«Спуск к воде с коляской не предусмотрен, дорожка для пешей прогулки неудобная», — жалуются туристы на инфраструктуру набережной «Камского моря» в Лаишево. Объект стал первым проектом компании «Управление природными территориями», учрежденной минземимуществом РТ и фондом «Институт развития городов РТ». Созданная за последние годы туристическая инфраструктура уже начала страдать, а у районов не хватило рук и компетенций для ее содержания, уверены в компании. О том, как станут договариваться с бизнесом и искать инвесторов, отдадут ли в управление модные глэмпинги, каким будет отдых в Семруке и Камском Устье и как отнеслись к изменениям в самих районах, — в материале «БИЗНЕС Online».
Фонд «Институт развития городов РТ» (учрежден «Связьинвестнефтехимом») и минземимущество РТ создали ООО «Управление природными территориями»: министерству принадлежит 51% доли, фонду — 49%
Минземимущество РТ берет в оборот природные территории
«Ну извините, обслуживать дальше кто будет? Кто возьмет на себя ответственность, какая управляющая компания? Кто за этим будет смотреть? Кто станет платить за воду, свет? Где будем зарабатывать, кто? Это все содержать надо!» — говорил еще в начале 2021 года глава Камско-Устьинского района РТ Наиль Вазыхов в ходе обсуждения проекта по облагораживанию Юрьевских пещер и горы Лобач. Ответ появился этим летом: фонд «Институт развития городов РТ» (учрежден «Связьинвестнефтехимом») и минземимущество РТ создали ООО «Управление природными территориями»: министерству принадлежит 51% доли, фонду — 49%. Впервые публично о новой компании стало известно на слете экопредпринимателей в Зеленодольском районе с участием президента РТ Рустама Минниханова, но подробностей было мало.
В чем идея создания такой УК? Она будет заниматься развитием внутреннего туризма и реализацией крупных рекреационных проектов для отдыха в Татарстане путем привлечения инвесторов, рассказали «БИЗНЕС Online» в компании. Ведение коммерческой деятельности тоже никто не отменял, зарабатывать ведь также нужно! Раньше природными локациями занимались сами районы, но, видимо, не очень успешно. Так что выстраивать новую сервисную модель управления для отдыха теперь предстоит уже другой команде. Организацию возглавил 35-летний Марсель Минуллин. Ранее он работал в минземимуществе РТ начальником отдела стратегического планирования и приватизации. По итогам отбора в 2022 году был включен в кадровый резерв президента республики.
Как рассказал Минуллин «БИЗНЕС Online», он родом из Зеленодольска. Учился в КГФЭИ на магистра бухучета, анализа и аудита, а потом получил юридическое образование в ИЭУП. В минземимуществе РТ работал с 2010 года.
В круг задач Минуллина в ведомстве входила приватизация госпакетов акций компаний с государственным участием, представление интересов республики в делах о несостоятельности (банкротстве), создание, реорганизация и ликвидация юрлиц с госучастием. Как рассказал сам Минуллин, он входил в состав совета директоров в 6 АО: «Химград», «Детская стоматологическая поликлиника №9» (на Ямашева и Сабане), «Городская клиническая больница №12», «Проекты Татарстана», «Корпорация экспорта».
Какие территории берет под свое крыло новая УК? В разработке пять природных локаций:
- Городская набережная Лаишево, «Камское море».
- Культурно-рекреационный кластер «Белые горы» (территория кинопоселка Семрук).
- Туристический пешеходный маршрут «Волжская тропа».
- Туристско-рекреационный кластер «Гора Соколка» в Верхнеуслонском районе.
- Туристско-рекреационный кластер «Дингез — Море Татарстана» в Камском Устье (в управлении — визит-центр «Юрьевская пещера»).
Не всегда у муниципальных образований (в силу объективных причин) хватает ресурсов реагировать быстро на всевозможные вызовы. При этом каждый посетитель данных территорий требует качественного сервиса, чтобы было чисто, безопасно и привлекательно.
Сейчас популярные природные территории, переданные в управление ООО, испытывают неконтролируемую антропогенную нагрузку, подчеркивает Саргина. К примеру, летом, в самый пик, в заповедных местах в виде Юрьевских пещер и горы Лобач Камского Устья одновременно находятся до 500 человек. Обуздать туристов и уж тем более обеспечить качественный сервис только местные власти неспособны.
