Олег Коробченко: «У нас в республике созданы условия для развития бизнеса, иначе мы не имели бы сегодня рост промпроизводства по итогам года на 6 процентов» Олег Коробченко: «У нас в республике созданы условия для развития бизнеса, иначе мы не имели бы сегодня рост промпроизводства по итогам года на 6 процентов» Фото: Оксана Король

«Самое главное — нет падения и стагнации»

— Олег Владимирович, 2022-й завершен с плюсом — индекс промышленного производства в республике прибавил 6,6 процента. I квартал 2023-го повторил успех прошлого года?

— Прошлый год начинался очень хорошо, до февраля, и сравнивать начало того года и этого будет некорректно. Индекс промышленного производства за январь – март 2023-го составил 100,3 процента. Самое главное — нет падения и стагнации.

 «За счет каких предприятий рос ИПП в 2022 году? Честно говоря, верится с трудом. Или оборонка помогла?» (Мустафин)

— Это результат совместного труда отраслей нефтедобычи, нефтепереработки и машиностроителей. Почти все отрасли имели позитивную динамику. Если смотреть отдельно по предприятиям, то компания ICL дала огромный прирост. Haier дал 400 процентов по некоторым заводам, а в среднем — 170 процентов. У ПОЗиСа производство холодильников упало, а оборонка выросла. Оборонка вся выросла. По понятным причинам провалилось легковое автомобилестроение, но положение на «Соллерсе» уже выправляется. КАМАЗ в объеме производства вырос, в доходах упал, а в прибыли вырос.

 «Скоро будет год, как вы из предпринимателя стали чиновником. Как из министерского кресла видятся проблемы, которые беспокоили вас как бизнесмена? Какие системные косяки увидели вы в работе чиновников свежим взглядом?» (Ильгизар Зарипов) 

— У нас в республике созданы условия для развития бизнеса, иначе мы не имели бы сегодня рост промпроизводства по итогам года на 6 процентов. Поэтому я не говорил бы о каких-то системных сбоях. Но я скажу так: чтобы понять другого человека, например бизнесмена, надо, образно говоря, надеть его башмаки и пройти в них хотя бы несколько шагов. Я в этих башмаках ходил и надеюсь, что такой опыт сейчас помогает в выстраивании новых отношений министерства с бизнесом. Поэтому, когда я заступил в должность, мы собрали представителей всех отраслей промышленности и провели стратегическую сессию. Были также руководители ассоциаций, экспертное сообщество. В итоге мы выявили направления, где есть точки роста и можно заработать дополнительные деньги. Таких направлений оказалось 23. Мы создали проектные группы, прописали стратегию по каждому направлению, поставили конкретные цифры и начали отрабатывать.

— Что входит в эти 23 направления?

— Энергетика, станкостроение, судостроение, среднетоннажная и малотоннажная химия, беспилотная авиация, аддитивные технологии, сельскохозяйственная и дорожная техника, лесоперерабатывающая и легкая промышленность, микроэлектроника и бытовая техника, энергомашиностроение и другие.

 «Вы сильно удивились, когда президент РТ предложил вам стать министром промышленности?» (Широков)

— Когда меня позвали на эту должность, я, честно говоря, подумал, что это шутка. Никогда не планировал в нее заступать. Но, если так получилось, к тому же страна сейчас находится в непростом положении, я принял эту ответственность как нагрузку, которую должен выдержать. И если получится, максимально помочь республике.

— Насколько работа предпринимателя отличается от работы министра?

— Знаете, сравнивать предпринимателя и чиновника большого смысла нет, потому что у них разные задачи. Предприниматели хотят все быстро сделать. Мне как-то один из моих руководителей сказал: «Ты сначала все изложи на бумаге, подойди к зеркалу и повтори написанное. Половина вопросов отпадет».

«Положительная динамика в промышленности — результат совместной работы. Новые контракты, которые появились благодаря участию в крупных выставках и форумах, — это тоже совместный труд» «Положительная динамика в промышленности — результат совместной работы. Новые контракты, которые появились благодаря участию в крупных выставках и форумах, — это тоже совместный труд» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На сегодня у нас есть понимание, какие наши слабые и сильные стороны, где точки роста»

 «Что конкретно вами сделано за год в ранге министра?» (Юрий)

— Министр, как любой руководитель, работает с командой, в которую входят не только сотрудники министерства, но и отраслевых рабочих групп, а это представители предприятий, вузов. Поэтому положительная динамика в промышленности — результат совместной работы. Новые контракты, которые появились благодаря участию в крупных выставках и форумах, — это тоже совместный труд. Начало работы над развитием станкостроения, победа республики в нацпроекте «Производительность труда» также общая заслуга.

