В начале встречи гендиректор «Магнита» Анна Мелешина напомнила, что в конце прошлого года компания купила маркетплейс KazanExpress и создает на его базе «Магнит Маркет» В начале встречи гендиректор «Магнита» Анна Мелешина напомнила, что в конце прошлого года компания купила маркетплейс KazanExpress и создает на его базе «Магнит Маркет» Фото: © Михаил Киреев, РИА «Новости»

Бакальчук: «Очень странная рассадка такая, прикольная»

В «президиуме» сегодняшнего форума президента российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина окружали генеральный директор «Магнита», президент X5 Group и богатейшая женщина России, основательница и владелица Wildberries Татьяна Бакальчук. «Три прекрасные девушки», — позже опишет себя и своих коллег Бакальчук. И отметит «прикольную» (в плохом смысле) рассадку участников. Вышло так, что бизнес-леди, представляющие крупнейших игроков рынка, сидели в президиуме за одним столом, а напротив них, в зале, расположились чиновники минпромторга и ФАС. «Такое ощущение, что мы экзамен сейчас сдаем. Судилище, понятно, ладно», — улыбнулась владелица Wildberries, поддержав чью-то реплику из зала.

Казалось, Бакальчук немного ехидничала, радуясь, что ее коллеги — «Магнит» и X5 Group — «переходят на наше поле», т. е. в сектор e-commerce.

— Значит, это ваше поле? — решил уточнить модератор.

— Наше общее поле, — тут же поправилась предпринимательница.

В начале встречи гендиректор «Магнита» Анна Мелешина напомнила, что в конце прошлого года компания купила маркетплейс KazanExpress и создает на его базе «Магнит Маркет». Обновленная площадка хочет развиваться с точки зрения работы с селлерами и географии. На данный момент в Казани открыто около 20 ПВЗ на базе магазинов «Магнит», уточнила Мелешина.

«С удовольствием жду, когда вы будете вместе с нами… Я прямо вот предвкушаю, когда вы вместе с нами будете перед уважаемым составом, который сидит напротив…» — обращалась Бакальчук к «девушкам», которые сидели рядом. Под «уважаемым составом» понимались чиновники. В выступлении Бакальчук читалась речь человека, который уже натерпелся, пытаясь найти общий язык с министерствами и ведомствами.

Несмотря на трудности, ретейл растет быстрыми темпами и стал одним из драйверов развития экономики, «мы обязаны это зафиксировать», отметил Шохин во вступительном слове. Но долго задерживаться на достижениях не стали и почти сразу перешли к проблемам. Как выяснилось, у ретейла они не уникальные. Одна из главных сложностей — дефицит кадров. Ее предстоит решать, но бизнесу сейчас не стоит надеяться на «какие-то преференции бюджетного характера», сразу прояснил Шохин. Государство скорее может помочь «адекватной регуляторикой», а вот новых льгот в ближайшее время не предвидится, даже не просите, читалось в его вступительной речи.

«Спасибо, успехов», — пожелал Шохин без особого энтузиазма в голосе.

Бакальчук рассказала, что Wildberries «смотрит в сторону роботизации» Бакальчук рассказала, что Wildberries «смотрит в сторону роботизации» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы не можем конкурировать бесконечно по зарплатам. Это путь в никуда»

Нехватка кадров — это, «безусловно, важный также аспект», аккуратно выразилась гендиректор «Магнита». «Коллеги, я уверена, поддержат остроту проблематики, — отметила Мелешина. — Мы ощущаем большой недостаток в линейном персонале — это и продавцы, и работники складских помещений, и водители, и многие другие позиции». Одним из путей решения проблемы «Магнит» видит повышение роботизации, автоматизации работы. Компания изучает, как можно сделать проще работу сотрудников. «Нужно посмотреть, как мы можем сделать работу наших сотрудников проще, для того чтобы их удерживать. <…> Как ни крути, ретейл как бы вокруг людей, про людей и для людей, таковым и останется», — указала участница дискуссии. В качестве еще одного вызова для рынка торговли она отметила появление «потребителя будущего», под которого нужно быстро подстраиваться, формировать для него «бесконечную полку» товаров.

Один из трендов, который заметили в X5 Group, — это рост продаж готовой еды. А нехватка персонала «действительно наш вызов на ближайшее время», подтвердила президент X5 Group Екатерина Лобачева. Она отметила, что компании не смогут бесконечно конкурировать по зарплатам: «Это путь в никуда, мы понимаем». Что же делать? По мнению Лобачевой, X5 Group должна стать «сервисной компанией для сотрудников».

«Мы хотим создать в компании такую атмосферу, культуру, перспективу, чтобы ретейл стал не местом последнего выбора нашего соискателя, а местом первого выбора. И здесь наша общая задача — это популяризация работы в ретейле, популяризация нашей отрасли», — рассуждала руководительница компании. И тоже подчеркивала, что компании должны приложить все усилия для облегчения физического труда сотрудников. Пока в ретейле очень много работы, связанной с серьезной физической нагрузкой, признала Лобачева. И подчеркнула, что X5 Group — это «абсолютно женская компания», ведь 67% сотрудников — женщины.

