Вместо заявленного в повестке министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина перед депутатам отчитывалась его заместитель Алсу Асадуллина Вместо заявленного в повестке министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина перед депутатами отчитывалась его заместитель Алсу Асадуллина Фото: gossov.tatarstan.ru

Новые школы и детсады, олимпиадники и квартиры для сирот

Вместо заявленного в повестке министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина перед депутатами отчитывалась его заместитель Алсу Асадуллина. Первый ее доклад был об итогах 2022 года (не поздновато ли?). И скорее даже не о ситуации в образовании, а об исполнении федеральных и республиканских программ. Ожидаемо итоги позитивные. Как следует из 60-страничного документа, программы обеспечили «позитивные изменения» в системе образования. Например, программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ» помогает повысить «социальный статус» татарского и русского. А в рамках программы «Развитие образования и науки РТ на 2014–2025 годы» в 2022-м удалось обновить техническую базу в 117 сельских школах.

В прошлом году для сирот, достигших 18 лет, закупили 600 квартир, рассказала Асадуллина и отметила федеральную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем». При этом из презентации следовало, что Москва дала на покупку жилья всего 56,1 млн рублей, а республика выделила 903,5 миллиона. В этом году для сирот купят еще 930 квартир. Уже после доклада директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов особенно переживал за сирот, которые жилье еще не получили (таковых оказалось больше 2 тыс. человек), и несколько раз переспросил, ставит ли минобрнауки перед собой цель полностью закрыть вопрос. Асадуллина заверила — такая цель стоит. 

За счет бюджета и внебюджетных источников в Татарстане в 2022 году построили три детсада. По одному в трех районах — Буинском, Высокогорском и Нижнекамском, плюс 485 мест. Активная застройка практически закрывает потребности в местах, единственная болевая точка — Пестречинский район, отмечали ранее в ведомстве. И советовали жителям ЖК под Казанью водить детей в детсады столицы РТ, раз уж они все равно ездят на работу в город. Правда, местных такой вариант, судя по всему, не устраивает. Сейчас в Казани строится еще два детсада.

Чтобы обеспечить доступность дошкольного образования, минобрнауки в 2022 году создало на базе 15 детсадов консультативные центры. Здесь можно, по словам Асадуллиной, получить ответы на вопросы и «психологическую поддержку». Из доклада следовало, что центры весьма востребованы и уже оказали более 30 тыс. услуг. Правда, сколько семей решило вопрос, спикер не уточнила.

Из других достижений прошлого года — 9 новых школ на 7,2 тыс. мест. С начала этого года построено еще 11 школ на 9,7 тыс. мест, из них четыре в Казани. Отдельная часть выступления была посвящена успехам вузов и олимпиадников, сохранению татарского языка, гражданскому воспитанию детей… Под конец благостного доклада с обилием цифр сидевший слева депутат и директор Качаловского театра Александр Славутский уже с трудом отгонял сон.

Рима Мухамедшина: «Может быть, нам выйти с инициативой о строительстве общежития для переезжающих из других регионов? Потому что такой демографической ситуации по школьникам нет нигде у соседей» Рима Мухамедшина: «Может быть, нам выйти с инициативой о строительстве общежития для переезжающих из других регионов? Потому что такой демографической ситуации по школьникам нет нигде у соседей» Фото: gossov.tatarstan.ru

Ахметов: «Мы все ответственны за национальную среду в республике»

В школы Казани ежегодно приходят по 8-10 тыс. детей, и вопросы строительства новых образовательных учреждений и обеспеченности учителями стоят достаточно остро, подчеркнула депутат и гендиректор департамента продовольствия и соцпитания Рима Мухамедшина. Асадуллина в ответ заметила, что столица Татарстана находится в лидерах по количеству строящихся школ и их капитальному ремонту: «Нам даже некоторые (видимо, другие муниципалитеты — прим. ред.) вменяют это в вину». 