«Задача — выстроить сервисную модель, организовать поддержание порядка на территории, контролировать надлежащую эксплуатацию объекта, помогать предпринимателям в проработке своих продуктов и услуг, заключать договоры на ведение деятельности с бизнесом в короткие сроки, сформировать событийную активацию на территории, привлекать и управлять трафиком, контролировать исполнение стандартов деятельности на всех территориях присутствия», — говорится в ответе компании на запрос «БИЗНЕС Online».
О кадровом составе новой УК предпочитают не говорить — пока в компании числится один Минуллин. В состав же совета директоров ООО вошли председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов, министр земельных и имущественных отношений РТ Фаниль Аглиуллин, председатель госкомитета РТ по биоресурсам Федор Батков, первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов, замминистра экологии и природных ресурсов РТ Ольга Манидичева, первый замминистра земельных и имущественных отношений РТ Артур Галиев и Саргина. Офис компании находится в IT-парке им. Башира Рамеева, в одном помещении с дирекцией по природным территориям.
О кадровом составе новой УК предпочитают не говорить — пока в компании числится один Марсель Минуллин
За чей счет будет жить УК? Годовой бюджет не раскрывают. Он будет формироваться за счет арендных платежей от арендаторов: точек питания, активностей на воде, торговых павильонов и т. д. Это, кстати, еще одна причина создания компании: фонд «Институт развития городов РТ», занимающийся развитием природных территорий, — некоммерческая организация и не может принимать платежи ни от бизнеса, ни от туристов. Деятельность, к слову, будет схожа с дирекцией парков и скверов Казани — в новой УК вдохновлялись их примером. Так, всего в управлении «паркового» МБУ находится 33 общественных пространства. Согласно данным «Контур.Фокуса», за последние 12 месяцев учреждение выступило заказчиком в 20 госзакупках на общую сумму 465 млн рублей. За лето 2022 года она заработала во внебюджетный фонд 80 млн рублей, в том числе за счет сдачи в аренду 81 нестационарного торгового объекта (НТО). К примеру, место под фуд-трак возле казанской «Чаши» на Казанке в этом году стоило бизнесу 1 млн рублей на полгода. А вот нестационарное кафе в имеющемся павильоне на Голубых озерах ушло за 64,5 тыс. рублей с правом пользования на пять сезонов. За возможность устроить вейк-парк на озере Лебяжье, также на пять сезонов, единственный участник аукциона заплатил 116 тыс. рублей.
«Все средства, заработанные ООО „Управление природными территориями“, будут реинвестированы в развитие популярных природных локаций: надлежащая эксплуатация, разнообразие сценариев отдыха, развитие туристических продуктов и событийной программы», — рассказал Минуллин «БИЗНЕС Online». С каждым предпринимателем планируется отрабатывать внешний вид торгового объекта или прокатного оборудования, стандарты обслуживания посетителей, наличие сертификатов на продукцию. Для этого у каждой локации будет куратор по аналогии со смотрителем парка в дирекции парков и скверов Казани — он будет «на земле» взаимодействовать со всеми сторонами процесса.
По словам Оксаны Саргиной, предпосылкой к созданию единой компании стало отсутствие полного цикла развития инфраструктуры, как это уже выстроено, например, в промышленных парках Татарстана
Вдохновлялись промпарками и Красной Поляной
По словам Саргиной, предпосылкой к созданию единой компании стало отсутствие полного цикла развития инфраструктуры, как это уже выстроено, например, в промышленных парках Татарстана. «Мы разобрались, как выделить землю, как построить объекты. А что дальше?» — таким вопросом задавались в дирекции по природным территориям. Поэтому у управляющей компании будет три направления работы:
- управление туристической инфраструктурой на уже реализованных объектах;
- управление землей как активом — здесь как раз поможет участие минземимущества РТ;
- коммерческое управление гостиничными объектами, глэмпингами и кемпингами — это направление пока в далекой перспективе.
Но как УК будет делить ответственность с администрациями районов? «Район + дирекция по природным территориям + ООО „Управление природными территориями“ = комбо для успеха. Иные формулы не сработают. Районы отнеслись с большим пониманием и радостью, что на их земле появились помощники», — говорит Минуллин. По информации издания, новость о появлении УК на их территории стала неожиданностью, ведь долгое время районы сами разрабатывали правила игры.
