Первая же годовая коллегия, которую накануне провел Олег Коробченко, сделала его федеральным ньюсмейкером и даже спровоцировала появление мемов Первая же годовая коллегия, которую накануне провел Олег Коробченко, сделала его федеральным ньюсмейкером и даже спровоцировала появление мемов Фото: соцсети

«Переживаем за наших роверов»

Первая же годовая коллегия, которую накануне провел Олег Коробченко в качестве главы минпромторга Татарстана, сделала его федеральным ньюсмейкером и даже спровоцировала появление мемов.

Все дело во фразе из доклада вице-премьера и министра промышленности и торговли РТ: «Мы должны сделать все, чтобы огромная армия курьеров, таксистов, разносчиков пицц приобрела нормальную профессию и работала на наших заводах». Так Коробченко прокомментировал ситуацию, когда при всех усилиях республиканских властей, которые с сентября 2022-го устроили на предприятия ОПК 5 тыс. человек, там по-прежнему не хватает 4 тыс. рабочих и инженеров.

«Надо, чтобы армия таксистов и разносчиков пиццы работала на наших заводах!»

На слова члена татарстанского правительства отреагировали медиа из разного политического спектра России — блогер Ксения Собчак и «Царьград». «Кровавая барыня» в своем телеграм-канале «прошлась» по министру. «А вот просто небольшое видео из Татарстана, где глава местного минпромторга Олег Коробченко говорит, что курьерам, таксистам и разносчикам пиццы нужно приобрести „нормальную профессию“ и работать на заводах, — написала Собчак. — Здесь должна быть какая-то шутка, но зачем, если министр сам выглядит как шутка». В свою очередь, поддержку Коробченко получил с патриотического фланга. «Глава минпромторга Татарстана Олег Коробченко предложил решить кадровый голод в регионе за счет армии курьеров, таксистов и разносчиков еды. Ксении Собчак данное предложение почему-то не понравилось, и она решила обидно подколоть министра», — проинформировал своих читателей «Царьград», добавив: «казалось бы, что плохого можно найти в этом предложении». «Видимо, Собчак испугалась, что все курьеры и таксисты уйдут работать мастерами на заводы и никто не привезет ей больше пиццу и не отвезет на такси в аэропорт», — констатируют авторы заметки.


Откликнулся на дискуссию и официальный телеграм-канал Иннополиса в виде мема, на котором изображен грустный пионер и лозунг «Какой диджитал? Иди на завод!». «Переживаем за наших роверов», — шутит канал Иннополиса, подразумевая роботов-курьеров «Яндекса», работающих в самом молодом и технологичном городе России.

Кстати, по итогам прошлого года Казань вошла в список городов с самыми высокими зарплатными предложениями для водителей и курьеров. Согласно недавнему исследованию сервиса «Работа.ру», водителям в столице республики в среднем готовы платить 101 тыс. рублей. Выше только в Москве (110 тыс. рублей) и Красноярске (103 тыс. рублей). По средней зарплате для курьеров Казань тоже в тройке лидеров — 82 тыс. рублей. Больше платят только в Ростове-на-Дону (83,9 тыс. рублей) и Уфе (83,4 тыс. рублей).

Коробченко призывал вернуть на предприятия рабочих со специальностями, которые в свое время ушли оттуда в курьеры и таксисты, а не пытался унизить представителей каких-то профессий, объясняет источник «БИЗНЕС Online», близкий к минпромторгу РТ Коробченко призывал вернуть на предприятия рабочих со специальностями, которые в свое время ушли оттуда в курьеры и таксисты, а не пытался унизить представителей каких-то профессий, объясняет источник «БИЗНЕС Online», близкий к минпромторгу РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если нечего будет производить, то нечего станет и развозить»

Коробченко призывал вернуть на предприятия рабочих со специальностями, которые в свое время ушли оттуда в курьеры и таксисты, а не пытался унизить представителей каких-то профессий, объясняет источник «БИЗНЕС Online», близкий к минпромторгу РТ. По его словам, речь не о том, чтобы «загонять» людей на предприятия. Это прежде всего призыв к предприятиям, чтобы те создали для сотрудников привлекательные условия. На Казанском пороховом заводе после повышения зарплаты на 60% вообще пропал дефицит кадров, приводит пример собеседник. Вопрос во многом касается и оборонки. «Все прекрасно понимают, в каких условиях сейчас живет страна, от выполнения гособоронзаказа зависит наше будущее. Потребность на предприятиях оборонки сейчас составляет 4 тысячи человек, и она растет», — констатирует собеседник газеты.

«Сегодня и 150 тысяч не предел»: что в кармане у оборонных рабочих Татарстана

Как отмечает спикер, некоторые предприятия «переживают рост», увеличивается прибыль, но при этом зарплата и условия там не сильно улучшаются. Что касается фразы о «нормальных профессиях», Коробченко имел в виду, что нужно идти работать в специальности, которые востребованы государством, от которых зависит жизнедеятельность страны, указывает собеседник «БИЗНЕС Online». «Если нечего будет производить, то нечего станет и разносить, развозить, и для курьеров может настать день, когда работы просто не будет», — указал спикер.

