ФАС проверяет обоснованность цены в мелкооптовой продаже топлива с нефтебаз, а также, как формируются цены на всем пути от закупки на НПЗ до продажи на АЗС ФАС проверяет обоснованность цены в мелкооптовой продаже топлива с нефтебаз, а также как формируются цены на всем пути от закупки на НПЗ до продажи на АЗС Фото: © Zamir Usmanov/Russian Look/globallookpress.com

«Мы продолжаем работу в штабном режиме, отслеживаем эту ситуацию»

«Меры приняты, а цены растут», — возмущался неделю назад президент России Владимир Путин, которому пришлось лично вмешаться в ситуацию с подорожавшим в стране топливом. Тогда, напомним, кабмин РФ пошел на крайние меры и ввел запрет на экспорт бензина. После этого биржевая стоимость топлива начала снижаться. Однако в рознице, по данным российского лидера, цена литра бензина все равно стремилась вверх.

Накануне Росстат отчитался — продолжавшийся не один месяц рост цен перешел к снижению с 25 сентября по 2 октября. Бензин всех сортов подешевел впервые с 6 марта, а дизель — с 10 мая. Так, средние цены на бензин марки АИ-92 снизились на 21 копейку и составили 51,14 рубля за литр, на бензин марки АИ-95 — на 31 копейку до 56,16 рубля за литр. Цена дизтоплива снизилась на 0,1% до 64,9 рубля за литр.

Владимир Путин: «Вчера в рознице литр АИ-92 – 51,6 рубля. Меры приняты, а цены растут!»

О стабилизации на топливном рынке накануне объявил и вице-премьер Александр Новак. Он отметил, что запрет экспорта нефтепродуктов достигает своей цели. «У нас увеличились запасы где-то на 430 тысяч тонн за этот период. Мы увидели стабилизацию цен на нефтепродукты, а на бирже — снижение цен от 16 до 20 процентов в этот период», — заявил Новак. И подчеркнул: снижение оптовых цен на нефтепродукты фиксируется во всех российских регионах. «И это тот критерий, тот результат, которого необходимо было достичь, — сказал вице-премьер. — Мы продолжаем работу в штабном режиме, отслеживаем эту ситуацию вместе с минэнерго, ФАС. Сегодня провели совещание с руководителями нефтяных компаний. Все привержены тому, что рынок балансируется и обеспечивается необходимыми объемами и стабилизировалась ситуация на бирже и в оптовом звене».

Уже сегодня ФАС потребовала снизить стоимость топлива на заправках Уже сегодня ФАС потребовала снизить стоимость топлива на заправках Фото: © Zamir Usmanov/Russian Look/globallookpress.com

ФАС просит автозаправки снизить цену, а правительство вводит заградительные пошлины

Цены на дизель в мелком опте снизились в среднем на 4,9 тыс. рублей за тонну. В 81 регионе цены упали на 500 рублей – 15 тыс. рублей за тонну в зависимости от вида топлива, кратко отчиталось правительство по итогам вчерашнего совещания. Новак поручил компаниям быстрее транслировать снижение биржевых цен на мелкий опт, а также поручил минсельхозу совместно с регионами и ФАС провести мониторинг наценок при продаже дизтоплива для аграриев и обеспечить снижение цен у посредников.

Дизельный кризис: почему бензовозы сутками дежурят у ТАНЕКО, а перевозчики в панике?

Уже сегодня ФАС потребовала снизить стоимость топлива на заправках, направив письмо вертикально интегрированным и независимым автозаправочным станциям из-за уменьшения цены топлива на бирже. «В случае отсутствия принятых мер со стороны организаций служба будет рассматривать их как признаки нарушения антимонопольного законодательства», — пригрозили в ведомстве. Кроме того, ФАС проверяет обоснованность цены в мелкооптовой продаже топлива с нефтебаз, а также как формируются цены на всем пути от закупки на НПЗ до продажи на АЗС.

Что еще обсуждали на совещании? Участники поддержали введение заградительных пошлин для ряда экспортеров топлива. Других подробностей не приводится. Однако ранее вице-премьер сообщал, что пошлину хотят повысить с 20 тыс. до 50 тыс. рублей за тонну, чтобы «не допускать вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами».

При этом, как пишет «Коммерсантъ», на совещании не приняли решение об ослаблении запрета экспорта нефтепродуктов. Вместе с тем минэнерго поручат выработать критерии для постепенного снятия ограничений. Как заметило издание, на сообщениях о частичном снятии запрета на экспорт стоимость топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже возобновила рост.

«В целом, наблюдается ситуация, что цены биржевые снизились, но при этом цены в розничном сегменте либо не снизились, либо в некоторых случаях даже росли» «В целом наблюдается ситуация, что цены биржевые упали, но при этом в розничном сегменте либо не снизились, либо в некоторых случаях даже росли» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы видим, сейчас правительство усиленно начинает работать не только на опте»

Эксперты «БИЗНЕС Online» комментируют ситуацию на топливном рынке.

