Наиля Зиннатуллина (вторая слева) Наиля Зиннатуллина (вторая слева): «Волжская тропа» отвечает на вызов, стоящий перед отраслью туризма Татарстана» Фото: Галия Ягудина

«Может, из вас кто-то думает, что мы все деревянными дорожками застелим. Такого не будет!»

Сегодня в Присутственных места Казанского кремля команда дирекции по развитию природных территорий и экотуризма Института развития городов РТ представила свой новый проект «Волжская тропа» — туристический пеший маршрут по территории Татарстана протяженностью 350 километров. «Лучше фитнес не придумаешь! Поэтому я призываю всех присутствующих сдавать ваши абонементы в фитнес-клуб и начать этим летом уже ходить по тропе. Это правда удивительный опыт, рекомендую всем его пройти», — заявила руководитель дирекции Оксана Саргина, представляя концепцию проекта.

Идею «ходить вдоль правого берега Волги» еще в 2021 году предложил эксперт по геоинформатике, краевед и путешественник Тимур Циунчук. Однако на тот момент в Татарстане не было команды с опытом построения подобных троп — «компетенций не было вообще или частично». Поэтому пришлось собрать команду консорциума из федеральных экспертов. «Мы ставили себе задачу в какой-то степени вернуть тропу татарстанцам, которые исторически всегда имели очень слабую с ней коммуникацию. А лучшие виды на Волгу, на слияние Волги и Камы доступны только при пешеходном путешествии, когда ты идешь по правобережью, — обозначила Саргина. — Надеюсь, в следующем году мы будем расширять сеть этих троп. Это продукт будущего».

Логотип и нейминг для проекта подготовила студия Артемия Лебедева. За основу взяли идею клубка нити, ведущей путешественника за горизонт Фото предоставлено Дирекцией по развитию природных территорий и экотуризма Института развития городов РТ

Тропа пройдет вдоль правого берега Волги от границ с Ульяновской областью до Чувашии по пяти районам республики. Она объединит 26 особо охраняемых природных территорий и более 100 объектов культурного наследия. Общая протяженность тропы — 350 километров. При этом новых дорог строить не будут, ходить предлагается по существующим тропам и грунтовым дорогам. «Может, из вас кто-то думает, что мы все деревянными дорожками застелим. Такого не будет!» — отметила Саргина.

Логотип и нейминг для проекта подготовила студия Артемия Лебедева. По словам представителя компании Александра Тетерько, при разработке коллектив старался найти баланс между культурным и спортивным контекстами, а за основу взяли идею клубка нити, ведущей путешественника за горизонт.

К реализации проекта приступят уже в этом году, запланировано благоустройство четырех участков и установка навигации Фото предоставлено Дирекцией по развитию природных территорий и экотуризма Института развития городов РТ

Тропа свяжет существующие туристические объекты — Свияжск, Иннополис, Камское Устье и смотровую башню в Тетюшах

Маршрут сформируют в две очереди. В первую войдут Казань, Верхнеуслонский и Камско-Устьинский районы. К ее реализации приступят уже в этом году, запланировано благоустройство четырех участков и установка навигации. Всего здесь будет сосредоточено свыше 50 точек показа. Во вторую очередь войдут Зеленодольский и Тетюшский районы. К слову, на мероприятии присутствовали представители всех задействованных районов.

Примечательно, что путешественник сможет попасть в любую точку тропы практически на всем ее протяжении, продолжала руководитель дирекции. Маршрут будет полностью или частично доступен в течение 9 месяцев в году. «Это достигается за счет того, что тропы используют местные жители. И тем фактом, что она поделена на отрезки, которые доступны в разное время года», — пояснила она.

Кроме того, в рамках первой очереди запланировано 9 маршрутов, которые ориентированы на разные группы туристов в зависимости от их уровня подготовки и интересов. Протяженность участков варьируется от 5-часовой прогулки до 5-дневного похода. Так, например, для начинающих предусмотрено четыре кольцевых маршрута — один в Казани, два в Верхнем Услоне и один в Камском Устье. Еще два маршрута для подготовленных туристов и три — для путешественников со стажем. «При этом любой турклуб или индивидуальный турист может выбрать любую часть тропы, сделать свой собственный маршрут, используя существующие отрезки. Из одного продукта может сформироваться еще как минимум 20», — отметила Саргина.

