Гараев рассказал, что начал писать книгу как своего рода исследование, чтобы понять тот самый «казанский феномен» Гараев рассказал, что начал писать книгу как своего рода исследование, чтобы понять тот самый «казанский феномен» Фото: Алексей Белкин

Эпизод 1. Второе рождение

В конце минувшей недели в штаб-квартире национального конгресса татар и тюркских народов в Москве собралась молодежь обсудить нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» с журналистом Робертом Гараевым. Новости о том, что последнюю серию создатели решили переснять, еще больше усилила интерес. Теперь все ждут более эмоциональной и яркой развязки.

Гараев рассказал, что начал писать книгу как своего рода исследование, чтобы понять тот самый «казанский феномен». Никто не понимал: что это? Ведь у этих вещей есть более глубокие настройки, поэтому Гараев решил дать слово участникам группировок, чтобы они сами рассказали о своем весьма своеобразном быте. Все это для полноты картины того времени. В итоге книга «Слово пацана» вышла в свет в 2020 году, а теперь благодаря сериалу обрела второе рождение. «Я понимал, что книга вызовет интерес в определенных кругах, что людям будет любопытно окунуться в проблемы насилия в общем, подросткового — в частности, но не осознавал масштаб. Важно понимать, что это все происходит в сложный период для Татарстана, для России в целом», — поделился автор.

«В Казани, конечно, остались группировки. Они не такие, как показано в фильме, но это, так или иначе, „уходящая натура“, никакой погоды они не делают» «В Казани, конечно, остались группировки. Они не такие, как показано в фильме, но это, так или иначе, «уходящая натура», никакой погоды они не делают» Фото: скриншот из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Эпизод 2. «Свой-чужой»: пацан или чушпан

Как известно, Гараев сам в свое время был участником подобной группировки. Этим травматическим опытом он делится очень неохотно, однако уточняет, что его взяли в состав ОПГ «для количества». Рассказал, что действительно были сцены как в сериале, например, когда Вова Адидас поучает «весь возраст» и говорит, что они выглядят «как дрищи». Кроме того, Гараев в шутку называет себя чушпаном и заявляет, что он за искусство и музыку. «В Казани, конечно, остались группировки. Они не такие, как показано в фильме, но это, так или иначе, „уходящая натура“, никакой погоды они не делают», — считает журналист.

Молодежь также волнует и то, как создавалась книга, ведь для такого подробного материала необходимо было беседовать непосредственно с участниками ОПГ того времени. «Кто-то из участников ОПГ доверился мне и дал интервью. Получилось создать такой материал, который стал кинематографической основой. Этот мир — как Хогвартс, есть свои правила, порядки и герои. Нужно принять как данность: здесь странное деление, здесь подростки, а это особенная лексика, мы попадаем в закрытый мир мужского сообщества, в котором происходят странные и страшные вещи, и они непонятны обывателям. Именно по этой причине об этом нужно рассказывать подробно», — считает Гараев.

После выхода «Слова пацана. Кровь на асфальте» жизнь автора изменилась: его стали чаще узнавать на улице, а книгу начали печатать такими тиражами, которые прежде и не снились После выхода «Слова пацана. Кровь на асфальте» жизнь автора изменилась: его стали чаще узнавать на улице, а книгу начали печатать такими тиражами, которые прежде и не снились Фото предоставлено Робертом Гараевым

Эпизод 3. Сериал или книга?

Далее в разговоре затронули не только книгу, но и непосредственно сериал. Отметим, что сюжеты отличаются. И это очевидно, ведь работа Гараева — факты и интервью с «героями» того времени. Разумеется, создатели сериала опирались на первоисточник. «Жора Крыжовников — точный режиссер, внимательно читал мою книгу. Я горд, что он выбрал тематику, которую я исследую. Очень доволен и тем, как четко это показано в сериале, — рассказал Гараев и добавил: — В Татарстане простые люди вполне нормально отнеслись к сериалу, чиновникам, может, и не понравилось. Если говорить о высказываниях Ирины Волынец, то с ней мы встречались в эфирах, к книге у нее вопросов нет, к сериалу, возможно, остались».

Кстати, именно за достоверность отвечал Гараев во время съемок сериала. По его словам, на площадке были люди, которые застали то время. Но, для того чтобы точно воссоздать Казань 1989 года, были важны детали. «Я отвечал за то, чтобы парни были в тех же шапках, штанах, куртках и говорили на том же сленге», — отметил он.