Первое, что сделал в должности, — объехал многие предприятия, чтобы понять, какая стратегия развития в каждой отрасли. Некоторые до сих пор не имеют таковой, хотя стратегия очень нужна. На сегодня у нас есть понимание, какие наши слабые и сильные стороны, где точки роста и как мы можем увеличить объемы производства. За каждым направлением я закрепил своих заместителей, и постепенно по каждой отрасли мы прописали количество необходимой продукции, например станков. Все измерили в килограммах, тоннах, штуках, километрах. Сколько ведер, унитазов, самолетов, пароходов, сколько нужно ГСМ в тоннах — у каждого производителя должно быть все запланировано в штуках.

Когда я после своего назначения разговаривал с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым, то сказал ему об этом. Через два месяца вышла программа, в которой крупные вещи посчитаны в штуках, а все остальное — в рублях. Хотя я считаю, что все должно быть в штуках. Мне кто-то сказал: «Так это же плановая экономика!» А что в ней плохого? У нас есть 147 миллионов человек. На это население в среднем нужно 50 миллионов буханок хлеба в день, умножив на 365, получаем потребность в год. В муке — это столько, а в зерне — столько. Соответственно, нам нужно произвести такое-то количество зерна. Для этого нам необходима такая-то площадь пахотных земель, такое-то количество комбайнов и тракторов, столько-то солярки, для чего нужно добыть столько-то нефти. То же самое по грузовикам, рудным материалам. А произведенное сверх плана можно экспортировать.

Кстати, об экспорте. У Татарстана с Беларусью товарооборот составляет 1 миллиард долларов. После визита в эту страну посчитали, что потенциал оборота — 2 миллиарда. Будем над этим работать!


— Какие приоритеты в отраслях промышленности?

— Прежде всего продовольственная безопасность. В Татарстане зерна и молока производят больше потребности. Естественно, все излишки надо продать, причем выгодно. Сегодня мы ведем переговоры по переработке зерна. Есть вопросы по организации продажи зерна за рубеж. То же самое с молоком: его надо или перерабатывать, или продавать в виде сухого молока. Да, это программа минсельхоза, но для зерна нам нужно произвести определенное количество сушильных камер, тракторов, необходимы заводы по переработке, сушке молока. И над этими вопросами мы работаем совместно.

Второе — медицина. Нам нужно произвести инструменты и оборудование, в том числе по импортозамещению. У нас есть для этого программа.

Третье — безопасность граждан и страны. Сегодня это западные рубежи России. У нас несколько заводов занимаются производством военной техники и оборудования для СВО.

Четвертое — образование. Нам необходимо произвести оборудование и мебель для школ.

Для планирования, координации и контроля деятельности по всем этим направлениям нужно министерство промышленности.

«Государство должно субсидировать покупку станков российского производства. Такая федеральная программа есть, и сегодня мы подводим к тому, чтобы наши покупатели могли взять отечественные станки в лизинг, и первый платеж субсидировать на 80%» «Государство должно субсидировать покупку станков российского производства. Такая федеральная программа есть, и сегодня мы подводим к тому, чтобы наши покупатели могли взять отечественные станки в лизинг и первый платеж субсидировать на 80 процентов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Да, импортное эффективнее, но и отечественное надо создавать»

— Хорошо, приоритеты выстроены. Что еще вам удалось сделать за год работы?

— Мы продвигаем станкостроение. В этом году планируем отладить механизмы сборки 30 фрезерных станков с ЧПУ. План на следующий год — 150 станков с локализацией на 70 процентов, на 2025-й — 500 станков с локализацией на 90 процентов. 

— Комплектующие станков чьи?

— Пока китайские. Невозможно одномоментно начать производить станки с нуля с 100-процентной локализацией. Мы нарабатываем компетенции по сборке, здесь тоже нужно приобрести опыт. И, как я уже сказал, работа по локализации также идет.

— Вы сказали, что план 2023 года — 30 станков. А сколько уже произвели?

— Пока только два, до конца года будет 30.

— Вы уже знаете, кто их купит?

— На первые станки заказчики есть. Станки надо уметь продать, как и любую новую продукцию. Сегодня у всех уже сложился свой пул поставщиков. И новые пока не входят в их планы, поэтому иногда приходится подключать и административный ресурс.

В Беларуси сказали: «У нас должно быть станкостроение!» Одним заводам дали задание станки делать, другим — купить их. И нет проблем! А наши предприятия сейчас говорят: «Мы лучше обходными путями купим японские, которые дороже в 5 раз». Да, импортное эффективнее, но и отечественное надо создавать.
Олег Коробченко Вице-премьер —  министр промышленности и торговли Татарстана
Олег Коробченко вице-премьер – министр промышленности и торговли Татарстана

Когда КАМАЗ на рынок выводил линейку К4 и К5, мои бывшие компании напрямую участвовали в этом процессе — обслуживали новые машины. Были недоработки, и мы собирали перечень дефектов, отдавали их на главный конвейер, где вносили изменения. Вместе с научно-техническим центром КАМАЗа за год-два было внесено несколько десятков изменений в новый модельный ряд, на конвейере применили 35. После этого появился «КАМАЗ-Нео», потом «Нео-2».

