«Люди хорошо живут, уезжать не хотят», — так причастные объясняют сложности с привлечением желающих на военную службу по контракту. Надо отдать должное: республиканские власти резко ускорились и стимулируют набор контрактников единоразовыми подъемными на солидные суммы. О том, за чей счет этот банкет, почему пошли на новые меры, сколько сегодня реально можно заработать в зоне СВО, кто стоит за рекламной кампанией и как формируется наша татарстанская боевая идея, — в материале «БИЗНЕС Online».
В казанском центре «Батыр» на улице Воровского, 25, куда стекаются желающие подписать контракт на участие в СВО, в эти дни довольно многолюдно
«Как я могу сидеть дома?»
В казанском центре «Батыр» на улице Воровского, 25, куда стекаются желающие подписать контракт на участие в СВО, в эти дни довольно многолюдно. Это своего рода первичный пункт отбора, помогающий с оформлением документов, хотя окончательное слово и само подписание контракта все равно остаются за военкоматом. За пару часов нам удалось встретить 7 добровольцев в возрасте от 30 до 50 лет — многие приходили с родственниками в качестве группы поддержки.
Одному прямо при нас поставили диагноз «пневмония», с чем мужчина не согласился и яростно доказывал, что готов отправиться на фронт. Другой нам признался, что для подписания контракта специально приехал из Кирова: «В армии я не служил по состоянию здоровья, но всегда хотел там побывать. Кроме того, я чисто по убеждению иду — у меня довольно негативное отношение к бандеровцам и фашистам». О выплатах доброволец слышал, но конкретную сумму назвать не смог — мол, никогда не интересовался этим. По его словам, многие его знакомые уже ушли на фронт и он не пожелал оставаться в стороне, добавляя, что хотел бы остаться в истории: «На моих глазах впервые происходит какое-то историческое событие. Как я могу сидеть дома?»
Еще один казанский доброволец приехал в «Батыр» уже утром, но без паспорта, т. к. потерял — документ ему помогли восстановить тут же за три часа. «Государство может, когда ему нужно», — объяснил наш собеседник. Он рассказал, как один его знакомый получил тяжелое осколочное ранение на херсонском направлении. Тот спустя полгода восстановления снова просился на фронт: «Сейчас он пытался еще раз отправиться, не пускают. Ему выплаты по ранению дали, но теперь платят пенсию — всего 3 тысячи рублей. Это много разве? Я как это узнал, меня, конечно, отпугнул такой расклад».
Лишь один доброволец на наш вопрос о причинах желания отправиться на фронт с ходу ответил: «Деньги». Почему не пошел раньше — мол, жена не отпускала, но сейчас удалось уговорить.
Цифры растут каждый день — примерно на 1,6 тыс. новых контрактников в сутки по стране. И это, уверяют наши собеседники, комментируя роль Татарстана в этой задаче, далеко не предел: «Нужно больше»
Бойцов переманивают в другие регионы
В рамках частичной мобилизации в России в конце 2022 года призваны 318 тыс. человек. Еще примерно столько же (даже больше) по стране с начала 2023-го было набрано по контракту. Как заявлял 25 октября Дмитрий Медведев, таковых уже 385 тыс. человек. При этом 12 августа, когда зампред совбеза озвучивал задачу усилить всеми силами (в том числе финансовыми) агитационную кампанию вокруг престижа военной службы, контрактников было набрано 231 тысяча. Результат налицо — плюс 154 тыс. контрактников за 2,5 месяца. Цифры растут каждый день — примерно на 1,6 тыс. новых контрактников в сутки по стране. И это, уверяют наши собеседники, комментируя роль Татарстана в этой задаче, далеко не предел: «Нужно больше».
Конкретные цифры плана-задания, поставленного перед властями республики, наши собеседники по понятным причинам не раскрывают. Но еще летом минобороны РФ назвало 16 топ-регионов по контрактному набору: Татарстана в нем не оказалось.
