыть эту «форточку». При ввозе растаможенных за пределами РФ автомобилей физические и юрлица «получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме», заключили в правительстве РФ. Вдобавок и поддержку российского автопрома еще никто не отменял.

«Государство вводом новых правил пытается убить двух зайцев: упорядочить ввоз автомобилей и сделать рентабельным производство машин в России, привлечь новых инвесторов для открытия производств на территории страны, а также уровнять перекупов и дилеров, которые были в невыгодной ситуации до ввода новых условий работы», — полагает Айрат Султанов, собственник компании F5AVTO, которая специализируется на поставках авто по параллельному импорту.

29 октября прошлого года вступило в силу еще одно постановление, согласно котором физлица попали под увеличенный «коммерческий» утиль сбор 29 октября прошлого года вступило в силу еще одно постановление, согласно которому физлица попали под увеличенный «коммерческий» утильсбор Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Тяготы параллельного импорта

Это уже четвертое серьезное нововведение, которое делает параллельный импорт невыгодным. Первой ласточкой по закручиванию гаек для перекупов стал февраль 2023 года, когда ряд автомобилистов столкнулись с аннулированием сертификатов безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

Вторым сигналом стал выход постановления правительства РФ от 7 июля 2023 года №1118, которым с 1 августа устанавливались новые тарифы на утилизационный сбор на ввозимые авто. Тарифы проиндексировали в 1,7–3,7 раза. Начала действовать новая таблица утилизационных сборов, которые платят при ввозе автомобиля наравне с таможенными пошлинами. Утильсборы существенно выросли, в некоторых случаях даже в сотни раз. Но тогда это в основном касалось юридических лиц.

Для физлиц, которые приобретали авто объемом двигателя до 3 л для личного пользования, практически ничего не изменилось. Они также могли воспользоваться льготной возможностью по оплате утильсбора в размере от 3,4 тыс. до 5,2 тыс. рублей (если машина старше трех лет). Но 29 октября прошлого года вступило в силу постановление, согласно которому физлица попали под увеличенный «коммерческий» утильсбор.

При этом речь не идет о полном запрете параллельного импорта как такового. По факту это искоренение серых схем, благодаря которым полностью пропадут перекупы, а останутся только официальные дилеры, потому что разница в цене исчезнет. Ввоз премиальных авто сохранится, а оформлять такие сделки будут через лизинг на юридических лиц, благодаря чему будет возможность зачесть НДС, что, к слову, позволит существенно снизить фактическую стоимость автомобиля.

«С рынка сейчас «пылесосят» старые остатки, чтобы успеть до повышения цен»

«БИЗНЕС Online» спросил у игроков рынка и экспертов, какие изменения произойдут с 1 апреля и как они скажутся на продажах автомобилей в РФ.

Айрат Султанов — собственник компании F5AVTO:

— Стоимость новых автомобилей с 1 апреля подорожает примерно на 20 процентов, что подтянет также за собой вторичный рынок автомобилей. Разрыв при этом сохранится на том же уровне, что и был раньше. Что касается автомобилей, которые невыгодно будет ввозить с использованием параллельного импорта, то пока еще нет ясной картины по ним. Это связано с тем, что минпромторг России пока еще не опубликовал список автомобилей и среднюю их стоимость для расчета таможенных платежей. И от того, какие параметры задаст ведомство, будет понятно, какие автомобили не пройдут по таможенной сетке. Например, как они станут оценивать популярный Geely Monjaro, который у дилеров стоит 5 миллионов, а у перекупов — 3,3 миллиона рублей?

При этом все автомобили из недружественных стран продолжат поставлять по старым схемам, в том числе и китайские машины, которые не поставляют дилеры, например Zeekr и Li L9. Наценка на автомобили останется прежней, но цена за счет таможенного оформления вырастет. В связи с этим с рынка сейчас «пылесосят» старые остатки, чтобы успеть до повышения цен, из которых 85 процентов — это дилеры, закупающиеся впрок для дальнейшей перепродажи уже по более высоким ценам.

Несмотря на ввод таких ограничений, количество автомобилей, привезенных посредством параллельного импорта, останется на уровне 5% от всех продаж. Уйдут позиции, которые есть в продаже у официальных дилеров, но есть автомобили, которые не продаются официально. И классические бренды, к которым привыкли наши автолюбители и которые официально не завозятся к нам, будут поступать в Россию через страны ЕАЭС. Это связано с тем, что не все еще морально готовы покупать «китайцев» и пока процент тех, которые будут готовы приобрести автомобили китайского производства не вырастет, доля параллельного импорта не упадет.

