Заседание профильного комитета Госсовета РТ, на котором депутаты, казалось, без лишнего шума и пыли одобрят поправки к Конституции республики, завершилось сегодня мини-сенсацией. Законодатели, которые вроде бы уже смирились с переименованием президента РТ, внезапно раскритиковали изменения и призвали доработать их с учетом «рисков». Депутат Николай Рыбушкин переживал, как потом будет смотреть в глаза своим избирателям, а Римма Ратникова недоумевала, почему коллеги не придумали дополнительное наименование для высшего должностного лица республики. Сразу после заседания депутаты сбежали от журналистов думать, что делать дальше, — сессия Госсовета РТ состоится уже завтра.
Заседание профильного комитета Госсовета РТ, на котором депутаты, казалось, без лишнего шума и пыли одобрят поправки к Конституции республики, завершилось сегодня мини-сенсацией
Срочное заседание
Важнейшие поправки к Конституции Татарстана, которые предусматривают переименование высшего должностного лица республики, внесли только накануне вечером. Уже сегодня утром профильный комитет Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению собрался, чтобы их рассмотреть. Заранее заседание не анонсировали, и есть подозрение, что собирали его в срочном порядке, да так, что даже толком не смогли установить табличку для председателя комитета Альберта Хабибуллина. До последнего информацию о готовящихся поправках держали в тайне от общественности. Что интересно, и самим членам комитета, вероятно, дали на ознакомление с 20-страничным документом меньше суток — вчерашний вечер и ночь.
Перед заседанием кто-то из присутствующих заметил коротко: «Исторический момент». Хабибуллин зашел в зал с внушительной пачкой бумаг и, кажется, немного нервно прошелся по кабинету, ожидая, когда усядутся все участники. Он напомнил, что проект законопроекта разработан рабочей группой, образованной спикером Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным еще в августе. Напомним, что возглавил группу вице-спикер Госсовета РТ Марат Ахметов. Действующая Конституция республики состоит из 7 глав и 126 статей. Изменения предлагают внести в 6 разделов, которые включают в себя 58 статей, а 22 нормы признать утратившими силу, рассказал Хабибуллин. По словам депутата, ключевой задачей рабочей группы было «оценить систему совокупных социально-политических и экономических рисков, связанных с любыми кардинальными конституционными новациями, а также сохранить стабильность и сбалансированность текста».
Законопроект, внесенный инициативной группой, предусматривает следующие ключевые изменения.
С 1 января 2023 года высшее должностное лицо республики переименуют из «президента» в «главу». Дополнительное наименование с учетом исторических и национальных традиций не предусмотрено.
Одно и то же лицо не сможет избираться на пост руководителя республики более двух сроков. Сейчас предусмотрено ограничение «не более двух сроков». Это означает, что действующий президент РТ Рустам Минниханов сможет избираться на следующих выборах, которые должны состояться в 2025 году, и занимать должность президента еще два пятилетних срока.
Руководитель республики будет обязан использовать государственные языки РТ — русский и татарский — при исполнении обязанностей. Одновременно убирается норма о том, что кандидат должен владеть русским и татарским.
Высшее должностное лицо республики получает право отрешить от должности главу муниципального образования за ненадлежащее исполнение обязанностей.
Полномочия главы республики могут быть прекращены в связи с утратой доверия президента РФ.
Исключается статья о том, что Татарстан имеет свое гражданство, а живущие в республике люди — одновременно граждане России и Татарстана.
Вместо ликвидируемого Конституционного суда РТ может быть создан Конституционный совет республики.
Глава региона и Госсовет лишаются полномочий на согласование кандидатуры прокурора РТ. Также парламент не сможет толковать законы и согласовывать предложения по образованию либо упразднению министерств и ведомств.
В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» изменения в законодательство республики необходимо внести в срок до 1 января 2023 года.
