Алексей Лопатин Алексей Лопатин Фото: «БИЗНЕС Online»

Покорители огня

Принято считать, что наша республика и город Казань как ее столица являются отечественным центром фундаментальной и прикладной органической и неорганической химии, автомобилестроения и много чего другого. Но мало кто знает, что во время Великой Отечественной войны в нашем городе сформировалась одна из самых сильных в стране школ в области ракетостроения. В сегодняшней статье я расскажу историю создания и становления первой в мире университетской кафедры ракетных двигателей. И случилось это не в Москве или в далеком Новосибирске, а у нас, в Казани, в далеком 1945 году.

В конце Великой Отечественной войны стало очевидно, что в ближайшие годы ракетная техника станет основой военного потенциала страны. К тому моменту немцы уже не раз бомбили с помощью абсолютно новой для военных действий того времени техники территорию Великобритании, и особенно Лондон, отличавшийся большой площадью и являвшийся отличной мишенью. Этим оружием была первая в мире баллистическая ракета дальнего действия «Фау-2», или «оружие возмездия», как его называло руководство фашистской Германии. Она была разработана немецким конструктором Вернером фон Брауном и принята на вооружение вермахта в конце Второй мировой войны. Внешний вид двигателя ракеты «Фау-2» представлен на следующим рисунке.

«Фау-2» «Фау-2»

«Оружие возмездия»

Фон Браун прожил удивительную жизнь. Он состоялся как конструктор в фашистской Германии, а позже получил всемирную известность как «отец» американской космонавтики — в том числе всех ее лунных программ. Первый пуск ракеты «Фау-2» состоялся в марте 1942 года. Первые бомбардировки новым оружием начались 8 сентября 1944 года и продолжались практически до конца войны. Всего было осуществлено 3 тыс. 225 боевых пусков. Удивительно, но, по словам некоторых исследователей, именно харизматичность фон Брауна и его умение аргументированно убеждать спасли наш мир от страшной катастрофы. В середине войны, когда уже было понятно, что фашистской Германии не удастся воплотить свои планы и наша страна остановит агрессора, Гитлер выбирал в качестве так называемого «оружия возмездия» между ядерной бомбой и «Фау-2». На тот момент немецкие физики не имели готового решения по бомбе, зато ракета была уже испытана и ожидала своего боевого применения. Особенностью демонстрации «Фау-2» была наглядная презентация макета панорамы, представляющей все основные этапы работы ракетного комплекса. И, как говорят, именно высокая степень готовности нового оружия, а также красноречие фон Брауна перетянули чашу весов. Таким образом, «оружием возмездия» стало хоть и разрушительное, но все же не глобальное оружие. Я читал в некоторых изданиях, что после окончания Великой Отечественной войны наши ученые оценили практический задел немцев по созданию атомного оружия и были удивлены, насколько близко они находились от создания ядерной бомбы.

Стенд, который показывали Гитлеру, стал пособием для студентов

Та самая панорама, которую в 1943 году демонстрировали Гитлеру и которая в качестве трофея отошла СССР, после некоторых скитаний по нашей стране оказалась на кафедре реактивных двигателей и энергетических установок КАИ и уже долгие годы исправно служит многим поколениям будущих конструкторов-ракетчиков в качестве пособия к спецкурсу. Вот фото этой легендарной панорамы.

Стенд «Фау-2» Стенд «Фау-2»

Советское военно-политическое руководство уже с 1942 года понимало важность и необходимость форсирования работ в области отечественного ракетостроения. В результате с 1944-го в нашей стране продолжились прикладные исследования, начатые еще в 30-е годы в ленинградской газодинамической лаборатории Валентином Глушко и в московской «Группе изучения реактивного движения» (ГИРД) Фридрихом Цандером и Сергеем Королевым. Кстати, интересный факт связан с аббревиатурой называния — ГИРД. Официально оно расшифровывалось как «Группа изучения реактивного движения», при этом сами исследователи называли себя «Группой инженеров, работающих даром». Необходимо отметить, что во время Великой Отечественной войны Глушко и Королев трудились в «закрытом КБ», а по сути являлись осужденными заключенными, работающими в так называемой «шарашке» на территории 16-го завода в городе Казани. За время своей работы в столице РТ будущие основоположники мировой практической космонавтики сделали очень многое для победы над фашисткой Германией. Так, для нужд фронта в Казани в 1943–1945 годах под руководством Глушко были разработаны и созданы образцы вспомогательных самолетных жидкостных ракетных двигателей РД-1 и РД-1ХЗ для форсированного разгона наших истребителей. Внешний вид двигателя-ускорителя представлен на рисунке ниже. По сути, эти ускорители уже представляли собой готовые жидкостные ракетные двигатели, но применялись они не для пуска ракет, а для разгона самолетов. Тем не менее будущие великие инженеры-конструкторы за время своей работы в Казани, что называется, «набили руку». И впоследствии эти небольшие по меркам космической программы изделия стали надежным базисом отечественной ракетно-космической конструкторской школы, основы которой зародились в Казани.

