Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов. За проголосовали 325 депутатов, против — 81 Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2024-й и плановый период 2025–2026 годов. За проголосовали 325 депутатов, против — 81 (на фото: Андрей Макаров, Вячеслав Володин, Антон Силуанов (слева направо на первом плане) Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»

Новым регионам добавят денег, а зарплаты силовикам все-таки проиндексируют

Ключевое, первое чтение законопроекта о федеральном бюджете прошло в конце октября. Тогда депутаты приняли основные параметры и общий объем заложенных расходов. Доходы федерального бюджета в 2024 году запланированы в размере 35 трлн рублей, расходы — на уровне 36,6 трлн рублей. Таким образом, дефицит составит 1,59 трлн рублей, или 0,9% ВВП.

Еще несколько цифр. Уровень инфляции прогнозируется в 2024 году 4,5%, в 2025-м — 4%, в 2026-м — 4%. Объем фонда национального благосостояния на начало 2024 года составит 12,1 трлн рублей (6,8% ВВП); на начало 2025-го — 11,2 трлн рублей (5,9% ВВП); на начало 2026-го — 13 трлн рублей (6,4% ВВП). Объем ВВП в 2024 году прогнозируется в объеме 179,956 трлн рублей (рост на 2,3%), в 2025-м — 190,637 трлн рублей (рост на 2,3%), в 2026-м — 202,304 трлн рублей (рост на 2,2%).

При втором чтении можно было только перераспределять деньги в рамках обозначенного общего объема расходов. Где-то добавить средства, а где-то их убавить. Самым активным автором поправок ко второму чтению стал кабмин РФ. Правительство подготовило 769 изменений, а общий объем перераспределяемых средств составил 6,7 трлн рублей. «В поиске оптимальных решений минфин каждый день прорабатывал множество предложений, поступивших в рамках рассмотрения законопроекта», — рассказывал министр финансов РФ Антон Силуанов.

Принятые поправки минфин условно разделил на 6 блоков:

  • Связанные с финансовым обеспечением спецоперации на Украине. Здесь кабмин ожидаемо не приводит деталей. Вероятно, как раз эти поправки на заседании профильного комитета ГД по бюджету и налогам рассматривали без деталей, как «секретные». «Эта поправка вводит новый пункт, который носит гриф „секретно“», — коротко отписывал представитель кабмина одно из изменений, которое касалось особого порядка списания долгов. В проекте бюджета к третьему чтению можно найти как минимум 25 частей с грифом «секретно» или «совершенно секретно», и это без приложений. Известно, что на раздел «Национальная оборона» приходится 29,4% (10,8 трлн рублей), что эквивалентно 6% ВВП. При втором чтении из закрытой части в открытую перевели около 1,2 трлн рублей, подсчитывал РБК.
  • Поправки с учетом рекомендаций Госдумы. Учтены почти все инициативы, подчеркивал ранее глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров.
  • Распределение бюджетных средств для реализации мероприятий в новых регионах. Здесь минфин также обходится без деталей, но речь, видимо, идет о правках в новую госпрограмму восстановления новых регионов. ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области получат особые субсидии на соцподдержку граждан, чьи дома утрачены или повреждены в результате боевых действий (24,7 млрд рублей), восстановление распределительных сетей (3 млрд рублей), развитие угольной отрасли в ДНР и ЛНР (2,2 млрд рублей).
  • Распределение средств, которые были зарезервированы, но ждали принятия документов. Основная часть денег пойдет на развитие транспортной системы, указывал минфин.
  • Поправки с учетом предложений так называемых главных распорядителей бюджетных средств, проще говоря, крупных органов госвласти. Здесь в том числе поправили финансирование отдельных отраслей промышленности, туристической инфраструктуры, поддержку отечественной кинематографии и др.
  • Распределение межбюджетных трансфертов между регионами. Общий объем перераспределяемых средств составит 3,3 трлн рублей.

Одно из важных изменений, о которых не упоминает минфин, — это решение не пропускать индексацию окладов силового блока. В первом чтении планировалось, что доходы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, судебных приставов в 2024 году не будут индексировать. Но ко второму чтению позиция изменилась. Почему, в кабмине не поясняли.