Сегодня то же самое нужно делать со станками. Их произвели — на них надо поработать, найти минусы, их устранить и продолжить производить. А государство должно субсидировать покупку станков российского производства. Такая федеральная программа есть, и сегодня мы подводим к тому, чтобы наши покупатели могли взять отечественные станки в лизинг и первый платеж субсидировать на 80 процентов.

— Где будут собирать эти станки?

— Сборка будет идти на базе трех предприятий объединения «ТатПромСтан»: казанские компании «Пегас» и «ВАТАН», чистопольская «Бетар». Производить станки — это их инициатива.

То же самое по лесоперерабатывающей промышленности. В республике три-четыре компании занимаются лесопереработкой и производством древесных изделий. Они сказали, что им нужно для увеличения объема производства и продаж. А сырье у нас есть — 17 процентов территории республики занято лесом, и мы совместно с минлесхозом отрабатываем все вопросы для реализации запланированного. В некоторых районах Татарстана лес растет почти стихийно, самосевом. А если мы начнем сажать быстрорастущую березу, то будем обеспечены дешевым сырьем с нулевой логистикой и себестоимость продукции деревообработки станет низкой.

— В каких еще отраслях есть определенные итоги работы?

— С СИБУРом отрабатываем проекты полимерных решений, которые еще не локализованы. С «Татнефтью» отрабатываем производство полиэтилентерефталата для легкой промышленности. Наработки уже есть — в Нижнекамске производят микрофибру. Сырьем располагаем, а промежуточной переработки нет, потому в этом направлении ведем большую работу.

По автопрому с КАМАЗом отрабатываем производство электромобиля «Атом» в Набережных Челнах. Для электромобилей нужны литийионные батареи, и мы сегодня совместно с «Росатомом» отрабатываем вариации их производства в Татарстане. 

КАМАЗ начал делать надстройки на автомобили для лесной промышленности, а белорусская компания «Амкодор» стала производить лесозаготовительную технику.

«На 2023 год запланировано расширение модельного ряда автомобилей К5 на санкционно-устойчивой компонентной базе, с улучшенными потребительскими характеристиками» «На 2023 год запланировано расширение модельного ряда автомобилей К5 на санкционно устойчивой компонентной базе, с улучшенными потребительскими характеристиками» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Выпуск этой версии К5 не будет зависеть от поставок комплектующих из недружественных стран»

 Комплектующие просто везут из Китая. Вас эта ситуация устраивает, нужно ли ее менять?

— Яркий пример успехов в импортозамещении — производство грузовых автомобилей КАМАЗ версии К5. В прошлом году предприятие поставило задачу к 2023-му запустить производство импортонезависимой версии. Совместно с партнерами на территории России освоили производство ряда компонентов, которые ранее были импортными. Бо́льшая часть локализуемых компонентов производится в Татарстане!

Например, для каркаса кабины автомобилей поколения К5 в России было организовано производство штамповой оснастки и деталей каркасов кабин, локализация деталей горячей штамповки и деталей из импортных сталей. В результате испытания локализованной стали показали лучшие результаты по сравнению с импортной.

В начале 2023 года собран первый обновленный магистральный тягач «КАМАЗ-54901». Теперь выпуск этой версии К5 не будет зависеть от поставок комплектующих из недружественных стран.
Олег Коробченко Вице-премьер — министр промышленности и торговли Татарстана
Олег Коробченко вице-премьер – министр промышленности и торговли Татарстана

На 2023 год запланировано расширение модельного ряда автомобилей К5 на санкционно устойчивой компонентной базе, с улучшенными потребительскими характеристиками.

Что касается поставок из Китая, то КНР — стратегический партнер России. Нет ни одной страны в мире, которая самостоятельно производит абсолютно все для собственного потребления. Но мы должны стремиться укреплять технологический суверенитет и стимулировать производство внутри страны.

Предприятия всех отраслей работают над импортозамещением, задача министерства — помочь им, создать условия, поддержать и направить. Главное, чтобы они понимали, что не будут брошены один на один с проблемами.

Стараемся поддерживать на уровне федерального министерства, содействовать в получении субсидий и льгот, дешевой электроэнергии и воды, помогать строить подъездные пути и коммуникации, подводить к ним сети. Предлагаем программы от фонда развития промышленности, промышленную ипотеку.