Самыми «щепетильными» вопросами стали переименование должности президента республики и требование по владению им татарским языком. Из Конституции РТ убирают норму о том, что кандидат в руководители республики должен владеть русским и татарским. Чтобы не обидеть татарский, депутаты параллельно внесли норму, согласно которой высшее должностное лицо будет обязано хотя бы использовать государственные языки РТ. Но такой «пируэт» депутата Николая Рыбушкина не устроил. «Знание двух государственных языков при назначении на должность [президента] в Республике Татарстан. Кто этот вопрос должен решать? Почему это на уровне Российской Федерации, а не мы должны решать?» — поинтересовался член комитета. И подчеркнул, что в текущем виде законопроект недостаточно проработан и не учитывает все возможные риски, как ранее обозначил Хабибуллин. Он также допытывался — как объяснить населению, почему вносятся поправки по переименованию высшего должностного лица субъекта? «Только из-за того, что принят такой закон [на федеральном уровне]. И мы его раз, автоматом примем. Надо же обоснование. Разве наша Конституция не работает? Она же работает, и нормально работает!» — негодовал депутат.
Альберт Хабибуллин напомнил, что проект законопроекта разработан рабочей группой, образованной спикером Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным еще в августе
Хабибуллин заметил, что его положение как члена рабочей группы, которая работала над изменениями, «не позволяет уходить в эмоции». Депутат вспомнил, что ранее Госсовет РТ предлагал поправки к федеральному законодательству, но в Госдуме республику не услышали. «К великому сожалению, не все наши предложения, принятые постановлением Госсовета, были учтены на федеральном уровне. Я в ответе на ваши вопросы могу только констатировать, что мы на сегодняшний день руководствуемся новой редакцией Конституции РФ, федеральными конституционными законами — 414-й закон [„Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации“]. Те, которые нас на сегодняшний день ограничивают, к сожалению», — с горечью в голосе признал спикер.
Рыбушкин, как показалось, после этого только убедился в своей правоте и объявил, что решать подобные вопросы «с кондачка нельзя». Он рекомендовал членам рабочей группы отозвать документ, чтобы не рассматривать вопрос на ближайшем заседании. «У нас есть сейчас заботы поважнее, у нас военная операция, ребята, у нас война идет!» — в завершение выкрикнул он последний аргумент.
Марат Галеев обратил внимание, что в соответствии с действующими нормами название должности должно быть универсальным и понятным не только жителям Татарстана, но и, например, в Самарской области
«Есть замечательное слово в татарском языке — «юлбашчы», но, правда, оно вроде бы в значении «вождь» использовалось»
«Чувство глубокого неудовлетворения так же, как и у вас, у меня есть, в частности, по наименованию высшего должностного лица», — начала комментировать поправки вице-спикер Римма Ратникова. По ее мнению, к слову «глава» можно было бы дополнительно придумать наименование на татарском языке, тем более федеральный закон о публичной власти позволяет это сделать. «Сейчас обсуждение началось в СМИ — „ил башы“, „дәүләт башлыгы“, еще какие-то слова. Может быть, из тюркских языков какое-то заимствование можно взять вплоть до „хаким баш“, „баш хаким“, „әмир“. Есть замечательное слово в татарском языке — „юлбашчы“, но, правда, оно вроде бы в значении „вождь“ использовалось до нынешнего времени. Но если придать ему сегодняшний смысл: „юл“ — это дорога, „башчы“ — это тот, кто ведет нас по этой дороге. В принципе, даже это можно было бы взять», — сказала она. И пояснила: сейчас ситуация в стране сложная, а у Татарстана особая роль по перестройке на исламские страны, на Восток. «Давайте дополним как-то, да? До завтрашнего дня какое-то слово можно найти. Хотя бы одно-два слова добавить», — сказала депутат.
С вариантами от Ратниковой не согласился Марат Галеев — один из членов инициативной группы, которая внесла документ. Он обратил внимание, что в соответствии с действующими нормами название должности должно быть универсальным и понятным не только жителям Татарстана, но и, например, в Самарской области. Его уже в этом поддержал лидер татарстанских коммунистов Хафиз Миргалимов, по словам которого наименование высшего должностного лица должно быть понятно не только в республике, но и за рубежом. «Потому этот вопрос надо отложить. Поддержать в том виде, в котором есть, мы подложим мину», — отметил он. Итог такой, что Галеев и Миргалимов против «главы» и предлагают другое наименование, которое всем будет понятным.
