Накануне вечером на онлайн-платформах Wink и Start в доступе появились первые две серии фильма «Слово пацана. Кровь на асфальте». Несмотря на эффект завышенных ожиданий на фоне многочисленных разговоров о картине, увиденное скорее не разочаровало — это хорошее мужское кино с напряженным сюжетом и отличными актерскими работами. Следующие эпизоды 8-серийной ленты будут выходить еженедельно. О первых впечатлениях — корреспонденты «БИЗНЕС Online» и наши эксперты.
«Добро пожаловать в Казань!» — говорит во второй серии «Слова пацана» герой Ивана Янковского, вернувшийся из Афгана с мыслью, что надо «перестать делить асфальт», а зарабатывать деньги, потому что «скоро здесь будет, как в Америке, а то и лучше»
«Добро пожаловать в Казань!»
«Добро пожаловать в Казань!» — говорит во второй серии «Слова пацана» герой Ивана Янковского, вернувшийся из Афгана с мыслью, что надо «перестать делить асфальт», а зарабатывать деньги, потому что «скоро здесь будет, как в Америке, а то и лучше». В этот момент он дубасит водителя, отказавшегося платить за проезд по дороге на городской окраине. В общем, особых сомнений в том, где происходит действие фильма, нашумевшего еще до своего выхода, нет. Хотя они снимаются еще в первом эпизоде, когда «пацан» Марат (Рузиль Минекаев) под звучащий с экрана энергичный трек дуэта «АИГЕЛ» «Пыяла» проводит бывшему «чушпану» Андрею (Леон Кемстач) быстрый ликбез об истории казанских группировок. Звучат названия — «Тяп-Ляп», «Новотатарские», «Перваки», «Хадишенские», «Аделька»…
Добавляют национального флера и имена героев, скажем, школьной англичанки Флюры Габдуловны, да и вполне логично, что именно в Казани Марат звонит приглянувшейся ему девчонке Айгуль. Правда, татарской речи в кадре практически нет. Хотя само место действия 8-серийной картины временами больше напоминает небольшой город, чем миллионник на Средней Волге.
Не по годам зрелой актрисой предстала в роли Айгуль 14-летняя Анна Пересильд (на фото слева), дочь Юлии Пересильд
В целом же творение шоураннера Жоры Крыжовникова производит впечатление серьезной работы. Причем если в его самом известном сериале «Звоните ДиКаприо!» режиссер делал ставку на звезд — Александра Петрова и Андрея Бурковского, то в первых двух сериях «Слова пацана» значительную часть времени на экране вообще нет сверхузнаваемых лиц. Настоящая удача кастинга — уроженец Нурлата Минекаев, максимально органичный в роли юноши, пусть и мелкого бандита, но еще не утратившего понятий о пацанской чести. Колоритно выглядит и вся молодая братва, из которых, кажется, наиболее аутентичный образ создал уже опытный сериальный актер Лев Зулькарнаев (Зима). Не по годам зрелой актрисой предстала в роли Айгуль 14-летняя Анна Пересильд, дочь актрисы Юлии Пересильд и режиссера Алексея Учителя. Создатель фильма «Матильда» говорил, что изначально был против участия дочери в съемках, поскольку опасался за ее психику — роль (спойлер) предполагает сцену изнасилования. Кстати, в небольшой роли отца девочки снялся народный артист РТ, актер театра им. Камала Ильдус Габдрахманов. За красоту в «Слове пацана» отвечает и младший лейтенант из детской комнаты милиции Анастасия Красовская (Ирина), в ее активе между прочим актерский приз престижного фестиваля в Локарно за фильм «Герда». В милицейской форме белорусская актриса и модель смотрится своеобразно, но глаз от нее не оторвать.
В остальном же Крыжовников рисует довольно жестокий мужской мир, роль женщин в котором (матерей, учителей или возлюбленных) не стоит переоценивать, во всяком случае такой вывод можно сделать по итогам первых серий. Неслучайно тот же Марат оказывается нарочито неопытным в любовных делах и, оставшись наедине с Айгуль, даже не решается обнять ее, не говоря о более решительных шагах.
Крыжовников рисует довольно жестокий мужской мир, роль женщин в котором (матерей, учителей или возлюбленных) не стоит переоценивать, во всяком случае такой вывод можно сделать по итогам первых серий
О какой-то романтизации «казанского феномена» в исполнении Крыжовникова вряд ли приходится говорить. Да, без пацанской романтики «Слово пацана» не обходится, но все эти герои с серым настоящим и покрытым темнотой будущим скорее вызывают жалость. «Уркой хочешь стать, да?» — это все, что может в приступе бессильной злобы сказать сыну Марату его экранный отец в исполнении звездного Сергея Бурунова, добавляя к прочим проблемам еще и конфликт поколений.
