Руслан Зарипов, гендиректор дорожно-строительной компании «РусРемСтрой», который сейчас осваивает 17 млрд рублей на участке трассы М-12 Руслан Зарипов, гендиректор дорожно-строительной компании «РусРемСтрой», который сейчас осваивает 17 млрд рублей на участке трассы М12 Фото предоставлено Русланом Зариповым

Что такое «РусРемСтрой»?

Ничем не примечательная фирма «РусРемСтрой» появилась в Казани в 2007 году. Ее учредил балтасинский бизнесмен Рустам Зарипов, а возглавил ООО со скромным уставным капиталом его сын Руслан Зарипов.

Дела «РусРемСтроя» пошли в гору в 2011-м. Тогда компания получила свои первые госконтракты: начинали с символических сумм. Например, ремонт участка федеральной трассы М7 от Москвы до Уфы стоимостью 18 млн рублей, реконструкция дорог к животноводческим комплексам за 82 млн рублей.

К 2019 году портфель госконтрактов от разных государственных ведомств составил 4,6 млрд рублей. Всего, по данным портала «Контур.Фокус», компания выиграла контрактов на 8,2 млрд рублей. Кроме Татарстана, фирма выигрывала тендеры также в Крыму. Крупнейший — в апреле 2021-го на ремонт улично-дорожной сети Сакского района. Тут важное уточнение: это данные лишь по тендерам, что выставляются в рамках №44-ФЗ «О госзакупках».

Но основные деньги фирма осваивает в рамках другого закона — №223-ФЗ «О закупках отдельными юридическими лицами». В апреле 2021 года «РусРемСтрой» выиграл контракт на 10,8 млрд рублей на строительство части федеральной трассы М12. Речь идет о 25 км от пересечения М12 с федеральной дорогой Цивильск – Ульяновск до восточной границы села Малое Подберезье Кайбицкого района. Работы должны были закончить до 31 декабря 2021-го. Однако 24 ноября условия контракта, заказчиком которого проходит государственная строительная компания «Автодор», были обновлены: изменился и срок — до 31 декабря 2023 года, и сумма контракта — «РусРемСтрой» получит 17 млрд 178 млн рублей.

По данным «Контур.Фокуса», в компании сейчас официально работают 77 человек. Выручка фирмы за 2021-й составила 1,5 млрд рублей с чистой прибылью в 18,2 млн рублей. Кроме строительного бизнеса, фирма занимается арендным — в ее собственности торговый комплекс «Эталон» рядом с колхозным рынком в центре Казани.

Работы по М12 должны были закончить до 31 декабря 2021 года. Однако 24 ноября условия контракта, заказчиком которой проходит государственная строительная компания «Автодор», были обновлены: изменился и срок — до 31 декабря 2023 года, и сумма контракта — «РусРемСтрой» получит 17 млрд 178 млн рублей Работы по М12 должны были закончить до 31 декабря 2021 года. Однако 24 ноября условия контракта, заказчиком которого проходит государственная строительная компания «Автодор», были обновлены: изменился и срок — до 31 декабря 2023-го, и сумма контракта — «РусРемСтрой» получит 17 млрд 178 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

К кому претензии?

Проблемы начались 1 декабря. В офис «РусРемСтроя», расположенный в поселке Константиновка, постучали следователи СКР, оперативники УБЭП и ОМОН. Силовики в течение нескольких часов изымали документацию и компьютерную технику компании.

Постановление об обыске выписали следователи налогового отдела СКР. И претензии напрямую никак не связаны с деятельностью «РусРемСтроя». По версии ФНС, от налогов уклонился арендатор Зариповых — производственное объединение «Бетондорстрой». Это асфальтно-бетонный завод, помещения которого расположены по одному адресу с офисом «РусРемСтроя». Налоговики уверены, что с II квартала 2017-го по конец 2019 года «Бетондорстрой» умышленно уклонился от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль на общую сумму 77 млн 703 тыс. рублей.