«Люди хорошо живут, уезжать не хотят. Обычно активно идут из таких сельских районов, глубинки. Поэтому темпы набора в Казани меньше, чем в том же условном Ульяновске»
«В абсолютных значениях мы в лидерах [по набору] по стране за счет нашего большого населения. Но в плане-задании есть еще и процент. И вот по проценту — да, [отстаем]. То есть по абсолютным значениям мы идем очень хорошо — уже очень много людей заключили контракт от республики. Но все смотрят по проценту от населения — он у нас, соответственно, низковат», — рассказывает нам один из республиканских чиновников.
Но в чем дело? Неужели в Татарстане меньше патриотов, желающих встать на защиту Отчизны? Нет. Первая и главная причина — наших добровольцев системно переманивали другие регионы, которым тоже нужно выполнять план. Например, на сайте вакансий по рынку РТ можно встретить «агрессивные» объявления по набору на контрактную службу. В одних татарстанцам предлагается для заключения контракта прилететь в Москву, а номера телефонов из другого объявления ведут в администрацию небольшого городка в Югре. Один глава татарстанского района рассказал нам, как недавно на улице встретил знакомого молодого человека (тот был местным активистом) в военной форме, он приехал в отпуск. Какое же было удивление главы, когда они пообщались и выяснилось, что парень уже несколько месяцев назад ушел на СВО по контракту, но не через Татарстан, а через Ханты-Мансийский автономный округ.
Сказывается и сравнительно высокий уровень жизни в Татарстане. «Мы сами оказались заложниками той ситуации, что Казань и Татарстан очень развиты. Руководство это тоже видит, понимает и задает вопросы: „Ну что мы теперь можем поделать?“ Люди хорошо живут, уезжать не хотят. Обычно активно идут из таких сельских районов, глубинки. Поэтому темпы набора в Казани меньше, чем в том же условном Ульяновске», — отмечает один из наших собеседников в армейских погонах.
Как пояснил руководитель аппарата исполкома Булат Алеев, прописка при заключении контракта не имеет значения, главное, чтобы контракт был подписан именно в Казани, т. е. получить подъемные в 600 тыс. может человек из любого района
Чем ответил Татарстан?
Власти РТ тоже поднимают ставки. Теперь при заключении контракта с минобороны РФ при «стандартных» 200 с лишним тыс. рублей в месяц в Казани обещают еще и единовременную выплату в 600 тыс. рублей. Первоначально акция действовала до 25 октября, но затем ее продлили до 1 ноября.
Откуда деньги? В новых рекламных листовках поясняется, что 195 тыс. рублей — неизменная федеральная выплата от минобороны для записывающихся на СВО. Еще 105 тыс. рублей выплачивает Татарстан — по линии ДОСААФ РТ. Выплаты появились сравнительно недавно — в первых числах августа как акция по некоему «спецнабору». На старте полагались они только тем, кто имел боевой опыт, ранее заключенный контракт или уникальные и уже готовые к применению на фронте специальности (операторы БПЛА, водители гусеничной и колесной техники, операторы-наводчики и т. д.). Теперь выплату распространили на всех.
Еще 200 тыс. платит город. По информации «БИЗНЕС Online», выделяются они из муниципального бюджета по статье расходов «специализированная социальная помощь». Наконец, оставшиеся 100 тыс. выделяют предприятия в рамках спонсорской помощи.
Как пояснил нам руководитель аппарата исполкома Булат Алеев, прописка при заключении контракта не имеет значения, главное, чтобы контракт этот был подписан именно в Казани, т. е. получить подъемные в 600 тыс. может человек из любого района, лишь бы было российское гражданство.
Активизировались и районы. «Первопроходцем» стал Менделеевский, который с 17 июля по 18 августа доплачивал по 500 тыс. рублей всем заключившим контракт в местных военкоматах — по крайней мере, именно такую информацию муниципалитет транслировал по своим официальным каналам.