В пример она привела городской маршрут по Казани, который «позволит любому туристу познакомиться с тропой, даже если ты приехал в Татарстан на пару дней или здесь проживаешь». Он начинается от парка им. Урицкого и заканчивается Храмом всех религий с возможностью на паромной переправе перебраться на другую сторону Волги и начать длительный маршрут. Ориентироваться на тропе поможет специальное мобильное приложение, уже доступно для устройств на Android и iOS. «Это станет не только навигатором, но и надежным спутником в коротком или продолжительном путешествии по Татарстану вдоль Волги», — пояснила спикер.

Архитектурное бюро «Архдесант» уже разработало проекты стоянок, которые в будущем появятся на тропе — это будут разборные некапитальные конструкции в  экологичном стиле Архитектурное бюро «Архдесант» уже разработало проекты стоянок, которые в будущем появятся на тропе, — это будут разборные некапитальные конструкции в экологичном стиле Фото предоставлено Дирекцией по развитию природных территорий и экотуризма Института развития городов РТ

«К нам уже начали обращаться коллеги и друзья из других регионов России. Наша бо́льшая амбиция — попробовать стать пилотным регионом по апробации некоторых решений. Понятно, что нельзя взять и скопировать, в каждом регионе есть своя специфика. Но в большей степени мы можем попробовать выдать какие-то решения, которые у нас получится сделать хорошо. В случае, если получится», — немного неуверенно заметила она. Еще один план на будущее — соединить 15 регионов России, которые стоят вдоль Волги в один маршрут на 3,5 тыс. км, резюмировала Саргина.

«Волжская тропа» существует не сама по себе, а вписывается во всю туристическую политику Татарстана, подчеркнул в своем выступлении председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. Тропа свяжет существующие туристические объекты — Свияжск, Иннополис, Камское Устье и смотровую башню в Тетюшах — и создаст трафик. Кроме того, некоторые точки входа на маршрут находятся у воды, поэтому тропа станет двигателем и для водного туризма. «По этому пути в свое время ходили бурлаки. А мы это делаем более комфортно, со стоянками, приютами и экономическим эффектом для владельцев ферм и точек размещения», — заключил Иванов.

Типовых решений троп в России быть не может, т. к. каждый регион имеет свои особенности. При этом существуют «незыблемые ценности»: тропа должна быть бесплатной, оборудована необходимой инфраструктурой, иметь правовой статус в части землепользования Фото предоставлено Дирекцией по развитию природных территорий и экотуризма Института развития городов РТ

«Хвалиться надо не размером тропы. Нужно хвалиться смыслами и содержанием»

О зарубежном опыте организации троп рассказала директор дивизиона «Городская экономика» агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Захарова. «К сожалению, буду говорить правду, — отрезала она. — Какой же разрыв между Россией и другими странами, когда мы говорим о тропах?» По потенциалу развития такого вида туризма страна находится «на первых местах», отметила она. Однако если посмотреть на существующие километры, то «мы в самом хвостике».

Во многих странах существуют национальные системы троп. В США по тематике выделяют живописные, рекреационные, исторические, соединяющие маршруты, поделилась Захарова. «Если вы идете по живописным тропам — это суперклассные пейзажи, вы встречаете впечатляющие виды. Если вы идете рекреационными тропами, то это тропы, предназначенные для оздоровления, там трекинговые маршруты с разным уровнем сложности. Исторические так или иначе связаны с историей этого места и объектами, которые находятся на них», — пояснила она.

Еще один пример — тропа святого Иакова (Испания). Директор дивизиона напомнила, что сначала это был религиозный паломнический путь, а позже из-за роста популярности его начали позиционировать и как туристический. Тропа проходит через 29 городов. А по итогу прохождения выдается сертификат — паспорт пилигрима с отметками, проставленными в течение путешествия. И таких маршрутов в мире сотни.

