В чем в чем, а в излишней скромности организаторов форума-выставки «Первый беспилотный», которая открылась вчера казанском ИТ-парке, заподозрить нельзя В чем в чем, а в излишней скромности организаторов форума-выставки «Первый беспилотный», которая открылась вчера в казанском IT-парке, заподозрить нельзя

«Кузнечики» и «Летяги»

Не стал скромничать и заместитель руководителя центра циркулярной экономики АН РТ Василий Шестюк. «Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в Татарстане при методической поддержке Академии наук республики развиваются и занимают почетное место среди всех беспилотников, которые были представлены в этом году в России», — с ходу заявил он. В подтверждение тезиса в фойе было выставлено четыре аппарата — «Барс», «Летяга», «Кузнечик» и демонстратор технологий «Квадрат». Заявлено, что все они летающие. «Аналогов у этих машин нет», — заверил Шестюк.

Данные беспилотники он презентовал 31 октября на заседании «Татнефтехиминвест-холдинга». В частности, замруководителя центра сообщил, что АН совместно с «профильными организациями республики» разработала средние и тяжелые БПЛА, а также линейку электродвигателей, которые на 8,4% эффективнее аналогов. На первом этапе, в 2023-м, предполагается выпустить 300 аппаратов, а вообще — до 2 тыс. в год. Инвестиции в старт проекта — 1,4 млрд рублей, и 250 млн уже привлечено. Производство построят в 2026 году в «Смарт Сити Казань». Потенциальные покупатели — военные, МЧС, логистические компании. У властей республики Шестюк попросил помощи с организацией строительства и производством.

Рустам Минниханов: «Бронежилеты из одной из зарубежных стран не выдерживают. Защитить личный состав – самое главное!»

Как с тех пор продвинулось дело? Создание площадки по-прежнему в режиме «рассматривается», год старта серии не называется, объем и происхождение инвестиций (и есть ли они) не раскрываются. Зато вчера выяснилось, что под проект в Казани создана компания со странным названием «НПО им. Петрова В.А.». В одной из недавних публикаций «БИЗНЕС Online» предположил, что представленные АН РТ аппараты разработаны зарегистрированной в Москве компанией Petrof Engineering. Судя по данным в сети, ноу-хау фирмы — электродвигатели: для байков, снегоходов, квадроциклов, парапланеров.

В фойе были выставлены четыре аппарата — «Барс», «Летяга», «Кузнечик» и демонстратор технологий «Квадрат». Заявлено, что все они — летающие В фойе было выставлено четыре аппарата — «Барс», «Летяга», «Кузнечик» и демонстратор технологий «Квадрат». Заявлено, что все они летающие

Если бы не СВО…

«Решаем любую инженерную проблему, — заверил вчера „БИЗНЕС Online“ главный конструктор компании Владимир Петров. — Возникли вопросы с двигателями — делаем двигатели, с аэродинамической схемой — продумываем ее, с системой управления — тоже». Мы поинтересовались, не его ли именем названа новая казанская компания. «Да это прикалывались просто и до сих пор почему-то не поменяли название», — загадочно ответил он. Но все остальное, по словам конструктора, не шутка. Аппараты подняты на крыло летом. Впрочем, их еще нельзя назвать доведенными. На тех, что показаны на выставке, стоят китайские двигатели. «А на окончательный вариант поставим наши, потому что они круче», — заверил Петров. По его словам, в России до сих пор не было своих электродвигателей, потому что не было спроса. «В связи с СВО спрос появился, и теперь должно пойти производство», — сказал он.

Интересующихся разработками Petrof Engineering всегда наблюдалось немало, но выхлоп от этого пока был нулевым, отметил конструктор. Есть надежда, что в Татарстане все будет иначе. «Уже есть конкретные шаги, — заверил он. — То, что аппараты летают, говорит о многом». Как конкретно налажено сотрудничество с АН РТ, прояснить не удалось — Петров попросил не задавать ему вопросов о деньгах и об организационных делах. Тем не менее он сообщил, что разработчики находятся и в Казани, и в Москве, и даже в Анапе. Все это люди опытные, получившие «выдающиеся результаты».