Аудитория задавала самые разнообразные вопросы. Например, о том, что изменили бы в книге, если бы писали ее сегодня, а также о любимом персонаже в сериале. «На самом деле сейчас написал бы то же самое и добавил еще словарь в конце. Что значит „чушпан“, „пришиться“ и другие жаргонизмы. Вы знаете, мои любимые герои — это Турбо и Зима. Они не основные персонажи, но это типичные парни того времени», — ответил Гараев. После выхода «Слова пацана. Кровь на асфальте» жизнь автора изменилась: его стали чаще узнавать на улице, а книгу начали печатать такими тиражами, которые прежде и не снились.

На вопрос о том, почему сериал снимали не в Казани, Гараев ответил интересным предположением: «Учитывая дискуссию вокруг сериала, наверное, хорошо, что не снимали в Казани. Возможно, что там могли обидеться на то, что снимают определенные улицы. Еще могли „авторитеты“ выходить. А в Ярославле никто не понимал, что за съемки проходят».

По словам писателя, в 80-е было так: если ты шел и провожал девушку, тебя не трогали, если тебя потом провожал отец девушки, также не трогали. Это все по правилам чести По словам писателя, в 80-е было так: если ты шел и провожал девушку — тебя не трогали, если тебя потом провожал отец девушки — также не трогали. Это все по правилам чести Фото: Алексей Белкин

Эпизод 4. Коротко о «казанском феномене»

Далее разговор вышел на тему появления и развития ОПГ. В Казани были десятки группировок. По мнению Гараева, причин много, а самая основная — это замалчивание. Начали говорить об этом только во время перестройки. Однако с начала 1982 года группировки стали появляться как грибы после дождя. «Дело „Тяп-Ляпа“ прошло незаметно, была только маленькая заметка в „Советской Татарии“. Существовала цензура в СССР, а еще Хрущев объявил, что у нас нет преступности. А раз нет преступности, то и закона подходящего нет. Дерутся подростки — наказать нельзя, несовершеннолетние. Заберут в отделение, проведут профилактическую беседу с родителями и отпустят, если не будет никакого заявления, — рассказал Гараев. — Убийства в 80-е были редкостью, боролись за так называемый символический авторитет, за асфальт. Это означает одну главную вещь — все убийства были случайными. Настоящие реки крови начались в 90-е. Тогда стали переделывать кусок пирога, то есть какой-то экономический ресурс».

По словам писателя, в 80-е было так: если ты шел и провожал девушку — тебя не трогали, если тебя потом провожал отец девушки — также не трогали. Это все по правилам чести. Почему? Потому что взрослых это не касается. В 90-е годы группировки делились на несколько видов: одни были ближе к «воровским» понятиям, другие хотели начать жить по-новому. Это борьба нового со старым, борьба традиционного криминала с новым.

«Это хороший пример того, что может быть. Ведь все плохо закончили. Это все слабость милиции, недоработка той системы, вакуум и отсутствие досуга» «Это хороший пример того, что может быть. Ведь все плохо закончили. Это все слабость милиции, недоработка той системы, вакуум и отсутствие досуга» Фото: скриншот из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Эпизод 5. О романтизации деяний пацанов

«Если кто-то боялся излишней романтизации криминала, то конец сериала достаточно жесткий, никому такое повторять не захочется», — убежден Гараев. Он добавил, что нет доказательств того, что дети во дворах пытаются это повторить.

У главы конгресса татар и тюркских народов Рустэма Ямалеева есть свои воспоминания о тех временах. «Была парадоксальная ситуация. Я занимался боксом. Мои знакомые были подвержены влиянию группировок. Однако меня отец очень быстро „засунул“ в комсомол. Я был влюблен в комсомол. Но опэгэшников знал, конечно, это было наше окружение боксеров, — вспоминал он. — Я был в Казани в 1979 году, много приезжал в 1977-м, 1978-м, видел своими глазами „Теплоконтроль“, многих участников знал заочно. Это все отдельные люди, книга Роберта Гараева ничего не романтизирует. Это хороший пример того, что может быть. Ведь все плохо закончили. Это все слабость милиции, недоработка той системы, вакуум и отсутствие досуга».

Кроме того, Ямалеев отметил, что в сериале также поднимается тема безотцовщины. «Именно поэтому мы этот сериал на наших подобных встречах „разжевываем“ для молодежи, чтобы романтики не было. Время было такое», — заключил он.