Сегодня одна часть полка 1231 продолжает штурмовать подходы к Авдеевке, другая держит «промку», где в постоянных перестрелках метр за метром продвигается вглубь Сегодня одна часть полка 1231 продолжает штурмовать подходы к Авдеевке, другая держит «промку», где в постоянных перестрелках метр за метром продвигается вглубь Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

Полк с легендарным именем: от Москвы и Ржева до Вильнюса и форсирования Немана

За сухим номером полка татарстанских мобилизованных 1231 стоит легендарная история. Он был основан в сентябре – октябре 1941-го, во время обороны Москвы, на базе 371-й стрелковой дивизии в Чебаркуле под Челябинском. Этой дивизией командовал будущий генерал-майор Федор Чернышев. 30 ноября 1941-го полк присоединился к составу 30-й армии Западного фронта. 6 декабря воины полка приняли участие в контрнаступлении на города Клин и Высоковск, затем пошли освобождать Ржев. Далее дивизия, в состав которой входил полк 1231, участвовала в тяжелых боях за Витебск, Каунас, форсировала Неман. За это награждена орденом Суворова II степени. А особенно отличилась при взятии Вильнюса — была награждена орденом Красного Знамени.

В 1946 году полк 1231 был расформирован и лишь осенью 2021-го его было решено воссоздать – для сборов резервистов из пяти регионов Приволжского военного округа — Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Марий Эл и Чувашии. Местом дислокации выбрали Казань.

По численному составу резервистов полк скорее был батальоном, который получил имя «Барс» — распространенное название для резервных подразделений. В 2022 году, после начала СВО, «Барс» продолжил подготовку резервистов, но в сентябре последовал указ Верховного главнокомандующего о частичной мобилизации, после чего в полк стали прибывать новые военнослужащие. С того самого времени начала складываться совершенно новая история полка 1231.

Они защищали Запорожье: 39 дней батальона «Тимер» под огнем в Работино

Готовились новые бойцы почти три месяца, после чего в декабре 2022-го эшелон с личным составом и боевой техникой выдвинулся «за ленточку». Там его определили в подчинение 1-го армейского корпуса в составе 1-й Славянской бригады сил ДНР.

Эта бригада существовала с 2014 года и принимала участие в боях в составе ополчения Донецкой Народной Республики. Летом 2014-го это было сражение за Иловайск, зимой того года — бои за донецкий аэропорт, а во время СВО — бои за «Азовсталь» в Мариуполе. Так что полк 1231 попал в подчинение одного из самых прославленных формирований ДНР.

Освобождение Авдеевки, возможно, навсегда прекратит постоянные обстрелы Донецка, от которых ежедневно гибнут дети и гражданские в городе Освобождение Авдеевки, возможно, навсегда прекратит постоянные обстрелы Донецка, от которых ежедневно гибнут дети и гражданские в городе Фото: © MARKIIAN LYSEIKO via www.imago-i/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Штурмы Авдеевки

Полк зашел в зону СВО 2 января, попав на точку сбора под Мариуполем. После чего по приказу командования корпуса из 1231-го стали буквально «выдергивать» людей для бьющихся на передовой подразделений. Так, в январе 2023-го 1-й батальон, роту разведки, инженерно-саперную и ремонтную роты вместе с минометной и зенитно-артиллерийской батареями передали в состав 114-й бригады. 3-й батальон отправился в распоряжение 9-й бригады. Все эти подразделения принимают активное участие в освобождении ДНР. По сути, полк буквально раскидало по всему донецкому фронту. Уже с начала февраля прошлого года все подразделения вступили в бои, рассказал нам замполит полка с позывным «Марс», который «ведет» свои подразделения с первых дней их формирования.


С начала февраля 1-й батальон пошел в наступление на позиции, которые до этого взять не мог никто. Это север Авдеевки, а название местности довольно ироничное — «Сиськи». Так ее прозвали из-за двух высот между Верхнеторецким и Красногоровкой.