31 июля Сабинский район разместил у себя на сайте информацию, в которой утверждалось, что от Татарстана всем заключающим контракт доплаты составляют 250 тыс. рублей.
Самые «понятные» доплаты озвучил 26 сентября Лаишевский район. Утверждалось, в частности, что заключающим контракт доплатят по 395 тыс. рублей, из которых 200 тыс. — выплата от района плюс 195 тыс. — стандартно от минобороны. Там же муниципалитет заявил, что готов за свой счет помочь контрактникам, собирающимся в зону СВО, с экипировкой.
Аналогичную поддержку оказывают и Набережные Челны — там предлагают от муниципалитета 200 тыс. рублей в качестве подъемных.
На 100 тыс. рублей больше, чем Лаишево и автоград, предложила доплачивать Елабуга — мол, там еще с 8 сентября при подписании контракта на службу от года муниципалитет начисляет 300 тыс. рублей.
Но дальше всех в щедрых предложениях пошли в Лениногорском районе — там заключающим контракт на руки обещают единовременно выплатить 700 тыс. рублей. Правда, не до конца понятно, из чего складывается такая сумма. Но нашему корреспонденту глава района Рягат Хусаинов подтвердил, что такие доплаты в его вотчине действительно есть, хотя вдаваться в детали и не стал.
«Когда стали мобилизовывать сотрудников различных предприятий, то руководство вызвалось оказывать своим людям помощь. Покупали одежду, спецоборудование, специальные тактические рюкзаки и прочее. Так эта история начиналась и продолжается сейчас»
«Выплаты от некоторых предприятий доходят и до миллиона рублей»
«Я не знаю ни одного района, который бы из своего бюджета делал доплаты. Бюджеты районов этого не делают», — заявил нам глава не самого бедного Альметьевского района Тимур Нагуманов. При этом вопрос о том, есть ли доплаты контрактникам в его районе, остался без ответа.
Но основную нагрузку, связанную с выплатами в районах, по нашим данным, действительно взял на себя бизнес. Зачем ему это нужно? «Это все началось еще с мобилизации. Когда стали мобилизовывать сотрудников различных предприятий, то руководство вызвалось оказывать своим людям помощь. Покупали одежду, спецоборудование, специальные тактические рюкзаки и прочее. Так эта история начиналась и продолжается сейчас, — рассказывает один наш высокопоставленный собеседник. — К ним сами обращаются дополнительно главы районов, спрашивают, чем помочь, не дожидаясь просьб». По словам чиновника, знакомого с ходом кампании, предприниматели в Татарстане в целом всегда отличались своей социальной ответственностью, с чем очень трудно поспорить, учитывая все организуемые гуманитарные поставки в подшефные Лисичанск и Рубежное: «Это наша общая задача. И все прекрасно это понимают. Им происходящее тоже небезразлично».
Наши собеседники в погонах подтверждают неравнодушие предприятий и бизнеса, рассказывая на отдельных примерах о том, как те сами приходили и предлагали различную поддержку: «Сам пойти не могу, но хочу чем-то помочь». «Минимум платят 350 тысяч, а так есть и те, кто [дает] по 400, 500, 600 тысяч, плюс еще готовы ежемесячно платить. Если честно, выплаты от некоторых предприятий доходят и до миллиона рублей. Почему это не озвучивается, что, конечно, очень плохо? Потому что они переживают за санкции против них, а может, кто-то запчасти из-за границы закупает… У каждого своя мотивация», — приводит примеры один из наших собеседников.
Есть и более прозаичные мотивы: предприятие платит деньги, чтобы помочь району выполнить план, не жертвуя при этом собственными ценными кадрами.