Марсель Салихов — директор центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ:

— В целом наблюдается ситуация, что цены биржевые упали, но при этом в розничном сегменте либо не снизились, либо в некоторых случаях даже росли. Это вызывает обеспокоенность руководства, поэтому вице-премьер Александр Новак проводил совещание по текущей ситуации на рынке. Сейчас, видимо, пытаются как-то повлиять на розничный сегмент, какими-то административными способами. В целом, мне кажется, все это может помочь в какой-то краткосрочной перспективе. Если, допустим, хочется понизить цены в розницу, то нужно корректировать демпфер. Одной из причин, почему росли цены на бензин и дизель в этом году, является решение по сокращению выплат по демпферу. Соответственно, само ожидание того, что выплаты сократятся, привело к росту цен. До сентября этого года, потому что все понимали, что выплаты снизятся. Сейчас объявлено о том, что выплаты восстановятся, но до сих пор неизвестно, на каком уровне это произойдет и так далее. Мне кажется, что если прямо хочется, чтобы цены снизились, то нужно объявлять о том, что вот с такого-то периода временный демпфер скорректируется до таких-то величин, и это может привести к тому, что цены в розницу тоже среагируют, но пока это больше какие-то административные методы.

ФАС пишет какие-то письма компаниям частным. А какие правовые основания вот этого всего? Это некая, условно говоря, рекомендация. У ФАС в принципе нет полномочий диктовать или говорить частным компаниям, по каким ценам они продают, это их собственное решение. Мне кажется, эффект от этого будет не очень большой.

Игорь Юшков — ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности:

— Ситуация очень тревожная, потому что, когда цены росли на бирже, они очень стремительно росли и в августе, и в сентябре. Постепенно это подорожание довольно интенсивно стало переходить на розницу. Конечно, это привлекло внимание российского руководства, потому что топливо — это не просто товар, а во многом политический и социальный фактор. Конечно, люди недовольны тем, что топливо дорожает. Плюс это отражается на всей экономике, на сельхозпредприятиях. Тем более что подорожание началось, а потом и кое-где дефицит на фоне уборочной кампании, поэтому создалась некая такая критическая масса недовольства, которая заставила правительство обратить на это пристальное внимание и активно действовать вплоть до Владимира Путина. Он и на Восточном экономическом форуме высказывался по данной проблеме, и в последующих своих выступлениях касался вопроса топливного кризиса.

Мы видим, что правительство работает на нескольких направлениях. Первое: ввело запрет на экспорт дизельного топлива и бензина. В основном эта мера касается дизельного топлива, потому что бензина мы экспортируем мало. Ограничение на экспорт — довольно существенная мера, она призвана заставить компании наполнить внутренний рынок, сбить тут цены. И цены на бирже буквально в первый же день очень сильно откатились назад. Примерно на 20 процентов было падение цен, потом они немножко скорректировали, сейчас немного подрастают, но тем не менее падение произошло. Основная задача — снизить цены на бирже, то есть в крупном опте, на мелком опте и в рознице. Мы видим, сейчас правительство усиленно начинает работать не только на опте, а как раз таки на мелком опте и рознице. Это именно начало происходить после заявления Владимира Путина, что, да, конечно, правительство предпринимает меры, но что там дальше по цепочке происходит, потребителя не особо интересует. Потребитель видит ценник на АЗС, поэтому давайте работайте так, чтобы потребитель видел эффект. И вот после этого заявления Владимира Путина правительство начало активнее работать именно с мелким оптом и розницей. В основном за счет инструментов ФАС. Они стали предписания создавать, активно давить на сети АЗС. Понятно, что это попытка как можно быстрее снизить цены во всех трех сегментах. И это станет аргументом за отмену запрета экспорта нефтепродуктов, потому что от отмены экспорта в итоге могут пострадать все. Сейчас пока НПЗ продолжают работать в прежнем режиме, и произведенный дизель просто складируется в хранилищах. Но, если ничего не делать и долго держать этот запрет, хранилища наполнятся и нефтеперерабатывающие заводы придется останавливать либо перенастраивать. Но вот как уж они перенастроятся, достаточные ли объемы для внутреннего рынка будут выпускать — сказать сложно. В любом случае это будет означать, что по итогам года экспорт нефтепродуктов из страны снизится. Компании заработают меньше, если они меньше объема выпустят, экспортную пошлину заплатят меньше, а значит, и бюджет пострадает. Никому не хотелось бы доводить до подобного сценария. Чтобы отменить все-таки указ о запрете экспорта, нужно, чтобы во всех трех сегментах цены снизились.

Начинается давление на АЗС. Здесь не совсем правильно все это происходит, не совсем честно. Потому что АЗС сейчас продают то топливо, которое они купили на опте, еще когда цены были высокими на бирже. А их сейчас заставляют продать то самое топливо уже дешево. Это экономический ущерб для сети. Но если бы ничего не делали и не давили бы на них, заставляя снизить цены, то тогда цены упали бы, но только через месяц-полтора, ну или, по крайней мере, перестали бы расти. Действия ФАС понятны, они хотят, чтобы быстрее цены снизились, чтобы можно было сказать о выполнении задач указа о запрете экспорта, но, с другой стороны, это экономический удар по независимым АЗС.

Николай Тятюшкин гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» (Набережные Челны):

— Я вот утром заправлялся — 59,50 рубля, ни на копейку не упала [цена]. Ну то есть цены не сбавляют заправки, ссылаясь на то, что у них закуплено ранее. А когда «ранее» закончится, никто не знает. До поднятия у них тоже емкости не сухие были. Влив туда уже новые цены, они же сразу подняли расценки, они же не продавали по этой (старой) цене. Заправки у нас что хотят, то и творят. В сфере пассажирских перевозок: давайте поднимем ну хотя бы на рубль цену билета. Что будет с нами завтра? Таких мы получим, что мама не горюй! С 2005 года город ни копейки не потратил на частников. Пока все не очень радостно, мы (частные перевозчики) доживаем свой век.