Наличие прочных связей с реальным сектором экономики является основным признаком сильной исследовательской позиции университета «Среди региональных вузов можно найти немало успешных примеров академической диверсификации. Могу назвать как минимум десяток университетов, имеющих передовые исследовательские направления и подтверждающих свои амбиции реальными результатами»
Фото: ru.freepik.com

Стратегия жизни для университетов

В третьей части цикла статей, посвященных стратегии жизни отечественных (прежде всего региональных) университетов, я хотел бы затронуть критически важную для сохранения и развития любого вуза тему науки и инноваций. Как всегда, речь пойдет преимущественно об инженерном образовании.

Для начала стоит разделить понятие «университетская наука» на две составляющие: исследования и наукометрия, хотя в отчетных документах отечественных университетов они едины и относятся к наукометрическим показателям. Очень часто бывает непросто отделить фундаментальную или прикладную науку от наукообразия или имитации исследовательской деятельности. Случается так, что под видом передовых прикладных исследований и разработок представляются результаты, полученные коллективами еще в советское время. Нередко эти материалы повторно публикуются с «новыми» графиками или с чуть трансформированными выводами.

Иногда «новые исследователи» не утруждают себя даже таким несложным маскировочным маневром. Под видом новых фундаментальных исследований они публикуют лженаучные материалы. Например, не так давно стали появляться материалы, связанные с разработкой так называемого вечного двигателя. Несмотря на то что теория противоречит фундаментальным законам-началам термодинамики, находятся такие «специалисты от науки», которые пытаются обосновать возможность получения устройства в КПД (коэффициентом полезного действия), равным или даже превышающим 100 процентов. К сожалению, таких деятелей в последние годы становится все больше и больше. Это говорит о стагнации исследовательского уровня нашей страны.

То, что лет 40 назад было немыслимо озвучить вслух даже в научных курилках, 20 лет назад уже обсуждалось вполголоса на кухнях, а сейчас в полный рост печатается в научных журналах. Если прибавить к этому знаменитое увлечение переклейкой отечественных шильдиков на зарубежные продукты, мы получаем достаточно сложную и фрагментированную картину современной исследовательской повестки.

Наличие прочных связей с реальным сектором экономики является признаком сильной исследовательской позиции университета

Очень сложно обвинять отечественные университеты в слабой исследовательской позиции относительно европейских или тем более американских вузов. В нашей стране в период зарождения и становления ведущих отраслевых институтов (впоследствии университетов) основная фундаментальная наука, да и прикладная тоже, была сосредоточена в НИИ и КБ, а роль вузов была сфокусирована на подготовке кадров для динамичного развития промышленности. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца 90-х. Потом (не без прямого копирования западного опыта) роль университетов в развитии исследовательской повестки страны была пересмотрена в сторону ее значительного усиления. К сожалению, это мало сказалось на реальных успехах.

Тем не менее среди региональных вузов сегодня можно найти немало успешных примеров такой академической диверсификации. Могу назвать как минимум десяток университетов, имеющих передовые исследовательские направления и подтверждающих свои амбиции реальными результатами. Такие вузы имеют:

  • договорные работы, выполненные в интересах организаций реального сектора экономики (именно хоздоговорные работы, а не гранты);
  • лицензионные договоры на уступку прав на результаты интеллектуальной деятельности (опять же с предприятиями реального сектора экономики и не аффилированные с вузами);
  • публикации в рейтинговых международнозначимых научных изданиях;
  • выпускников, трудоустроившихся на ведущие профильные предприятия страны.

Наличие прочных связей с реальным сектором экономики является основным признаком сильной исследовательской позиции университета. Не будет заказчик нести свои честно заработанные деньги туда, где ему в полном объеме и в оговоренные сроки не смогут выполнить НИОКР. Заказчик всегда голосует ногами. Иное дело гранты. Тут прежде всего речь идет о лоббистских возможностях того или иного университета. Перефразируя известную поговорку, в случае грантовой поддержки снаряд, что называется, может попасть в одну и ту же лунку и 2, и 3, и даже 4 раза.

Бессмысленное умножение публикаций в низкорейтинговых изданиях никак не способствует быстрому развитию фундаментальной и прикладной науки

Наукометрия имеет две стороны. В одном случае это полезная информация, позволяющая самостоятельно оценить уровень вуза относительно отечественных и зарубежных партнеров, некая универсальная линейка, которая при разумном подходе может помочь в построении траектории развития университета. С другой — в последние годы не только отечественные, но и многие зарубежные вузы стали заложниками пустой гонки за наукометрическое лидерство.