Типовых решений в России быть не может, подчеркнула Захарова, т. к. каждый регион имеет свои особенности. При этом существуют «незыблемые ценности» построения троп: она должна быть бесплатной, оборудована необходимой инфраструктурой (средства размещения, туалеты, указатели, безопасность), иметь правовой статус в части землепользования. Также необходимы правила нахождения на тропе и ответственный за ее содержание.

«Хвалиться надо не размером тропы. Нужно хвалиться смыслами и содержанием, которое вкладывается в их создание. Человек должен пройти этот путь и стать другим. На самом деле узнать себя», — призвала Захарова. И напомнила, что АСИ получило поручение от президента РФ Владимира Путина о создании системы национальных троп в России. Сейчас для этого требуется работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, т. к. понятия «национальная тропа» в стране просто нет. Поэтому опыт в том числе и «Волжской тропы» должен помочь законодателям. Кроме того, предстоит создать онлайн-агрегатор, куда путешественники будут заносить все существующие тропы.

Идею «ходить вдоль правого берега Волги» еще в 2021 году предложил эксперт по геоинформатике, краевед и путешественник Тимур Циунчук. Перед запуском тропа была испытана им и его соратниками Идею «ходить вдоль правого берега Волги» еще в 2021 году предложил эксперт по геоинформатике, краевед и путешественник Тимур Циунчук. Перед запуском тропа была испытана им и его соратниками Фото предоставлено Дирекцией по развитию природных территорий и экотуризма Института развития городов РТ

«Тропы бывают сидровые, винные…»

Институт развития городов РТ сопровождает жителя республики на всем его жизненном пути, а «Волжская тропа» отвечает его запросу на простые и доступные способы отдыха, подчеркнула в своем выступлении директор фонда Наиля Зиннатуллина. Для наглядности она привела данные исследования сервиса Booking.com за 2020–2021 годы: 94% россиян хотят во время путешествия совершать пешие прогулки, и 44% из них предпочли бы при этом исследовать природу, а не город. Более половины опрошенных уже готовы совершать экологичные поездки, а почти столько же заявили, что им не хватает предложений таких путешествий. «„Волжская тропа“ отвечает на вызов, стоящий перед отраслью туризма Татарстана», — заключила Зиннатуллина.

Организованные тропы — это естественный инструмент развития территории, рассказал присутствующим Игорь Булыгин, лидер проекта «Национальные тропы России». Он напомнил, что, помимо способа путешествий — пеший, вело, мото, — тропы еще могут различаться по тематике. «Тропы-музеи, тропы здоровья (терренкуры, подзабытые с советских времен), сидровые, винные… В непосредственной близости от тропы как раз есть виноградник», — сказал Булыгин. В пример он опять же привел опыт США: почти 2 тыс. км троп на территории штата Вашингтон приносят властям $2,3 млрд налоговых отчислений в год. И, в отличие от других регионов, Татарстану как раз удалось связать тропу с уже существующими на ее пути бизнесами — фермами, местами размещения и т. д. «Люди просто приходят на тропу и уже начинают генерить деньги», — подчеркнул Булыгин особенность бизнес-модели маршрута.

Естественно, перед запуском тропа была испытана Циунчуком и его соратниками. Автор маршрута поделился, что среди первых испытателей были и видные путешественники России: автор маршрутов «Зеленое кольцо Москвы» (160 км), «Крымская тропа: Керчь – Севастополь» (600 км) Александр Советов, журналист и писатель Валерий Шанин, художник и поэт Петр Савченко. Последний при прохождении маршрута вел дневник, и присутствующие на презентации смогли познакомиться с его впечатлениями. Например, на одной из страниц Савченко рассказал, как в одной деревне они попросили у хозяйки воды, а она угостила их борщом. Такая отзывчивость может поспособствовать созданию сообщества хранителей тропы, уверен Циунчук: жители сами будут поддерживать сохранность и проходимость тропы. «У нас такие активные люди есть, — согласился с ним глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев. — Проект бомбический, драйвер экономики».

Архитектурное бюро «Архдесант» уже разработало проекты стоянок, которые в будущем появятся на тропе, — это будут разборные некапитальные конструкции в уже знакомом татарстанцам экологичном стиле. Всего будет три типа остановок — навесы для короткого отдыха, приюты с костровищем для длительных стоянок с палаткой, сервисные зоны для продолжительного отдыха.