«У района, наверное, может и не быть профессиональных компетенций в части управления туристическими локациями. В мировой практике этим занимаются специально созданные компании — DMO (destination management organization), — продолжает Минуллин. — Курортами также управляют профессиональные управляющие компании, а не администрации районов, у которых достаточно обязанностей. Прежде всего им нужно заботиться о социальном благополучии местных жителей».
Где уже работают по такой схеме в России? В качестве примера Саргина привела управляющую компанию курорта «Красная Поляна», которая объединяет единым брендом все существующие на территории сервисы. По данным «Контур.Фокуса», в 2022 году выручка НАО (непубличное акционерное общество) «Красная Поляна» составила 8,8 млрд рублей. Другой пример — АНО «Управляющая компания туристско-рекреационными кластерами Свердловской области», учрежденная в 2021 году по инициативе губернатора региона Евгения Куйвашева. На данный момент она управляет двумя туркластерами и пятью туристическими территориями. В 2022-м некоммерческая организация показала выручку в 1,7 млн рублей.
Кроме того, в УПТ рассчитывают, что объединение дирекции по природным территориям с минземимуществом РТ позволит ускорить процессы передачи земли инвестору для реализации проектов. «Мы надеемся сократить процедуру передачи до пяти дней, — говорит Саргина. — 11 проектов год ждали, чтобы им одобрили выдачу земли на инвестсовете с президентом РТ. Пока земли переводят из одного назначения в другое, пока выделится участок — это долго, и деньги инвесторов успевают обесцениться». Это тем более актуально на фоне того, что Татарстан не получил субсидии на развитие глэмпингов в 2023–2024 годах: проводившее в этот раз конкурс минэкономразвития РФ отдало предпочтение регионам, ранее не получавшим такие субсидии, а также новым субъектам Федерации.
«В момент, когда бизнес-процессы на одной из пяти территорий будут организованы, мы сможем принять дополнительную локацию, которая в наибольшей степени будет нуждаться в управлении», — добавляет Минуллин. В перспективе в список могут войти заповедники, заказники и нацпарки — всего в РТ 193 ООПТ общей площадью 465 тыс. гектаров.
Первым объектом в управлении УПТ стали набережная и пляж «Камское море» в Лаишево
Разбитые настилы и стихийный палаточный лагерь в Лаишево. Как обустроят «Камское море»?
Первыми объектами в управлении УПТ стали набережная и пляж «Камское море» в Лаишево. В 2018 году райцентр стал победителем всероссийского конкурса «Малые города и исторические поселения» и выиграл 30 млн рублей, которые были потрачены на благоустройство набережной реки Камы. «На данной территории до этого года не было долгосрочного оператора или управляющей компании, что сказалось на состоянии инфраструктуры», — отмечает Саргина.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправился в Лаишево, чтобы разведать текущую обстановку на набережной и пляже. В середине жаркого дня, хоть и рабочего, людей на берегу было достаточно много. Судя по номерным знакам на припаркованных авто, отдыхающие приезжают сюда не только из Татарстана, но и из Башкортостана, Марий Эл, Кировской и Оренбургской областей. Местные жители рассказали, что в выходные парковка набережной быстро заполняется, машины оставляют даже под знаком «парковка запрещена». Поэтому хозяева ближайших домов готовы радушно принять авто гостей на своем участке — всего за 350–500 рублей в день.
Пляж делится на две части — оборудованную и дикую. На благоустроенной территории работает десяток кафе-киосков с мороженым, напитками и шашлыком
Пляж делится на две части — оборудованную и дикую. На благоустроенной территории работает десяток кафе-киосков с мороженым, напитками и шашлыком. Цены демократичные: вода стоит 60 рублей за 0,5 л, а стоимость блюд на гриле начинается от 450 рублей. Также есть два круглогодичных кафе с посадкой в зале. Функционирует прокат сапбордов, катамаранов, бананов и другого водного инвентаря, цены варьируются от 350 до 2 тыс. рублей. Также на оборудованной части пляжа есть площадка для игр в песке, деревянные лежаки, душ и раздевалка. Дерево некоторых построек уже посерело от времени, кое-где облезла краска, но большинство конструкций выглядит сохранными и целыми.