К нам обращается большое количество компаний, зачастую даже с одинаковыми проектами. Наша задача — аккумулировать эти проекты, проанализировать их и расставить приоритеты. Например, нужен ли нам еще один завод по производству светодиодных ламп, готовы мы его субсидировать или нет?

В функционал министерства промышленности в том числе входит администрирование процессов, поддержка и стимулирование. Многие предприятия начали новые проекты. В некоторых регионах производственники говорят: это время мы переждем, возьмем паузу. У нас в республике не так. Татарстанские предприятия, напротив, активизировались и прислали нам более 180 проектов. Вместе с инвестиционно-венчурным фондом РТ мы их анализируем. Отобрали уже около 15 проектов, которые точно пойдут. Сегодня помогаем им найти финансирование и поддерживаем их во всем.

Когда я начинал свой бизнес, боялся зайти в проект. А меня один человек поддержал: «Да не бойся, давай делай!» Он меня подтолкнул, и я решил: была не была! И все пошло. Здесь такая тонкая грань, когда предпринимателя нужно подтолкнуть, сказать: пойдет проект! Помочь ему в банк зайти под гарантии поддержки с нашей стороны. И проект реализуется.

— Что еще удалось сделать за год?

— Несмотря на вызовы 2022-го, большое количество предприятий в прошлом году запустило новые проекты. Не без помощи государства: на поддержку татарстанской промышленности направили огромный объем денег. Общий объем привлеченных средств по федеральным мерам господдержки составил более 70 миллиардов рублей. Для сравнения: годом ранее — порядка 51 миллиарда. И это когда уже началась СВО.

Если запрос у предприятия в господдержке до 200 миллионов рублей (с марта 2023 года сумма увеличилась с 100 миллионов до 200 миллионов), то этим занимается региональный фонд развития промышленности. Мы получаем проект, идем с ним в федеральный фонд развития промышленности и помогаем авторам проекта получить финансирование.

— Под какие условия?

— От 1 до 3 процентов на срок до пяти лет. При фонде развития промышленности есть экспертное бюро, которое бесплатно анализирует проект, дает рекомендации по соблюдению требований федерального фонда. При этом мы даем от республики фонду гарантии, оказываем всестороннюю поддержку проекту.

— В фонде только федеральные деньги или республика тоже сколько-то выделяет?

— Есть и софинансирование.

 «Насколько пришлось поменять команду в министерстве?» (Лилиана)

— Я никого не увольнял, два зама пошли на повышение — один в бизнес, другой министром в ЛНР. У нас команда профессиональная, грамотная, квалификация у нее высокая. Без сложностей не обходится, но думаю, что период притирок прошел и к моему темпу работы, который я привнес из бизнеса, большинство сотрудников уже привыкли.

Вообще, везде всегда нужна новая кровь. Сейчас среди замов есть одно вакантное место — ищу профессионала, который хорошо знает отрасль нефтедобычи, нефтепереработки и химии.

«Россия производит 30 миллионов тонн химии, а Иран — 90 миллионов тонн. Есть химическая продукция, которую мы вообще не производили, а покупали в Европе» «Россия производит 30 миллионов тонн химии, а Иран — 90 миллионов тонн. Есть химическая продукция, которую мы вообще не производили, а покупали в Европе» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ну зачем нам ввозить китайские грузовики в огромном объеме, если у нас есть КАМАЗ?»

 «В чем основное отличие работы чиновника и предпринимателя? Кем быть легче и почему?» (Анастасия Титова)

— Легче только тому, кто не работает. Но отличие все же есть — бизнесмен отвечает своим бизнесом, репутацией за результат работы. У чиновника ответственность размыта, и бывает, что процесс важнее результата.

— Где сегодня особенно нужен результат?

— На предприятиях ВПК, в химии. Для сравнения: Россия производит 30 миллионов тонн химии, а Иран — 90 миллионов тонн. Есть химическая продукция, которую мы вообще не производили, а покупали в Европе. Когда наши химические компании оказались у разбитого корыта, они поехали по всем дружественным странам в поисках того, что им сегодня нужно, например катализаторов. Кто-то с нами делится рецептами и технологиями, кто-то поставляет. СИБУР отрабатывает данные вопросы с КНИТУ-КХТИ.

— Кто сегодня у нас занимается малотоннажной химией?

— Резиденты «Химграда», «КИП-Мастер», «Нэфис Косметикс». Сейчас у наших предприятий возникла возможность производить все то, что перестали поставлять недружественные страны.

— В каких еще отраслях нужен результат?

— В легкой промышленности. У нас мало что производят! Для нижнего белья, спортивной одежды, тряпок для мытья пола нужна микрофибра, ПЭТФ — полиэтилентерефталат. Микрофибру, например, у нас производит «Бикотекс». Но основная доля поставок в легпроме пока идет из Европы и Китая, а нам нужно все это импортозаместить.

