Олег Коробченко — вице-премьер- министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко вице-премьер- министр промышленности и торговли РТ
— Часть людей, конечно, пойдут. Надо сделать такое предложение, от которого они не смогут отказаться. Несколько вариантов событий может быть, но самое лучшее — это создать обоюдовыгодное предложение как для таксистов, так и для предприятий. Образно говоря о курьерах и таксистах как представителях сферы услуг, я бы выделил среди них рабочих и инженеров, которых надо вернуть на заводы. И речь не только о предприятиях ОПК, кадровый голод ощущают многие отрасли.
Допустим, работник получает на заводе 50 тысяч, но по факту работодатель на них тратит гораздо больше. Это дополнительное медицинское страхование, путевки в санатории, субсидии, обеды, лагеря для детей… Нужно создать условия для наших заводов, при которых они смогут повысить зарплату. Может быть, нужно снизить для них социальную нагрузку. Есть кнут, есть пряник, есть социальные преференции, есть зарплаты. Зарплаты можно просто поднять и разогнать инфляцию, а можно поднять за счет налогов. Я думаю, если заводам сделать «налоговую скидку», работодатель сможет поднять сотрудникам зарплату. Механизмов может быть масса. Но нужно правильно их подобрать, посчитать, все выверить.
И, самое главное, у государства должна быть на это воля. Государство должно понимать, что работающий человек на заводе гораздо выгоднее, нежели человек, который работает таксистом.
Михаил Хазин — экономист Михаил Хазин экономист
— Ну смотрите. Это же известная история. Такой курьерской доставки, как в Москве, в Западной Европе нет. И нет ее по банальной причине. Потому что у нас курьерская работа стоит очень дешево. То есть, грубо говоря, если курьер добавляет к цене заказа 3 процента, то всем наплевать. А если 20 процентов, то, соответственно, люди попытаются пойти и купить товар самостоятельно. Таким образом, все сводится к одному-единственному вопросу — сколько будут платить на заводах? Как только на заводах появятся нормальные более или менее оплачиваемые места, все курьеры и многие таксисты побегут туда. Вот и все. То есть это в чистом виде конкурентная ситуация, переток рабочей силы. Мы придем к модели западноевропейской, то есть на заводах будут платить больше, а курьеров по этой причине станет сильно меньше. Так что он прав, ваш министр.
Фоат Комаров — совладелец «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров совладелец «СМП-Нефтегаз»
— Чего не хватает, чтобы сделать рабочие профессии популярными? Во-первых, нужно создать ореол вокруг профессий труда. У нас же ореола труда нет! Кого-то наградили из рабочих? Раньше были доски почета, и эти доски размещались не на предприятиях, а на площадях городов и районов. Все прославляли труд, чествовали героев труда. А сегодня ордена Российской Федерации кому дают? Писателям, поэтам, актерам. То есть к людям труда нет уважения и почета. Второе — это заработная плата. Непонятно, как оплачивается труд человека. Люди труда работают и понимают, что получат такую пенсию, на которую жить невозможно. То есть у рабочих нет гарантий социальной обеспеченности в старости.
Можно ли что-то сделать? Конечно. Почему нет? Это же особого труда не составляет. Нужны училища, где можно получить рабочую профессию. А ведь раньше были ВТУЗы — высшие учебные заведения при крупных предприятиях, где люди высшее образование получали. И зарплата. Достойная зарплата — это основа основ.
Раис Гумеров — директор компании «Мелита» Раис Гумеров директор компании «Мелита»
— Я думаю, насильно невозможно заставить людей вернуться к этим профессиям. И здесь два аспекта. Во-первых, работа должна быть более денежной, более высокооплачиваемой. А во-вторых, более престижной. Ведь за 30 лет престиж рабочих профессий упал ниже плинтуса. Поэтому молодежь даже не рассматривает варианты идти на завод работать токарем, слесарем. Хотя многие получали бы даже больше, чем работая клерками, таксистами или курьерами. Раньше же, в советские времена, каждый второй фильм воспевал престиж рабочих профессий. А потом все стало ровным счетом наоборот. Поэтому эта задача не на один год, а, я думаю, очень надолго.