Туалетов всего два, в разных концах благоустроенной части пляжа. В одном из них открытыми оказались только две из пяти кабинок, а в туалете для инвалидов кто-то устроил кладовку
Туалетов всего два, в разных концах благоустроенной части пляжа. В одном из них открытыми оказались только две из пяти кабинок, а в туалете для инвалидов кто-то устроил кладовку. По словам предпринимателей, которые работают здесь не первый год, туристы часто жалуются на отсутствие горячей воды, пеленальных столов для маленьких детей и мыла. Тем не менее видно, что в туалетах ежедневно убираются.
«Спуск к воде с коляской не предусмотрен, дорожка для пешей прогулки неудобная: в местах, где нет дощечек, застревают колеса коляски. Но мы настроены позитивно, так как давно мечтали приехать сюда», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» о проблемах отдыха с детьми Светлана, туристка из Кирова.
«Пляж просторный, вот только с шезлонгами проблема: бесплатные расположены слишком высоко от уровня воды, а платных очень мало в наличии, разбирают с самого утра», — поделилась впечатлениями Анна, приехавшая с семьей из Марий Эл специально, чтобы посетить кинопоселок Семрук. Аренда шезлонга стоит 300 рублей на полдня. По рассказам местных спасателей, уровень воды в этом году оказался ниже, чем ранее, из-за чего путь до кромки воды удлинился.
В дикой части пляжа, в тени деревьев, корреспондент обнаружил несколько семей, отдыхающих по-походному: палатки, костры, самодельные рукомойники из пластиковых бутылок на деревьях, натянутые для сушки купальников веревки
В дикой части пляжа, в тени деревьев, корреспондент обнаружил несколько семей, отдыхающих по-походному: палатки, костры, самодельные рукомойники из пластиковых бутылок на деревьях, натянутые для сушки купальников веревки. Компания из Уфы рассказала, что приехала на несколько дней. По их словам, «Камское море» отлично подходит для отдыха с палатками, но запахи из кустов и обилие кострищ затрудняют поиск места для стоянки, а ночью нет освещения, хотя столбы стоят. «Круто придумали с доставкой дров по геолокации, контактный номер закреплен на видном месте — все-таки в лесу необходим костер», — рассказали они об одной из услуг на пляже.
«В связи с большим наплывом отдыхающих указанные территории испытывают повышенную степень износа, что сказывается на состоянии объектов инфраструктуры. Вследствие чего санитарные зоны, малые архитектурные формы и деревянные настилы требуют замены либо ремонта, — заявил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ руководитель исполкома Лаишевского района Азат Нурмухаметов. — Полагаем, что ежегодный отбор оператора на муниципальном уровне в этом случае играет негативную роль, так как отсутствует элемент долгосрочной стратегии развития территории».
«В связи с большим наплывом отдыхающих указанные территории испытывают повышенную степень износа, что сказывается на состоянии объектов инфраструктуры. Вследствие чего санитарные зоны, малые архитектурные формы и деревянные настилы требуют замены либо ремонта»
«При осмыслении территории был проведен анализ локации и выявлены различные проблемные аспекты, требующие внимания», — рассказала Саргина. Кроме износа туалетов, дорожек, в УПТ отметили отсутствие общей стратегии развития территории, преобладание пляжа над набережной, отсутствие единых стандартов работы сервисов и событийной программы, а также фирменного стиля.
Последнее, кстати, спорно: бренд «Камское море» уже несколько лет развивает предприниматель Алмаз Мунавиров, в соцсетях называющий себя основателем «Камского моря». Ему принадлежит пункт проката шезлонгов и снаряжения для активного отдыха. Созданная командой Мунавирова страница «Камского моря» в «Инстаграме»* называется «официальным аккаунтом бренда» и насчитывает 16,5 тыс. подписчиков — отдыхающие регулярно размещают ссылку на него в своих публикациях. В VK — еще 11 тыс. подписчиков. В прошлом году команда даже выпустила свою коллекцию брендированной одежды для отдыха с логотипом кита и надписью «Камское море». На вопрос «БИЗНЕС Online», как он относится к тому, что теперь бренд будет развивать кто-то другой, предприниматель предпочел не отвечать.