Работа над законом о бюджете продолжалась буквально до вчерашнего вечера, отметил на сегодняшнем специальном заседании глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров Работа над законом о бюджете продолжалась буквально до вчерашнего вечера, отметил Макаров Фото: duma.gov.ru

Как принимали окончательный бюджет

Работа над законом о бюджете продолжалась буквально до вчерашнего вечера, отметил на сегодняшнем специальном заседании глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Макаров. Но перед окончательным чтением депутатам необходимо было внести три технические поправки, например, что цифры дисконта по цене Urals являются «прогнозными», поэтому законопроект сначала вернули ко второму чтению.

«Хотел бы напомнить, что те приоритеты, о которых мы говорили в первом чтении, — выполнение всех социальных обязательств, укрепление обороноспособности и безопасности нашей страны, реализация послания президента, структурная перестройка экономики, — в рамках решения приоритетных задач, поставленных президентом. Все эти вопросы финансово законопроектом обеспечены», — отметил Макаров.

Не обошлось в его выступлении и без обязательной лирической части. Он поблагодарил аппарат Госдумы и комитета по бюджету, где «люди работали сутками, а уезжали домой, только чтобы в душ сходить и переодеться». Достались слова благодарности минфину и депутатам «особенно ЛДПР и Новых людей», коллегам по фракции, ведь «именно „Единая Россия“ вынесла всю тяжесть работы над этим бюджетом на своих плечах».

«В 2011 году президент, вы, Вячеслав Викторович (Володинприм. ред.), и мои коллеги по партии „Единая Россия“ доверили мне тяжелую, ответственную, но самую интересную работу в моей жизни. Сегодня я докладываю здесь 32-й бюджет (с поправками, исполнениями), а если считать фоны, то 60-й юбилейный. Ну и, наверное, последний», — сказал он, видимо, намекая на уход со своего поста. Ранее СМИ писали, что он может занять пост главы Счетной палаты, который вакантен с момента ухода Алексея Кудрина.

Этот бюджет принимается в очень непростых условиях — против страны введено свыше 17 тыс. санкций, идет СВО, продолжил Вячеслав Володин. Но при этом документ отличается в лучшую сторону от тех, которые принимали буквально несколько лет назад. Несмотря на вызовы, отметил спикер, депутаты принимают «бюджет развития» и «бюджет противодействия санкциям». Но при этом в нем есть все, чтобы сказать гражданам: «Все социальные обязательства будут выполнены!», подчеркнул спикер.

Бюджет, по сути, носит имя «Все для фронта! Все для победы!», считает Леонид СлуцкийФото: duma.gov.ru

Мнение ЛДПР учтено правительством и минфином, а бюджет, по сути, носит имя «Все для фронта! Все для победы!», считает лидер фракции ЛДПР Леонид Слуцкий. Тут его поправил Володин: «Надо отметить, что у нас все для фронта, все для победы, но и все вопросы в тылу также в бюджете отражены. Все решено! Более того, обязательства, дополнительно взятые, также будут реализовываться с учетом индексации, повышения и пенсий, и зарплат, социальных пособий. Коллеги, ну и самое главное, вопросы развития. До конца года рост экономики, скорее всего, будет порядка 3 процента. Нам надо эти темы обязательно сохранить».

Представитель «Справедливой России» Валерий Гартунг обратил внимание на слова Володина о необходимости депутатам «сплотиться плечом к плечу для победы». Это, по его мнению, к нынешнему бюджету отнести нельзя. Среди претензий партии к документу он назвал то, что военные пенсионеры получают пенсию не от 100% денежного довольствия, как должны, а 89%, нет в документе и 2 млрд на финансирование второй пенсии детей-инвалидов, потерявших обоих родителей, а также отсутствует индексация пенсий работающих пенсионеров, которая «вообще ничего не стоит».

Депутат от Новых людей Александр Демин поделился, что в этом году члены партии стали авторами и соавторами 10 поправок на 139,7 миллиарда. Благодаря этому в 2 раза увеличилось финансирование программы, по которой талантливых старшеклассников будут учить программированию, прибавился 1 млрд на открытие оздоровительных лагерей, 2 млрд — на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями, 3,3 млрд добавлено на систему ухода за пожилыми людьми и инвалидами, 39 млрд — дополнительно на автопром. Документ он назвал максимально сбалансированным, где среди прочего есть простор для развития промышленности.

