Новым президентом Аргентины избрался Хавьер Милей. В борьбе за пост лидера страны неоднозначный политик опередил действующего министра экономики Серхио Массу. Результат если не сенсационный, то неожиданный, ведь Милей считался аутсайдером гонки, а в итоге получил серьезный перевес Фото: Rodrigo Abd/AP/TASS

«Терра инкогнита»

«На очень старых картах есть области, называемые „терра инкогнита“. Неизвестная земля. Вчера Аргентина вступила в такую географию», — описывает аргентинская газета La Nacion результаты президентских выборов в стране. Другая аналогия — политическое «землетрясение». По итогам прошедшего голосования новым президентом Аргентины избрался Хавьер Милей, набравший 55,69% голосов. В борьбе за пост лидера страны крайне правый и неоднозначный политик опередил действующего министра экономики, правительственного кандидата Серхио Массу. Результат если не сенсационный, то неожиданный, ведь Милей считался аутсайдером гонки, а в итоге получил серьезный перевес. Что случилось?

Выглядит так, что аргентинцы захотели радикальных перемен в стране. Аргентина, которая некогда была одним из самых богатых государств, сейчас переживает глубокий экономический кризис. Инфляция в стране только с начала года достигла 120%, национальная валюта — песо — стремительно обесценивается, а центральный банк страны поднял базовую ставку до невообразимых 133%. Чтобы расплатиться по кредитам от международного валютного фонда (МВФ), Аргентина залезла в долги перед Китаем. И как планирует расплачиваться, пока неясно. Совсем недавно, в августе, Милей называл КНР «убийцей» и обещал заморозить отношения со страной, а вчера пообещал, что не будет работать с «коммунистами» и намерен укреплять связи с США.

Четверо из 10 аргентинцев живут в бедности, а рецессия если еще не наступила, то уже на пороге. В своей первой речи после избрания 53-летний Милей пообещал экономическую шоковую терапию — закрытие ЦБ, отказ от песо, насыщение экономики долларом и сокращение расходов. На первый взгляд популистские меры, но избиратель в это верит. «Милей — единственный реальный вариант, поэтому мы не окажемся в беде», — цитирует Reuters жительницу Буэнос-Айреса, которая вчера пришла в центр города на акцию в поддержку избранного президента.

«Модель упадка закончилась, пути назад нет. Впереди у нас грандиозные проблемы: инфляция, отсутствие работы, бедность. Ситуация критическая, и здесь нет места для вялых полумер», — подчеркнул Милей в своей речи. Церемония инаугурации нового президента пройдет 10 декабря. Вполне возможно, что эта часть президентства Милея будет самой простой.

Экономист и бывший телеэксперт пришел в политику только в 2019 году и, как отмечает Bloomberg, до сих пор не имел опыта работы в руководящей должности. Даже если Милею удастся стабилизировать экономику, нестабильность и социальная напряженность в краткосрочной перспективе неизбежны, предупреждает агентство.

Политическая ситуация в Аргентине ненамного проще, чем экономическая. Партия «Свобода наступает», которую представляет правый либертарианец Милей, не имеет большинства в конгрессе Аргентины. А значит, не может в одиночку продавить «нужные» законы. До сих пор политический ландшафт в стране представляли перонисты (политическая идеология, связанная с политикой президента Хуана Перона, альтернатива неолиберализму) и консервативный блок «Вместе за перемены». Теперь в аргентинской политике «новая эпоха», пишет местная пресса.

«Экономист с бензопилой», мини-Трамп и бывший секс-тренер

Кому аргентинцы доверили эту эпоху? Милей родился 22 октября 1970 года в Буэнос-Айресе. Окончил экономический факультет Университета Бельграно (Буэнос-Айрес), получил степени магистра экономических наук в Институте экономического и социального развития и Университете Торкуато ди Телла в Аргентине. В 2000-х стал преподавать экономические дисциплины в вузах страны и за рубежом, занимал должности ведущего экономиста банка HSBC и частного пенсионного фонда Maxima.

Параллельно в качестве экономического обозревателя выступал на радио и телевидении, а популярность завоевал за счет скандальных заявлений, эксцентричного поведения, оскорблений в адрес оппонентов, в том числе с нецензурной бранью. В июле 2021 года, например, было такое: «Думать, что политики заботятся о тебе, — это все равно что отдать своих детей в руки педофила». В 2021-м Милей создал блок «Свобода наступает», придерживающийся либертарианской идеологии, а в 2022-м впервые выдвинул свою кандидатуру на пост президента.