Резон работать с вчерашними призывниками очевиден: на СВО их, пока они не подпишут контракт, не отправляют. Практический смысл перевода мобилизованных в контрактники пока не совсем ясен
Из мобилизованного в контрактники
Необычную дополнительную меру поддержки контрактного набора на днях ввел президент РТ Рустам Минниханов. Это единовременная выплата в размере 305 тыс. рублей, на которые могут претендовать уже служащие в армии: а) заключившие контракт в период с 31 августа по 31 декабря мобилизованные из Татарстана, если еще не делали этого; б) срочники, переводящиеся на контрактную службу в указанный период. При этом в случае заключения такими военнослужащими контракта им положены еще и федеральные 195 тыс. рублей, итого сразу на руки уже полмиллиона рублей просто за подпись. Возникает закономерный вопрос: с чего вдруг сейчас вводятся такие выплаты?
Эта мера, как говорят наши собеседники, поможет «добрать» контрактников не только с гражданки, но и из действующих воинских частей — их разрешили учитывать в зачет региону. Поэтому в указе четко прописывается: «Призванных <…> с территории Республики Татарстан», «В военных комиссариатах Республики Татарстан либо в воинских частях, дислоцированных в Республике Татарстан». Тот случай, когда прописка контрактника имеет значение.
Резон работать с вчерашними призывниками очевиден: на СВО их, пока они не подпишут контракт, не отправляют. Практический смысл перевода мобилизованных в контрактники пока не совсем ясен. (Неужели мобилизацию хотят отменять?) Но есть неприятное обстоятельство: у контрактников при выводе их на ротацию из зоны СВО на территорию России резко падают выплаты. Этот минус якобы и призвана компенсировать республиканская выплата.
Ежемесячное денежное довольствие военнослужащего в зоне СВО различается в зависимости от занимаемой должности. Но базовая ставка неизменна — от 204 тыс. рублей
Как заработать до 1 млн за подпись и сколько можно получить в зоне СВО
А платят ли в действительности обещанные деньги? Еще как. С кем бы из военнослужащих ни пообщался наш корреспондент, все заверяют, что обещанные и положенные выплаты всегда находят своих адресатов. Да, бывают некоторые бюрократические нюансы и задержки, но они оперативно устраняются. Те же министерские 195 тыс. рублей выплачиваются на практике через 2–3 рабочих дня с момента заключения контракта.
Один военнослужащий рассказывает нам, что после заключения контракта в первый месяц службы в зоне СВО заработал вместе со всеми подъемными почти 1 млн рублей. Причем эту сумму можно получить единовременно, еще будучи в Татарстане.
Дело в том, что в РТ продолжается набор не только в стандартные части, но и в именные батальоны «Алга» и «Тимер». В их ряды еще в прошлом году привлекали вступить сначала за 260 тыс. рублей, а потом за 360 тысяч. Последние были установлены отдельным указом президента РТ Минниханова и, со слов новоприбывших в «Алгу», по-прежнему актуальны и все так же выплачиваются.
Вот условный пример: если заключать прямо сейчас контракт в Казани, получаете 600 тыс. рублей, а если еще попроситься в состав именного татарстанского батальона, то сверху можно получить еще 360 тыс. рублей, итого — почти 1 млн, не отъезжая от кассы. Мы не сразу поверили в эти цифры и обратились за консультацией в республиканский пункт набора на службу по контракту — специалист нас заверил: «Все реально».
Ежемесячное денежное довольствие военнослужащего в зоне СВО различается в зависимости от занимаемой должности. Но базовая ставка неизменна — от 204 тыс. рублей. Точнее, она была неизменной долгое время, пока буквально на днях минобороны не проиндексировало МРОТ для участников СВО — сейчас это от 210 тыс. рублей.
Помимо всего прочего, существуют и различные надбавки в зоне СВО: за захват или уничтожение вражеской техники (1 млн за Leopard), за каждые сутки активных наступательных действий (они, правда, различны для разных подразделений) и т. д. Выплачивают ли их? Те военнослужащие, с кем довелось пообщаться нашим корреспондентам, утверждают, что да. Но, как всегда, тут есть свои нюансы и тонкости.