Представитель КПРФ Михаил Щапов призывал коллег говорить о долгосрочных приоритетах и видеть стратегию на 10–20, а где-то и на 30 лет. Партию не устроила осторожная политика при формировании доходов. В числе претензий — неравенство между основной массой населения и «кучкой людей», зарабатывающих на сверхдоходах от продажи природных ресурсов за рубеж, недостаточное финансирование образования, здравоохранения, науки, промышленности, низкие пенсии и индексации пенсий работающим пенсионерам.

С критикой в сторону фракций, выступающих против, обрушился Макаров. Теперь он выступал не от имени комитета, а от партии «Единая Россия», так что можно дать волю эмоциям. Он вменил депутатам, что они проголосуют против ежемесячного пособия на ребенка, которое затронет 10 млн детей, маткапитала для 1,3 млн семей, больничного для молодых родителей (800 тыс. человек), против новых школ и более 300 объектов здравоохранения. «Сегодня вы голосуете против этого, против того, что нужно людям», — настаивал Макаров.

В итоге «Единая Россия», ЛДПР и Новые люди поддержали бюджет, а КПРФ и «Справедливая Россия» — нет. За проголосовали 325 депутатов, против — 81.

Айрат Фаррахов: «Учитывая сегодняшнее время, бюджет с очень серьезным ростом расходов, и значительная часть расходов направлена на поддержку субъектов Российской Федерации» Айрат Фаррахов: «Бюджет с очень серьезным ростом расходов, и значительная часть расходов направлена на поддержку субъектов Российской Федерации» Фото: duma.gov.ru

«Немножко здесь придется, чуть-чуть, подужаться»

«В целом нормальный», — оценил принятый бюджет РФ на 2024 год в беседе с «БИЗНЕС Online» член комитета ГД по бюджету и налогам, депутат от Татарстана Айрат Фаррахов. «Я считаю, что это хороший бюджет. А учитывая сегодняшнее время, бюджет с очень серьезным ростом расходов, и значительная часть расходов направлена на поддержку субъектов Российской Федерации. Несмотря на то что экономика в целом не растет такими темпами, как хотелось бы (и причина понятна — тяжелейший санкционный режим и так далее), бюджет планируется с большим ростом расходов. И главная задача — вот эти доходы сейчас собрать», — подчеркнул парламентарий.

По словам Фаррахова, интересы Татарстана в новом бюджете учитываются «очень-очень серьезно». Напомним, ранее президент РТ Рустам Минниханов поручал депутатам от республики отстоять деньги для Татарстана, заложенные на модернизацию ЖКХ. «Во-первых, [гарантировано] выполнение всех социальных обязательств [в республике]. Стопроцентное! Федеральный бюджет все выполнит. Все заложено, все финансово обеспечено», — указал депутат.

Как отметил Фаррахов, заложенные параметры также предусматривают «очень серьезный рост дорожного строительства» и выделение в рамках нацпроектов. «Все проекты, которые были запланированы ранее с участием Татарстана, удалось сохранить. Поэтому я считаю, что это хороший бюджет и главная задача сейчас исполнить его во всех тех цифрах, которые мы запланировали», — указал собеседник.

«Во имя идей президента! Во имя страны!»: как Госдума принимала «бюджет победы»

После первого чтения «БИЗНЕС Online» рассказывал, что Татарстан продвигает в Думе «поощрения» для регионов-доноров, которые активно наращивают свою налоговую базу. По словам Фаррахова, эта идея реализована в поддержке инновационных проектов и «самое главное, чтобы эта идея была не разовая, а зафиксирована на многие-многие годы». Как именно будет реализовано такое поощрение, депутат не пояснил.

«Тренд, о котором мы говорили, — надо поддержать доноров, субъекты, которые работают над своей налоговой базой, — закрепился. И я абсолютно уверен, он будет иметь поддержку не только через фонд национального благосостояния, но и через развитие инфраструктурных проектов, их поддержку», — добавил депутат.