Ускоритель РД-1 Ускоритель РД-1

Создание кафедры специальных двигателей

Ровно за год до судьбоносного для отечественного ракетостроения постановления Совета министров СССР от 13 мая 1946 года № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», в котором пунктом 29 предписывалось «…обязать министра высшего образования т. Кафтанова организовать в высших учебных заведениях и университетах подготовку инженеров и научных работников по реактивной технике», 1 мая 1945 года, за 9 дней до Великой Победы, в Казанском авиационном институте по инициативе (впоследствии академика Академии наук СССР и будущего главного конструктора и основоположника отечественных ракетных двигателей) Глушко была организована первая в СССР кафедра специальных двигателей. В основной профессорско-преподавательский состав кафедры вошли его коллеги, единомышленники и творцы ракетно-космической техники: Королев (будущий корифей — основоположник отечественной практической космонавтики и генеральный конструктор ракетно-космических систем), Георгий Жирицкий, Доминик Севрук, Григорий Лист, Давид Брагин. Такое название кафедра получила в связи с особым режимом секретности. Слово «ракета» тогда просто было запрещено использовать. Говорили (как, впрочем, и сейчас) «изделие». Фото приказа по институту об организации кафедры специальных двигателей представлено ниже. Хочется обратить внимание, что этот приказ имеется в двух вариантах. В одном, реально существующем, отображена заработная плата сотрудников кафедры, а в другом, который когда-то использовался для показа, она скрыта. Как гласят легенды, в то время, когда Королев и Глушко стали теми, кем они являются для всего мира сейчас, некоторым ответственным сотрудникам стало не очень удобно оттого, что зарплата старшего преподавателя Королева (800 рублейприм. ред.) была значительно меньше, чем у заведующего кафедрой Глушко (1,8 тыс. рублейприм. ред.). И для того, чтобы не придумывать всякие небылицы, было решено просто закрыть в фотокопии документа неудобные, но вполне объективные суммы.

Полный приказ Полный приказ

На самом деле факт остается фактом, в Казани на кафедре специальных двигателей Глушко был начальником у Королева, а потом, уже во времена роста профессиональной карьеры, Королев будет генеральным конструктором, а Глушко — одним из пяти главных.

Приказ сокращенный Приказ сокращенный

Бесценный подарок от Глушко

Так сложилось, что выдающимся ученым пришлось достаточно быстро покинуть КАИ и наш город. Их ждала совершенно иная судьба. Все мы помним, что вскоре их имена зазвучат совершенно на другом уровне. Тем не менее приятно знать о том, что и в нашем университете живет искра знаний, зажженная этими великими соотечественниками. Известно, что Глушко очень трепетно относился к КАИ и к кафедре, которую он создал, хоть так недолго ее возглавлял. В 1975 году он — уже всемирно знаменитый ученый-практик, действительный член Академии наук СССР — приезжал в наш университет для того, чтобы поздравить кафедру специальных двигателей с 30-летием.

В тот приезд Валентин Петрович сделал кафедре бесценный подарок — кабинет конструкций ракетных двигателей, начиная от первых образцов, разработанных еще в 1930-х годах в ленинградской лаборатории, и заканчивая последними на тот момент вариантами.

До сих пор все студенты кафедры реактивных двигателей и энергетических установок, обучающиеся на специальности «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», изучают основы конструкции жидкостных ракетных двигателей по тем экспонатам, которые подарил кафедре академик Глушко.

Кабинет конструкции Глушко Кабинет конструкции Глушко

В последующие годы кафедру возглавляли дважды лауреат государственной премии СССР, академик АН РФ Вячеслав Алемасов и дважды лауреат государственной премии СССР, член-корреспондент АН РТ Анатолий Дрегалин.

Двигатели ракеты-носителя «Энергия» и космического корабля «Восток» Юрия Гагарина

Хочется отметить, что у нас в Казани на базе знаменитой кафедры реактивных двигателей и энергетических установок КАИ представлены лучшие образцы ракетных двигателей, созданных в СССР. Так, в кабинете конструкции ЖРД (жидкостных ракетных двигателей) имеется уникальный образец отечественной космической инженерии — двигатель второй ступени знаменитой ракеты-носителя «Энергия». Студенты имеют возможность на практике изучать конструкторскую мысль и прикладные технологии, примененные при создании мощнейшего и уникального по своей конструкции двигателя, работающего на основе низкокипящих или криогенных компонентов (топливо — водород, окислитель — кислород). Кстати, главным конструктором системы «Энергия-Буран» был легендарный выпускники КАИ Борис Губанов.

Конечно же, не обошлось в лаборатории кафедры и без самого легендарного двигателя — РД-107/108, представленного на рисунке ниже. Именно этот двигатель выводил на орбиту корабль «Восток» с первым в истории человечества космонавтом — Юрием Гагариным. Фактически будущие инженеры-конструкторы в области ракетных двигателей имеют возможность проследить развитие технологий от самых первых, достаточно простых двигателей начала 30-х годов до вполне современных, используемых и по сегодняшний день образцов. Ведь не даром американское космическое агентство (НАСА) еще пару лет назад с большим удовольствием покупало отечественные ракетные двигатели РД-180 производства «НПО Энергомаш» (предприятие, основанное и много лет возглавляемое академиком Глушко). Если быть точным, то около 20% всех космических запусков, осуществленных НАСА начиная с 2000-х годов, осуществлено на ракетах, оснащенных нашими двигателями. И как тут не вспомнить про области, в которых мы можем не только соревноваться с американцами, но и превзойти их.

И еще один малоизвестный факт: Виктор Макеев легендарный конструктор, создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России начал свое обучение во время Великой Отечественной войны в Казанском авиационном институте на факультете двигателей летательных аппаратов.

Энергия-буран (слева) и РД-108 (справа) «Энергия-буран» (слева) и РД-108 (справа)

В завершение хотел бы отметить, что нашу республику можно по праву считать не только одним из основных центров развития нефтехимической промышленности страны, но и в некоторой степени родиной отечественной ракетно-космической отрасли. По крайней мере, в части подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров.