В начале декабря встревоженные татарстанцы рванули в абонентские пункты переоформлять договоры на обслуживание газового оборудования, испугавшись штрафов и приостановления поставок газа В начале декабря встревоженные татарстанцы рванули в абонентские пункты переоформлять договоры на обслуживание газового оборудования, испугавшись штрафов и приостановления поставок газа Фото: Александр Гавриленко

«Если бы мы в сентябре всем направили уведомления, было бы хуже, чем сейчас»

Хотели как лучше, а получилось как всегда — пожалуй, главная мысль сегодняшней пресс-конференции ООО «Газпром трансгаз Казань». «Дочка» «Газпрома» в Татарстане в четверг собрала прессу, чтобы сбить накатившую в офисы волну из клиентов. В начале декабря встревоженные татарстанцы рванули в абонентские пункты переоформлять договоры на обслуживание газового оборудования, испугавшись штрафов и приостановления поставок газа. Одно из таких столпотворений корреспондент «БИЗНЕС Online» лично наблюдал 5 декабря в офисе «Газпрома» на улице Городской, 2а, где обслуживают жителей Московского района, сигналы об очередях на неделе поступали, например, из Набережных Челнов и Альметьевска.

1 сентября вступили в силу поправки в ФЗ «О газоснабжении в РФ», Жилищный кодекс РФ и правила пользования газом №410. Право на обслуживание и ремонт газового оборудования во всех регионах, кроме Москвы, оставили исключительно компаниям со статусом газораспределительной организации (ГРО). По сути, дочерним компаниям «Газпрома». Для Татарстана такая организация — ООО «Газпром трансгаз Казань».

Уже заключенные договоры на обслуживание оборудования, согласно упомянутому федеральному закону в новой редакции, прекратят действие. Для частного сектора они действуют до истечения своего срока, а для жильцов многоквартирных домов — до 1 января 2024 года. Важно уточнить, что речь идет о договорах, заключенных до 1 сентября 2023-го. Причем ФЗ прописывает, что до 1 января 2024 года должны быть подписаны новые договоры — с дочерними организациями «Газпрома». Этот жесткий срок и вызвал бурный ажиотаж.

«Прямо как в 90-е деньги меняли»: откуда столпотворение в офисах «Газпрома» в Казани?

Заключить новый договор — это обязанность гражданина, и за уклонение от нее ст. 9.23 КоАП РФ предусмотрен административный штраф: для физических лиц — от 1 тыс. рублей до 2 тыс. рублей, для должностных — от 5 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, для юридических лиц — от 40 тыс. рублей до 100 тыс. рублей. Последними цифрами люди в очередях и пугали друг друга. Юридические лица — это управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, объяснил сегодня на пресс-конференции заместитель генерального директора по производству ООО «Газпром трансгаз Казань» Михаил Фролов.

Михаил Фролов: «Надо заключить новый договор. За то, что у вас закончился договор, какое-то время вы были без договора — нет, не будет штрафных санкций» Михаил Фролов: «Надо заключить новый договор. За то, что у вас закончился договор, какое-то время вы были без договора, нет, не будет штрафных санкций» Фото: Александр Гавриленко

Обслуживание полностью отдали дочерним компаниям «Газпрома» под предлогом обеспечения безопасности и наведения порядка. Газ — источник повышенной опасности, и существует проблема качественного обслуживания внутриквартирного газового оборудования и его безопасной работы, указывали авторы поправок в законодательство. Они приводили статистику, согласно которой в прошлом году 1 237 ЧП с газом из 1 642 случилось из-за того, что не было нормального обслуживания и контроля. Кстати, на сегодняшней пресс-конференции в «Газпроме» уточнили, что за последние пять лет в республике вообще не было ЧП с газом из-за некорректного обслуживания оборудования. Хлопки, отравления угарным газом, как правило, возникали из-за неправильного использования оборудования, вмешательства сторонних лиц.

Поправки про единого оператора внезапно возникли за четыре дня до принятия законопроекта в Госдуме во втором чтении и были тихо-мирно приняты в марте. Так что кампания по заключению договоров оказалась сюрпризом для большинства абонентов. Широкой разъяснительной работы с людьми не велось, а были эпизодические сообщения на сайтах «Газпрома» и администраций муниципалитетов и регионов. Вышло так, что вместо газовой компании людей оповестили СМИ и соцсети.

Как отметил сегодня Фролов, в организации изначально понимали, что до конца 2024 года «переподписать» всех абонентов не выйдет, потому составили график, чтобы спокойно провести эту работу: сначала — многоквартирные дома, после — частный сектор, где жестких сроков нет. В Татарстане сейчас 1,6 млн абонентов-физлиц — и, как выяснилось, пока на новые договоры перевели только «порядка 10%». Полностью перевод «Газпром трансгаз Казань» планирует завершить в течение следующего года.

Почему нельзя было оповестить всех заранее? «Если бы мы в сентябре всем направили уведомления о том, что нужно перезаключить договоры, все 1,5 миллиона абонентов (и даже больше) ринулись бы в наши абонентские отделы. И было бы, скорее всего, хуже, чем то, что мы сейчас видим», — пояснил замгендиректора «Газпром трансгаз Казань». Работа в спокойном режиме шла «не один месяц», подчеркнул спикер.

 На фоне «вспышек прихода абонентов» компания увеличила продолжительность рабочего дня и организовала дополнительные рабочие места Фото: © Алексей Сухоруков, РИА «Новости»

Штраф и отключение — крайняя мера, документы лучше отправить по электронной почте, обслуживание сильно не подорожает

Итак, главный вопрос: что со штрафами и отключением газа? «Газпром» не планирует штрафовать тех, кто не успеет заключить новый договор в срок до 1 января 2024 года. Такое административное наказание действительно предусмотрено, но это крайняя мера для тех, кто категорически отказывается подписать новое соглашение. Таким образом, если абонент не успел в обозначенные сроки, это не считается отказом.

«Допустим, человеку предварительно звонят, приглашают на перезаключение, и он это предложение игнорирует. Дальше направляется официальное письменное уведомление — его абонент тоже игнорирует. Потом собирается пакет документов в жилищную инспекцию для открытия административного дела. Жилищная инспекция, как правило, тоже пытается связаться с жителями и предлагает им все-таки заключить договор. Вот если после всего этого абонент отказывается, тогда применяется штрафная санкция», — рассказал представитель «Газпром трансгаз Казань».

Как отметил Фролов, «Газпром» не горит желанием штрафовать людей и пока даже не начинал работу в этом направлении. Есть ли уже те, кто категорически отказался перейти на новые договоры, спикер не уточнил. Убеждать таких абонентов начнут, по планам, с середины 2024 года. Тут же возникает вопрос, что делать тем, у кого текущий договор истек 1 января 2024-го, а нового пока нет. «Надо заключить новый договор. За то, что у вас закончился договор, какое-то время вы были без договора, нет, не будет штрафных санкций», — указал Фролов в беседе с «БИЗНЕС Online».

Как заключать новые договоры, если очереди? «Газпром» советует отправить заявку на электронную почту по адресу: dogovor@tattg.gazprom.ru. Схема описана в специальном разделе на сайте «Газпром трансгаз Казань». На электронную почту необходимо направить:

  • Копию паспорта абонента (первая страница и прописка).
  • Свидетельство о собственности на жилье.

В теме сообщения необходимо указать «Заключение договора на техническое обслуживание газового оборудования». В самом тексте сообщения написать:

  • Ф.И.О. собственника помещения (квартиры или индивидуального дома).
  • Полный адрес (город / населенный пункт / село, улица, номер дома, квартиры).
  • Контактный телефон, адрес электронной почты для обратной связи.

После того как договор будет готов, сотрудники компании сами выйдут на связь с абонентом.

Тем, кто не особо ладит с интернетом (например, бабушкам в деревнях), рекомендуют попросить о помощи родственников. Третий путь — личное посещение абонентского пункта с паспортом и документами на жилье. На фоне «вспышек прихода абонентов» компания, как отметил Фролов, увеличила продолжительность рабочего дня и организовала дополнительные рабочие места. «Ситуация в целом контролируемая, регулируемая, и здесь для нас особых проблем не возникает. Поэтому хочу потребителей, абонентов призвать к спокойствию. Не надо торопиться и стоять в очередях», — сказал спикер.

В ходе пресс-конференции Фролов опроверг информацию о том, что УК пока «не шевелятся». По его словам, более чем с 70% компаний новые договоры уже заключены.

Что будет с ценами на обслуживание? Несмотря на опасения, перевод обслуживания на «Газпром» не приведет к серьезному удорожанию услуг в Татарстане, отметил Фролов. «Нас это не коснулось. Есть утвержденная минстроем методика расчета стоимости. Мы эти стоимости пересчитали, и они существенно не отличаются [от тех, что были прежде]. Роста в нашем регионе, по крайней мере, нет. Знаю, что есть другие регионы, где действительно рост случился в 2 раза, но у нас такого нет», — сказал спикер, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Позже в разговоре с корреспондентом представитель «Газпрома» уточнил, что стоимость изменится в пределах ежегодного уровня инфляции. С нынешними расценками можно ознакомиться здесь.