Командир разведроты с позывным «Большой»: «Задача была сложная. Бой за высоту шел 12 часов, после чего на протяжении трех недель нам пришлось удерживать позиции» Командир разведроты с позывным «Большой»: «Задача была сложная. Бой за высоту шел 12 часов, после чего на протяжении трех недель нам пришлось удерживать позиции» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Задача была сложная. Бой за высоту шел 12 часов, после чего на протяжении трех недель нам пришлось удерживать позиции. Высота была значимой, так как после нее открывался горизонт на Красногоровку, в результате чего наши войска смогли пойти на террикон „Коксхим“. Во время боя мы взяли 11 военнопленных, вышли с позиций, после чего отправились освобождать другие территории», — рассказывает командир разведроты с позывным «Большой». До СВО он работал мастером на одном из заводов в Татарстане. «Я обычный семьянин. Когда началась СВО, в моем коллективе были потери, я не мог оставаться равнодушным, пошел в военкомат и оставил заявку. 27 октября попал в полк», — кратко вспоминает Большой.

Там при штурмах полк понес первые потери, но по итогу эти высоты были взяты татарстанскими мобилизованными.

Следом в дело вступил 2-й батальон, который зашел на «промку» самой Авдеевки. Эти позиции ВСУ держали с 2014 года, они укреплены настолько, что, кроме как штурмом живой силой, их не взять. Блиндажи и окопы, залитые бетоном, местами их глубина достигает нескольких этажей. О «промке» Авдеевки вообще говорят, что это вторая «Азовсталь», где под самими заводами еще до 9 этажей подземных сооружений.

«Особенность позиций была в том, что противник находился на расстоянии от 40 до 80 метров. Все было рядом, все находилось на острие. С нами вместе воевали ЧВК „Ветераны“, наши ребята их сопровождали и поддерживали. Но задачи были у каждого свои. На „промке“ было, к сожалению, много наших потерь. В основном это происходило из-за сбросов с коптеров, ударов дронами-камикадзе. Двоих наших ребят подловил снайпер. Но наше подразделение выполняло задачи качественно. Могу сказать, что лучше там не бился никто», — вспоминает Марс.

Замполит полка с позывным «Марс»: «Могу сказать, что лучше там не бился никто» Замполит полка с позывным «Марс»: «Могу сказать, что лучше там не бился никто» Фото: «БИЗНЕС Online»

Так началась активная оборона. «Нам нужно было отразить все атаки и сохранить позиции. После этого, с апреля, начались штурмы, которые шли до конца лета. Наши штурмовые действия были в районе Опытного, Водяного (села на южном фланге Авдеевкиприм. ред.). Были моменты и горькие, конечно. Бывало, что у нас что-то не получалось, были потери. Но случались и хорошие моменты, когда мы брали позиции. Все штурмы одинаковые — зайти, забрать позиции и удержать их. В основном все быстро отрабатывали. Если не получалось, то опять заходили. Пока не достигали целей, штурмы шли без конца», — вспоминает боец с позывным «Бизон». Его мобилизовали в конце октября 2022 года. Он из Зеленодольска, до мобилизации только успел вернуться со срочной службы, после чего сразу же попал в полк 1231.

Сегодня часть полка 1231 продолжает штурмовать подходы к Авдеевке. После взятия татарстанскими мобилизованными высот с названием «Сиськи» Вооруженные силы РФ смогли продвинуться за Красногоровку, окружая сам поселок. Сейчас до замыкания котла остается всего несколько километров. Другая часть полка держит саму «промку», где в постоянных перестрелках метр за метром продвигается вглубь.

Освобождение Авдеевки, возможно, навсегда прекратит постоянные обстрелы Донецка, от которых ежедневно гибнут дети и гражданские в городе.

Сегодня подразделение продолжает держать активную оборону Сегодня подразделение продолжает держать активную оборону Фото: Валентин Спринчак/ТАСС

Тяжелые бои полка под Песками

Командир одного из батальонов с позывным «Белый» родом из Марий Эл. Долгое время он служил в рядах ВС РФ в различных подразделениях, а уволившись, стал начальником охраны одного из ЧОПов. Затем, спустя немного времени, его вновь мобилизовали — почти сразу на должность комбата в полк 1231.