А вот что касается кадров, то тут «огромный дефицит начиная с детских садов», признала замминистра. «Если мы возьмем количество выпускников, если они все 100 процентов придут в школы, то все равно не покроют потребности», — отметила она. Для привлечения учителей сейчас действует, например, система педагогических классов, идет набор на целевое обучение, а также возобновили грант «Наш новый учитель».

«Вот плюс 10 тысяч детей. Если простым подсчетом на 30 учеников в классе разделить, то это, очевидно, абсолютно новые рабочие места. Выпускников, вы говорите, не хватает. Может быть, нам выйти с инициативой о строительстве общежития для переезжающих из других регионов? Потому что такой демографической ситуации по школьникам нет нигде у соседей», — предложила Мухамедшина. Кроме того, как заметили депутаты, можно рассмотреть вопрос о выдаче «подъемных» на решение жилищных вопросов.

Республика вкладывает огромные деньги в систему образования — 1/3 расходов бюджета, подхватил вице-спикер Госсовета Марат Ахметов. Он попросил дополнить доклад оценкой качества системы и формирования человеческого капитала. «Но меня волнует национальное образование», — признался председатель комиссии по сохранению и развитию татарского языка. И разразился 20-минутным монологом, конечно же, на татарском языке.

Марат Ахметов: «Если параллельные классы открыты вплоть до буквы „Ф“, то мы не должны довольствоваться тем, что среди них только один татарский класс» Марат Ахметов: «Если параллельные классы открыты вплоть до буквы «Ф», то мы не должны довольствоваться тем, что среди них только один татарский класс» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Я понимаю, что вы небезразличны. На родном татарском языке принудительно обучать тоже невозможно, и это понимаю. Правда, много людей, которые критикуют министерство образования, что у нас национальное образование хромает. Я не согласен с таким выводом», — отметил вице-спикер. При этом он посоветовал усилить контроль за содержанием национального образования — понаблюдать, сколько раз, например, директор посетил соответствующие уроки, насколько были активны сами учителя. «Я сын учителей и помню, как мои родители тщательно готовились к открытому уроку перед инспектором из райцентра. Сегодня говорят, что на уроки татарского языка и литературы никто не заходит. Тогда возникает вопрос: нужен ли твой труд кому-либо? Если никому не нужен, значит, и отношение к работе будет соответствующим. В этом вопросе министерство образования совместно со своими структурами должно усилить контроль», — подчеркнул Ахметов.

Также он поинтересовался, сколько татарских классов сформировали в 11 новых школах. Для примера он напомнил цифры за 2019–2021 годы. Тогда в Казани и Набережных Челнах был сформирован всего один класс с татарским языком обучения. «Нельзя избегать этой проблемы, прикрываясь причиной „Кому нужен язык?“», — призвал он. Также Ахметов попросил усилить при рассмотрении программы капремонта школ внимание национальным школам, которые пока «как-то остаются в тени». 

«Если параллельные классы открыты вплоть до буквы „Ф“, то мы не должны довольствоваться тем, что среди них только один татарский класс. Мы все ответственны за национальную среду в республике. Если мы сохраняем язык, значит, сохраняем республику, Конституцию. Мы же не хотим стать Казанской областью?! Мы взволнованно обсуждаем даже маленькие изменения, которые вносятся в Конституцию, а тут не можем оценить, какая грядет масштабная опасность», — резюмировал он.

Из 500 тыс. несовершеннолетних, которые обучаются 1 408 образовательных организаций, на внутреннем контроле находятся 42 тыс. несовершеннолетних. В системе ГИС «Электронное образование» их распределяют по категориям — зеленые, желтые и красные Из 500 тыс. несовершеннолетних, которые обучаются в 1 408 образовательных организациях, на внутреннем контроле находятся 42 тыс. несовершеннолетних. В системе ГИС «Электронное образование» их распределяют по категориям — зеленые, желтые и красные Фото: gossov.tatarstan.ru

«Вообще после военнослужащих вторая зарплата должна быть у учителя»

Второй доклад — о профилактике правонарушений и антиобщественных действий среди несовершеннолетних — также зачитала Асадуллина. Тема серьезная, заметила она, и даже как будто «ужесточила» голос.