Надо начинать со школьной скамьи, воспитывать детей в том, что труд рабочего и почетный, и, в принципе, нормально оплачиваемый. Чтобы это имели в виду на будущее. Вот сейчас у нас, к примеру, недостаток швей очень велик. А швеи получают на предприятиях и 60 тысяч рублей, а где-то и до 80 тысяч рублей в месяц. Но работает-то в основном не молодежь. Она в этом не заинтересована. Увы, вот такая ситуация. То есть это задача, которую нужно решать комплексно. И одно министерство промышленности не сможет это сделать. Все общество должно пересмотреть свое отношение к рабочим профессиям.
Альмир Михеев — депутат Госсовета РТ, владелец ООО ИВЦ «Анатомика» Альмир Михеев депутат Госсовета РТ, владелец ООО ИВЦ «Анатомика»
— Работа таксиста и курьера — это труд, не требующий специальных знаний и навыков. И им эта работа не кажется унизительной, в их системе ценностей это нормальная работа. При этом уровень доходов у таких работников достаточен для удовлетворения их потребностей. Вы не сможете сделать оператора станка с ЧПУ из таксиста или курьера, даже предложив им кратно больший доход. Для того чтобы стать оператором или технологом, надо иметь привычку системно мыслить, уметь концентрироваться, быть готовым постоянно учиться. Работа на современном станке — это мыслительная деятельность в первую очередь, а не эксплуатация базовых возможностей организма.
Но есть другой ресурс для решения проблем кадрового голода производств — это чиновничий аппарат. Мелкие и средние чиновники имеют низкие доходы и привычны к интеллектуальной работе. Необходимо резкое сокращение числа госструктур, МУПов, ГУПов. Так снизится нагрузка на бюджет и высвободятся трудовые ресурсы.
Кроме того, сами предприятия не очень рекламируют себя. Что за радость, условно говоря, крутить гайки на КВЗ? А вот «делать лучшие в мире вертолеты и получать за это достойную зарплату» уже и звучит привлекательнее, а если еще и уровнем зарплат подтвердить, то кадры будут. На нашем предприятии я всегда говорю сотрудникам: мы здесь, чтобы делать лучшие в России имплантаты и инструменты для ортопедии и спинальной хирургии. И зарплаты у операторов от 80 тысяч рублей, у технологов от 120 тысяч рублей на руки. Пока держимся, кадрами укомплектованы, текучки нет.
Михаил Делягин — экономист, публицист, депутат Госдумы Михаил Делягин экономист, публицист, депутат Госдумы
— Во-первых, для современного общества таксисты и курьеры необходимы. И для того чтобы уважаемый глава вашего минпромторга мог себя чувствовать комфортно, он должен иметь возможность пользоваться быстрым такси, помимо служебного автомобиля, и он должен пользоваться доставкой. Это сегодня уже неотъемлемая часть жизни современных городов. Можно говорить, что у нас избыточное количество таксистов и курьеров, скрытая форма безработицы, можно обсуждать, что избыточная занятость в этих сферах составляет 5 процентов или 20 процентов, но это не является неисчерпаемым резервом трудовых кадров. Это первое.
Второе. Для того чтобы люди из других сфер деятельности, например госуправления, шли на завод, люди на заводе должны получать нормальную заработную плату. Потому что, когда президент Путин говорит: «А давайте мы будем из государственного бюджета субсидировать аренду жилья для рабочих военно-промышленного комплекса», — это признание того, что даже наиболее нужные и важные сегодня в России рабочие в секторе, который в прямом смысле слова заливается деньгами, не имеют заработной платы, достаточной для того, чтобы снять себе жилье. И, между прочим, эта ситуация хуже, чем та, которая была в царской России после Первой русской революции. Тогда квалифицированный рабочий имел деньги для того, чтобы снять себе приличное жилье. Приличное по меркам того времени, разумеется. Почему же сейчас рабочий на производстве зарабатывает мизерные деньги даже в тех сферах, которые жизненно важны для государства и которые государство готово напрямую дотировать из бюджета? А потому, что у нас в стране де-факто уничтожены трудовые права граждан.