«Работать легко и весело!»: Фарит Ханифов о 190-миллиардной дорожной программе

По данным «Контур.Фокуса», конечные владельцы «Бетондорстроя» — некие Ленар Хабибуллин и Элина Лебедева. Оборот фирмы за 2021 год составил 397 млн рублей при чистой прибыли в 12,9 миллиона.

СКР считает, что «Бетондорстрой» уклонялся от уплаты налогов за счет контрактов с двумя юрлицами — это ООО «Волгадорснаб» и ООО «Эльбрус Кэпитал Партнерс». Обе фирмы сейчас банкротятся, их учредителем был некий Равиль Садыков, а зарегистрированы они были в одном и том же здании на Высокой Горе.

Причем здесь «РусРемСтрой»? По версии силовиков, более 95% продукции «Бетондорстроя» поставлялось для нужд «короля дорожного заказа», а сам завод считают подконтрольным Зариповым.

«Мы закупаем щебень, из него производим бетонные изделия, асфальтобетон, продаем заказчику. Но у нас рецептура, которая согласована с заказчиком. И эта рецептура не соответствует тому ГОСТу, который разработан еще в Советском Союзе. Потому что на сегодняшний день требования совсем другие» «Мы закупаем щебень, из него производим бетонные изделия, асфальтобетон, продаем заказчику. Но у нас рецептура, которая согласована с заказчиком. И эта рецептура не соответствует тому ГОСТу, который разработан еще в Советском Союзе. Потому что на сегодняшний день требования совсем другие» Фото: «БИЗНЕС Online»

Руслан Зарипов: «Репутация компании — бум!»

Гендиректор «РусРемСтроя» Зарипов оказался на месте во время обысков. Сразу после этого нам удалось с ним поговорить. «Просто происходит беспредел», — заявил он.

«К нам вообще претензий нет. А забирают все мое имущество, я как должен работать? У нас 1 декабря — это отчетный месяц, мы год закрываем, должны отчеты предоставить в министерство, заказчикам, отдать все, что мы выполнили и не выполнили. Я это уже точно не сделаю, и завтра мне мой компьютер уже точно не отдадут, я знаю, сколько это займет времени. Опять-таки репутация компании — бум!» — рассказал нашему корреспонденту Зарипов.

Претензии ФНС, считают наши источники, появились после камеральной проверки предприятия. Наши собеседники поясняют, что в основе сомнений налоговиков — несостыковки по поставкам щебня на завод. «Например, закупалось по документам 8 мешков, а на выходе производилось продукции в перерасчете на 10», — поясняет наш собеседник.

Зарипов говорит: вопросы по щебню действительно были, но к технологии его производства. «[Правоохранительные органы] ссылаются на то, что вот вы неправильно списали щебень. У нас есть заказчик, который дает свою рецептуру, у него требования не по ГОСТу, а индивидуальные. Мы просто об этом не знали, если бы нас предупредили, сказали, что к вам претензии, почему так списали, мы бы сразу все обосновали, технологическую карту дали. Просто по факту к нам никто не подходил и это не обосновывал», — рассказал Зарипов.

«Мы закупаем щебень, из него производим бетонные изделия, асфальтобетон, продаем заказчику. Но у нас рецептура, которая согласована с заказчиком. И эта рецептура не соответствует тому ГОСТу, который разработан еще в Советском Союзе. Потому что на сегодняшний день требования совсем другие. А ГОСТ разработан общий, в Российской Федерации столько регионов, и этот ГОСТ разработан еще в советский период, когда это все не учитывалось. А сейчас интенсивность автомобилей другая, количество проезда на километр иное, а это, соответственно, другие требования и рецептура продукции, начиная с бетонных изделий, асфальта. И там другое списание идет. Они это все не учли», — говорит Зарипов. По его словам, требования к содержанию щебня в асфальте по ГОСТу равны 50%, а его асфальт содержит 92% щебня.

Пока в уголовном деле по ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов») подозреваемых нет. Но, даже если они появятся, подозреваемый сможет освободиться от уголовной ответственности, если полностью погасит ущерб.