А вот за карикатурный образ комсомольца, собравшегося бороться с гопниками, на режиссера могут и обидеться, все-таки в нашей элите по-прежнему множество бывших активистов ВЛКСМ.
Стоит согласиться и с похвалой от первых зрителей картины из киносреды в адрес художников «Слова пацана». И череда покосившихся двухэтажек на районе, и серые пятиэтажные хрущевки (многие из которых до сих пор украшают города), и школьная форма, и кепки-сеточки USA, и еще многое другое выглядят вполне себе приветом из конца 1980-х.
Ксения Собчак: «Посудите сами. Советский Союз в канун краха. Распространяется подростковое уличное насилие в одном конкретном регионе. Интересно же разобраться, как оно возникло»
«Общество занимается саморефлексией и самопринятием — психотерапией, если хотите»
За сутки до выхода сериала небольшую «рецензию» на него опубликовала журналистка Ксения Собчак, посмотревшая первые две серии. Непосвященным в детали подписчикам своей страницы в соцсетях она напомнила, что чиновникам из Татарстана картина сразу не понравилась и республика даже настаивала на ее запрете. «Посудите сами. Советский Союз в канун краха. Распространяется подростковое уличное насилие в одном конкретном регионе. Интересно же разобраться, как оно возникло», — отметила Собчак.
«Слушайте, это же классно! Что бы там ни говорили, какие бы учебники ни писали — оказывается, мы хотим смотреть сериалы про нашу не совсем официальную, не совсем парадную историю, — горячо поддержала сериал Собчак. — Общество занимается саморефлексией и самопринятием — психотерапией, если хотите».
Досталось и татарстанским властям. «Ну и, конечно, отношение к „Слову пацана“ чиновников просто очередное доказательство, что история, по их версии, должна быть только парадной. Да не бывает так», — заочно обратилась журналистка к властям республики. В комментариях Собчак указали, что группировки были далеко не только в Татарстане и в 90-х на самом деле было «очень страшное время». «Если запрещают, значит, однозначно надо смотреть!» — отреагировал один из пользователей. К слову, в день премьеры в телеграм-канале Собчак «Кровавая барыня» появился рекламный пост о сериале.
С должным пафосом и обязательными бокалами шампанского первые серии вчера показали в московском кинотеатре «Октябрь». Здесь фильм презентовали Крыжовников и один из продюсеров сериала Федор Бондарчук
С должным пафосом и обязательными бокалами шампанского первые серии вчера показали в московском кинотеатре «Октябрь». Здесь фильм презентовали Крыжовников и один из продюсеров сериала Федор Бондарчук, а в числе VIP-зрителей оказались актриса Пересильд с дочерьми, телеведущий Тимур Родригез, режиссер Учитель и все та же Собчак с мужем Константином Богомоловым. Московская пресса пишет, что этим вечером в кинотеатре «буквально кипела светская жизнь».
Засветилась на премьере и генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки, которая с ходу назвала картину лучшим сериалом года. «Офигенный сериал! Очень круто, что у молодого поколения появится возможность посмотреть и понять вообще, что такое 90-е», — отметила она и подчеркнула, что картина прекрасно отражает «ужасные» реалии тех лет. На видео, которое опубликовала Канделаки, Бондарчук сравнивает нынешнюю премьеру с премьерой советского фильма «Чучело».
Как оказалось, к показу приурочили и некую дискуссию о «влиянии контента на ценностные установки молодежи» с участниками всероссийского молодежного движения «Вдохновители» (проект при поддержке минпросвещения, минпромторга и ОНФ). Причем участником беседы стал глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. В своем телеграм-канале депутат рассказал о премьере, а вот картину оценивать не стал. Но написал: «Важно снимать такое кино, которое будет говорить с молодежью на их языке и вдохновлять наше подрастающее поколение на действительно нравственные поступки».
Александр Хинштейн: «Важно снимать такое кино, которое будет говорить с молодежью на их языке и вдохновлять наше подрастающее поколение на действительно нравственные поступки»
«Вспомните «Бригаду», там же никто не возмущался, что это происходило в Москве»
«БИЗНЕС Online» поговорил с теми, кто уже посмотрел первые серии «Слова пацана».