В машиностроении нам необходимо самим начать производить дорожно-строительную и сельскохозяйственную технику. Нужно конкурировать с нашими партнерами из Китая, Турции. В КНР субсидируют экспорт в огромном объеме!

Китайцы к нам завозят товары с нулевой пошлиной. Поэтому они демпингуют на рынке. Сейчас китайский грузовик, аналогичный «КАМАЗу», гораздо дешевле его. А попробуйте «КАМАЗ» завезти в Китай: пошлина — 100-процентная!
Олег Коробченко Вице-премьер — министр промышленности и торговли Татарстана
Олег Коробченко вице-премьер – министр промышленности и торговли Татарстана

— Если легко и дешево купить китайское, то собственное производство опять не начнет развиваться.

— А вот это и есть промышленная и технологическая безопасность.

— Как убедить потребителя покупать отечественное?

— Мы это должны делать за счет соотношения цены и качества. Государство регулирует все тарифы: таможенные, утилизационные, на энергоносители и так далее. Государство все может, главное — захотеть. На встрече рабочей группы Госсовета при президенте РФ по промышленности, которую возглавляет тульский губернатор Алексей Дюмин, Владимир Путин сказал Денису Мантурову: «Если у нас есть аналог производства внутри страны, ограничивайте ввоз». Ну зачем нам ввозить китайские грузовики в огромном объеме, если у нас есть КАМАЗ?

— И что Мантуров ответил?

— Сказал, что уже разрабатывают соответствующие меры. Например, ввоз из недружественных стран блокируют.

 «В феврале 2023 года в Кабуле с участием татарстанских компаний было подписано соглашение с правительством Афганистана по развитию инфраструктурных проектов в данной стране. Кто участвует от РТ и какова роль вашего министерства в этом?» (Рустам)

— Да, в феврале состоялось подписание соглашения. Специалисты «КЭР-холдинга» проектируют в Афганистане электростанцию, которая должна покрыть дефицит электроэнергии в этом государстве.

— Промпарки — зона ответственности министерства экономики. А роль вашего министерства какова, ведь речь идет о промышленности?

— Мы совместно работаем. Со всеми 43 районами республики фонд развития промышленности РТ (ФРП РТ) проработал вопрос потребности в строительстве объектов для производства по программе промипотеки. И уже 13 районов подали заявки. Недавно были внесены предложения в закон по промышленной ипотеке, и теперь под эту программу могут попасть не только готовые здания, но и строящиеся.

«На Wildberries работают свыше пяти тысяч человек. На логистических складах Wildberries, Ozon используется ручной труд, но зарплаты высокие — 80 — 90 тысяч. И рядом стоят два завода в Зеленодольске — ПОЗиС и судостроительная компания, где зарплата — до 70 тысяч» «На Wildberries работают свыше 5 тысяч человек. На логистических складах Wildberries, Ozon используется ручной труд, но зарплаты высокие — 80–90 тысяч. И рядом стоят два завода в Зеленодольске — ПОЗиС и судостроительная компания, где зарплата — до 70 тысяч» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Огромное количество людей работают в сфере услуг, а в это время им можно было бы спутники производить»

— Сколько кадров не хватает сегодня на промпредприятиях?

— Мощным промпредприятиям Татарстана, в том числе градообразующим гигантам вроде КАМАЗа и ПОЗиСа, остро не хватает людей. КАМАЗу требуется около тысячи сотрудников, а если автогигант продолжит расширять свои мощности, то потребность вырастет в разы. Заводу Haier нужно 500 человек, нехватка кадров в Менделеевске, Нижнекамске, Зеленодольске, Казани.

— Откуда планируете получить эти кадры?

— ГЖФ РТ сейчас начал строить 6 домов под арендное жилье для специалистов КАМАЗа, которых мы совместно с министерством молодежи и министерством труда планируем привлечь из других регионов. В 2022 году мы привезли студентов профтехучилищ со всех регионов страны. Показали КАМАЗ, «Роквул-Волгу», «Татшину», рассказали об уровне зарплат, о том, где они будут работать, жить. Некоторые из них уже возвращаются в Татарстан. В следующий раз планируем привезти около тысячи человек. Будем уговаривать, чтобы они остались у нас жить и работать. За счет предприятий молодым специалистам предоставят жилье и подъемные.

На Wildberries работают свыше 5 тысяч человек. На логистических складах Wildberries, Ozon используется ручной труд, но зарплаты высокие — 80–90 тысяч. И рядом стоят два завода в Зеленодольске — ПОЗиС и судостроительная компания, где зарплата — до 70 тысяч.

В бюджет республики 25 процентов дает малое и среднее предпринимательство, из них в реальном секторе экономики работают всего 10 процентов, а все остальные — торговля и услуги. Огромное количество людей трудятся в сфере услуг, а в это время им можно было бы спутники производить.