Например, один артиллерист рассказывает, что их батарея подбила вражеский танк. Стали выяснять, кого именно представлять к награде, ведь в этот момент било несколько расчетов. По видео с дрона сопоставляли по таймеру, дальности, чей именно снаряд это был. В итоге высчитали — наградили, выплатили премиальные через какое-то время. Зачастую для получения обещанных выплат требуются доказательства подбитой техники. И многое зависит от командиров, насколько они активны в вопросах составления рапортов о ежесуточных подвигах наших ребят.
«Люди идут [заключать контракт] и, конечно, уже начали считать. Но это нормально. Просто надо было делать эти доплаты раньше. Тут ведь все просто: если не хочешь кормить свою армию — значит, корми чужую. Это нужно, чтобы человек не отвлекался, был уверен в завтрашнем дне», — отмечает один из вербовщиков.
Этой осенью в Татарстане развернулась мощная агиткампания службы по контракту. Ее квинтэссенция — 12-часовой патриотический телемарафон «Все свои», который прошел 17 октября
«Деньги пусть и важны, но люди не хотят, чтобы все думали, что для них это самое главное»
Но не все измеряется деньгами. Этой осенью в Татарстане развернулась мощная агиткампания службы по контракту. Ее квинтэссенция — 12-часовой патриотический телемарафон «Все свои», который прошел 17 октября. Активно работает и горячая линия 117, где готовы ответить на любые вопросы потенциальных бойцов. А на улицах, в подъездах и СМИ мелькают плакаты и баннеры с призывом записываться на службу.
Еще в начале лета был условно разыгран контракт на «создание образа российского солдата», призванного повысить престиж военной службы. Сколько на это тратят и в какие сроки поставлена задача получить результат — неизвестно. Но «тендер» и такая задача отошли к ООО «Муста Ярви». Это сравнительно новый игрок на рекламном рынке, за которым стоят бывшие топы «Татспиртпрома» Ришат Шайхулов и Наталья Перттунен. За их плечами уже есть ряд успешных проектов вроде создания и продвижения брендов «Белый Кремль» или (еще раньше) «Акульчев». Теперь они занимаются продвижением образа российского солдата.
Примерно с июля и по сей день команда «Муста Ярви» реализует, как рассказала нам Перттунен (не раскрывая многих маркетинговых приемов), проекты в трех направлениях.
Еще в начале лета был условно разыгран контракт на «создание образа российского солдата», призванного повысить престиж военной службы. Сколько на это тратят и в какие сроки поставлена задача получить результат — неизвестно
Охватная рекламная кампания — это наружная реклама по всей республике (билборды, плакаты и т. д.) и indoor-реклама в проходных местах (внутри помещений ряда сетевых магазинов, аэропортов и т. д.).
Цифровая реклама (реклама и работа со смыслами в телеграм-каналах, «ВКонтакте» и т. д.) — это самое основное, где скрыта работа над смыслами. В отличие от indoor-рекламы, где вовлеченность измеряется мгновением, цифровой маркетинг позволяет выйти на прямую коммуникацию с целевой аудиторией, посеять через определенный пост в соцсетях нужное зерно.
Ивент-проект, что реализуется прямо сейчас, — это организация pop-up-зон «За нами страна». Такая была в парке «Урам», сейчас — в KazanMall
Ивент-направление — своего рода различный интерактив. Его задача — показать людям, что армия — это понятно, близко, доступно, что это нечто красивое и сильное. С такой целью летом реализовывался проект «Армия — это сила», интегрированный в различные активности: ралли «Шелковый путь», Timerman, мотофестиваль «Два кремля», «Гонка героев» и т. д. Как происходила интеграция? Например, в рамках ралли военные спортсмены устраивали отдельные мастер-классы по армрестлингу и гиревому спорту с целью продемонстрировать красоту и силу российских военных. Другой ивент-проект, что реализуется прямо сейчас, — это организация pop-up-зон «За нами страна». Такая была в парке «Урам», сейчас — в KazanMall. Там выделена отдельная площадка, где военные показывают армейское обмундирование, которое можно и примерить, где предлагается собрать автомат или примерить на себя роль оператора БПЛА. Там же можно поговорить с военными о службе. По словам Перттунен, pop-up-зоны в ТЦ пользуются большим спросом среди посетителей.