К примеру, одна из рецензий на картину принадлежит журналистке RT Фарзоне Ширинбек, которой сериал понравился. «Хорошая работа оператора, здорово выстроена драматургия, цепляет визуальный ряд. Актеры сыграли блистательно, причем все», — сказала она нашему корреспонденту. При этом собеседница газеты не ждет какого-то серьезного общественного резонанса от премьеры.
«Людям постарше понятно, что это такая рефлексия в историю, в то, что у нас было, — продолжает Ширинбек. — Порефлексируют и подумают: здорово, что сейчас такого нет. Я понимаю, почему власти Татарстана так реагировали — потому что не хочется вспоминать такую историю. Но у меня не сложилось впечатление, что это происходило только в Казани. Естественно, какие-то намеки на это были. Но то, что показывали в сериале, происходило повсеместно в России и странах СНГ. Я сама из Душанбе. Помню, что такое творилось и у нас во дворах. Вспомните „Бригаду“, там же никто не возмущался, что это происходило в Москве. Если бы я не знала изначально, что речь идет о Казани, при просмотре я бы даже не подумала об этом».
Киновед и постоянный автор «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина подчеркивает, что по первым эпизодам все же не стоит делать окончательных выводов о сериальном продукте, поскольку «первые серии бывают самыми манкими, интересными и интригующими, где правильно расставлены все акценты». Пока же, по ее словам, она видит очень качественный продукт, точный с точки зрения потребностей аудитории. «Что касается диалогов, то я не скажу, что это аутентично, что во время группировок так же разговаривали, — считает Хайбуллина. — Понятно, что это подтянуто, приукрашено, чуть-чуть припудрено с точки зрения жаргона, потому что это все-таки сериал и он должен выходить для определенной аудитории. Но все же, мне кажется, нашли баланс между тем, как было на самом деле, и тем, как это должно быть, для того чтобы продукт вышел на широкие экраны. Мне кажется, снимать реконструкцию того, что было, сегодня невозможно и, наверное, не нужно».
Ильдар Ягафаров: «Мне не показалось это масштабной работой, вот это я могу сказать точно. Но то, что они точно передают время, — да»
Герои «Слова пацана» показались нашему эксперту «очень очеловеченными». «Мы всегда вспоминаем „Бригаду“, их историю дружбы, какой-то кодекс чести, — вспоминает Хайбуллина. — Мне кажется, у „Слова пацана“ есть все шансы стать новым сериалом о нашем прошлом, которое, возможно, немного романтизировано, но в то же время на фоне истории того периода фильм рассказывает об общечеловеческих ценностях. И мне понравилось, что это не ванильная и нежная картина. Я спокойно отношусь к тому, что там как-то задействован Татарстан, что это наш феномен, наши имена, словечки, улицы и это может стать частью сериала. Почему бы и нет, если сериал сделан качественно? А он сделано качественно. Жора Крыжовников, мне кажется, замечательный рассказчик истории, который балансирует между современным киноязыком, стилем, динамикой, визуальной составляющей и правдой жизни».
«Мне не показалось это масштабной работой, вот это я могу сказать точно, — сказал „БИЗНЕС Online“ Ильдар Ягафаров — председатель союза кинематографистов РТ. — Но то, что они точно передают время, — да. Хотя есть, конечно, нюансы, я же в то время тоже жил, все вокруг меня крутилось. Но Жора Крыжовников, это видно, делает такую правильную и честную картину, там нет оды бандитизму. Пока в первых сериях и очень много Казани, хотя говорили, что ее будет мало».
Мансур Гилязов: «Даже в знаменитых «Бандах Нью-Йорка» была мощная идея, что это все абсолютно неправильно»
Не увидел серьезной идеи в «Слове пацана» драматург Мансур Гилязов. «Даже в знаменитых „Бандах Нью-Йорка“ была мощная идея, что это все абсолютно неправильно. У меня самого была идея по бандитским годам, — рассказывает он. — Если бы меня попросили, я бы написал сценарий по реальной истории. В 90-е годы в Челнах кончился инсулин, и мэрия, минздрав, никто не могли помочь диабетикам. И один крупный руководитель обратился к бандитским группировкам: „Ребята, делайте что хотите — деньги есть, инсулина нет“. И они едут в Москву, встречаются с московскими бандитами, у них начинаются какие-то разборки, и они привозят инсулин. Представляете, какая мощная идея! Это все равно что „Однажды в Америке“, какой-то свет должен быть. А тут слишком много драк, некрасиво».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.