Ильдар Гильмутдинов: «Мы бы хотели видеть в концепции механизмы полилингвального и билингвального образования» Ильдар Гильмутдинов: «Мы бы хотели видеть в концепции механизмы полилингвального и билингвального образования» Фото: gossov.tatarstan.ru

«У нас же нет запрета изучать языки»

«Еще 12–13 лет тому назад, когда начали обсуждать тему национальной политики с коллегами в органах исполнительной власти, не было практически ни одного документа», — с этого начал накануне первый зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов пресс-конференцию, посвященную 10-летию реализации стратегии государственной национальной политики России. Он вспомнил, как до принятия стратегии приходилось собираться небольшим кругом заинтересованных лиц в министерстве регионального развития, чтобы обсудить, как в стране выстроить систему нацполитики и механизмы ее реализации в регионах. По словам Гильмутдинова, именно на основе стратегии появился совет при президенте РФ по межнациональным отношениям. «Очень внимательно слушает, никого не перебивает. Наши общественники, как всегда, говорят много, обо всем и ни о чем. Просто как у него хватает терпения выслушать», — успел восхититься депутат выдержкой Владимира Путина.

Спикер напомнил, что и федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) также появилось в рамках реализации стратегии. «Я являлся одним из тех, кто с самого начала настаивал, чтобы у нас был такой институт. Не скрываю, я хотел, чтобы было министерство полноценное, полнокровное, которое бы имело структурное подразделение в субъектах и могло полноценно принимать соответствующие нормативы и влиять на процессы. Получилось как получилось. Мы и с этим были согласны», — поделился мыслями парламентарий, представляющий в Госдуме Татарстан.

Говоря о позитивных решениях, Гильмутдинов привел в пример госпрограмму по реализации государственной нацполитики с ежегодным финансированием более 2 млрд рублей. В то же время он считает, что документ нужно доработать в части поддержки родных языков и субсидирования регионов, а тема социально-культурной адаптации иностранных граждан и мигрантов вовсе до конца не раскрыта. Но депутат не разделяет взгляда некоторых коллег, заявляющих о необходимости некого большого закона об основах государственной нацполитики. Зампред профильного комитета Госдумы уверен, что нет смысла переписывать стратегию и федеральный закон. «Но иметь рамочный закон об основах нацполитики возможно, мы об этом думаем. Создана рабочая группа, чтобы сделать модель, где был бы понятийный аппарат, где бы мы прописали существование домов дружбы, чтобы не было проблем с финансированием в субъектах», — подытожил Ильдар Ирекович.  

Что касается планов, то спикер отметил необходимость подготовки специалистов по межнациональным вопросам, в том числе проведения курсов по повышению квалификации для муниципальных чиновников, а также заявил о подготовке концепции языковой политики РФ.  

«Мы бы хотели видеть в концепции механизмы полилингвального и билингвального образования. Его пока там нет. Обратили внимание на то, чтобы усилить позицию, связанную с дошкольным образованием, потому что в школе поздно обучать языкам, — уверен Гильмутдинов. — Наличие воскресных школ тоже важно, мы не можем каждому гражданину дать возможность изучить [родной] язык в школе. Усилить сохранение языка в системе высшего образования, в области науки. У нас же нет запрета изучать языки. 60 процентов детей после 9-го класса уходят в училища и техникумы. А там есть механизмы, связанные с изучением языка? Есть, но все это на усмотрение директора, имеются программы, но они настолько разношерстные».

Также спикер насторожился по поводу итогов всероссийской переписи населения, с которыми успел ознакомиться. С его слов, если в 2010 году 5,5 млн граждан не определили свою национальность, то теперь их число выросло в 2,5–3 раза. Причина может крыться как в пандемии, т. к. люди не открывали двери, так и в электронной форме переписи, предположил депутат. 

Положительно Гильмутдинов оценил и работу комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка и родных языков народов республики, возглавляемую Маратом Ахметовым Положительно Гильмутдинов оценил и работу комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка и родных языков народов республики, возглавляемой Маратом Ахметовым Фото: «БИЗНЕС Online»

«Язык всегда актуален, им не надо заниматься по поручению президента»

В ходе пресс-конференции Гильмутдинов не раз выразил удовлетворение политикой Татарстана в части укрепления межнациональных отношений. На его взгляд, республика во многих вопросах является примером для других субъектов. Даже похвалил за работу по включению учебников на родных языках в федеральный перечень, чем, впрочем, министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин гордится не первый год. По словам парламентария, когда государство не контролировало этот вопрос, успели выпустить порядка 2 тыс. учебников, иногда «в немыслимых вариантах», чего быть не должно. Сегодня процесс внесения в федеральный перечень усложнился. К примеру, есть вопросы с правообладателями, недостаточно экспертов, перечислил депутат некоторые шероховатости темы.   

