Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2020 года, из более 4 млн человек населения Татарстана — 53,6% составляют татары, 40,4% — русские, 3,8% — представители народов Поволжья Согласно итогам всероссийской переписи населения 2020 года, из более 4 млн человек населения Татарстана 53,6% составляют татары, 40,4% — русские, 3,8% — представители народов Поволжья Фото: Alexander Rekun/Global Look Press / www.globallookpress.com

«Наблюдается проникновение нетрадиционных для РТ религиозных течений»

В Татарстане утвердили новую редакцию госпрограммы «Реализация государственной национальной политики», рассчитанной до 2026 года. В первой части внушительного 67-страничного документа представлена оценка текущего состояния дел в этой области. Республика, как сообщают авторы, является одной из самых многонациональных территорий России — всего здесь проживают представители свыше 170 национальностей.

Согласно итогам всероссийской переписи населения 2020 года, из более 4 млн человек населения Татарстана 53,6% составляют татары, 40,4% — русские, 3,8% — представители народов Поволжья (чуваши, удмурты, марийцы, мордва и башкиры). Также в республике сформировались общины выходцев из бывших союзных республик (азербайджанцев, армян, белорусов, грузин, казахов, киргизов и др.), несколько меньшие по численности этнические группы из других регионов РФ (например, буряты и якуты), а также из дальнего зарубежья (арабы, вьетнамцы, турки).

«Традиции добрососедства, исторически сложившиеся в Татарстане в течение длительного совместного проживания представителей различных культур и религий, сохраняются и в настоящее время», — отмечается в документе. Так, доля жителей республики, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, «стабильно составляет» более 80%. В 2020 году этот показатель достигал 83%.

Татарстан является привлекательным и для иностранных граждан. Если в предыдущей редакции документа говорилось, что ежегодно в республику приезжают более 100 тыс. иностранцев, то теперь речь идет уже о более чем 300 тыс. человек.

Что делает Татарстан для «гармонизации межнациональных отношений»? В документе перечислено: на постоянной основе осуществляется поддержка организаций, занимающихся адаптацией мигрантов, «проводится целенаправленная работа» по развитию поликультурной модели образования, воспитанию молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в РТ, а также разработке учебных программ «по изучению многовекового опыта взаимодействия народов РФ».

«В то же время в ряде случаев религиозная составляющая оказывает нивелирующее воздействие на исторически сложившуюся этнокультурную специфику народов. Наблюдается проникновение нетрадиционных для РТ религиозных течений, деструктивное влияние информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на межэтнические отношения, попытки фальсификации истории, недостаточность условий для обеспечения языковых прав и языковых потребностей народов в сфере образования в условиях новой языковой политики», — отмечается в документе.

Татарстан является привлекательным и для иностранных граждан. Если в предыдущей редакции документа говорилось, что ежегодно в республику приезжают более 100 тыс. иностранцев, то теперь речь идет уже о более 300 тыс. человек Татарстан является привлекательным и для иностранных граждан. Если в предыдущей редакции документа говорилось, что ежегодно в республику приезжают более 100 тыс. иностранцев, то теперь речь идет уже о более чем 300 тыс. человек Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстанскую идентичность заменили на «единство многонационального народа РФ»

Документ обозначает пять целей. Вот только из новой версии программы убрали пункт «укрепление общероссийской гражданской и татарстанской идентичности». Ранее власти хотели, чтобы к 2025 году этот показатель составлял 81%. Теперь он сформулирован так: «укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа РФ».

Вот другие целевые показатели:

  • доля жителей республики, положительно оценивающих состояние межнациональных межконфессиональных отношений в РТ, должна быть не ниже 80%.
  • доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан не ниже 85%;
  • доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, не ниже 75%.
  • оказание государственной поддержки за счет средств бюджета Татарстана не менее 20 некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере реализации государственной национальной политики.

А что по финансированию? Тут можно сказать, что оно также не изменилось. На первый этап программы (с 2014 по 2023 год), было выделено 553 млн рублей. На ближайшие три года должны направить еще 145 млн рублей: в 2024-м — 52 млн рублей, в 2025-м и 2026-м — по 46 миллионов. Кроме того, со следующего года не предусмотрено федерального финансирования, все деньги будут направлены из бюджета республики. Это же и было заложено в предыдущей версии.