Поскольку выступавшие на форуме немало говорили о необходимости привлечения к БПЛА-теме студенческой молодежи, мы поинтересовались у Петрова, ищет ли его компания талантливых молодых людей. «Студенты — вещь благодарная, но у нас на это нет времени», — ответил он и дал понять, что представленными на выставке аппаратами дело не ограничивается — есть и специальное направление, ему сегодня и уделяется главное внимание. Что касается чистой гражданки, то ближе всего к серийной конфигурации БПЛА «Кузнечик», больше всего им интересуется «Почта России». Сегодня речь идет об опытной эксплуатации в нескольких экспериментальных зонах, одну из них планируется создать в Татарстане.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» научный сотрудник центра циркулярной экономики Ильнур Хайруллин, «Академия наук ведет научно-методическое сопровождение» Как сообщил «БИЗНЕС Online» научный сотрудник центра циркулярной экономики Ильнур Хайруллин, «Академия наук ведет научно-методическое сопровождение»

Пока нашлось 3 млн на рекламу

От ответа на вопрос, какова роль в создании аппаратов АН РТ, Петров старательно уходил. Как и все другие причастные. Например, как сообщил «БИЗНЕС Online» научный сотрудник центра циркулярной экономики Ильнур Хайруллин, «Академия наук ведет научно-методическое сопровождение». Шестюк заверил «БИЗНЕС Online», что сотрудничество идет более двух лет, местные специалисты напрямую участвовали в создании аппаратов, а республика помогает чем может. По его словам, после презентации на заседании «Татнефтехиминвест-холдинга» «выпущен протокол о поддержке, дано указание минпрому, минэкономики об оказании каких-то мер поддержки». «Сейчас посмотрим, что нам предложат», — сказал Шестюк. Как выяснилось вчера, напрямую республика пока поучаствовала только 3 млн рублей, выделенными на прокат аппаратов по выставкам и форумам.

Что касается идеологической части вчерашнего мероприятия, то она превратилась в соло Шестюка с пространными включениями программного директора площадки IT-парка «Точка кипения» Анатолия Кияшко и начальника отдела оборонного комплекса минпромторга РТ Владимира Степанова. Ни одного представителя казанских беспилотных центров («Эникс», «Аэрокон», КНИТУ-КАИ), уже реализовавших себя в отрасли, не было. Казалось бы, выступавшие говорили нормальные вещи (о воспитании конструкторских кадров, импортозамещении, беспилотном будущем, которое уже сегодня можно потрогать руками), но всерьез воспринимать их речи почему-то не получалось. Возможно, от того, что они то и дело перепрыгивали с темы на тему, пытались говорить обо всем сразу, сыпали терминами типа «технологическое предпринимательство». В итоге вышло ни о чем.

Самыми интересными оказались реплики-вопросы из зала (человек 20 гостей): о том, что, отчаявшись, разработчики зачастую уезжают за границу; об исчезновении студенческих КБ и авиамодельных кружков; о том, что молодежь техническому творчеству предпочитает работу барменами и официантами Самыми интересными оказались реплики-вопросы из зала (человек 20 гостей): о том, что, отчаявшись, разработчики зачастую уезжают за границу; об исчезновении студенческих КБ и авиамодельных кружков; о том, что молодежь техническому творчеству предпочитает работу барменами и официантами

Самыми интересными оказались реплики-вопросы из зала (человек 20 гостей): о том, что, отчаявшись, разработчики зачастую уезжают за границу; об исчезновении студенческих КБ и авиамодельных кружков; о том, что молодежь техническому творчеству предпочитает работу барменами и официантами. Учитывая заявленный широкий формат мероприятия и уровень организаторов (агентство стратегических инициатив, минцифры РТ, IT-парк), вполне себе адекватные темы.

Ни на один из вопросов у выступавших не нашлось не то что ответа, но даже внятного рассуждения.