— Человек ищет, где лучше, и нельзя его за это осуждать. Дайте им в промышленности высокую зарплату, жилье. Это возможно вообще?

— В Набережных Челнах есть хороший пример — Картонно-бумажный комбинат имени Титова. Это народное предприятие, там высокие зарплаты и нет кадрового голода. Такая форма собственности могла бы стать популярной в России. Ведь, когда человек работает не просто на себя, а на свое предприятие, он никогда сам себе не сделает плохо. Это некая мотивационная ниша. Поэтому необходимо на законодательном уровне продумать и принять механизмы, которые поспособствуют развитию в стране народных предприятий.

Еще пример — заводы ВПК, которые подняли рабочим зарплату до 60–70 тысяч, и люди к ним пошли.

— На иностранных автомобильных заводах есть безлюдные производства. И нам нужно создавать автоматизированные производства, где требуется минимум сотрудников. А руководители наших предприятий живут вчерашним днем, набирая тысячи людей.

— Автоматизация производства идет, но для наращивания опять же нужны роботы, станки, которые мы только начинаем собирать. А тем временем только за одну апрельскую неделю к нам приехали три огромные делегации из Китая с предложениями: давайте мы что-нибудь построим у вас!

— Китайские автомобили уже захватили российский рынок.

— По итогам 2022 года КАМАЗ был на рынке грузовиков лидером продаж, а в I квартале 2023-го лидерство захватили китайские производители. Думаю, сегодня самое страшное — пересесть с европейской иглы на китайскую. Вот для того чтобы этого не случилось, министерство промышленности и нужно: анализировать, быстро принимать решения и реализовывать их.

 СИБУР в Тобольске построил нефтехимическое предприятие, где трудятся порядка 4 тысяч человек. А в это время на «Нижнекамскнефтехиме» работают около 11 тысяч, наверное.

— У СИБУРа точка роста как раз «Нижнекамскнефтехим». Он планирует наращивать производство без сокращения штата.

 Они по-другому говорить не могут. Но везде оптимизируют штат и автоматизируют производство. Если КАМАЗ говорит, что им не хватает людей, то они просто играют в индустриальные игры.

— У нас недостаточно автоматизации и цифровизации, мы планируем это сделать, но пока надо увеличивать штат. Несколько заводов вытащили свое старое оборудование, которое для массового производства гораздо эффективнее, чем эти 5–7-координатные станки. Да, при этом людей требуется больше, но и производство увеличивается.

«Альтернативная энергетика должна быть, но не в большом объеме — процентов 10 от газовой генерации» «Альтернативная энергетика должна быть, но не в большом объеме — процентов 10 от газовой генерации» Фото: © Nikolay Orlov / Russian Look / www.globallookpress.com

«Сегодня и производственники очень нуждаются в науке, и наука готова заходить в производство»

 «На научные разработки деньги нужны, а предприятиям кажется, что дешевле и быстрее импортное купить, чем ждать от отечественной науки. Как „пожените“ науку и практику?» (Наиль Сагитов)

— Сегодня и производственники очень нуждаются в науке, и наука готова заходить в производство. В Татарстане созданы три передовые инженерные школы, отвечающие запросам промышленности. Инженерная школа на базе Набережночелнинского института КФУ в партнерстве с КАМАЗом разрабатывает проекты в сфере машиностроения, школа при КНИТУ-КХТИ в партнерстве с «СИБУР Холдингом», «Газпромом», «Аммонием» занимается химической промышленностью, а в передовой школе Университета Иннополис при поддержке минцифры РФ совместно с «Газпромом», «Ростелекомом», «Газпром нефтью», VK, Ак Барс Банком и МТС готовят IT-инженеров. Тесную связь с наукой имеют и КВЗ, и КАЗ, и судостроительная корпорация «Ак Барс».

— Академия наук РТ помогает производству?

— Конечно! Академию наук Татарстана мы сегодня приобщаем ко многим процессам. Самое ближайшее — производство литийионных аккумуляторов.

 «Есть ли перспективы развития ветроэнергетики в РТ с учетом отказа от сотрудничества европейских партнеров?» (Айгуль)

— Альтернативная энергетика должна быть, но не в большом объеме — процентов 10 от газовой генерации. Напомню, в 2019 году были завершены ветроизмерения на трех площадках: в Камско-Устьинском районе около села Красновидово, в Рыбно-Слободском — у Сорочьих Гор, в Спасском — у Измери. Скорость ветра на этих площадках превышает 7 метров в секунду, коэффициент использования установленной мощности составляет от 32,2 до 39 процентов, что характеризует наличие хорошего коммерческого ветра.