Илья Вольфсон: «Надо понимать, что мы находимся в стадии глобальных трансформаций: СВО и необходимость поддерживать семьи участников, возрождение новых регионов, макроэкономические колебания. Все это создает новую реальность, которую надо принять» Илья Вольфсон: «Надо понимать, что мы находимся в стадии глобальных трансформаций» Фото: duma.gov.ru

По понятным причинам бюджет формировался в «большом напряжении», подтвердил в разговоре с «БИЗНЕС Online» депутат ГД от Татарстана Илья Вольфсон. «Но, думаю, с учетом условий, в которых находится страна, он изначально получился довольно сбалансированным. Надо понимать, что мы находимся в стадии глобальных трансформаций: СВО и необходимость поддерживать семьи участников, возрождение новых регионов, макроэкономические колебания. Все это создает новую реальность, которую надо принять», — указал депутат.

«Безусловно, мы с коллегами по депутатскому блоку от Татарстана — каждый по своему направлению — предприняли все, чтобы это не отразилось на качестве жизни наших жителей и не повлияло на темпы развития республики, — отметил Вольфсон. — Государство увеличивает пенсии, МРОТ, маткапитал. Усиливаются ключевые программы развития здравоохранения, образования, культуры, социальной политики. А на развитие сферы ЖКХ в 2024-м направят на треть больше средств, чем в этом году».

«Всегда нам надо больше, чем есть возможности, это не новость. И в этом году бюджет тоже напряженный», — отметил еще один депутат от республики Марат Нуриев. «Но если взять в целом по отраслям, по стране, то по сравнению с прошлым годом идет тенденция увеличения. И по жилищному хозяйству, и по жилищно-капитальному, и по другим направлениям идет увеличение», — указал спикер.

При этом Нуриев обратил внимание на то, что масштабы страны увеличились с учетом присоединения новых регионов. «Поэтому, конечно, в каких-то направлениях немножко здесь придется, чуть-чуть, подужаться. В каких направлениях? Там часть культуры есть и также, к сожалению, по ремонту объектов. Но в целом-то они есть, в бюджете как бы учтены. Только не в таком объеме, в каком хотели бы получить. Эти все социальные направления есть, они не исключены из бюджета, но их объемы, конечно, меньше, чем первоначально заявлялись, как мы хотели», — указал парламентарий.

Альфия Когогина: «На новых территориях ситуация намного сложнее» Альфия Когогина: «На новых территориях ситуация намного сложнее» Фото: duma.gov.ru

«Но на новых территориях ситуация намного сложнее. Там нет школ, детских садиков, потому здесь в этом году на нас легло обеспечение этих территорий. Также школы будут ремонтироваться, также садики будут ремонтироваться и строиться. Это тоже очень важно», — добавил спикер. Ранее в беседе с «БИЗНЕС Online» депутат Альфия Когогина упоминала свою персональную задачу, чтобы объем средств для Татарстана на капремонт школ в бюджете-2024 не снизился. Получить ее комментарий в пятницу не удалось.

Артем Прокофьев подчеркнул, что коммунисты не поддержали проект бюджета даже с учетом роста расходов, потому что с учетом ситуации в экономике и внешних вызовов «нужно увеличить поддержку образования, социальную поддержку населения, здравоохранение, и ресурсы на это есть» Артем Прокофьев подчеркнул, что коммунисты не поддержали проект бюджета даже с учетом роста расходов, потому что с учетом ситуации «нужно увеличить социальную поддержку и ресурсы на это есть» Фото: duma.gov.ru

«Что касается в целом поддержки регионов, особенно инфраструктурной составляющей, то все эти направления сохранены либо увеличены, — отметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ депутат от КПРФ Артем Прокофьев. — Да, могут быть, конечно, ухудшения по отдельным статьям, но общие цифры по поддержке регионов увеличены». Он подчеркнул, что коммунисты не поддержали проект бюджета даже с учетом роста расходов, потому что с учетом ситуации в экономике и внешних вызовов «нужно увеличить поддержку образования, социальную поддержку населения, здравоохранение и ресурсы на это есть». «Мы эти предложения в рамках поправок представили. К сожалению, эти предложения были отклонены. А они позволили бы увеличить доходную часть бюджета до 45 триллионов рублей. И это был бы действительно бюджет развития, решал бы вопросы комплексно, в том числе и для регионов нашей страны», — отметил спикер.