А что с прежними операторами? С переходом на новые договоры без контрактов на обслуживание останутся 4,5 тыс. специализированных организаций, без работы рискуют остаться около 30–40 тыс. квалифицированных специалистов, подсчитывала ранее гильдия инженеров газового оборудования. Это не совсем так, пояснил Фролов. По его словам, обслуживанием в Татарстане занимаются около 200 организаций — ИП и крупные фирмы. «Эти организации занимаются обслуживанием не только физических лиц, но и юридических лиц, поставками запчастей, оперативным ремонтом», — отметил спикер. По его словам, «Газпром трансгаз Казань», возможно, изучит возможность привлечь сторонние компании в качестве субподрядчиков.

«У нас у всех в основном заключены договора на техническое обслуживание квартир с „Газпром трансгаз Казань“. Вопрос же об обслуживании идет, а не об оплате за газ, потребленный по счетчику. За техническое обслуживание платить не должны» «У нас у всех в основном заключены договоры на техническое обслуживание квартир с «Газпром трансгаз Казань». Вопрос же об обслуживании идет, а не об оплате за газ, потребленный по счетчику. За техническое обслуживание платить не должны» Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

«Не было, к сожалению, никакой разъяснительной работы»

Депутаты Госдумы, члены думского комитета по строительству и ЖКХ Илья Вольфсон и Сергей Колунов накануне разъясняли гражданам, как избежать неудобств и очередей.

«В соответствии с постановлением правительства РФ право перезаключить договор собственники квартир могут передать физическому лицу, для этого необходима лишь доверенность. В таком случае никакой очереди не будет: вместо 100 жителей дома придет один уполномоченный человек и сдаст все необходимые документы. Даже если по ним будут недочеты, договор перезаключат. Так будет проще и правильнее всего», — написал Вольфсон в телеграм-канале.
Колунов также поспешил успокоить жителей. «Мы работаем на то, чтобы ответственность несли компании, обслуживающие газовое оборудование. В Госдуме буквально вчера первое чтение прошел законопроект, ужесточающий ответственность газовщиков за нарушение правил содержания и использования газового оборудования в МКД. За неисполнение договоров, за нарушение порядка выполнения работ их будут штрафовать, причем серьезно. Кто зарабатывает, тот и несет ответственность!» — отметил он.

За последние несколько дней в региональный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ поступило около 30 обращений по поводу новых договоров с «Газпромом», тревога есть не только в очередях, но и в домовых чатах, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор организации Дмитрий Романов. По его мнению, главная проблема в том, что «не было, к сожалению, никакой разъяснительной работы».

«Изначально в 71-м федеральном законе [„О газоснабжении в Российской Федерации"] основная цель была перезаключить договоры на внутридомовое газовое оборудование, что идет по дому, с „Газпромом", но заодно решили привести в соответствие еще и договоры с абонентами, людям создали ажиотаж. Причем можно же было напечатать [эту информацию] на платежках, которые приходят ежемесячно: просим, мол, перезаключить договор, для чего нужны такие-то документы. Люди в очередях по два часа стоят, а потом уходят, потому что не знают, какие документы необходимо было с собой принести. Еще ведь надо сходить в управляющую компанию, выписку попросить. ЕГРН (речь идет о выписке из единого государственного реестра недвижимостиприм. ред.), допустим, взять нужно. Того, с кем договор заключен», — поделился Романов.

«Все люди, которые к нам обращаются, обеспокоены, что должны на электронную почту направлять [копии своих документов]. То есть переживают из-за безопасности. В нынешнее время это актуально», — указал он.

Открытый вопрос: с какого срока «Газпром» заключит договор с собственником жилья — фактического (когда подписана бумага) или задним числом с 1 января 2024 года? И насколько справедливо будет начислять плату за обслуживание задним числом? По словам Романова, этот вопрос «достаточно интересный». «Но у нас же у всех в основном заключены договоры на техническое обслуживание квартир с „Газпром трансгаз Казань“. Вопрос же об обслуживании идет, а не об оплате за газ, потребленный по счетчику. За техническое обслуживание платить не должны (если договор закончилсяприм. ред.), потому что должны будут перезаключить. Но те, кому платили за техническое обслуживание, пока абонент не перезаключил договор, в любом случае пока взаимодействие ведут», — добавил собеседник.