Бессмысленное умножение публикаций в низкорейтинговых, но все же индексируемых в базах Web of Science (WOS) и Scopus изданиях никак не способствует быстрому развитию фундаментальной и прикладной науки, а только обеспечивает красивую картинку в отчетности. Но если говорить о бюджетном финансировании, то количество публикаций сегодня напрямую не влияет на получаемые университетом деньги. Но публикации учитываются при оценке конкурсных документов на получение ежегодного государственного задания (бюджетных мест).

Ни в коем случае не призываю перестать публиковаться, особенно в выскорейтинговых международных изданиях. Наука во все времена была, есть и будет интернациональной и трансграничной. Так было в XIX и XX веках, так будет и XXI веке. При этом культуре опубликования научных исследований и разработок обязательно необходимо учить будущих педагогов-исследователей начиная со студенческой скамьи. Ребята с младых ногтей должны понимать этические нормы, распространенные в мировом научном сообществе:

  • не выдавай чужие результаты за свои;
  • включай в соавторы всех, кто работал над статьей и даже тех, кто не работал, но участвовал в получении новых данных;
  • не забывай указывать в публикации все ссылки на чужие материалы, которые взял для работы; не публикуй результаты вторично (иными словами, публикуй только новые результаты);
  • не занимайся договорным цитированием, это создает информационный шум, отвлекает от реальных результатов и формирует у коллег ложную ценность научных достижений.

Это должен знать каждый будущий ученый. Кроме того, хорошая публикация является одним из основных зримых результатов научно-исследовательской деятельности ученого.

Не стоит забывать, что различные базы научных журналов представляют собой гигантские хранилища систематизированных результатов научно-исследовательских работ тысяч ученых из разных стран. А это открывает ученому возможностью сделать подробный анализ по наиболее актуальным направлениям в фундаментальной науке, увидеть тематики, которые являются предметом рассмотрения ведущих мировых научных коллективов.

Однако в нынешней ситуации тратить силы и финансовые ресурсы на публикации просто ради удовлетворения собственного тщеславия не имеет никакого смысла. Такой труд не принесет дополнительных средств ни автору, ни его родному вузу.

Получаем коллективы, в которых какая-то работа делается, а по факту получается фикция и отсутствие реальных результатов

Какие возможности в части получения дохода есть у наших университетов и преподавателей (помимо, разумеется, педагогической деятельности)? Основным допзаработком университетских профессорско-преподавательских кадров является исследовательская работа.

Наличие НИОКР безошибочно свидетельствует об уровне развития того или иного направления в университете. Скажу максимально жестко: если кафедра (инженерного или естественно-научного профиля) не может заработать на своем научно-исследовательском направлении, то, скорее всего, она уже умерла как конкурентная университетская единица либо активно движется в этом направлении. Что означает отсутствие у преподавателей дополнительного заработка? В такой ситуации активная часть коллектива, способная на решение реальных задач, будет заниматься шабашками, работая напрямую с предприятиями, другая часть сотрудников начнет бегать по соседним учебным заведениям, занимаясь подработками через образовательный процесс, а оставшиеся — просто сидеть на «голой» зарплате ППС и активно имитировать бурную деятельность, выполняя и перевыполняя на бумаге все необходимые показатели эффективности. Таким образом, получаем коллективы, в которых вроде бы какая-то работа делается, а по факту получается фикция и отсутствие реальных результатов.

Это комплексная проблема, характерная для большинства отечественных университетов, и для ее решения нет никакой универсальной пилюли. Любые социальные системы развиваются очень медленно и непросто, а деградируют достаточно стремительно. Для зарубежных университетов тоже характерны подобного рода проблемы. В отличие от нас, они их не маскируют и лечат достаточно быстро — путем жесткого отсекания при первых же симптомах отмирания тех или иных направлений научной деятельности.

За рубежом принято уже в стартовом трудовом контракте подробно прописывать все показатели эффективности сотрудников (количество и уровень статей за год, необходимость привлечения денежных средств, учебную нагрузку, включая дипломников, работу с аспирантами и многое другое). В зависимости от того, какое направление деятельности в текущий момент является актуальным, требования в контракте у сотрудников даже в одном подразделении могут различаться. Основная масса контрактов является годовыми, а чтобы получить бессрочный договор (tenure), необходимо в течение нескольких лет доказывать свою эффективность.