Собеседник заметил, что минпромторг и минтруд республики вместе определяют необходимые меры для того, чтобы обеспечить кадрами предприятия ОПК. Для привлечения специалистов из других регионов работодателям возмещают 12 МРОТ на одного работника, строится арендное жилье, общежития. Есть отдельные проекты для привлечения молодежи, конкурсы для популяризации «человека труда».

Отметим, что проблема, которую поднял Коробченко, далеко не новая. Не так давно в закрытом режиме прошло заседание совбеза РТ по кадровому вопросу, на котором выяснилось, что КАМАЗу потребуется еще 20 тыс. новых сотрудников. В декабре на дефицит кадров для предприятий, выполняющих гособоронзаказ, жаловался мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Власти намерены «искать внутренние резервы» и привлекать новых людей в город, говорил Магдеев, но при этом дал понять: город-то постарается, но без хорошей зарплаты и дополнительных бюджетных мест в училищах кадровый вопрос не решить. Из-за нехватки людей часть предприятий нанимает мигрантов и вахтовиков из других регионов, но это временные «заплатки». Градоначальник даже предложил возобновить работу государственного комитета по профессиональному техническому образованию, который существовал в советское время.

Минпромторг и минтруд республики вместе определяют необходимые меры для того, чтобы обеспечить кадрами предприятия ОПК Минпромторг и минтруд республики вместе определяют необходимые меры для того, чтобы обеспечить кадрами предприятия ОПК Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это дикость какая-то, что у нас вообще есть безработица»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают высказывание главы минпромторга Татарстана.

«Это было образное выражение, — оценил высказывание Коробченко глава ТПП РТ Шамиль Агеев. — Речь по большому счету идет о необходимости выстраивания системы образования и подготовки кадров так, чтобы развивать ресурсные центры и готовить практические специальности. Потому что сейчас трудового воспитания и трудовой подготовки практически нет. При этом зарплата на предприятии должна быть примерно такой же и выше, чтобы шла молодежь. Потому что люди идут туда, где больше платят и условия труда лучше». По словам нашего собеседника, ситуация, при которой зарплата доставщика выше, чем у заводчанина, — это результат отсутствия четкой промышленной политики. «В последние годы упор делали на строительство развлекательных и торговых центров, они везде требовали рабочей силы, и производство не шло, — напоминает Агеев. — А в торговле деньги всегда быстрее приходят. Сейчас с учетом ухода некоторых предприятий из России недостаток продукции необходимо восполнять, стране требуется развивать производство, нужны рабочие руки».

«На сегодняшний день неквалифицированному курьеру в среднем платят больше, чем в среднем квалицированному работнику завода, — подтверждает Алексей Захаров, основатель Superjob. — До тех пор, пока не начнем платить достойные деньги работникам завода, куда молодежь не идет, а старики скоро все вымрут, можно призывать курьеров идти на более тяжелые условия труда или на более квалифицированную работу на зарплату ниже, но никто не пойдет». По словам Захарова, сейчас такой большой недостаток в курьерах, потому что развивается и доставка и сфера услуг, не хватает и таксистов.

«Поэтому отток людей, наоборот, идет из промышленности туда, где работать проще и денег платят больше, — продолжает собеседник газеты. — Смысл курьеру переквалифицироваться, если он за неквалифицированную работу, например, в Москве получает 70–100 тысяч рублей, в Казани примерно 50 тысяч рублей? А рабочий на заводе будет получать за тяжелую и гораздо более ответственную работу в лучшем случае 50 тысяч. Поэтому можно призывать к чему угодно, но нужно формировать такую налоговую систему, чтобы развивалась промышленность, а не сфера услуг. У нас сейчас получается, что сфера услуг развивается опережающими темпами относительно промышленности».

«Не только можно, но и нужно разрешить кадровый голод, и я об этом многие годы говорю, — говорит экономист Валентин Катасонов. — Необходимо создать спрос на рабочую силу, и для этого надо помочь предприятиям, прекратить всякие банкротства и четко сказать, что мы ведем войну, а в условиях войны экономика может и должна быть только мобилизационной. А мобилизационная модель экономики предполагает максимальное использование всех ресурсов — природных, трудовых, производственных, научно-технических и финансовых. Если говорим о трудовых ресурсах, то это дикость какая-то, что у нас вообще есть безработица! Люди должны быть задействованы на производстве, и, может, даже [необходим] не 8-часовой рабочий день, а как это было в период Великой Отечественной войны — там люди работали по 10–12 часов».

Таксисты, экспедиторы, охранники и пр., по мнению Катасонова, «это скрытая безработица, недоиспользование трудового потенциала». «Почему таксистов так много? — задается вопросом наш эксперт и сам же на него отвечает. — Потому что общественный транспорт слабо развит. Нам надо все эти вещи оптимизировать, вернуть общественный транспорт так, как он работал раньше. А сегодня у нас автобусное сообщение работает кое-как. Но в первую очередь из названной группы больше всего вопросов по охранникам. Фактически это атрибут богатеньких, которые что-то наворовали и теперь держат охранников для того, чтобы никто не посягал на ворованное. А таких у нас где-то 1,5–2 млн человек. Это мощный ресурс, тем более часть охранников — бывшие военные, и их можно было бы использовать более эффективно для того, чтобы они выполняли функции, связанные с ведением войны против коллективного Запада».