Из 500 тыс. несовершеннолетних, которые обучаются в 1 408 образовательных организациях, на внутреннем контроле находятся 42 тыс. несовершеннолетних. В системе ГИС «Электронное образование» их распределяют по категориям — зеленые, желтые и красные. В прошлом году такое разделение, отметила Асадуллина, вызвало большой резонанс среди родителей. 1,1 тыс. детей стоят «на профилактическом учете», еще 1,6 тыс. обучающихся находятся в социально опасном положении.

Сниффинг, буллинг и игры со смертью: какие опасности поджидают ребенка в школе?

«Часто мы слышим нарекания от наших родителей, общественности, что ребенка ставят на внутренний контроль из-за каких-то мелочей, например отсутствия школьной формы. Это действительно является нарушением устава образовательной организации. И это очень часто может стать проявлением протеста или может сигнализировать нам о том, что в семье не все хорошо, сложная материальная обстановка. Это может стать началом проблем в будущем», — пояснила спикер. И отметила, что «зеленая зона» применяется исключительно для внутренней работы — для внимания классного руководителя. 

Для борьбы с деструктивным поведением подростков в Татарстане ведется работа по организации их занятости, а также различные виды мониторинга, продолжила замминистра. Мониторинг показал, что в сфере воспитания еще остается ряд проблем, «связанных с недостаточной компетентностью педагогического коллектива и педагогов-психологов по работе с детьми группы риска». Для этого министерством проводятся обучающие семинары и тренинги. Осенью пройдут семинары по работе с детьми, чьи родители участвуют в боевых действиях в зоне СВО, т. к. «мы сегодня с этой травмой работать не умеем».

Гендиректор «Бала-Сити» Альбина Насырова напомнила о видео избиения подростками мальчика в соцприюте «Асылташ» Набережных Челнов и поинтересовалась, знают ли дети, что делать в таких ситуациях. Тут возникла бурная дискуссия. Асадуллина не стала комментировать само видео и призвала дождаться результатов проверки. Сейчас, по ее словам, в республике есть всевозможные телефоны доверия и горячие линии. Тем не менее их номера, призвали депутаты, надо транслировать там, где чаще всего и находятся дети, а не по телевизору.

Заместитель председателя Комитета ГС РТ Людмила Рыбакова прервала дискуссию и попросила депутатов соблюдать регламент Заместитель председателя комитета ГС РТ Людмила Рыбакова прервала дискуссию и попросила депутатов соблюдать регламент Фото: gossov.tatarstan.ru

В завершение к теме кадров вновь вернулся директор полилингвального комплекса «Адымнар» Айдар Шамсутдинов. Он зачитал сообщение директора школы №103 Рината Хабибуллина: «К великому сожалению, у нас сегодня не хватает кадров. Нет поваров — некому готовить, нет уборщиц — некому убирать. Главное, нет учителей — некому учить». Тут Славутский поинтересовался, а какая ситуация с зарплатами. «Дело не в зарплате», — быстро осадили его из зала. Но он продолжил: «У меня проблема найти просто в театр уборщицу, найти в отдел кадров человека. У меня такое ощущение, что люди работать не хотят. Я предлагаю хорошие деньги, мы не бедный театр, но никто не хочет идти работать. Вообще после военнослужащих вторая [по размеру] зарплата должна быть у учителя». «Без учителя военного не будет», — выкрикнул Рамиль Тухватуллин.

В итоге заместитель председателя комитета ГС РТ Людмила Рыбакова прервала дискуссию и попросила депутатов соблюдать регламент.