В зарубежных научно-учебных центрах ценят в сотрудниках индивидуальность и стараются максимально эффективно использовать их сильные стороны, а для это к каждому профессору или доценту подходят адресно — не только с точки зрения поощрения, но и контроля. В результате формируется цикличная мотивационная система, стимулирующая сотрудников кнутом и пряником к развитию в качестве исследователя и педагога, а далее по цепочке — к развитию всего факультета и университета в целом. Например, если у тебя нет перспективной и востребованной заказчиками темы, у тебя не будет средств, на которые ты возьмешь аспирантов, являющихся основной рабочей силой в научных сообществах всего мира. А если у тебя нет команды, то ты ничего не сможешь сделать.

«В основе всего находится конкурентоспособный педагог-исследователь, стартовая поддержка университета, а также хотя бы небольшой костяк, состоящий из молодых и амбициозных ребят»Фото: ru.freepik.com

Четыре шага к успеху

Подводя итог, можно отметить, что в основе всего находится конкурентоспособный педагог-исследователь, стартовая поддержка университета, а также хотя бы небольшой костяк, состоящий из молодых и амбициозных ребят. Найти таких при наличии даже достаточно скромного финансирования вполне возможно. Все это является зоной ответственности университета и его политики в части воспроизводства научно-исследовательского потенциала. Для этого необходимо сделать четыре простых шага.

Во-первых, выделить или сформировать заново востребованные сейчас и перспективные в будущем прикладные исследовательские тематики. Разумеется, предварительно их нужно согласовать с потенциальными заказчиками. Если этого не сделать, ничего не получится, а точнее, будет так, как сейчас часто происходит: условный университет приходит на предприятие и пытается «продать» не то, что нужно потенциальному потребителю, а то, что сам вуз может сделать. В результате ничего не происходит.

Во-вторых, и это самое непростое, нужно подобрать внутри себя (а еще лучше, в других университетах) перспективных молодых кандидатов или докторов наук, которым есть куда расти. Фактически речь идет о том, чтобы переманить интересующего вас сотрудника. К этому процессу необходимо подойти максимально индивидуально. Кому-то нужно жилье, кому-то, например, хороший детский садик или школа для детей, а для кого-то, вполне возможно, наравне с заработной платой актуален и карьерный рост. Нужно помнить при этом, что возможности всегда должны идти рядом с ответственностью. Таким образом, потенциальный лидер нового или возрождаемого научно-исследовательского направления, глядя в свой контракт, будет понимать, что конкретно, в какие сроки и в каком объеме от него требуется.

В-третьих, университет обязательно должен сформировать в составе своих перспективных подразделений некий кадровый исследовательский резерв, состоящий из студентов-старшекурсников и аспирантов первого и второго года обучения. Именно эти ребята станут движущей силой развития НИОКР. При этом, разумеется, необходимо сформировать и внутреннюю, обязательно конкурентную, систему грантовой поддержки. Реализация принципов открытости и полной прозрачности при распределении грантов по перспективным тематикам будет способствовать привлечению максимального числа перспективных молодых исследователей в проекты. Более того, будет полезным для более динамичного развития соответствующих исследовательских направлений, если заявляться на внутреннюю финансовую поддержку станут не только молодые сотрудники своего университета, но и коллеги из других академических организаций. Коллаборация в рамках нескольких структурных подразделений различных вузов только усилит потенциал развития новых направлений.

И, в-четвертых, в любом, даже самом перспективном начинании, кроме стратегии, не менее важен контроль за исполнением, иначе положительного результата ждать не стоит. При работе с творческими коллективами, а именно к таким можно отнести научные коллаборации, важно сформировать проектную организационную модель, позволяющую контролировать развитие по заранее обозначенным реперным точкам. Таким образом, все интересанты смогут получать объективную и полную информацию. Главное, ни в коем случае нельзя спускаться до тотального надзора. Это будет абсолютно контрпродуктивно для дела и убьет всю творческую среду.

Разумеется, возрождение научно-исследовательских направлений — дело небыстрое и очень трудоемкое. Следовательно, не стоит ждать результат менее чем через 4–6 лет. Любое дело имеет свой цикл, а в науке, так же как и в образовании, эти циклы характеризуются значительными временными интервалами.