Пресс-служба ТТС:

— С начала 2024 года темпы роста на рынке автомобилей соответствуют 2023-му. При этом в последнюю неделю февраля 2024 года наблюдался всплеск активности продаж. Этот рост активности связан с ожиданием изменений в правилах исчисления и уплаты утильсбора и прогнозируемым после 1 апреля ростом цен на автомобили. Самые строгие ограничения коснутся электрических моделей и гибридов, которые можно будет ввозить только при прохождении таможенной очистки непосредственно в России.

Лидером продаж среди новых электромобилей по итогам 2023 года является ввозимый по параллельному импорту бренд Zeekr. Увеличение цен будет зависеть от активности на рынке, но, вероятно, составит не менее 5–10%, а в некоторых случаях — и до 20%, учитывая естественное изменение цен из-за изменения года выпуска автомобилей. Важно понимать, что уже сейчас на рынке доступны машины, ввезенные через параллельный импорт в Россию напрямую с уплатой всех необходимых платежей. Это гарантирует покупателю юридическую чистоту автомобиля и защищает от непредвиденных платежей в будущем.

«С большой надеждой ждем 2025 год, в котором объявлен старт продаж автомобиля „Атом“, что повлияет в виде барьера на китайскую инвазию» «С большой надеждой ждем 2025 год, в котором объявлен старт продаж автомобиля «Атом», что повлияет в виде барьера на китайскую инвазию» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Естественно, люди сейчас будут искать другие варианты. Например, есть очень старая схема — временный ввоз»

Владлен Копвиллем — юрист федерации автовладельцев России в Татарстане:

— Люди изобрели схему по более дешевому ввозу авто, государство ее перекрыло. Любому государству всегда деньги нужны. С 1 апреля предложений по покупке таких авто станет меньше. Представьте, что машина сразу же на 700 тысяч дорожает! Учитывая, что у нас и так дорогие автомобили — 2–3 миллиона и выше, покупатель репу почешет и скажет, что ему такое не нужно, или купит б/у. Вырастет спрос на бэушные автомашины, это приведет к дальнейшему старению автопарка.

Соответственно, цены на новые автомобили в РФ тоже вырастут, хотя они у нас и так высокие. Например, машина в Китае стоит 1 миллион рублей: таможня берет 48 процентов, утилизационный сбор — 700 тысяч, плюс автомашину нужно физически в Россию доставить, какую-то маржу автосалону заложить. Вот и получается, что машина, которая в Китае стоит 1 миллион, у нас стоит 2,5 миллиона рублей. И здесь виноваты не автосалоны и не автодилеры, это за счет государственных сборов цена возрастает.

Естественно, люди сейчас будут искать другие варианты. Например, есть очень старая схема — временный ввоз. На фирму ввозится машина — до одного года (у них даже цвет номеров желтый). За временно ввезенные авто таможенная пошлина не платится, но, чтобы продлить срок ее пребывания в РФ, нужно хотя бы на один день вывезти из России, а потом ввезти снова — и можно еще год пользоваться. Эта схема довольно простая, для Татарстана она, наверное, не очень удобна, а тем, кто рядом с границей живет, — без проблем. Единственное, так как машину нужно оформлять на какую-то фирму, здесь возникает риск того, что вдруг она «вильнет хвостом» и скажет, что это моя фирма, а не твоя. Может быть, еще какие-то новые каналы появятся, но государство сразу же перекроет и эту схему и так далее.

Булат Закиев — сооснователь автосалона Car-Traid:

— В феврале действительно вырос спрос на автомобили. Мы связываем это с уравнением таможенных пошлин между странами ЕАЭС. Эта новость подтолкнула к покупке клиентов, которые планировали в ближайшее время приобрести автомобиль. Люди хотят сэкономить и успеть до повышения цен, а оно будет серьезным.