Ключевой вопрос: в чем смысл такой рекламной кампании? «Упор больше делается на имиджевую историю. Мы, как маркетологи, уверены, что, сколько ни агитируй, если у тебя нет ключевых ценностей, все это будет бесполезно», — объясняет Перттунен. Вот на эти ценности и «давят» маркетологи, предварительно их изучив. Еще на стадии заявки в «Муста Ярви», чтобы понять «предмет» будущей работы, проводили социологическое исследование — например интервью с военными с многолетним стажем. Цель — понять мотивацию человека, что его заставило пойти служить. Оказалось, что самый большой порыв, продиктованный патриотизмом, отмечен в южных регионах страны, где уже достаточно «давно чувствуют запах войны» и где чуть ли не на роду написана необходимость защищать своих детей, семью. А вот чем дальше от границы, тем мотивы службы в армии более размыты.
«Хороший маркетолог сам видит болевые точки и помогает открыть на них глаза: цепляет каким-то лозунгом, event-контактом и прочими косвенными смыслами»
Перттунен подчеркивает: для того чтобы показать «понятную, близкую, доступную» армию, необходимо раскрыть ее косвенные смыслы и продемонстрировать то, что она дает. Армия — это ощущение братства и семьи, что часто нельзя даже объяснить словами (неспроста служившие еще в 80-х до сих пор отмечают армейские праздники и помнят всех своих сослуживцев поименно). Это еще и определенный устоявшийся порядок, дисциплина и уверенность в завтрашнем дне, чего так часто порой не хватает в современное хаотичное время. «Деньги пусть и важны, но люди не хотят, чтобы все думали, что для них это самое главное. Да, это тоже важный инструмент. Но, когда ты глубже общаешься с человеком, выясняется, что это не совсем та мотивация. Она глубже и может быть как патриотического толка, так и личного характера. Многие личные потребности так закрываются», — объясняет гендиректор «Муста Ярви».
«Когда бойцы приезжают с передовой, то они заряженные, несмотря на всю тяжесть происходящего. У них жизненной энергии больше, чем у людей, которые каждый день по кругу ходят на работу и пьют кофе в кафе. Потому что они всегда на грани и лучше понимают ценность жизни», — замечает и наша собеседница. Все мотивы и внутренние ценности в человеке уже есть, но они, как правило, не оформлены. Хороший маркетолог сам видит болевые точки и помогает открыть на них глаза: цепляет каким-то лозунгом, ивент-контактом и прочими косвенными смыслами.
Наконец еще один фактор, важный для пиар-кампании: сделать все, чтобы в обществе не складывался негативный образ бойца. Определенные силы, которые пытаются это сделать, есть. Как им противостоять? «Нам бы хотелось сформировать образ, чтобы наши ребята были героями, чтобы это чувствовалось обществом, чтобы все говорили, что их выбор — самое крутое, что можно только придумать. Чтобы не было двойных посылов. Извините, человек готов отдать жизнь за то, чтобы мы жили спокойно, чтобы у нас было все хорошо. И благодарность ему за это должна везде сквозить. И чтобы все было искренне. В этом наша цель», — отмечает Перттунен, добавив, что сделать подобное в полной мере за несколько месяцев невозможно. Можно только сформировать определенный тренд. А формирование полноценного образа — это вопрос времени, возможно, нескольких лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.