Галеев считает, что большинство предложений должно быть принято. «Но есть ряд но, и не все так просто, как тут иногда видится», — подчеркнул он. Так, по его словам, в правовом государстве есть два варианта принятия решения — принятие закона законодательным органом и прямым волеизъявлением народа. Говоря о должности президента, он напомнил, что она появилась «путем учреждения ее народом в 1991 году — всенародным голосованием». «Мы часто ссылаемся на какие-то законы, но забываем, что универсальная юридическая норма, имеющая верховенство, — это волеизъявление народа. Просто так ее взять и поменять — не совсем понятно. Потом она многократно подтверждалась на выборах президента. Как мы можем взять и переиначить, если народ голосовал за должность президента? Мы что, можем игнорировать? Мы просто прав не имеем на это. Никто из присутствующих, независимо от должности, является он депутатом или не является, не может это предлагать, поскольку данная должность введена народом, прямым волеизъявлением», — сказал спикер.
Парламентарий также, видимо, предупреждая о будущих возможных изменениях, рассказал историю появления первой статьи Конституции РТ и отметил особенности вхождения республики в правовое пространство России, когда был организован референдум. «Здесь никто не может это поменять независимо от должности, которую он занимает либо в исполнительной власти, либо в законодательной, поскольку народ высказался за определенный статус, и он отражен в первой статье», — отметил Галеев. Таким образом, 123-я статья сохраняет первую, которая отражает результаты референдума и статуса республики. «Это непростая конструкция, но она создает легитимность всех процессов, которые нам нужно сохранить сегодня, сейчас. Если это все мы сейчас отменяем и живем принятыми законами уже после всех этих процессов, мы подвергаем сомнению весь фундамент становления российской государственности в начале 90-х годов. Поэтому к таким вопросам нужно исключительно бережно относиться», — подчеркнул депутат. Кроме того, в Конституции есть фраза об отношениях «между федеральным органом госвласти и суверенных республик». «Что мешало убрать слово „суверенных“ в 2020 году? Ничто. Оно осталось, потому что это исторический факт учреждения государственности, как Российской Федерации, так и Республики Татарстан», — сказал Галеев.
Хафиз Миргалимов: «Мы сейчас, не побоюсь сказать, узурпируем, не спрашивая народа, вносим изменения, которые носят кардинальный исторический, политический и психологический характер»
«А мы сейчас, не побоюсь сказать, узурпируем, не спрашивая народа»
Любое изменение Конституции влечет изменение и в народе, продолжил Миргалимов. «Вы представляете, что будет послезавтра? Я поддерживаю, Марат Гадыевич [Галеев], вас. И федеративный договор мы же не подписали своевременно, это тоже имеет место. Поэтому, говоря об изменениях в Конституции, почему забываем, что изменения в Конституцию России приняты в референдуме, голосованием? — отметил он. — А мы сейчас, не побоюсь сказать, узурпируем, не спрашивая народа, вносим изменения, которые носят кардинальный исторический, политический и психологический характер. В статье 3 написано: „Единственным источником власти в республике является его многонациональный народ“. А кто спрашивал у народа? С общественным мнением надо считаться».
В завершение депутаты комитета поинтересовались правовыми последствиями в случае отклонения. Так, в соответствии с регламентом депутаты по итогу должны вынести решение — поддержать и принять в первом чтении (Конституция не может быть принята сразу в трех чтениях) или отклонить. «За два созыва я впервые в таком положении», — признался Хабибуллин. Решение было найдено: согласно тому же регламенту, с учетом обсуждения депутаты могут рекомендовать инициативной группе отозвать законопроект. Такая постановка вопроса вызвала бурное обсуждение. Но в итоге большинство поддержало это предложение, сам Хабибуллин воздержался.
— Это решение все равно повиснет в воздухе, потому что инициативная группа имеет право напрямую на сессию внести, — призывал Шакир Ягудин.
— Я сейчас должен буду доложить председателю Государственного совета результаты голосования комитета и… Я не знаю дальше что, — резюмировал Хабибуллин.
В итоге после заседания все члены инициативной группы буквально побежали решать, что делать. До заседания остался один день, а принять нужно до Нового года. Хабибуллин даже отказался от общения с прессой. Ахметов сегодня днем сообщил «БИЗНЕС Online», что пока не может дать комментарий, поскольку находится на мероприятии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 92
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.