Инновационная деятельность: патенты есть, а коммерциализации нет

Следующее направление деятельности, способное серьезно дополнить бюджет сотрудника и университета в целом, — это инновационная деятельность. Речь идет о комплексе научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний и технологий. Прежде всего мы говорим здесь о результатах интеллектуальной деятельности (РИД). С формальными результатами, т. е. бумажными патентами, у нас все отлично, а вот та деятельность, ради которой они создаются, вызывает у наших университетов большие проблемы. Львиная доля сотрудников наших вузов регистрируют изобретения, полезные модели и программы для ЭВМ только для того, чтобы был документ в виде патента. Дальше этот с виду красивый документ ложится на полку в патентном отделе вуза, начинает покрываться пылью и заодно с завидной периодичностью есть средства университета, т. к. регистрация патента и поддержание его правового статуса требует ежегодной оплаты государственной пошлины.

Увы, для нашей академической среды понятие коммерциализации является абсолютно чуждым и даже в некотором смысле ругательным. Не стоит забывать, что на протяжении всего советского периода не то что из вузов, а даже из потайных уголков сознания граждан всеми возможными способами (вплоть до уголовных) вымывалась предпринимательская идея. Любая активность людей должна была направляться на более полезные для государства дела и заботы.

Молодое поколение не знает, но старшее точно помнит, что в советское время отечественный изобретатель-рационализатор не имел никаких прав собственности на результаты своего интеллектуального труда. Тогда существовало авторское свидетельство, фиксирующее факт авторства того или иного гражданина, однако принадлежало это изобретение государству и именно оно им могло распоряжаться по своему усмотрению. Так было вплоть до 1991 года. С тех пор прошло уже более 30 лет, но коммерческих подходов к хозяйствованию в наших университетах как не было, так практически и нет. Не думаю, что в этом сильно виноваты сами вузы: 73 года отсутствия права на интеллектуальную собственность хорошо отпечатывается в умах граждан и, судя по всему, даже передаются по наследству.

Со схожими проблемами сталкиваются и в западных университетах. Нельзя сказать, что там каждый университет, генерирующий новые смыслы, сразу же начинает зарабатывать на лицензионных договорах. Есть очень удачные примеры, к ним можно отнести Стенфордский университет и образовавшуюся вокруг него знаменитую Кремниевую долину, Массачусетский технологический университет, Левинский католический университет и многие другие. Каждый из этих университетов разработал и реализовал собственную модель работы с инновационными продуктами.

Что роднит все успешные в этом плане вузы? То, что формирование экосистемы, позволяющей генерировать стартапы, происходило в самом учебном заведении при тесной кооперации студентов и молодых преподавателей-исследователей, желающих получить практический опыт. Кроме того, важнейшим элементом для получения устойчивого положительного результата трансфера инноваций из академической среды в рыночную является для университета так называемое чувство меры, т. е. понимание момента, когда учебное заведение начинает тормозить развитие компании и ему нужно, как говорят, выйти в кеш, продав свою долю на абсолютно рыночных условиях.

С этой составляющей, к огромному сожалению, у наших вузов большие проблемы. Университеты практически поголовно не обладают компетенциями в области управления интеллектуальной собственности. А ведь существует достаточно много стратегий в этой части. И даже оценка РИД является огромной проблемой для многих в нашей академической среде. Например, не все продукты нужно патентовать, какие-то ключевые моменты необходимо оставить неартикулированными в рамках ноу-хау. Это позволяет не раскрывать и не публиковать критически важные для инновационного продукта элементы. Или, например, стратегии, позволяющие входить со своими РИД в патентные портфели крупных компаний, увеличивая тем самым стоимость их продукта и снижая выплаты роялти для дружественных компаний и предприятий. Всему этому можно и нужно учить.

Не претендуя на абсолютное знание отечественного научно-образовательного ландшафта, хотел бы выделить очень хороший пример работы по выстраиванию технологии коммерциализации РИД. Речь о Томском образовательном кластере, в который входят такие гранты отечественного образования, как Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и еще несколько уважаемых отраслевых вузов. Убежден, что в нашей стране есть еще успешные примеры инновационной деятельности университетов, однако, к сожалению, они недостаточно ангажированы и носят несистемный характер. Но дорогу осилит едущий. Значит, можно и нужно встать и идти.