Положительно он оценил и работу комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка и родных языков народов республики, возглавляемой Маратом Ахметовым. Причем Ильдар Ирекович считает, что Рустам Минниханов очень правильно поступил, расширив полномочия комиссии. Напомним, изначально ахметовская структура курировала только вопросы по татарскому языку. «У нас есть чуваши, марийцы, удмурты, у них тоже есть вопросы. Может, даже больше, чем у татар! У них не все учебные программы имеются, например», — добавил спикер. Порассуждал он также о недавнем ежегодном послании Минниханова Госсовету РТ, в котором фактически не поднималась татарская тема, как это бывало раньше. Гильмутдинов считает, что Рустам Нургалиевич не может каждый раз обозначать данную проблему, тем более необходимые решения приняты и есть всевозможные инструменты, вплоть до комиссии Ахметова. «Язык всегда актуален, им не надо заниматься по поручению президента или ждать, скажет нам шеф или нет», — ответил Гильмутдинов на вопрос «БИЗНЕС Online» и добавил, что сохранением языка должны заниматься все.   

Депутат посетовал на то, что в России до сих пор нет единого органа, который бы отвечал за реализацию языковой политики Депутат посетовал на то, что в России до сих пор нет единого органа, который бы отвечал за реализацию языковой политики Фото: gossov.tatarstan.ru

«Чтобы просто не приставал Гильмутдинов, показывают какие-то брошюры»

В то же время депутат в очередной раз с критикой обрушился на федеральное минпросвещения и ФАДН за то, что учрежденный ими в 2019 году фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ (его пытались поначалу представить чуть ли не как структуру, которая компенсирует отмену обязательного изучения татарского языка в школах) стал мертворожденным инструментом и в итоге в начале 2022-го был ликвидирован. С его помощью планировалось реализовать проекты, с которыми государство не справляется или на которые нет возможностей, рассуждал Гильмутдинов. В первую очередь хотели руку помощи протянуть малым коренным народам, чтобы у них появились учебники и программы, а также создать всероссийский ресурс наподобие онлайн-школы по обучению татарскому языку «Ана теле».

«Ни минпросвещения, ни ФАДН не проявили должного внимания к деятельности фонда, — уверен Гильмутдинов. — Набрали людей, которые далеки от темы языка, в итоге деньги растранжирили, чуть ли уголовные дела не сделали. Я неоднократно пытался на ситуацию повлиять: к себе приглашал этих работников, к ним ездил, но когда люди ничего не понимают и, чтобы просто не приставал Гильмутдинов, показывают какие-то брошюры, взятые в аренду... Ну что могу сказать? Мне обидно».

Также депутат посетовал на то, что в России до сих пор нет единого органа, который бы отвечал за реализацию языковой политики. «Чуть-чуть минпросвещения, чуть-чуть минобрнауки, чуть-чуть здесь, там. Нужно определить, кто должен координировать эту деятельность, необязательно ваять какую-то организацию. Единый центр принятия решений, в конце концов!» — заявил он.

По завершении встречи Гильмутдинов в разговоре с «БИЗНЕС Online» уточнил, что на сегодняшний день каких-то больших межнациональных проблем в России нет. Но не стал скрывать, что были некоторые моменты, когда развязался военный конфликт между Азербайджаном и Арменией, которые удалось нивелировать как на федеральном уровне, так в регионах. Однако все же нашлась тема, беспокоящая в настоящее время Ильдара Ирековича. Это вопрос большого количества мигрантов, с которыми не выстроена системная работа. По его словам, чаще по мигрантам приходится опираться на статистку МВД, в то время как нужна полная картина того, кто, откуда и с какой целью приезжает в Россию. А для этого социально-культурная адаптация как часть нацполитики до конца недоработана. Более того, нет органа, который бы отвечал за это.  

«Каково количество детей мигрантов? Они учатся в школах? Мы должны знать, — выразил обеспокоенность собеседник газеты. — В новой школе в „Салават Купере“ почти 100 детей русского языка вообще не знают. Есть некие общие инструкции по взаимодействию с ними, но нужна же четкая методика, как их погружать в школьный социум. Они не простые ребята, они свои законные права знают. Детский садик рядом, там уже 20 детей мигрантов. А сколько ребят не ходят в школу, чем они вообще занимаются? Это может создать напряженную ситуацию, она превратится в межнациональный… Нам бы подобного не хотелось, мы должны данную тему выявить, разобраться, систематизировать, принять соответствующую нормативную базу, регионы вооружить этим».

Специальные центры, в которых мигранты проходят подготовку перед приездом в Россию, Гильмутдинов считает лишь каплей в море в решении проблемы. «Мы же тоже заинтересованы. Квоты же мы даем, приглашаем, говорим, что они нам нужны, а потом — все, как хотите здесь. Так нельзя», — уверен депутат. В ходе разговора он даже предложил вариант, как с помощью иностранных граждан можно закрыть вопрос с кадровым голодом в области здравоохранения и образования. Например, студентов из других государств, которые учатся в местных вузах и хотят остаться здесь, можно адаптировать и устроить на работу.