Из-за своих радикальных предложений, в том числе идеи отказа от песо и сокращения госрасходов, получил прозвище Экономист с бензопилой. Еще несколько занятных фактов. В свое время Милей создал музыкальную группу Everest, исполнявшую каверы на песни The Rolling Stones, был вокалистом, а также тренером по тантрическому сексу. За свою вспыльчивость получил прозвище Сумасшедший (на испанском — El Loco). Не женат. У политика пять английских мастифов с кличками в честь великих экономистов, которых он считает семьей. Он клонировал свою любимую собаку после ее смерти.

Избранный президент характеризует себя как анархо-капиталиста, отрицает глобальное потепление, выступает за запрет абортов и легализацию торговли человеческими органами. Он также поддерживает свободное ношение оружия. При этом Милей заявляет, что не верит в существование регуляторных правил, пошлин и тарифов, санитарных норм. Главная его идея как главы Либертарианской партии — подарить людям свободу во всем. Осталось понять, не испугаются ли аргентинцы «современных» взглядов президента.

Во внешней политике Милей не меньший радикал. Не раз он обещал «порвать» с Китаем и Бразилией, а в качестве главных союзников называл США и Израиль. Политик также собирается отозвать заявку Буэнос-Айреса на вступление в БРИКС. Не самая лучшая новость для России. Москва уважает выбор народа Аргентины, обратила внимание на предвыборные заявления Милея, но ориентироваться будет прежде всего на его реальные действия, отметил сегодня Кремль. Что интересно, поздравления от президента РФ Владимира Путина пока не было.

Еще нового лидера Аргентины называют «мини-Трампом». Экс-президент США Дональд Трамп, подаривший прозвище, уже поздравил политика и выразил уверенность, что Милей «перевернет» страну и «сделает Аргентину снова великой». Бизнесмен Илон Маск заявил, что теперь Аргентину «ждет процветание». А президент Колумбии Густаво Петро считает, что день победы Милея — это «печальный день» для всего региона.

«Новый президент Аргентины — Хавьер Милей. Будет весело, но не всем» Фото: Gustavo Garello/AP/TASS

«Человечество в данном случае в лице Аргентины не стесняется своего безумия»

Российский политический «Телеграм» также поддался общему настроению и, кажется, пребывает в легком шоке от итогов президентских выборов в Аргентине.

«Эксперты почему-то стесняются сказать главное: там выбрали себе в президенты клоуна с эклектичной программой и непонятной политической ориентацией, — пишет канал „Образ будущего“. — Предложил упразднить аргентинский центробанк и, видимо, с ним песо, общается через медиума со своей умершей собакой, вырастил ее клонов, трех, что ли. Этот правый либертарианец еще себя покажет. Видимо, недолго. Человечество в данном случае в лице Аргентины не стесняется своего безумия».

«Судя по всему, проект возвращения Фолклендов, они же Мальвины, для Буэнос-Айреса на некоторое время теряет актуальность. Ничего, подождем», — пишет «Мышь в овощном», намекая, что Британия должна быть рада новому аргентинскому лидеру. «Новый президент Аргентины — Хавьер Милей. Будет весело, но не всем», — пишет в своем канале Colonelcassad военный эксперт Борис Рожин.

Избрание Милея явно задело за живое политолога Сергея Маркова, последний посвятил политику из Южной Америки сразу несколько постов «Логики Маркова». «Новый президент Милей настолько радикален, что многие в России не верят даже, что у него такая радикальная программа… Он психопат, ну или прикидывается. Стиль Жириновского… Милей теперь побьет в пиаре Зеленского. Все трое — самовлюбленные гениальные пиарщики-авантюристы. Милей – Жириновский – Зеленский», — указывает автор «Логики Маркова».

Однако его коллег сравнение с экс-лидером ЛДПР Владимиром Жириновским приводит к другим выводам. «Избранный президент Аргентины Хавьер Милей — фрик, а не клоун, как это зачем-то стараются представить наши аналитики, — пишет Илья Гращенков в своем авторском телеграм-канале. — Да, в политике сейчас время фриков, так как медиаперегрузка не дает возможности скучным политикам старой формации прорваться к сознанию людей. Но все фрики — хитрые и рациональные политики, каким у нас был покойный Жириновский. Что касается аргентинцев, то они отнюдь не дураки. Когда живешь в стране с инфляцией в 94 процента, то поневоле захочешь сменить модель государства, полномочия которого сокращены до необходимого минимума, ограничивающегося защитой свободы и собственности».

Впрочем, некоторые из авторов в «Телеграме» предпочитают хохмить. «В молодости новый президент Аргентины Хавьер Милей участвовал в трибьют-группе The Rolling Stones. Но, судя по этому видео, ему больше подошла бы трибьют-группа AC/DC», — комментирует Константин Калачев в «Калачев-пост» видео с избранным президентом, скачущим по сцене в безумном танце. Окажется ли правление Милея «дорогой в ад» для Аргентины, покажет время.

«Эта ситуация напоминает приход к власти Владимира Зеленского на Украине»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты комментируют избрание нового президента Аргентины и рассуждают, какое будущее ждет страну.

Виктор Хейфец — профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ:

— Не сомневаюсь, что господин Милей действительно будет пытаться реализовать все то, о чем он говорит. Он действительно очень сильно идеологически мотивирован. Куда больше, чем, к примеру, бывший президент Бразилии [Жаир] Болсонару, хотя они довольно похожи. Но у Милея есть серьезное отличие от Болсонару. У Болсонару имелось больше возможностей реализовать свои взгляды, и он был большим прагматиком. У Милея этих возможностей нет. Потому что в парламенте у него нет ни большинства, ни даже большой фракции. У Болсонару был его единомышленник Трамп у власти, по крайней мере первую часть его, Болсонару, срока. Милей тоже трампист, и Трамп его поздравил. Но Трамп сейчас не у власти.

На долларизацию, о которой Милей говорит, у Аргентины пока что нет возможностей. Там либо нужно иметь наличные средства, миллиардов 20, а то и больше, но их у Аргентины нет (у нее и 10-й части нет свободных средств в долларах). Либо надо получить столь же масштабную помощь от США. Но президент [США Джо] Байден не вынет из кармана 20 миллиардов долларов и не даст той или иной стране.

Но не стоит забывать, что Аргентина — это все-таки вторая экономика Латинской Америки, одна из стран «Большой двадцатки». Был такой нобелевский лауреат, который делил страны на четыре типа: развитые, неразвитые, но самое главное там было в конце — Япония и Аргентина. Япония — страна без ресурсов, которая смогла войти в число ведущих государств мира, а Аргентина — страна с кучей ресурсов, которая, наоборот, постоянно сталкивается с экономическими проблемами. И вот Аргентина сейчас снова успешно доказала, что это страна особого типа.

Практически все эксперты говорят, что обещания кандидата малореализуемы, а аргентинцы идут и голосуют за него. Что ждет Аргентину под руководством Милея? Я не удивлюсь, если через полгода мы столкнемся с ситуацией, когда парламент попробует объявить ему импичмент. А такое в истории Аргентины уже случалось. Я не жду выхода Аргентины из кризиса, тем более такого быстрого, как он обещает. Я пока склонен полагать, что она будет погружаться в определенный экономический хаос.


Алексей Мухин — политолог:

— Вы, наверное, обратили внимание, что Милей абсолютно проамериканский политик, до мозга костей. И это [ответ] на вопрос, почему западные медиа оказывают ему подобное внимание. Потому что его победа, можно сказать, такой легальный госпереворот, который США совершили в Аргентине в свою пользу. Меры Милея экстравагантны и очень губительны для национальной экономики страны. Например, отказ от песо в пользу доллара. Это, на мой взгляд, настоящий экономист с бензопилой. Я бы ему еще хоккейную маску дал для завершения образа. Для того чтобы понять, что произойдет с Аргентиной в ближайшие годы, если он действительно начнет реализовывать те намерения, которые озвучил. И, если честно, эта ситуация напоминает приход к власти Владимира Зеленского на Украине.

Я поговорил со специалистами, и они сомневаются, что Милей будет реализовывать те инициативы, которые обозначил в своей предвыборной программе. Возможно, с ним произойдет то, что произошло с Джорджей Мелони, итальянским премьером, которая развернулась на 180 градусов от своих предвыборных обещаний.


Збигнев Ивановский — главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН:

— Такое внимание к Милею следует от того, что он реально может повлиять на экономику Аргентины, потому что он предлагает резко изменить экономическую модель. Перейти на американские доллары, резко урезать доходы государства, сократить социальные программы, победить гиперинфляцию и так далее. Ну и, очевидно, что ожидается пересмотр внешней политики. Он уже объявил своими ближайшими союзниками США и Израиль, взял лозунг сделать Аргентину снова великой, заявил о том, что он собирается выйти из МЕРКОСУР — субрегионального интеграционного объединения, планирует дистанцироваться от Китая, от России и от Бразилии в том числе.

Он выступил в поддержку Украины, а дальше собирается отозвать заявку Аргентины на вступление в БРИКС. То есть ожидаются какие-то большие изменения. Другое дело, что какие-то взгляды он может пересмотреть или что-то у него может не получиться.