Возможно, это связано с тем, что на первом этапе, по задумке авторов, именно формировалась «общероссийская гражданская идентичность» и только создавались необходимые мероприятия. Теперь же необходимо закрепить «положительные тенденции». А сделать это должны с помощью праздников народов, проживающих в РТ (Сабантуй, Каравон, Уяв, Семык, Гырон быдтон), различных фестивалей («Крутушка», «Мозаика культур»), выставок («Многоликий Татарстан»), конкурсов, диктантов и др.

Куратором программы назначена вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, а ответственным исполнителем — глава минкульта республики Ирада Аюпова.

На первом этапе, по задумке авторов, именно формировалось «общероссийская гражданская идентичность» и только создавались необходимые мероприятия На первом этапе, по задумке авторов, именно формировалась «общероссийская гражданская идентичность» и только создавались необходимые мероприятия Фото: «БИЗНЕС Online»

«Татарстанские власти немножко бегут впереди телеги, но улавливают общую тенденцию»

По словам министра культуры РТ, последние изменения в программе носят скорее технический характер. «У нас есть отдельная программа по сохранению национальной идентичности, просто все это привели наконец в соответствие, — сказала Аюпова „БИЗНЕС Online“. — Вначале в республике разрабатывалась программа национальной политики, потом разрабатывалась программа сохранения национальной идентичности татарского народа. А это отдельные мероприятия, поэтому их и развели, привели в соответствие. Сейчас программа национальной политики в рамках общефедеральной концепции унифицируется, и, в принципе, это общая федеральная концепция, согласно которой необходимо создавать равные условия для сохранения национальной идентичности любого народа, проживающего на территории Российской Федерации. Так что тут нет никакого глубинного контекста, это шло с давних времен, когда программу национальной политики меняли-меняли, а затем появилась национальная идентичность, и эти темы нужно было развести, чтобы не было перекрестного финансирования».

По словам Ирады Хафизяновны, ни о каких требованиях из Москвы в части национальной проблематики речи не идет. «У нас отдельная программа сохранения национальной идентичности татарского народа, — еще раз напоминает Аюпова. — Она в процессе реализации, у нас есть все мероприятия, идут научные исследования».

Как же быть с «татарстанской идентичностью», от которой, по сути, отказываются в республике? Можно ли считать, что тема региональной идентичности сегодня не актуальна и является скорее своеобразным пережитком 1990-х, когда в России была попытка построить настоящие федеративные отношения между центром и регионами?

Известный политолог и философ Борис Межуев считает, что региональная идентичность и сегодня важна и актуальна. «Рано или поздно в России возникнет политическая поляризация. Как только это произойдет, опять возникнут регионы с тем или иным политическим поведением. Приобретут важное значение культурные, социальные характеристики региона», — считает собеседник газеты.

В любом случае, говорит наш эксперт, «обычная политическая» региональная идентичность сохранится. «К примеру, Татарстан на выборах будет голосовать иначе, чем остальное Поволжье. Нормальная федеративная идентичность станет укрепляться, — продолжает он. — А выделенность отдельной республики от других субъектов в ходе нормальных событий будет стираться. Сегодня мы видим, что Казань активно развивается и становится по своей культурной выделенности реальным центром Поволжья».

Давний сторонник федеративных отношений, политолог Мидхат Фарукшин считает, что от «татарстанской идентичности» в республике отказались все же под влиянием извне. «Я думаю, что мы не сами отказались, наверняка это было давление из Москвы. Или кто-то прочитал и сообщил в Москву, вот такая вещь. Я так считаю по логике событий, которые были в последние годы», — говорит многолетний профессор КФУ.

Схожей точки зрения придерживается и этнолог, историк, главный редактор журнала «Туган җир» Дамир Исхаков. «В данном случае в Татарстане учли главные веяния, существующие в России, а именно укрепление имперского начала с подчеркиванием основной роли российской идентичности, поэтому и отказались от татарстанской идентичности, — считает Исхаков. — Это одновременно связано с постепенным фактическим отказом от федеративного устройства России, потому что локальная идентичность всегда сопряжена с федерализмом. Сейчас в России от федерализма мало что осталось, поэтому вполне закономерно, что в Татарстане подтвердили это общее направление развития России. Как этнолог могу сказать, что фактически в Татарстане подписались под концепцией Тишкова о существовании российской идентичности как главной, основной. Ясно, что татарстанские власти немножко бегут впереди телеги, но улавливают общую тенденцию того, как развивается страна».

Интересно, что сам научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков сказал «БИЗНЕС Online», что не готов комментировать отказ от «укрепления татарстанской идентичности» в новом варианте программы реализации нацполитики в РТ.