Иван Грачев: «Наш минфин, опять-таки ссылаясь на агентство Argus, назвал цену на нефть — $83 за бочку. Я ранее писал, что примерно такую стоимость считаю приемлемой» Иван Грачев: «Наш минфин, опять-таки ссылаясь на агентство Argus, назвал цену на нефть — 83 доллара за бочку. Я ранее писал, что примерно такую стоимость считаю приемлемой» Фото: «БИЗНЕС Online»

Цены на нефть могут дернуться до $200 за бочку

Есть у меня привычка регулярно просматривать отчеты международного энергетического агентства World Energy Outlook. 24 октября они на своем официальном сайте опубликовали отчет о том, как изменится энергетика до 2030 года. Если исключить их явно смещенные в сторону ветряных мельниц и солнечных зайчиков оценки, в частности, они утверждают, что станет в 10 раз больше электромобилей и это якобы уменьшит количество выбросов парниковых газов в атмосферу, то из того что, касается нас, остается вот что: в сентябре этого года Россия получила рекордный доход от нефти по сравнению с сентябрем 2022-го — порядка $19 миллиардов. Очень-очень приличная сумма.

Параллельно наш минфин, опять-таки ссылаясь на агентство Argus, назвал цену на нефть — $83 за бочку. Я ранее писал, что примерно такую стоимость считаю приемлемой. Дисконт на Urals по отношению к Brent называют такой: порядка $40 за бочку. Всегда считал и говорил, что это выдумки агентств, которые уменьшают доходы российского бюджета.

Перспективу разрастания конфликта на Ближнем Востоке, закрытие Ормузского пролива, через который проходит примерно 20% нефти и 20% сжиженного газа, пока Международное энергетическое агентство (МЭА) всерьез не рассматривает. Хотя куча экспертов высказалась о том, что цены на нефть могут дернуться до $200 за бочку в случае перекрытия пролива.

Цены на нефть, которые приводит минфин, думаю, довольно правдивые: на газ — $600 за 1 тыс. кубов, а сейчас держатся около $550, что полностью соответствует энергетической гипотезе конфликта на Ближнем Востоке о том, что Штатам он нужен в энергетическом плане. По факту конфликт развивается в режиме низкой интенсивности и влияет на последовательное повышение цен на нефть и сжиженный природный газ.

В рамках этой гипотезы что должны делать американцы? Поскольку они производят порядка 12–13 млн бочек в сутки, а потребляют около 20 млн, они будут искать «рядом с домом» дополнительные источники нефти. В этом плане на неделе активно обсуждались Гайянские шельфовые месторождения. Американская энергетическая компания Chevron Corp будет владеть 30% блока в Гайане, сообщает Bloomberg. Другому оператору, Exxon, принадлежит 45% блока. Chevron также заключила соглашение о приобретении сланцевого нефтедобытчика Hess Corp, потому они умеют хорошо бурить сложные месторождения.

Хуан Гуайдо Хуан Гуайдо Фото: © Boris Vergara / dpa / www.globallookpress.com

Россия должна немедленно отказаться от военных баз в Центральной Латинской Америке

Штаты цинично делают все, что нужно им: окружают себя всем необходимым для успешного развития, локализуют все полезное вокруг себя. Им тут же понадобилось забрать обратно Венесуэлу к себе на орбиту, забыв при этом, что президент страны Николос Мадуро, по их мнению, жестокий, ужасный диктатор, нелегитимный, а настоящий президент — Хуан Гуайдо. Как только страна стала им нужна в энергетическом плане, сразу были сняты санкции с венесуэльской нефтянки (пока, правда, на полгода).

Но складывается впечатление, что не так просто Штатам решить такие задачи. Мадуро заявил, что месторождения, которые оспариваются с Гайаной, надо вернуть и контролировать в полном объеме. Президент Венесуэлы призвал население принять активное участие в референдуме по территориальному спору с Гайаной, проведение которого назначено на 3 декабря.