Для примера: на начало 2024 года автомобиль Geely Monjaro по параллельному импорту из Киргизии обходился клиенту в 3,4 миллиона рублей с конечными уплаченными сборами. С увеличением спроса на сегодняшний день данные машины уже подорожали в Киргизии — сейчас они там стоят около 3,6 миллиона рублей. А после вступления закона в силу подорожают еще примерно на 15–20 процентов, то есть будут стоить порядка 4–4,1 миллиона рублей. В итоге данные автомобили будет выгоднее ввозить в Россию напрямую. И в целом все китайские машины выгоднее станет привозить напрямую в Россию и производить растаможивание именно здесь, а не в Киргизии.

Через страны ЕАЭС будут ввозить те автомобили, которые напрямую запрещены на экспорт в РФ, но уже с увеличенным таможенным сбором. Скорее всего, не будут ввозиться новые машины экономсегмента, так как при увеличении таможенного сбора пропадает разница с ценой у официального дилера.

Из стран ЕАЭС продолжат ввозить корейские бренды Hyundai и Kia, так как на данные модели есть спрос. Да, он уменьшится из-за роста цен, но все так же будет находить своего клиента даже за такую цену. Также заметно снизится свободный выбор на нашем рынке среди премиального сегмента, так как разница в цене будет колоссальной.

Рустем Галимзянов представитель татарстанского АНО «Рестарт» (сообщество электромобилистов РТ):

— Сейчас на рынке создался ажиотаж благодаря этому инфоповоду (вступление в силу постановления прим. ред.). Все салоны и другие физические и юридические лица, которые занимаются параллельным импортом, пользуются ажиотажем и на этой панике увеличили свои продажи. Помимо роста продаж, наблюдается и рост цен. Тот же Voyah Free, один из доступных люксовых автомобилей, подорожал за последнее время с 3,8 миллиона рублей до 4,5 миллиона рублей. Например, LiXiang L7, который можно было купить за 5,7 миллиона рублей, сейчас стоит минимум 6,2 миллиона рублей. Фактически каждую неделю цены, приближаясь к 1 апреля, неуклонно растут.

С одной стороны, это сдерживающий фактор, но, с другой — население быстро привыкает к росту цен и адаптируется к ним. С большой надеждой ждем 2025 год, в котором объявлен старт продаж автомобиля «Атом», что повлияет в виде барьера на китайскую инвазию. Очень большие надежды на отечественный электрокар, который будет достойным не только по стоимости, но и по наполнению.

Рита Халилова — директор по продажам группы компаний «КАН Авто»: 

— Какие автомобили, ввозимые с использованием параллельного импорта, пропадут с рынка? 

Нельзя однозначно сказать, какие авто пропадут, но точно понятно, что объем китайских машин, ввозимых по схемам параллельного импорта в сегменте от 3,5 миллиона до 5 миллионов, сократится, так как их ценообразование вплотную приблизится к стоимости официально ввозимых моделей, которые, кроме всего прочего, имеют официальную гарантию. Также под удар попадут электрические и гибридные автомобили. Понятно, что ставка утильсбора на них существенно ниже, чем на бензиновые версии, но новый механизм таможенного сбора распространяется и на эти модификации.  

Какие автомобили и из каких стран продолжат поставлять по старым схемам? 

Старых схем больше не будет, но будут автомобили, на которые клиентский спрос, скорее всего, сохранится, и в первую очередь это машины из категории «тяжелый люкс», возможно, индивидуальные автомобили большой немецкой тройки, которые можно привезти исключительно по схемам параллельного импорта. По доставке таких авто у многих игроков рынка (в том числе и у нас) есть отлаженные канал, например в Европе и Турции.  

Как изменится стоимость автомобилей после 1 апреля? 

Это главный вопрос, который сейчас беспокоит всех участников рынка. В постановлении правительства сказано, что расчет таможенной стоимости будет осуществляться, исходя из данных о марке и модели автомобиля по списку, подготовленному минпромторгом. Список будет готовиться на основе данных от федеральной таможенной службы. 

Насколько известно, такой документ будет находиться в открытом доступе и обновляться раз в квартал. Однако нужно учитывать, что ранее подобных документов министерство не готовило и первая его редакция пока находится в стадии составления и согласования.  

По нашим прогнозам, автомобили, ввозимые по схемам параллельного импорта, в среднем подорожают на 25–30 процентов. Это, конечно, негативно отразится на ассортименте новых машин в стране, что, в свою очередь, может спровоцировать увеличение стоимости тех моделей, которые поставляются в Россию напрямую от производителя.