«Мы принимали участие в боевых действиях в составе своего батальона совместно с легендарной „Спартой“ в районе населенного пункта Пески. Вместе с ними мы брали лесополосы возле Первомайки. Дальше мой батальон передали в 111-й полк, где я также руководил своим подразделением. Мы участвовали в штурмовых действиях, держали позиции. Парни хоть и мобилизованные, но герои. Я видел своими глазами, как обычные солдаты вытаскивали с поля боя „двухсотых“, „трехсотых“. Хочу особенно выделить бойца с позывным „Жигуль“. Он героически погиб при взятии позиции с наименованием „Квартира 3“ (как правило, такие названия дают укреплениям с блиндажамиприм. ред.)», — вспоминает Белый.

Командир одного из батальонов с позывным «Белый»: «Ситуация тяжелая, но мы давим и давим. ВСУ отступают». Сам Белый в одном из боев вместе со своей группой лично вытащил с поля боя более 10 тяжелых «трехсотых» Командир одного из батальонов с позывным «Белый»: «Ситуация тяжелая, но мы давим и давим. ВСУ отступают». Сам Белый в одном из боев вместе со своей группой лично вытащил с поля боя более 10 тяжелых «трехсотых» Фото: «БИЗНЕС Online»

Перед батальоном Белого стояла задача взять лесополосы левее Первомайки, это было еще весной 2023-го. Изначально туда нанесли удары артиллерией, как и полагается. Били также с танков, БМП и другого тяжелого вооружения. По сути, после массивного обстрела там не должно было остаться ничего живого. Закрепиться на позициях отправили четверых бойцов, но после прилета и гибели одного из них некоторые солдаты просто отказывались идти на позиции.

На задачу вызвались мобилизованные из Татарстана — Жигуль и два бойца с позывными «Кама» и «Кит». Жигуль пошел вперед, до позиции оставалось 50 метров. Но навстречу вышел боевик ВСУ с РПГ, сделав выстрел по группе. Кит погиб на месте, Кама получил ранения, а Жигуль, уцелев, прыгнул в блиндаж. В это время словно из ниоткуда выбежали два вражеских бойца, а затем — еще 6. По сути, Жигуль был один против всех. Три боевика пошли на него, кинув гранаты в блиндаж. Вероятно, думали, что он погиб, но вдруг открылась дверь, откуда раздалась очередь из автомата. Стрелял выживший Жигуль. Один «укроп» упал, а остальные взялись за гранаты и вновь стали закидывать Жигуля. Дверь открылась опять, но выстрелов уже не было… Жигуль помог вычислить расположение живой силы врага. Ценой его жизни позиции в итоге были взяты.

Еще один подвиг совершил командир взвода в подразделении Белого с позывным «Вакула». При штурме одного из зданий он уничтожил пулеметчика, который не давал проходу нашим. Сразу же навстречу Вакуле выбежал автоматчик, который тоже погиб от огня нашего бойца. После того как здание окончательно взяли наши бойцы, бездыханное тело Вакулы обнаружили там же. Он до последнего патрона в одиночку оборонял взятую позицию.

Сегодня подразделение Белого находится в районе Песок. Бойцы продолжают держать активную оборону. «Ситуация тяжелая, но мы давим и давим. ВСУ отступают», — говорит комбат.

«Мы вернемся и спросим со всех»: Татарстан и СВО в 2023-м

В разговорах с нами комбат был скромен: рассказал о подвигах Жигуля и Вакулы, о бойцах, которые доставали раненых из-под обстрелов. Лишь потом мы узнали, что сам Белый в одном из боев вместе со своей группой лично вытащил с поля боя более 10 тяжелых «трехсотых».