«Мунавиров не является и никогда не являлся основателем пляжа „Камское море“, — рассказал нашему изданию Минуллин. — Страничка, которую вы показывали, не имеет отношения к нам и не является официальной страницей пляжа. В самое ближайшее время мы запустим официальные соцсети для коммуникации с туристами и посетителями пляжа». А пока все анонсы мероприятий публикуются в соцсетях дирекции по природным территориям. Например, за последнюю неделю июля там прошли занятия йогой, мастер-класс от МЧС, кинопоказ и даже пляжный маркет.
Свою работу на «Камском море» УПТ начала в июне со встречи с местными предпринимателями, в которой также приняли участие администрация района и архитектор набережной Лилия Гизятова. По результатам обсуждения недостатков и перспектив были сформулированы четыре задачи управляющей компании:
• восстановить существующую инфраструктуру;
• создать новые центры притяжения, способные генерировать круглогодичный трафик;
• создать среду, комфортную для жителей и туристов;
• создание туристической карты и постоянной событийной программы.
О том, как именно будет выстроена работа с местным бизнесом, какие у УПТ правовые отношения с «шашлычками» и прокатами, Минуллин предпочел не рассказывать, сославшись на коммерческую тайну.
В управление УПТ в ближайшем будущем перейдет и соседний культурно-рекреационный кластер «Белые Горы», наиболее известный кинопоселком Семрук — местом съемок сериала «Зулейха открывает глаза»
В управление УПТ в ближайшем будущем перейдет и соседний культурно-рекреационный кластер «Белые Горы», наиболее известный кинопоселком Семрук — местом съемок сериала «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной. Сейчас там завершаются строительные работы: в прошлом году кластер стал одним из победителей всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды на 2023 год и получил 70 млн рублей. Разработкой проекта занималось казанское архитектурное бюро ZARF с поддержкой фонда «Институт развития городов РТ». Кинодеревню превратят в парк, объединив пятачок с декорациями в единую концепцию с лесным массивом и берегом Камы.
Как будущий эксплуатант, УПТ уже присматривает за стройкой — в компании прогнозируют, что работы завершатся до конца лета. Кроме того, в планах на эту территорию — запуск экскурсионных программ, активация событийной программы, привлечение партнеров и спонсоров для реконструкции зон активностей с целью круглогодичной работы, создание глэмпингов и активностей вблизи территории. Кстати, один глэмпинг в поселке Старая Пристань по соседству уже есть — Cinema Glamp того же Мунавирова. Ну и в целом планы по району грандиозные. Набережную хотят превратить в круглогодичный кластер, ведь Лаишево имеет потенциал города-курорта — совместный проект Татарстана с корпорацией «Туризм.РФ» оценивается в 24 млрд рублей.
«Волжская тропа», гора Соколка и «Дингез»
Еще три объекта УПТ находятся на правом берегу Волги. Туристический маршрут «Волжская тропа» протяженностью 350 км дирекция по экотуризму презентовала этой весной. На данный момент никакой инфраструктуры, кроме маркировки и отдельных участков тропы, там нет. По словам Саргиной, реализация проекта первой очереди от казанского парка им. Урицкого до Камского Устья (174 км) начнется только в 2024 году. Задачами УК на этом объекте станут контроль за состоянием тропы, запуск туристических маршрутов, привлечение бизнеса для создания там объектов отдыха (кемпингов и глэмпингов) и активностей на природе (аренда водного транспорта, конные прогулки, бани, организация событий, экотерапевтических практик, туров и др.).
Чтобы «Волжская тропа» превратилась в полноценный продукт, требуется минимальная инфраструктура для комфорта, говорит Саргина. УК даст возможность туристам заказать оборудование, укомплектованный рюкзак, организованный лагерь
Чтобы «Волжская тропа» превратилась в полноценный продукт, требуется минимальная инфраструктура для комфорта, говорит Саргина. УК даст возможность туристам заказать оборудование, укомплектованный рюкзак, организованный лагерь. К слову, в конце июля дирекция уже представила три экскурсионных тура с трансфером из Казани стоимостью от 1,5 тыс. до 3,3 тыс. рублей — платежи принимает как раз УПТ.
Следующий проект — гора Соколка в Верхнеуслонском районе. «В настоящий момент идет проработка инвестиционных лотов для предпринимателей», — говорит Минуллин. По задумке компании, на склонах с видом на Казань должны появиться творческие резиденции и арт-пространства, где будут проводиться корпоративные ретриты, стратегические сессии, тимбилдинги. Предпринимателям предлагается создать там кемпинг, глэмпинг, базу отдыха или экоотель.
