Если бы энергетика могла работать на солнце и ветре, то «зеленых» станций надо было бы в 10 раз больше иметь, чем тепловых. Хотя такая энергия была бы примерно в 10 раз дороже. Германия, например, уже убедилась в этом на практике «Если бы энергетика могла работать на солнце и ветре, то «зеленых» станций надо было бы в 10 раз больше иметь, чем тепловых. Хотя такая энергия оказалась бы приблизительно в 10 раз дороже. Германия, например, уже убедилась в этом на практике» Фото: ru.freepik.com

«России ни в коем случае нельзя думать, будто век углеводородов вот-вот закончится»

В «БИЗНЕС Online» параллельно с моим интервью в январские праздники была опубликована интересная беседа с научным руководителем факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергеем Карагановым. Умный, образованный человек, интервью с ним я обычно с интересом читаю, и по пересекающимся темам наши оценки нередко совпадают. В его высказываниях иногда чувствуется своеобразная поэзия геополитики, но в этот раз меня, как физика, удивила его фраза о том, что якобы мобильный телефон при зарядке-разрядке «жрет» столько же энергии, сколько работающий кипятильник. Что ж, телефон на зарядке потребляет порядка 1 Вт, а кипятильник — около 1 кВт. Эта ошибка в оценке на три порядка демонстрирует непонимание некоторыми гуманитариями значений и значимости энергии, а следовательно, и ограничений, которые эти значения накладывают на цивилизацию и перспективы ее развития. Притом что многие решения, влияющие на это развитие, принимаются гуманитариями.

Другой известный гуманитарий, интервью с которым также недавно публиковалось в «БИЗНЕС Online», утверждает, что США, ЕС и КНР дружно устремились к безуглеродному будущему и России надо срочно приспосабливаться. Это в стиле старых высказываний Германа Грефа, который говорил, что нефтяной век заканчивается, как когда-то закончился каменный. Это, вообще говоря, кардинально неверное утверждение, которое может иметь для геополитики серьезные последствия.

Сергей Караганов: «Часть людей потеряли страх перед адом. Нужно восстановить»

Если я скажу гуманитарию, что оно совершенно неправильно, потому что, как говорил академик Петр Капица, слишком мал вектор Умова – Пойнтинга (показывает направление движения энергии в электромагнитном поле — прим. ред.) у солнца, ветра и воды, боюсь, будет совсем непонятно. Но можно вспомнить Китай, у которого более половины имеющихся в мире солнечных и ветровых станций. При этом солнечные панели в течение года используются примерно 12% времени, а ветровые станции — порядка 16%.

Я уже неоднократно говорил, что если бы энергетика могла работать на солнце и ветре, то «зеленых» станций надо было бы в 10 раз больше иметь, чем тепловых. Хотя такая энергия оказалась бы приблизительно в 10 раз дороже. Германия, например, уже убедилась в этом на практике.

Следующий аргумент по данной теме, который, может быть, гуманитариям неизвестен: пик патентной и инвестиционной активности здесь уже пройден. Реальный рынок демонстрирует, что в оптимальном случае для этой сферы энергетики развитие будет в режиме плато, а в худшем пойдет на спад. Нет никаких существенных тенденций, способствующих тому, чтобы спрос на нефть уменьшался.

«Китайцы начинают новую торговую войну и стремятся монополизировать торговлю электромобилями»Фото: © Cfoto/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

Зачем Китай монополизирует производство электромобилей

Совсем недавно в экономических журналах писали, что рост потребления угля в мировом масштабе с досанкционных времен вырос на 7,9%, а уголь — худший из возможных источников энергии в плане экологичности. В Китае добыча угля возросла на 10%, очень сильный рост в Индии и Индонезии — в огромных растущих экономиках. Даже в США добыча выросла на 3%. В ФРГ, как бы одной из самых «зеленых» стран, дико «зеленые» министры иностранных дел и экономики после спада потребления энергии на 10% тоже начали увеличивать объем добычи угля. Весь набор экспериментальных фактов говорит о том, что России ни в коем случае не надо вводить в действие, в свою реальную политику идею, будто век углеводородов вот-вот закончится.