Поскольку Россия начинает создавать временные военные базы в Центральной Латинской Америке, в Соединенных Штатах стали по этому поводу сильно беспокоиться. В частности, американский госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что этот шаг является прямым вызовом интересам их страны и НАТО, поэтому РФ должна немедленно отказаться, извиниться и свернуть проект. Или Америка примет «самые жесткие меры», без их разрешения никаких военных союзов в Венесуэле они не потерпят.

На это Россия выдала ироничное, но довольно жесткое заявление: мол, вы, ребята, сочли возможным размещать свои базы на Украине, почему сейчас мы должны учитывать ваши интересы? 26 октября наш министр иностранных дел Сергей Лавров заявил на международной конференции «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире», что политика Запада, в частности выход США из целого ряда договоров по безопасности, привела к разрушению системы мер доверия и контроля над вооружениями. «Повышенные стратегические риски создаются вследствие передового базирования американского ядерного оружия в ряде европейских стран и осуществления так называемых совместных ядерных миссий. Это имеет крайне дестабилизирующий заряд. На фоне общего возрастания угроз со стороны НАТО он вынуждает нас прибегать к компенсирующим мерам», — цитируют СМИ Лаврова. Обмен жесткими заявлениями, на мой взгляд, крутится вокруг энергетического вопроса.

Россия уже договорилась с Казахстаном, Узбекистаном, что в реверсном режиме газопровод «Средняя Азия — Центр» будет поставлять в Узбекистан порядка 3 млрд кубометров газа «Россия уже договорилась с Казахстаном, Узбекистаном, что в реверсном режиме газопровод Средняя Азия – Центр будет поставлять в Узбекистан порядка 3 миллиардов кубометров газа» Фото: © Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын / Global Look Press / www.globallookpress.com

Китай активно предлагает Монголии и Киргизии свои солнечные и ветряные станции

В энергетике идет регионализация, и она продолжится в рамках формирования биполярного мира. МЭА признает в прогнозе развития до 2030 года, что какое-то время будет расти спрос на газ, на сжиженный природный газ. А в части регионализации интересно: кто и где увеличит это потребление? Энергетические агентства предполагают, что Китай на 24% увеличит потребление СПГ — до 438 млрд кубометров, Индия — на 78%, Юго-Восточная Азия — почти до 200 млрд кубометров. Это означает, что основные рынки России переместятся туда.

Что происходит на практике (не просто общие стратегические оценки, которые совпадают у нас и МЭА, а какие энергетические шаги делаются)? Среди таких шагов можно отметить визит вице-премьера РФ Виктории Абрамченко в Монголию, где обсуждались возможности реконструкции монгольской тепло- и электроэнергетики.

Реализация проекта модернизации ТЭЦ-3 в Улан-Баторе предполагает перевод станции с угля на газ, сообщила журналистам Абрамченко по итогам заседания российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Схема газоснабжения, которую, по ее словам, намерен разрабатывать «Газпром», подразумевает не только схемы газораспределения, но и генерацию. На территории Монголии может начаться уже в I квартале 2024 года строительство газопровода «Сила Сибири – 2», добавила вице-премьер. Примечательно, что одновременно Китай активно предлагает Монголии и Киргизии свои солнечные и ветряные станции, но Монголия не выказывает сильной заинтересованности. Они готовы развивать угольную, газовую энергетику в сотрудничестве с нами.

Существенно, что в экспертной среде прошла информация: КНР планирует провести ветку газопровода из Туркменистана. Китайцы стараются усилить свои позиции в переговорах с нашим государством (поскольку по цене договоренности еще нет, о чем я говорил в прошлом тексте), а также получить еще порядка 20 млрд кубометров туркменского газа. Думаю, это вполне реально.

Третья существенная вещь в этом направлении: Россия уже договорилась с Казахстаном, Узбекистаном, что в реверсном режиме газопровод Средняя Азия – Центр будет поставлять в Узбекистан порядка 3 млрд кубометров газа. При этом надо понимать, что, если ветки отремонтируют, через них может проходить около 20 млрд кубов.