«Поле непаханое!»: Бакальчук пожаловалась, что не может найти на Wildberries одежду своим детям

Wildberries «тоже смотрит в сторону роботизации», рассказала Бакальчук. «И это, кстати, совпадает с тем, что, честно говоря, люди, которые должны приходить и работать с нашими площадками, как бы не особо горят желанием исполнять какие-то стандартные истории, — рассуждала предпринимательница. — То есть они все хотят быть личностями. Хотят распоряжаться своим временем, деньгами, [хотят самостоятельно решать], где они работают, когда работают, за сколько». Так что роботизация, в понимании Wildberries, должна решить и вопрос с такими «требовательными» сотрудниками.

Как отметила Бакальчук, компания очень ждет принятия закона о платформенной занятости. «Потому что платформенная занятость существует, а такого понятия нет», — пожаловалась предпринимательница. Понятие платформенной занятости планировали закрепить в поправках к федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации», которые внесла группа законодателей во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Документ приняли в декабре 2023 года, но о «платформенной занятости» там в итоге ничего нет. Хотя даже «Госуслуги» — это платформа и регулировать сферу нужно, отметила руководительница маркетплейса.

Wildberries планирует в этом году реализовать проект с ведущими юридическими университетами России и ассоциациями юристов. Суть в том, чтобы «более широко взглянуть на проблему взаимоотношений» между хозяйствующими субъектами, работающими в секторе Wildberries планирует в этом году реализовать проект с ведущими юридическими университетами России и ассоциациями юристов. Суть в том, чтобы «более широко взглянуть на проблему взаимоотношений» между хозяйствующими субъектами, работающими в секторе Фото: «БИЗНЕС Online»

«Огромная отрасль, для которой пока не прописаны правила поведения»

Отдельно Бакальчук в своем выступлении отметила большое внимание государства к e-commerce, которое возникло в 2023 году. Это понятно, ведь отрасль новая, очень быстро растущая (в 2023-м объем сектора составил уже 6,5 трлн рублей), и законодательные органы не до конца понимают, с чем имеют дело. И это тоже вызов. Чтобы исправить ситуацию, Wildberries планирует в этом году реализовать проект с ведущими юридическими университетами России и ассоциациями юристов. Суть в том, чтобы «более широко взглянуть на проблему взаимоотношений» между хозяйствующими субъектами, работающими в секторе.

«Тут и владельцы пунктов выдачи, и логисты, и самозанятые, которые оказывают нам услуги, и платформенные занятые. Это огромная отрасль, для которой пока не прописаны, скажем так, правила поведения», — сказала Бакальчук. Причем применять уже существующие нормы к работе сектора было бы неправильно, указала она. А дальше привела пример, почему такое регулирование нужно.

«Есть такая шутка, что у нас в стране 100 человек пытаются придумать нормы, законы, а тысяча или миллион человек придумывают, как их обойти. Мы это действительно видим. Мы же как площадка должны соблюдать баланс интересов. Даже берем не потребителей и продавцов, а собственников ПВЗ. Вроде бы это представители одной категории. Они между собой начинают конкурировать, и возникают такие истории, которые в принципе раньше никогда не существовали. Из разряда, например, бота, который будет просто вышибать все твои товары с первых мест или отправлять их куда-нибудь в Магадан или Южно-Сахалинск для того, чтобы [другой продавец] занял его место на полке», — рассказала Бакальчук. С этим надо как-то бороться, подчеркнула бизнесвумен.

Уход с российского рынка иностранных производителей, трансформация торговых центров, рост формата дискаунтеров — такие вызовы для отрасли привел статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов. Если на продовольственном сегменте уход иностранных игроков практически не отразился, то в непродовольственном на зарубежных производителей приходилось 70% продаж.

«Эти 70 процентов — 13 триллионов рублей. Конечно, хотелось бы, чтобы бо́льшая часть из них тоже приходилась на отечественного производителя, чтобы средства оставались в нашей стране», — пожелал спикер. Чтобы избежать зависимости торговых сетей от импортных товаров, депутаты Госдумы и минпромторг РФ подготовили законопроект о «российской полке» — закрепление обязательной минимальной доли российских товаров в торговле.

«Не сомневаюсь, что проект будет принят. Речь идет о доле выкладки российских товаров в обычной торговле и о количестве карточек товаров для торговли, соответственно, электронной. Предполагаем, что эта норма будет не менее 50 процентов», — заявил Евтухов. И уточнил, что если для сельхозпродукции это будет больше урегулирование, то для продукции виноделия — «весьма и весьма неплохая мера поддержки».

Что касается непродовольственного сегмента, ведомство наделят полномочиями по выбору товаров для квотирования. «Начнем с одной-трех категорий и будем вместе с производителями и операторами торговли смотреть, на кого в дальнейшем это распространять, для того чтобы прежде всего у нашего потребителя был достаточный выбор продукции», — пояснил замминистра.

Еще одним «вызовом», по словам докладчика, стала трансформация ТЦ, которая будет продолжаться и в 2024-м. Ну и, разумеется, куда без кадрового вопроса. «Может быть, на сегодняшний день самый сложный вопрос (это будет вызов 2024 года точно) — кадровый голод. Мы слышим от всех наших коллег, что проблема трудовых ресурсов существует. И тут сразу встает вопрос: а какой ресурс использовать? Это все-таки в большей степени мигранты. Или привлекать на работу наших граждан, при этом, конечно, увеличивать уровень оплаты труда. По-другому, наверное, не получится», — сказал замминистра.