Интересная статья была на днях в The Economist о том, что китайцы начинают новую торговую войну и стремятся монополизировать торговлю электромобилями. Приводятся цифры: в 2023-м они увеличили капвложения в выплавку металлов на 10%, в производство электромобилей — на 18%, электрооборудования — на 34%. Можно сделать вывод, что Китай делает все для монополизации этих рынков.

В этой истории для меня чрезвычайно важно, что Поднебесная действует максимально разумно. Она нарастила добычу угля, при этом публично обещает к 2060 году выйти на углеродную нейтральность и максимально использует эту моду, тренд. Электромобили — та часть «зеленой» повестки, которая неизбежно будет расширяться. Просто потому, что иначе в перспективе в городах будет жить невозможно. А монополизация в этой сфере позволит в будущем извлечь огромные доходы.

Такая стратегия была бы полезна и нашей стране: рассказывать и отчасти, в разумных пределах, развивать ветровые и солнечные мощности (но так, чтобы их доля составляла не более 15%, что оптимально для централизованно распределенной энергетики), наращивать «зеленые» производства, которые позволят извлекать максимальную выгоду.

Атомная энергетика, малые атомные станции для России чрезвычайно перспективное и важное направление «Атомная энергетика, малые атомные станции для России чрезвычайно перспективное и важное направление» Фото: ru.freepik.com

Прорыв «четвертых технологий» в ядерной энергетике

Интересное заявление сделал недавно министр энергетики Великобритании Клэр Кутиньо. Он предложил подвинуть Россию на рынке обогащенного урана. Довольно смешно, поскольку на данный момент британцы никакими технологиями для обогащения малых атомных станций ураном не располагают. А несмешное здесь то, что в этом высказывании фиксируется рост рынка малых атомных станций.

Преимущество таких станций, о чем я тоже писал, в том, что они дешевле, проще и их могут позволить себе те, кому большие не по карману. Это действительно перспективная отрасль энергетики. Тем более в связи с тем, что Еврокомиссия обозвала атом «зеленым», эта отрасль будет вполне в тренде.

Тогда стоит обратить внимание на заявление главы МИД Индии о необходимости сотрудничества в области атомной энергетики, сделанное им после визита в Россию. Потом эту тему развили российский и индийский послы, которые говорили о целесообразности сотрудничества в плане производства и использования малых атомных электростанций от 75 до 300 МВт.

По словам нашего посла Дениса Алипова, РФ даже готова передать необходимые технологии. А у нас уже есть опыт передачи технологий Индии и локализации производств как в области энергетики, так и в военной промышленности. Например, ракеты BrahMos (Брахмапутра – Москва), на основе которых Индия, по словам их специалистов, сделала гиперзвуковые варианты.

Атомная энергетика, малые атомные станции для России чрезвычайно перспективное и важное направление сотрудничества с Индией, потому что мы будем потом для этих станций поставлять им топливо. Это потенциально очень удачная схема.

В продолжение атомной темы хочется упомянуть недавно сделанное заявление начальником «Росатома» Алексеем Лихачевым, в котором он говорил, что 2024-й будет годом прорыва по «четвертым технологиям» (технологии четвертого поколения) — станциям, которые позволяют полностью завершать ядерный цикл, сжигать ядерные отходы и использовать уран-238. Мне это представляется реалистичным.

В результате аварий в Подольске, Климовске, Электростали, Омске, Химках и так далее люди остались в мороз без тепла и света «В результате аварий в Подольске, Климовске, Электростали, Омске, Химках и так далее люди остались в мороз без тепла и света» Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

Проблема износа инженерных сетей в России даже не рассматривается

В завершение энергетической тематики самое болезненное — недавние аварии в Подольске, Климовске, Электростали, Омске, Химках и так далее, в результате которых люди остались в мороз без тепла и света. К починке приступили, а в Климовске даже решили национализировать котельные вместе с предприятием, к которому они относятся.