Имеются наработки инвесторов по определению площадок для размещения ветропарков и в других районах республики — в Атнинском, Буинском, Верхнеуслонском, Елабужском и Чистопольском. Но в связи с геополитической ситуацией в мире и уходом поставщиков оборудования реализация проектов со стороны ряда инвесторов по строительству ветропарков оказалась невозможной.

В апреле – мае 2023 года прошли конкурсные отборы инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. Компания «Уралэнергосбыт» определена победителем в части объектов ветровой генерации. Всего компания должна будет ввести 738,6 МВт по 17 площадкам, в том числе в Татарстане — 349 МВт на 7 площадках.

— «Татнефть» тоже планировала заняться ветроэнергетикой, но отказалась от этого проекта. Других инвесторов в республике нет?

— Никто большого желания не проявил. А «Татнефть» не отказалась, просто у нее есть более приоритетные проекты.

Энергопотребление у нас растет с каждым годом, потому что вводятся новые мощности. Увеличивается и производство электроэнергии, но недостаточными темпами. Уже 15–20 процентов покупаем с других рынков. Ветряная энергетика могла бы помочь нам решить эту проблему.

— А что с Заинской ГРЭС?

— Недавно на республиканском энергетическом форуме компания «Силовые машины» сделала свое предложение. Есть и другие предложения, например из Ирана. «Татэнерго» рассматривает все варианты. Самое главное — решить вопрос с федеральным центром, чтобы нас поддержали.

 «Есть ли в планах перенос Казанского казенного порохового завода, так как существует серьезный риск от этого предприятия для города в случае повторения ЧП 1917 года? Если произойдет взрыв, то половины города не будет». (Ramis)

— Точно никуда переносить не будут. И слава богу! Это один из заводов, который сегодня активно производит, соблюдая необходимые меры безопасности.

«Сегодня на КАЗе достраиваются цеха, будет докупаться оборудование. Думаю, в итоге всё будет хорошо — мы соберем самолеты» «Сегодня на КАЗе достраиваются цеха, будет докупаться оборудование. Думаю, в итоге все будет хорошо — мы соберем самолеты» Фото: https://tatarstan.ru/

«Цивилизация уже пошла в «беспилотие», и мы не должны отставать»

— Что сегодня происходит на Казанском авиационном заводе? Что-то производят?

— Ту-214 — это единственный проект, который в ближайшие пять лет сможет поддержать наш авиафлот.

Через три года начнут выходить из строя самолеты иностранного производства, и нужно что-то делать. Как сказал Рустам Нургалиевич, необходимо производить 40 самолетов в год, а Москва настаивает на 20. Но у нас должны быть свои и автомобили, и самолеты!
Олег Коробченко Вице-премьер, министр промышленности и торговли Татарстана
Олег Коробченко вице-премьер – министр промышленности и торговли Татарстана

— А желающие заказывать наши самолеты есть?

— Конечно! Например, одна из авиакомпаний хочет купить 10 самолетов, сделать казанский аэропорт своим якорным и обслуживать здесь борта. А если тут будет сервисное обслуживание, то все к нам начнут прилетать.

— Какой план на 2023 год у КАЗа?

— Три самолета. Сегодня на КАЗе достраиваются цеха, будет докупаться оборудование. Думаю, в итоге все будет хорошо — мы соберем самолеты. Для этого руководству завода нужны определенные повышенные полномочия. Дал директору КАЗа задачу повышенной сложности — нужно дать и все необходимые ресурсы!

— Как у нас развивается направление БПЛА?

— По беспилотной авиации в Татарстане есть хорошие наработки. Мы предлагаем федеральному центру взять за пример наш опыт применения беспилотников в сельском хозяйстве и в Иннополисе.

В сельском хозяйстве дроны делают географические измерения, облеты полей по засеву. С помощью дронов все это происходит легко и быстро. А в Иннополисе дроны уже два года летают! Они применяются для мониторинга территории города: как идет строительство, как мусор вывозится, где неправильно припарковалась машина. И эти дроны можно использовать для доставки продуктов и прочих небольших грузов. Около каждого дома можно сделать парковку с ячейками, чтобы дрон оставлял груз. Таким образом можно отказаться от доставщиков.

— И всех доставщиков — на завод?

— Точно! Это сейчас самая хорошая идея.

— А кто разрешит дронам по городу летать?

— Конечно, для этого должна быть разработана инфраструктура, принята схема и правила движения дронов. Мы сегодня это обсуждаем на федеральном уровне. Можно опыт использования дронов в Иннополисе затем применить в более крупном городе, например в Челнах. Все постепенно будет: сначала из точки А в точку Б, потом усложнить схему движения.

— Какая польза экономике от использования дронов-доставщиков?

— Производство дронов. Он же может быть двойного и даже тройного назначения. Он может быть задействован в городе, сельской местности, на западных рубежах. Цивилизация уже пошла в «беспилотие», и мы не должны отставать.