По данным исследования сервиса Booking.com за 2020–2021 годы, 94% россиян хотят во время путешествия совершать пешие прогулки, и 44% из них предпочли бы при этом исследовать природу, а не город. Более половины опрошенных уже готовы совершать экологичные поездки, а почти столько же заявили, что им не хватает предложений таких путешествий Фото предоставлено Дирекцией по развитию природных территорий и экотуризма Института развития городов РТ

«За последние год-два спрос на пешеходные и велосипедные экскурсии вырос кратно»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов туристической отрасли, как они оценивают идею создания «Волжской тропы» в Татарстане. 

Рамиль Мифтахов — президент ассоциации турагентств РТ:

— Если говорить о пеших экскурсиях или походах, то среди татарстанцев такая практика есть. Начиная от сплавов и заканчивая пешеходными двух-трехдневными походами. Я сомневаюсь, что люди выйдут из Казани на неделю-две и пойдут пешком до Ульяновска. Но какими-то участками, которые более-менее оборудованы, я думаю, люди станут пользоваться. Если там будет оборудовано место стоянки, предоставлены гигиенические услуги. Души там какие-нибудь, туалеты, еще что-то в этом роде. Парковочные зоны для машин, чтобы можно было приехать, оставить и два-три дня пешком путешествовать вдоль берега. Вот такая история мне кажется более реальной, чем хождение в течение 10, 12, 14 дней. Однако за последние год-два спрос на пешеходные и велосипедные экскурсии вырос кратно. Это подтверждают даже компании, которые занимаются продажей велосипедов и сдачей их в аренду, что с каждым годом увеличивается спрос на путешествия на велосипедах, трех-, четырех-, пятидневные.

Подобные тропы в других городах России есть. Это юг. Направления — Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды. Там есть небольшие участки, которые разработаны. Но так глобально, чтобы 350 километров, как в Татарстане… Нет, это первая история в России. Я с такими маршрутами сталкивался в Европе, когда она еще была дружественной. Очень много таких маршрутов, например, в Германии. Пешеходные, из одного региона в другой. И там такой маршрут может быть протяженностью и в 100 километров. Жители Германии реально по таким маршрутам передвигаются. Но у них там, честно говоря, сервис-то получше организован.

Что касается логотипа проекта «Волжская тропа» от студии Артемия Лебедева… Я бы сказал, что это не логотип. Это какая-то оформительская территория, но вы же знаете: у художников взгляд свой, и говорить, что этот художник плохой или хороший, — неправильно. Но, с точки зрения глобального проекта единственного в России 350-километрового пешего маршрута, такой логотипчик… Мне кажется, можно было сделать что-то посерьезнее.

Вячеслав Григорьев — директор туроператора «Лидер Казань»:

— Конечно, сам по себе этот проект, возможно, будет востребован. Но в основе своей это все-таки более индивидуальная история для конкретных любителей и профессионалов трекинга, которые конкретно выбирают пешие маршруты. Фактически есть успешные проекты, которые на сегодняшний день, можно сказать, природные, на весь мир известны, как в Турции Ликийская тропа. Соответственно, возможно, успех всю эту историю все-таки ждет и тропа действительно привлечет туристов. Но на массовый сегмент, людей, которые приезжают на уик-энд познакомиться с городом, это явно не рассчитано.

В плане инфраструктуры по пути маршрута обязательно должны быть точки общественного питания. В обязательном порядке. Опять же — оборудованные туалеты. Если мы говорим не о профессионалах. Ну и, соответственно, места для ночевок. Понятное дело, что это более походный вариант, но если мы говорим о туристах в общем масштабе, то все-таки такие конкретные ночевки должны быть. Это какие-то кемпинги, базы отдыха, расположенные в живописных местах.

Что касается логотипа, то он фактически ничем не нагружен. И фактически отображает суть этой конкретной тропы. А простой он или непростой — это все-таки, наверное, субъективный взгляд. Объективно трудно сказать. Мое мнение — он отображает суть всего проекта.