А в туристско-рекреационном кластере «Дингез — Море Татарстана» в Камском Устье УК берет в управление визит-центр возле спуска к Юрьевской пещере. «Существует запрос посетителей на проведение безопасных экскурсий к пещере, на оказание сервисов для туристов, чтобы взять в аренду палатку и походное оборудование», — говорит Минуллин. Также компания отмечает запрос местных предпринимателей — это рыболовные базы, глэмпинг, экоотель, экскурсии по виноградникам и на сырное производство — на продвижение их услуг и продукции.
Камское Устье и так очень популярно у татарстанцев, в благоустройство территории вложено уже около 50 млн рублей, неужели до сих пор никто не занимался удовлетворением этих запросов? Например, туркомпания «Середина Волги» Алмаза Насырова организует экскурсии по району уже на протяжении пяти лет. Тем не менее бизнесмен не видит конкуренции со стороны УПТ.
Камское Устье и так очень популярно у татарстанцев, в благоустройство территории вложено уже около 50 млн рублей
«Идею оцениваю позитивно. Мы уже сами понимали, что такая компания нужна. Даже встречались с дирекцией по природным территориям, обсуждали, что будем делать это сообща. Главное, чтобы с нами тоже советовались, чтобы наши наработки за пять лет не пошли коту под хвост», — поделился он в разговоре с «БИЗНЕС Online». Больше всего предпринимателя волнует, что многие приезжают в лес возле Юрьевской пещеры дикарями и оставляют после себя много мусора. «Нужно будет подумать вместе с управляющей компанией, как сделать, чтобы люди были более осознанными, берегли природу», — добавляет Насыров.
С администрацией Камско-Устьинского района компания «Управление природными территориями» встречалась уже 2 раза. «Они говорили пока только о визит-центре. А мы сказали, что если будем отдавать, то только полностью — и с Юрьевской пещерой, и с горой Лобач», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома района Ринат Загидуллин. По его мнению, и визит-центром, и уборкой мусора на территории кластера должна заниматься одна компания. В районе уже есть МБУ «Молодежный центр», за которым закреплена территория вокруг горы Лобач. Согласно открытым данным, учреждение возглавляет тот же Мунавиров. «Они занимаются и молодежью, и туризмом. Поддерживают чистоту, вывозят мусор», — поделился руководитель исполкома.
Районам не хватает рук на поддержание туристической инфраструктуры, отмечает Загидуллин. «У нас нет специалиста по туризму. Район всегда опаздывает с тем, чтобы внести данные в ЦЭСИ. Нужно сосчитать все кустарники, деревья, какая там зона — лесфонд или сельхозназначения», — поделился Загидуллин сложностями подготовки документации. Напомним, Центр экономических и социальных исследований РТ (ЦЭСИ) при кабмине РТ собирает и оценивает проекты перед тем, как республика выделит на них бюджетные деньги.
В качестве позитивного примера передачи объектов в управление Загидуллин привел центр развития творческого потенциала «Аргамак» в самом пгт Камское Устье — сейчас базой управляет молодежная организация «Сэлэт». «Мы передали им лагерь и горя не знаем, все смены полные. Если управляющая компания будет так же работать, мы согласны», — добавил Загидуллин.
Конечно, район должен иметь дивиденды от появления УК. «Мы можем запустить в визит-центр местных предпринимателей, которые создадут там рабочие места. Предложили УПТ открыть удаленный офис в Камском Устье», — поделился Загидуллин.
«Мы в этом году надеемся принять 200 тысяч туристов — от помощи не откажусь!» — сказал в разговоре с «БИЗНЕС Online» глава Тетюшского района Рамис Сафиуллов
Сначала ГОСТы, потом управление глэмпингами
А как идею оценивают в других районах с высоким туристическим потенциалом? «Мы в этом году надеемся принять 200 тысяч туристов — от помощи не откажусь!» — сказал в разговоре с «БИЗНЕС Online» глава Тетюшского района Рамис Сафиуллов. Главное, чтобы это было обоюдно выгодно, чтобы на объектах управляющей компании работали тетюшане, подчеркнул глава. Напомним, в этом году в Тетюшах завершается строительство визит-центра со смотровой башней «Тюбетей Tower» высотой 120 м, гостиницей и пляжем на берегу Волги. В проект вложено 290 млн рублей, в том числе 50 млн — частные инвестиции компании жены Сафиуллова. Поблизости находится и потенциальный объект для УПТ — государственный природный заказник «Долгая Поляна» площадью около 410 га, и усадьба графа Молоствова, популярные у экскурсионных групп.