Соответственно, есть все возможности заместить казахский и узбекский газ, который они должны поставлять Китаю, жестко ставящему условия, если переговорщик слабее (как Туркменистан, Казахстан, Узбекистан). Последние две страны, согласно контрактам с КНР, которые они подписали, обязаны поставлять 10 млрд кубов ежегодно. А у казахов и узбеков в связи с ростом населения и промышленности уже нет такой возможности. Скорее всего, полностью или частично данные поставки будет замещать Россия. Для нас это удобно, потому что, договариваясь о таком замещении, мы можем делать это на вполне приличных условиях. Казахстану и Узбекистану это тоже выгодно, даже необходимо, иначе им бы пришлось заморозить свои предприятия. Это один из путей увеличения поставок из РФ в Китай.

Очень интересные были обсуждения по Афганистану, т. к. следующий крупный покупатель — Индия. Возможность строительства там газопровода давно рассматривалась, но все упиралось в нестабильность Афганистана. Теперь появилась информация среди энергетических экспертов, что талибы* начали покупать земли под газопровод. Так что проект из области фантастического переходит во что-то более реальное. Да, пока это только наброски, но, кажется, намечается продвижение по газопроводу в Индию.

Объективная реальность начинает Европу потихоньку корректировать наряду с действиями венгерского премьера Виктора Орбана, который обозвал Евросоюз ухудшенным фарсовым вариантом Советского Союза «Объективная реальность начинает Европу потихоньку корректировать наряду с действиями венгерского премьера Виктора Орбана, который обозвал Евросоюз ухудшенным фарсовым вариантом Советского Союза» Фото: © Zhao Dingzhe / XinHua / www.globallookpress.com

В рамках регионализации Европу явно выбрасывают из «золотого миллиарда»

Что по Европе? Совет ЕС внес поправки в регламент: не просто не закрывать угольные и атомные станции, а еще и дотировать их нерыночными методами. На мой взгляд, это важно, потому что раньше у них там шли разговоры, что всех заменят солнечными зайчиками и ветряными мельницами. Думаю, это очень хороший знак. Объективная реальность начинает Европу потихоньку корректировать наряду с действиями венгерского премьера Виктора Орбана, который обозвал Евросоюз ухудшенным фарсовым вариантом Советского Союза. Для меня это означает, что в рамках регионализации Европу явно выбрасывают из «золотого миллиарда», поскольку она самая ресурсно необеспеченная его часть. Не все, но многие страны Европы, думаю, гораздо реалистичнее начнут подходить к взаимоотношениям с Россией.

Вдогонку этой теме: суд Польши во второй инстанции окончательно запретил брать штраф с «Газпрома». А вот это вещь неожиданная! Ни на какое настоящее объективное правосудие в Европе давным-давно надежд нет, и я предполагал, что поляки обязательно присудят штраф, который попытаются с «Газпрома» снять. Тем не менее факт такой: абсолютно ангажированное польское правосудие приняло решение такого не делать. В действительности это звоночек, сообщающий, что в Европе продумывают на будущее, что нельзя целиком и полностью обрубать концы во взаимоотношениях с Россией. Прежде всего в сфере энергетики, ресурсов.

Помимо всего прочего, важным событием недели было резкое повышение таможенных пошлин на древесину — с 15 до 80%. И ничего! Никакой принцип равной доходности, никакие отсылки к ВТО этому не помешали. Конечно, в Европе поднялся шум, но Россия решила, что тут ВТО ей не указ. Берем и делаем, потому что нам надо, потому что это выгодно.

Общее резюме такое: во-первых, в части доходов у РФ должно быть все нормально, и международные агентства стали оценивать спрос на энергоресурсы, которые наша страна экспортирует, более реалистично. Во-вторых, регионализация, в том числе в плане энергоресурсов, идет, и один из полюсов формирующегося биполярного мира начинает искать все нужные ресурсы вокруг себя. В-третьих, основной рост потребления можно ожидать в Азии, Евразии, и Россия делает конкретные практические шаги, чтобы эти рынки освоить.