Стоимость топлива начала расти еще в конце февраля-начале марта. Тогда АИ-92 и АИ-95 за месяц прибавили в цене на 18% и 11% соответственно Стоимость топлива начала расти еще в конце февраля – начале марта. Тогда АИ-92 и АИ-95 за месяц прибавили в цене на 18% и 11% соответственно Фото: © Elena Mayorova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Рост цен на топливо в рознице пока заметно отстает от биржевых котировок

Биржевые цены на бензин марки АИ-92 продолжают бить исторические рекорды стоимости и, судя по тренду, останавливаться не планируют. Марка АИ-95 достигла максимума еще в середине июня. Сейчас же котировки на него располагаются практически под его максимальным уровнем.

Вчера биржевая цена бензина марки АИ-92 в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже превысила 60 тыс. рублей за тонну и составила 60 017 рублей. К концу торговой сессии цена откорректировалась, и закрытие произошло на отметке 59 816 рублей за тонну. Рост котировок за месяц составил 8,4%. Биржевые цены на бензин марки АИ-95 выросли за это же время на 4,6% до 66 556 рублей за тонну. Это также является максимумом с 23 июня — тогда стоимость топлива составляла 65 330 рублей за тонну.

Стоимость топлива начала расти еще в конце февраля – начале марта. Тогда АИ-92 и АИ-95 за месяц прибавили в цене на 18% и 11% соответственно. Котировки вверх толкало увеличение цен на нефть Brent, которая превысила $84 за баррель.

Биржевые цены вверх толкает и резкое ослабление рубля. Для российских поставщиков экспорт становится  привлекательнее торговли на внутреннем рынке Биржевые цены вверх толкает и резкое ослабление рубля. Для российских поставщиков экспорт становится привлекательнее торговли на внутреннем рынке Фото: © Svetlana Vozmilova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Главная причина подорожания связана с предложением минфина вдвое снизить топливный демпфер. Как сообщали СМИ в начале июля, в министерстве подготовили поправки о корректировке параметров налогов в нефтяной отрасли. Проект, помимо прочего, предполагает двукратное сокращение демпферных субсидий на три года — с сентября 2023 до конца 2026 года, а не на год, как планировалось. По расчетам Reuters, выплаты по демпферу за июнь составят около 120 млрд рублей. Таким образом, при сохранении такого уровня выплат в сентябре бюджет может сэкономить около 60 млрд рублей в месяц. Поставщики же переложат эти потери на потребителей.

Еще один повод для роста стоимости — увеличение объемов экспорта топлива, в том числе и бензина, за счет Турции, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Биржевые цены вверх толкает и резкое ослабление рубля. Для российских поставщиков экспорт становится привлекательнее торговли на внутреннем рынке. По этой причине правительство рассматривает вопрос квотирования экспорта нефтепродуктов, по сути, ограничивая поставки на экспорт. Это может разрушить цепочки поставок, которые российские нефтеперерабатывающие компании только начинают выстраивать в условиях санкционных ограничений.

Розничные цены заметно отстают от оптовых. С конца прошлого года бензин марки АИ-92 на заправках в Татарстане подорожал на 2,5%, АИ-95 — на 3,1%. Но это статистика. По факту бензин подорожал в республике на 10–12%. АЗС за счет скидок и различных бонусных акций делали на продаваемый бензин скидку от 2 до 4 рублей в зависимости от оператора. Сейчас же все АЗС мало того, что подняли цены на топливо, так и отменили все прошлые преференции для своих клиентов.

«Если вы купили качественный автомобиль, и залили в него некачественное топливо, ущерб для вас может быть гораздо больше (чем из-за роста расходов на заправку машины — прим. ред.)» «Если вы купили качественный автомобиль и залили в него некачественное топливо, ущерб для вас может быть гораздо больше, чем из-за роста расходов на заправку машины» Фото: © Elena Mayorova / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Независимые АЗС работать не смогут, им остается либо разориться, либо уйти с рынка»

Розница отстает от опта из-за жесткого административного регулирования, полагает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Последствия могут оказаться катастрофическими для частных АЗС, говорит аналитик. «Сама по себе проблема роста цен на бирже — это полбеды, гораздо хуже ситуация, когда рост цен в рознице сдерживается, независимые АЗС в этих условиях работать не смогут, а они продают 40 процентов нефтепродуктов в России, — сетует эксперт. — Им остается либо разориться, либо уйти с рынка, либо заниматься недоливом, продавать топливо из-под полы по повышенным ценам, разбавлять. Возникнет дефицит, рынок будет дестабилизирован».

Ударит это и по потребителям, уверен Митрахович: «Если вы купили качественный автомобиль и залили в него некачественное топливо, ущерб для вас может быть гораздо больше [чем из-за роста расходов на заправку машины]».

Рост оптовых цен связан с налоговым давлением, указывает собеседник нашего издания. Помимо снижения выплат по демпферу, правительство перенесло на 2027 год налоговый вычет в 20% от ставки налога на добычу полезных ископаемых для выработанных месторождений. Эта отсрочка позволит бюджету сэкономить порядка 100 млрд рублей в год. Если поправки минфина примут, с сентября НДПИ, налог на добавленный доход и экспортная пошлина будут рассчитываться исходя из максимального дисконта Urals к Brent в $20 за баррель. «Рост цен наблюдается из-за ожидания увеличения этой налоговой нагрузки на нефтяников, говорит Митрахович. — Но если ВИНКи могут субсидировать розничные продажи за счет экспорта, то частные заправщики такими ресурсами не располагают».

В ближайшие два месяца значительного роста оптовых цен на топливо наш собеседник не ожидает. Однако с сентября и октября цены снова могут рвануть вверх. «Это может произойти, если правительство не пойдет на уступки нефтяникам по налогам и другим вопросам», — рассуждает Митрахович. Призыв продавать больше нефтепродуктов на бирже или квотирование экспорта он не одобряет. «Вряд ли требование увеличить объемы продаж поможет — число игроков у нас небольшое, практически все НПЗ принадлежат ВИНКам, а квотирование экспорта — это удар по тем отраслям, которые являются кровью нашей экономики — нефть и нефтепереработка. Если ограничить продажу бензина и дизеля, начнут продавать нафту. Запретят нафту — начнут продавать сырую нефть. И куда мы с такими методами придем?»

«ЖД и авиабилеты в силу сезонных колебаний сильно скакнули вверх, и люди стали чаще ездить на машинах в попытке сэкономить. Этот эффект повышенного спроса также подтолкнул цены» «Ж/д и авиабилеты в силу сезонных колебаний сильно скакнули вверх, и люди стали чаще ездить на машинах в попытке сэкономить. Этот эффект повышенного спроса также подтолкнул цены» Фото: «БИЗНЕС Online»

Рост цен на топливо продолжится еще 1,5 месяца со скачками и откатами, полагает руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Собеседник нашего издания связывает это с ростом спроса на топливо от автомобилистов-путешественников. «Ж/д и авиабилеты в силу сезонных колебаний сильно скакнули вверх, и люди стали чаще ездить на машинах в попытке сэкономить. Этот эффект повышенного спроса также подтолкнул цены», — говорит Масленников.

Собеседник издания полагает, что рост цен на топливо вскоре привлечет внимание регуляторов. «Если бензин будет стоить 70 рублей, это серьезное социальное раздражение, полностью исключать такую вероятность нельзя, — говорит эксперт. — В регионах очень неравномерная ценовая политика. Но может быть и обратная ситуация. Государство может вмешаться и ввести меры стимулирования продавцов топлива — например, субсидировать им самовывозом топлива с НПЗ. Все зависит от расторопности региональных администраций».