«Собрав в рамках одной компании пять территорий, они смогут грамотно продвигать их», — уверен президент ассоциации туристских агентств РТ Рамиль Мифтахов. Глобальный опыт, который команда приобретет в процессе, позволит масштабировать управленческие схемы на другие территории, чтобы высококлассно их обслуживать и предоставлять высокий уровень сервиса. Это стратегически правильное решение, говорит Мифтахов.
Конфликта с существующими региональными туроператорами здесь нет, уверен эксперт. Минземимущество РТ учредило компанию под конкретные территории, она не владеет этой землей, а только оказывает сервисные услуги и поддержку. «Управляющая компания, наоборот, создаст условия для предпринимателей, а они будут учиться у нее сервису. Придется либо работать хорошо, либо не работать», — говорит Мифтахов. А т. к. УПТ не будет сама заниматься прокатом, кафе, магазинами, возникнет синергия с местным бизнесом.
«Собрав в рамках одной компании пять территорий, они смогут грамотно продвигать их», — уверен президент ассоциации туристских агентств РТ Рамиль Мифтахов
Насколько это позволит увеличить туристический поток, пока трудно оценить, говорит Мифтахов. Но чем выше будет качество услуг, тем лучше будет результат — его можно будет увидеть не раньше, чем через год. «Летний сезон у нас длится только до августа. Они пока будут отрабатывать сценарии, анализировать услуги. Потом у них будет полгода, чтобы подготовиться к следующему сезону. И в начале лета-2024 мы увидим новые стандарты», — прогнозирует Мифтахов.
«Татарстан сейчас очень популярен среди туристов. И если территория не облагорожена, если не ведется какой-либо контроль или не распределяются правильно потоки, то ей может быть нанесен урон», — оценивает востребованность УПТ исполнительный директор ассоциации отельеров Казани и Республики Татарстан Александра Юшутина. По ее словам, поддержание существующей туристической инфраструктуры — распространенная проблема в России: проект могут сделать классным, а по факту никто не будет следить за его надлежащим состоянием. С помощью УК тропы, зоны отдыха будут организованы там, где должны быть, и никакой самодеятельности не будет, продолжает эксперт.
Деятельность этой компании даст туристам цивилизованный отдых, уверена Юшутина. «Немаловажный плюс: если территория станет общественным местом, оттуда исчезнет алкоголь — распитие спиртных напитков в общественных местах запрещено», — говорит она. Плюс отдых на природе станет доступнее для семей с детьми. «Я, как мама с ребенком, которая хочет поехать на природу, рассматриваю только варианты, где есть обустроенные туалеты, куда можно спокойно доехать либо на общественном транспорте, либо где есть парковочная зона», — выделила она потребности туристов.
Что касается коммерческого управления объектами загородного размещения, Юшутина согласилась, что тема актуальна. Однако прежде нужно разобраться с законодательным регулированием глэмпингов, уверена спикер. «У нас до сих пор нет нормативно-правовой базы под глэмпинги, их квалификации и так далее. Мне кажется, важно сосредоточиться на этом и тогда будет проще и понятнее заходить на данный рынок», — продолжает она. Например, в гостиничном деле есть контроль со стороны МЧС, пожарных, Роспотребнадзора. А отсутствие стандартов, ГОСТов для глэмпингов может создать барьеры на начальных этапах управления, добавляет Юшутина.
А что думают о появлении УК профессиональные туристы? Конечно, природные территории в РТ нуждаются в управляющей компании, говорит основатель туристического сообщества «Марийские лесоходы» («Команда К») и одноименного сайта о путешествиях Андрей Бортяков. «Во-первых, это внимание и госфинансирование. Как привели в порядок Камское Устье — мое почтение. Во-вторых, это присмотр и контроль. На примере Камского Устья — минимальное вмешательство в природу, но появился контроль за мусором после отдыхающих», — перечислил он уже существующие плюсы. Также он отметил, что инфраструктура получается красивая, комфортная, что способствует развитию внутреннего туризма и местного бизнеса.
* принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.