У нас, в стране, при наличии Трудового кодекса, профсоюзов и всего остального реальных трудовых прав у граждан нет. Значит, для того чтобы люди из высококонкурентной сферы, например такси и доставки (безусловно, частного сектора), переходили на заводы или проходили подготовку, чтобы идти рабочими, нужно, чтобы у нас в стране были восстановлены права трудящихся. Но, простите, пожалуйста, это уже глубочайшее политическое изменение, которое производит впечатление очень глубокого изменения политического строя. Потому что когда советник президента по цифровизации дает всем понять, что социальным идеалом нынешней РФ является Россия Николая II и этого никто не опровергает и мы видим, что это реально подтверждается всей экономической и микроэкономической политикой, то, в общем-то, нужно понимать, что в России Николая II права трудящихся вырывались уличными боями.
Так что ваш министр промышленности и торговли, безусловно, правильно ставя вопрос, останавливается даже не на половине, а на четверти пути. Потому что для того, чтобы люди шли работать на заводы, они должны иметь зарплату, а для этого права трудящихся должны быть защищены хотя бы так же надежно, как при советской власти.
Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»
— Престиж рабочей профессии за последние лет 30 или больше нивелирован. Если я попрошу назвать знаменитую в Татарстане рабочую династию или токаря, никто не ответит. А на вопрос о блогере ответят многие. Вот вам корень зла. Коробченко говорил о том, что надо повысить престиж рабочего, имея в виду статус и деньги. Престиж — сумма статуса и денег. Статус дается общественным вниманием, а деньги — уровнем заработной платы. Когда я был директором предприятия, фото моих знаменитых плотников, бетонщиков и бригадиров комплексных бригад висели на билбордах в городе. А сейчас висит хрен знает что как в Казани, так и в Челнах. Если таксист или курьер получает в день больше, чем токарь, то никакими коврижками молодого человека не заманите к токарному станку. Это надо четко понимать.
Азат Хаким — директор группы компаний «Тулпар» Азат Хаким директор группы компаний «Тулпар»
— Что сделает рабочие профессии популярными? Безработица. Ну а как по-другому? Когда возникнет безработица, человеку придется задуматься о том, что надо чем-то питаться, что-то потреблять, и он пойдет обучаться. А обучить можно. Если человек обучаемый, если с IQ у него все нормально, то человека обучить можно. И методов здесь никаких не надо. Просто экономика сегодня в связи с санкциями будет в таком состоянии, что безработица в любом случае возникнет. И она станет нарастать. И это не сразу, естественно, чудес не бывает, но приведет к тому, что дефицит рабочих профессий окажется заполненным. Потихонечку это будет происходить.
Понятно, что все равно случится дефицит рабочих профессий. Особенно таких, как станочники, фрезеровщики и так далее. Но остроту кадрового голода появится возможность  ослабить. Задумываться о том, чтобы бесконечно переманивать кадры с одного предприятия на другое, — это тупиковый путь, такие предприятия уже перешли к самостоятельной подготовке кадров. И то же самое мы делаем в группе компаний «Тулпар» уже на протяжении 15 лет.
Вадим Хоменко — вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко вице-президент Академии наук РТ
— Все определяет уровень оплаты. Конечно, есть условия труда и интерес к профессии, но главное — оплата. На отдельных предприятиях не хватает рабочих в силу низкой зарплаты, что было вызвано низкой нагрузкой предприятия. Нет объемов — падают зарплаты. А сейчас действительно благодаря импортозамещению загружаются производственные мощности, появляется потребность в новых рабочих. Особенно остро проблема стоит на оборонных заводах с крупными госзаказами. Но не знаю, смогут ли предприятия поднять оплату. Таксисты, например, не самая низкооплачиваемая профессия. Поэтому люди будут сравнивать: сколько они получают сейчас и сколько получат там. Насильно ничего не сделаешь, остается только стимулировать. Но повышать оплату придется не только рабочему персоналу, но и инженерам, и мастерам. Одними рабочими завод не укомплектуешь, понадобятся и другие из числа начальников, экономистов и так далее. Если мощность увеличилась на заводе, то не только рабочие понадобятся.