— Кто у нас может производить БПЛА?

— У нас много производителей беспилотников — и летательных, и наземных.

— Программное обеспечение Иннополис на себя берет?

— Почти все производители берут на себя и программное обеспечение. На совещании рабочей группы под председательством первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова мы предложили для примера взять опыт использования беспилотников в нашем сельском хозяйстве и в Иннополисе и заложить его в федеральную программу. И постепенно это начнет раскручиваться.

«Раньше, когда был предпринимателем, думал, что чиновники не работают. Сейчас понимаю, что, оказывается, предприниматели не работают» «Раньше, когда был предпринимателем, думал, что чиновники не работают. Сейчас понимаю, что, оказывается, предприниматели не работают» Фото: Оксана Король

«Оказывается, предприниматели не работают, а получают удовольствие»

 «Как относитесь к бурной экспансии федеральных торговых сетей? Нужно ли законодательно снижать их долю на рынке?» (Айгуль)

— У государства должна быть своя одна большая федеральная торговая сеть. Государство приобрело «Магнит», и это очень хорошо. Это нужно для продовольственной безопасности, чтобы в случае какой-то чрезвычайной ситуации цены на продукты питания не взлетели. Данную сеть сегодня надо расширять и укреплять. При этом локально должны оставаться и сети типа «Бахетле» и «Челны-Хлеб».

 «Сфера торговли больше всех в республике пострадала от „мусорной“ реформы. Платежи за вывоз мусора увеличились во много-много раз. Со стороны минпромторга проводятся какие-либо мероприятия для защиты торговых компаний?» (Рамиль Гайнутдинов)

— Работа проводится очень большая, но, к сожалению, пока безрезультатно. Встречались и с депутатами Госсовета РТ, и с регоператорами. Но последние очень тяжело идут на помощь торговле. В других регионах не так. В настоящее время вопрос изменения нормативов решается на уровне правительства РТ.

— У вас вообще есть время и желание заниматься торговлей?

— У меня есть заместитель по торговле. Когда я пришел в министерство, предложил собрать все торговые сети — и местные, и федеральные. Спросили их: «Чем мы вам можем помочь?» В ответ: «Ничем!» А помощь в подборе помещений, продвижении сетей, решении проблем на федеральном уровне? Удивились: «А вы это можете?! Что взамен?» Мы попросили организовать в магазинах сбор вещей для СВО и продавать халяльную татарстанскую продукцию по всем регионам. Торговые сети — это огромный потенциал, и министерство активно с ними работает.

— Вопрос читателя: «Как изменилась ваша жизнь за этот год? Готовы ли были к такому ритму и объему работы? Как воспринимает ваша большая семья, что папы почти всегда нет дома?»

— Раньше, когда был предпринимателем, думал, что чиновники не работают. Сейчас понимаю, что, оказывается, предприниматели не работают. Потому что предприниматель не работает, а получает удовольствие.

В министерстве мы работаем 7 дней в неделю. Когда мне дали первый отпуск и на второй день отозвали из него, я хотел кричать. Но сейчас тот момент, когда нам нужно отдать долг Родине.
Олег Коробченко Вице-премьер —  министр промышленности и торговли Татарстана
Олег Коробченко вице-премьер – министр промышленности и торговли Татарстана

На самом деле чиновником быть тяжело, работы очень много, и поэтому моя задача — не уйти в процесс ради процесса, а, как в бизнесе, добиваться результата.

 «БИЗНЕС Online» удается читать при таком ритме работы?

— Совсем нет времени. Но я знаю, что директора предприятий и чиновники читают ваше издание. Это очень хороший ресурс для поиска необходимой информации о людях и событиях!

— А пожелания газете есть?

— Освещать деятельность наших предприятий и помочь нам поднять престиж рабочих профессий, людей труда, делать элиту из инженеров, а не из золотой молодежи. 

 Олег Владимирович, спасибо за откровенный разговор. Успехов и удачи вам!

Коробченко Олег Владимирович родился 12 мая 1977 года в Жодино, Белоруссия. Окончил Институт экономики, управления и права, специальность «финансы и кредит» (2011), Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, доктор делового администрирования (2015).

1997 — охранник ТОО «Ремт-Сервис».

1997–1998 — бухгалтер ООО «Очкын».

1998–2001 — бухгалтер ООО «Ремт-Сервис А».

2001–2004 — коммерческий директор ООО «РемСервис».

2004–2022 — генеральный директор ООО «Кориб».

2019–2022 — депутат Государственного совета РТ VI созыва.

С 30.05.2022 — и. о. заместителя премьер-министра РТ – министра промышленности и торговли РТ.

С 15.06.2022 — заместитель премьер-министра РТ – министр промышленности и торговли РТ.