От Марьинки, которую в конце прошлого года взяли наши бойцы, по сути, не осталось ни одного живого места. Продолжается зачистка поселка, во время которой все еще находят тела погибших солдат От Марьинки, которую в конце прошлого года взяли наши бойцы, по сути, не осталось ни одного живого места. Продолжается зачистка поселка, во время которой все еще находят тела погибших солдат Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

Марьинка: как выбивали украинские укрепрайоны

С первых дней 2023 года одно из подразделений полка 1231 безвылазно штурмовало позиции ВСУ в Марьинке. Командир зенитно-артиллерийской батареи Сова из Нижнекамска прибыл в зону СВО в феврале 2023-го, его определили в 5-ю бригаду на самое тяжелое направление. С того дня он стал командиром 9-й штурмовой роты.

«Мы штурмовали населенный пункт Новая Марьинка. Когда мы туда прибыли, я думал, что это будет намного легче. Срочку ведь я служил в Чечне и имел представление о штурмах. Но все оказалось намного сложнее. Когда я служил, не было тех технологий, которые есть сейчас, не было такого шквального минометного огня, который есть сейчас. В Марьинке я впервые увидел датчики движения, и, когда мы выдвигались, враг уже знал, что мы идем. Нас подпускали к себе, после чего накрывали шквальным огнем из артиллерии. Бои шли ожесточенные, я потерял очень много народу», — говорит Сова.

Командир зенитно-артиллерийской батареи «Сова»: «У меня был приказ, поэтому мы бились до последнего» Командир зенитно-артиллерийской батареи Сова: «У меня был приказ, поэтому мы бились до последнего» Фото: «БИЗНЕС Online»

Марьинку брали медленно, с трудом, дом за домом. Иногда, вспоминают бойцы, из-за отсутствия артподдержки позиции приходилось сдавать и потом брать вновь. И так накат за накатом, месяц за месяцем, день за днем. Штурмы Марьинки, пожалуй, были самыми интенсивными на этом участке фронта. Бойцы говорят: бить артиллерией порой бесполезно, так как вражеские силы прячутся в подвалах и на укрепленных бетоном позициях, поэтому все приходится делать вручную.

«Это были хорошо подготовленные укрепрайоны, и сдавать их, уходя в поля, враг не хотел. Поэтому их держали до последнего. Мы занимали их позиции, они их знали и четко бомбили по нам. Сейчас ВСУ ушли в поля, ну, а мы пошли за ними», — рассказывает Сова.

Угледар. Реквием: подлинная история самого известного боя батальона «Алга»

В чем важность Марьинки? За поселком расположена стратегически важная для ВСУ дорога, которая идет на Авдеевку и Бахмут. Эту дорогу украинцы удерживали для того, чтобы быстро подвозить боеприпасы на главные для себя направления. По сути, сама Марьинка — важнейший стратегический плацдарм.

«Мы видели на убитых нашивки националистов, иностранцев. Мы брали много языков в плен, которые все подробно говорили. По сути, против меня бились поляки, канадцы. Но в конце апреля 2023-го туда ввели украинских мобилизованных, поставив за ними заградотряд „Азов“*. Им некуда было отступать, и они гнали вперед. Но и у меня был приказ, поэтому мы бились до последнего», — вспоминает Сова.

Враг при этом весь год пытался прорвать тыл посредством диверсионных групп, видимо, думая, что снабжение ВС РФ на этом участке слабее, так как там находились только штурмовые группы. Но украинских дээргэшников наши, как говорится, встречали достойно: ни одна штурмовая группа не зашла в тыл российских войск.

Сейчас от Марьинки, которую в конце прошлого года взяли наши бойцы, по сути, не осталось ни одного живого места, поселок стерт с лица земли. Продолжается зачистка населенного пункта, во время которой все еще находят тела погибших солдат ВС РФ из различных подразделений. Достаточно вспомнить группу солдата Романа Рудакова, оставившего широко известное послание на стене дома в Марьинке: тогда штурмовики попали в окружение и бились до последнего патрона. «Кто меня найдет, позаботьтесь о моих матери, сестре и брате. Рудаков Роман Александрович. Город Батайск», — последние строчки, которые оставил после себя на этом свете боец.

Полк нуждается практически во всем: от одежды до сухпаев и продуктов длительного хранения. Ничего не будет лишним Полк нуждается практически во всем: от одежды до сухпаев и продуктов длительного хранения. Ничего не будет лишним Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

Как помочь ребятам?