«Исправление дурацких решений по дроблению энергетики может быть полезным»

Но проблема тут базовая, о которой я писал в «БИЗНЕС Online». Еще под руководством Анатолия Чубайса были проведены принципиально неверные реформы в теплоэлектроэнергетике, результат которых мы сейчас видим. Причина этих аварий — износ инженерных сетей в нашей стране. Когда я возглавлял комитет по энергетике в Госдуме, износ был уже 60–70% без тенденций к улучшению. А для относительно устойчивой и надежной работы, в том числе в тяжелых ситуациях, нужен, допустим, износ порядка 40%.

В 2023 году в ЖКХ было вложено 337 млрд рублей. Думаю, на кого-то, например на гуманитария, не работающего с цифрами, эта сумма может произвести впечатление. Но достаточно ли ее, чтобы решить проблему и не допустить подобных аварий? На самом деле оценки произвести довольно легко. Мы знаем, сколько в стране недвижимости и какова доля инженерных сетей в этой недвижимости, знаем, что износ надо уменьшить с 70 до 40%. Это дает цифру порядка $200 миллиардов, или 20 трлн рублей, никак не 337 миллиардов. Той суммой, которая тратится сейчас, положение вещей нельзя улучшить. Максимум можно поддержать уже имеющийся процент износа.

Соответственно, частные решения здесь не помогают. Нужная серьезная сумма — примерно треть того, что Россия продолжает отсылать за рубеж в стабилизационные фонды. Несмотря на совершенно явные результаты, на тяжелейшие удары по гражданам страны, проблема в целом не только не решается, но даже не рассматривается.

В Климовске решили национализировать котельные вместе с предприятием, к которому они относятся «В Климовске решили национализировать котельные вместе с предприятием, к которому они относятся» Фото: «БИЗНЕС Online»

$200 млрд на ЖКХ

Национализация одного предприятия не приводит к тому, чтобы поставить под сомнение сами реформы Чубайса и его сторонников, в результате которых инженерные сети оказались в руках частников. Если проанализировать, сколько денег нужно на ремонт и содержание тепло- и электросетей, совершенно очевидно, что частники такие деньги выделить не могут. И если государство будет вкладывать огромные суммы в эти сети, обеспечение их работы, восстановление износа, с какой стати тогда они должны оставаться в частных руках? Т. е. проблема и решение ее очевидны, но ничего в масштабе страны, а не отдельных предприятий, не происходит — ни по уровню вложений, ни по пересмотру реформ, которые привели к катастрофическим для многих людей последствиям.

Сейчас строится огромное количество домов, и они «подвешиваются» на старые сети. Да, обсуждаются варианты ограничить такие перегрузки уже существующих сетей, но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Все опять упрется в деньги.

Можно сколько угодно писать законодательных актов, но если надо $200 млрд, чтоб люди в мороз не остались без тепла и света, с лопнувшими трубами, то их надо вложить, а не гнать их за границу! Если есть что вкладывать, то лучше не в чужие банки, а в починку ЖКХ, которое, как мы видим, жизненно необходимо, в инфраструктуру страны.

Эта проблема, кстати, актуальна не только для России, но и для других государств. В интервью Караганова, с которого я начал статью, говорится, что в результате СВО и противостояния Западу сменятся элиты, поменяется курс развития нашей страны. На мой взгляд, это не так. «Росатом», оборонные предприятия стали расти, но предпосылки к этому появились давно, задолго до СВО. А там, где таких тенденций не было и нет, никаких принципиальных изменений не происходит. Так что, думаю, наша страна пока будет развиваться фрагментарно и в определенных отраслях улучшать свои результаты.