И с зарплатой не все так просто. Нужна ведь еще и квалификация. Дело в том, что человек, который долго по профессии не работал, теряет ее и не сможет работать на высоких разрядах. Поэтому стоит вопрос восстановления. Дефицит можно сократить курсами повышения квалификации, если у человека уже есть специальность. Они всегда были, но в последние годы, конечно, претерпели не лучшие изменения. Или курсы приобретения профессии. Необязательно получать образование на базе СПО, это можно сделать в рамках курсовой подготовки. Если человек имеет одну рабочую специальность, то вторую он приобретет быстро — навык уже есть. Это позволяет за короткий промежуток времени восполнить недостаток кадров среди тех, кто ранее получал специальность: либо переобучение, либо повышение квалификации. Такое уже случалось во время кризисов 2008-го, 1998-го. Тогда развертывали программы переобучения и повышения квалификации — нередкий, кстати, механизм повышения мобильности трудовых ресурсов в кризисный момент.
Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы» Марат Бикмуллин председатель совета директоров ООО «Информационные системы»
— Это их право. Как говорят, рыба ищет где глубже. Если им на предприятиях будет интересно, то пойдут. Таксистами и курьерами, на мой взгляд, работают временно. Когда я был студентом, тоже «бомбил». Чтобы быть слесарем, требуется бо́льшая подготовка, чем чтобы быть таксистом, где порог входа ниже. Вообще идея интересная, если заполнять институт специалистов за счет людей на временных работах. Но тогда таксистов не будет хватать, цены вырастут на услуги или станут больше пользоваться общественным транспортом, каршерингом, личным авто. Считаю, министр прав: если целенаправленно заниматься развитием рабочих профессий, тогда появится толк. В советское время было много наглядной агитации, в газетах постоянно… Таксисты в этом плане сами себе заработают.
Артур Абдульзянов — депутат Госсовета РТ, генеральный директор ПО «Зарница» Артур Абдульзянов депутат Госсовета РТ, генеральный директор ПО «Зарница»
— Во-первых, с точки зрения закона переквалификация не возбраняется. Никто не мог ожидать, что в эпоху цифровых технологий самая популярная профессия — курьер. Но вот так получилось. Как правило, это веяние тенденций мировой экономики. Вмешиваться сюда и переквалифицироваться с таксистов и курьеров не нужно. Образно говоря, кто же будет в такси работать и развозить еду нам? Если их избыток, тогда можно делать какую-то акцию правительству Татарстана и говорить, что людей незадействованных (с позиции безработицы) можно привлекать на производство, переквалифицировать.
Насколько мне известно, сейчас все производства у нас высокотехнологические. Прежде чем туда допустить таксистов и курьеров, необходимы какие-то знания. Если Коробченко имел в виду, что надо привлекать людей с помощью СМИ, то почему бы нет. Но вы же понимаете, что работать таксистом или курьером намного легче, чем на производстве, где надо еще обладать знаниями. Человеку не свойственно обучаться, это же затраты энергии, но и вообще сложно. Пока будет спрос на таксистов и курьеров, едва ли они посмотрят в сторону производства.
Как правило, зарплата никак не влияет на выбор профессии. Сотрудники говорят, что им бы попроще и поменьше работать. Поэтому вопрос денежный уже второстепенный. Главное, быть задействованным, но с минимумом затрат энергии. Так, мужчины с детства любят водить авто, а будучи взрослыми, еще и деньги за это получают. Предполагаю, что они зарабатывают больше, чем производственники. А в курьеры идут подростки, студенты. Среди них нет тех, кто занят этой работой целыми днями. Они подрабатывают.
Без политики федерального центра привлечь молодое поколение в профориентацию, на высокотехнологичные производства будет крайне сложно. Многие законы, стандарты, как и подготовка финансирования, идет из минпросвещения РФ. Это проблема федерального уровня, как бы мы ни старались решить ее в регионах. Нужно менять федеральные законы. Может, надо выдавать квартиру молодым специалистам. Какие-то льготы предоставлять на первоначальном этапе. Люди же молоды, создают семьи, их берут на производство и дают испытательный срок с маленькой зарплатой. Пусть не на всех предприятиях наделять поддержкой на первых порах, но на знаковых, на которых держится промышленность региона. Ключевая идея — участие федерального центра в поддержке молодых специалистов, трудоустраивающихся на предприятия после окончания колледжа.