Полк, как мы писали выше, разбросан по всему донецкому фронту. Бо́льшая часть личного состава находится на позициях, в бесконечных штурмах, живя в окопах, грязи, блиндажах. Порой позиции, с которых приходится начинать штурмы, находятся в нескольких десятках метрах от врага. Но у полка есть «тыловой центр». В расположении, которое мы посетили, в основном находилось командование полка. Здесь же медрота, куда поступают бойцы с «передка» с нетяжелыми ранениями (о медроте читайте на наших страницах позже), командный пункт, откуда боевые задачи доносятся до бойцов, и сами расположения, где находятся бойцы на ротации. Бойцы живут в комнатах по несколько человек. Неподалеку — склады и столовая, где, кстати, очень недурно кормят. По сути, это все можно сравнить с санаторием. Но здесь постоянно находится лишь самая малая часть полка — его «голова».

Зимой бойцы греются окопными свечками и печками-буржуйками Зимой бойцы греются окопными свечками и печками-буржуйками Фото: © Станислав Красильников, РИА «Новости»

Полк активно поддерживают татарстанские волонтерские движения, особенное внимание 1231-му уделяет Закамье, в том числе различные инициативные группы. Активно поддерживают мобилизованных муниципальные районы Татарстана: гуманитарные конвои отправляются к мобилизованным еженедельно. Прямо при нас грузовик с помощью пришел от фонда им. Дамира Исламова, сюда регулярно привозит помощь союз десантников РТ. Погруженный в боевые будни наш полк, само собой, нуждается практически во всем: от одежды до сухпаев и продуктов длительного хранения. Ничего не будет лишним. Зимой в окопах бойцы греются окопными свечками и печками-буржуйками, нужны сапоги и прочая сезонная одежда. И все это, учитывая «разброс» подразделений по донецкому фронту. Напомним, что помощи фронту посвящен спецпроект «БИЗНЕС Online», контакты проверенных гуманитарных организаций представлены здесь.

Память полка

А еще подвиги штурмовиков невозможны без потерь. За год полк покинули и уже никогда не вернутся несколько десятков бойцов, героически отдавших жизнь во время боевых задач.

В ноябре 2023 года командиром полка с позывным «Варяг» было принято решение увековечить имена бойцов, шагнувших в вечность. Неподалеку от пункта постоянной дислокации командование полка благоустроило сквер памяти, где усилиями самих бойцов был установлен гранитный монумент «В память о воинах 1231-го мотострелкового полка, павших в боях за освобождение Донбасса». Это две гранитные плиты, на одной из них изображена женщина, сложившая руки в молитве, а на другом — воин, уходящий к свету. Рядом — железный снаряд, испещренный осколками и обвитый металлическими лепестками роз.

Неподалеку от пункта постоянной дислокации благоустроили сквер памяти, где был установлен гранитный монумент «В память о воинах 1231-го мотострелкового полка, павших в боя за освобождение Донбасса» Неподалеку от пункта постоянной дислокации благоустроили сквер памяти, где был установлен гранитный монумент «В память о воинах 1231-го мотострелкового полка, павших в боях за освобождение Донбасса» Фото: «БИЗНЕС Online»

А по соседству установили более печальный стенд. На нем увековечены портреты 82 героев полка, погибших во время штурмов и других боевых задач. Все они посмертно представлены к госнаградам, а их имена навсегда будут вписаны в историю полка. Есть в полку и бойцы со статусом «без вести пропавший». Это те герои, которые так и остались лежать на поле боя. Эвакуировать их до полного освобождения территорий практически невозможно.

По соседству открыт музей 1-й Славянской бригады, тоже благодаря усилиям Варяга. Здесь рассказана история полка, а также других подразделений бригады. Отдельно тут собрана вражеская форма, снятая с боевиков. Тут — и «Азов»*, и нацгвардия Украины, и другие формирования, с которыми столкнулись бойцы 1231-го.

На открытии монумента памяти была озвучена инициатива присвоить полку 1231 звание «Гвардейский». Ее уже поддержали и в Татарстане, и в ДНР.