Заслуженный газовик Татарстана Ринат Ханбиков задержан спецгруппой оперативников ФСБ, которые доставили бывшего гендиректора «Газпром межрегионгаз Казань» в Москву. Вместе с ним, сообщают источники «БИЗНЕС Online», «этапирован» в столицу бывший гендиректор «Менделеевсказота». Договорные адвокаты пока не могут попасть к ним в изолятор. Предварительно, фабула расследования связана с растратой гигантского кредита от ВЭБа, направленного на строительство завода «Аммоний». О том, как Ханбиков воевал за предприятие и при чем тут панамские офшоры, — в нашем материале.
Бывший гендиректор «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Ханбиков задержан ФСБ и «этапирован» в Москву. В чем конкретно его обвиняют, пока неизвестно
Наручники, аэропорт, Москва…
Как стало известно «БИЗНЕС Online», во вторник в Казань прибыла группа сотрудников центрального аппарата ФСБ России. Целью оказался Ринат Ханбиков, который 22 года руководил АО «Газпром межрегионгаз Казань». Задержанного в наручниках привезли в казанский аэропорт, откуда спецрейсом доставили в Москву. Вместе с ним задержаны и доставлены в столицу еще четверо человек. Известно имя одного из них: это Фирдис Абдрахманов — бывший гендиректор ООО «Менделеевсказот».
В чем конкретно обвиняют Ханбикова, пока неизвестно. По словам одного из наших источников, речь может идти о растрате кредитных средств ВЭБа (так раньше называлась госкорпорация «Дом.рф») при строительстве менделеевского завода «Аммоний». При этом называются потенциальные суммы ущерба в сотни миллионов долларов.
По словам одного из источников, речь может идти о растрате кредитных средств ВЭБа при строительстве завода «Аммоний». При этом называются потенциальные суммы ущерба в сотни миллионов долларов
О серьезности дела говорит и то, что его сопровождением занимается так называемое управление «К» ФСБ России — по контрразведывательному обеспечению в кредитно-финансовой сфере. Им руководит один из самых опытных сотрудников ФСБ России генерал-лейтенант Иван Ткачев. На его счету, например, уголовные дела в отношении бывшего министра экономики РФ Алексея Улюкаева и бизнесмена Зиявудина Магомедова.
«К сожалению, детально ответить на ваши вопросы пока не могу. На сегодняшний день к Ринату Сагитовичу договорные адвокаты не допущены. Как только будет дополнительная информация, с учетом требования закона я смогу ответить на ваши вопросы», — заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» управляющий партнер адвокатского бюро А2К Рамиль Ахметгалиев, представляющий интересы Ханбикова.
«На сегодняшний день к Ринату Сагитовичу договорные адвокаты не допущены. Как только будет дополнительная информация, с учетом требования закона я смогу ответить на ваши вопросы», — заявил Рамиль Ахметгалиев, представляющий интересы Ханбикова
Эту ночь заслуженный газовик Татарстана, которому в 2023-м исполнилось 65 лет, провел в столичном изоляторе временного содержания.
Интересная деталь: почти два года назад, 21 декабря 2021-го, точно по такой же схеме начал свои тюремные мытарства бывший ректор КФУ Ильшат Гафуров. Так что делать Татарстану такие сюрпризы к отмечаемому сегодня Дню работника ФСБ, похоже, становится у чекистов традицией.
Закладка первого камня завода состоялась в 2008-м, хотя по факту активный этап строительства начали лишь в 2011-м. Потом ушло еще четыре года на стройку, и к середине 2015-го завод сдали
Как Ханбиков возглавил «Газпром межрегионгаз Казань» и ввязался в «Татазот»
Ханбиков — легендарная фигура в истеблишменте Татарстана. Выпускник КГФЭИ, свой трудовой путь он начинал с работы главбухом в казанской передвижной механизированной колонне минводхоза ТАССР, потом — в казанском птицесовхозе «Юдинский».
Переломным моментом в его карьере стали 90-е годы, когда он попал в команду Роберта Мусина, где участвовал в создании чекового фонда и агроимперии «Золотой колос». В 1998-м его десантировали в кресло гендиректора ЗАО «Татгазинвест» (позже переименованного в АО «Газпром межрегионгаз Казань») — совместной структуры «Газпрома» и властей Татарстана, созданной для решения проблемы долгов и неплатежей потребителей республики за газ.
В 2016 году «Аммоний» с помпой открывал лично президент РФ Владимир Путин
А в 2004-м правительство Татарстана поручает Ханбикову вывести из кризиса не достроенный в советские годы и находящийся в предбанкротном состоянии старейший завод «Татазот» (он же «Менделеевсказот»). Ринат Сагитович, используя наработанные связи, пролоббировал идею строительства на его базе нового завода-гиганта.
Закладка первого камня прошла в 2008-м, хотя по факту активный этап строительства начали лишь в 2011-м. Потом ушло еще четыре года на стройку, и к середине 2015-го завод сдали. А в 2016-м новенький «Аммоний» с помпой открывал лично президент РФ Владимир Путин.
Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев (слева) и председатель совета директоров ОАО «Аммоний» Ринат Ханбиков во время запуска производственного комплекса на заводе «Аммоний»
Сам «Аммоний» оценили в $1,4 млрд, а кредитная линия с учетом выросших за время стройки долгов и процентов (которые по условиям договора требовалось выплачивать с первого же дня строительства — прим. ред.) выросла до $1,8 миллиарда. Весь этот объем профинансировал Внешэкономбанк (ВЭБ), сам перезанявший их уже у экспортно-импортного банка Японии и консорциума международных банков. Как вспоминал в интервью сам Ханбиков, кредитное соглашение с ВЭБом в бумажном виде весило 100 килограммов. Официально он занимал пост председателя совета директоров «Аммония», а в реальности был, по сути, отцом и главным руководителем проекта.
«Аммоний» с первых дней начали преследовать неудачи. Цены на продукцию оказались вдвое ниже, чем было заложено в бизнес-плане, вдобавок в конце 2014 года произошел валютный скачок. В результате у предприятия возникли трудности с обслуживанием долга перед ВЭБом
Битва за «Аммоний»
Несмотря на, казалось бы, детальную и многолетнюю проработку проекта, «Аммоний» с первых дней начали преследовать неудачи. Цены на продукцию оказались вдвое ниже, чем было заложено в бизнес-плане, вдобавок в конце 2014 года произошел валютный скачок. В результате у предприятия возникли трудности с обслуживанием долга перед ВЭБом.
Уже через год работы собственный капитал и резервы «Аммония», как докладывал его гендиректор Сергей Шевченко, находились в отрицательной зоне — минус 32,7 млрд рублей.
На тот момент 33,57% «Аммония» принадлежало инвестиционно-венчурному фонду РТ, еще 19,99% — ВЭБу, а 46,43% — загадочному ООО «Татаммоний». Последним владел ЗПИФ «Регионгазфинанс — фонд венчурных инвестиций», за которым стоял Ханбиков и, как говорили злые языки, не только он, но и другие влиятельные персоны.
Далее развернулась полная перипетий битва с участием ВЭБа, властей Татарстана и Ханбикова. Суть была проста: кредитор хотел забрать завод за долги, а Ринат Сагитович даже после изгнания из совета директоров не хотел просто так с ним расставаться. Власти республики, поручившиеся по долгам «Аммония», были скорее на стороне кредитора.
В какой-то момент дошло до силового сценария — к Ханбикову по заявлению «Менделеевсказота» и в рамках возбужденного уголовного дела постучались с обыском. Речь шла якобы о выводе с «Аммония» денег через фирмы-прокладки.
В основе заявления были результаты налоговых проверок предприятия с 2014 по 2016 год. Речь шла, в частности, о якобы связанной с Ханбиковым фирме-прокладке ООО «ТТТ», которая занималась перепродажей аммиачной селитры. Самое яркое из версии следкома: вся выгода потом выводилась в панамский офшор Hasson Business S.A., имеющий банковский счет в Цюрихе.
Обыски тогда проводили в офисе Ханбикова в «Газпром межрегионгаз Казань» (кстати, по тому же адресу изначально было зарегистрировано ООО «ТТТ»). Расследованием уголовного дела занимались в 4-м отделе по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ по РТ. Причем возбуждалось оно в отношении конкретного лица — того самого Абдрахманова, бывшего гендиректора «Менделеевсказота», который сейчас тоже сидит в ИВС в Москве.
Через КАО «Азот» Роман Троценко выкупил у ВЭБа долг «Аммония» всего за $900 млн, после чего консолидировал 100% акций предприятия
ВЭБ продал завод Роману Троценко, а Ханбиков ушел на пенсию
В итоге гордиев узел разрубил миллиардер Роман Троценко. Через КАО «Азот» он выкупил у ВЭБа долг «Аммония» всего за $900 млн (т. е. почти с двукратным дисконтом), после чего консолидировал 100% акций предприятия. Такое решение принял в августе 2019 года набсовет ВЭБа под председательством Дмитрия Медведева.
Перед сделкой республика выкупила-таки долю «Татаммония». Тем не менее еще некоторое время Ханбиков пытался бороться против сделки, мешая Троценко в судах приобретать заводскую инфраструктуру, но эта битва оказалась проигрышной.
Попутно новый хозяин «Аммония» набросился с «ответкой» на Ханбикова — в его адрес посыпались иски с требованиями на 4,4 млрд рублей. Через несколько дней, впрочем, иски к Ринату Сагитовичу отозвали.
А летом 2020-го Ханбиков лишился сначала должности директора, а позже и поста советника в «Газпром межрегионгаз Казань», с которого все и начиналось, — у его руля он провел 22 года.
«Рано или поздно любой родитель прощается со своим ребенком — никуда не денешься, это жизнь. Так и здесь, мы рано или поздно должны расстаться. В добрый путь!» — прощался он с коллективом, с почетом отправляясь на пенсию. Назвать ее спокойной — после вчерашних событий — уже не получится.
«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий вокруг самого громкого для Татарстана в уходящем 2023 году уголовного дела.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 190
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.