Спрос на репетиторов в России стабильно растет: по стране за последний год интерес к услугам частных учителей вырос на 34%, данные приводит «Российская газета» со ссылкой на «Авито.Услуги» Спрос на репетиторов в России стабильно растет: по стране за последний год интерес к услугам частных учителей вырос на 34%, приводит данные «Российская газета» со ссылкой на «Avito.Услуги» Фото: © Andrey Arkusha / Russian Look / www.globallookpress.com

Репетиторы «рвут» рынок

Спрос на репетиторов в России стабильно растет: по стране за последний год интерес к услугам частных учителей вырос на 34%, приводит данные «Российская газета» со ссылкой на «Avito.Услуги». В Татарстане статистика еще любопытнее: в республике зафиксировали настоящий бум предложения. Как сообщила руководитель пресс-службы «hh.ru Поволжье» Александра Севостьянова, с начала 2022 года в Татарстане порядка 7 тыс. соискателей разместили или обновили резюме репетиторов, что в 2,1 раза больше, чем в 2021-м, и в 3,2 раза больше, чем за аналогичный период 2020-го.

«Только в сентябре 2022 года резюме разместили или обновили 1,6 тысячи соискателей, хотя явного сезонного тренда с точки зрения спроса на данных сотрудников не наблюдается», — рассказала Севостьянова.

У такого бума сразу несколько причин. Основная из них, конечно, ЕГЭ: можно как угодно относиться к этому экзамену, но ЕГЭ — вещь для поступающих в вузы обязательная, и ребята, которые решили получать высшее образование, заинтересованы в том, чтобы не просто сдать экзамен, а получить максимальные баллы. С началом мобилизации, когда стало понятно, что студенты получают отсрочку от мобилизации, у молодых людей стимул идти к 100-балльному результату вырос еще больше.

Из года в год требования к результатам ЕГЭ, а также сложность экзаменов растет. Что парадоксально, одновременно повышается и средний уровень результатов ЕГЭ в Татарстане. По данным минобрнауки РТ, в период с 2019 по 2021 год средний балл по русскому языку вырос с 73,91 до 74,73, а количество стобалльников — с 73 до 102. Средний балл ЕГЭ по географии за тот же период улучшился с 64,82 до 69,46, по истории — с 58,93 до 61,57, похожая ситуация и по ряду других предметов.

Растет и количество высокобалльных работ (оцененных на выше 80). Если в 2019 году таких работ по русскому языку было 6 060, то в 2021-м стало уже 6 397, по химии высокобалльные результаты выросли с 490 до 537, по обществознанию — с 662 до 820.

«Если школьник собирается поступать в высшее учебное заведение и оно первого уровня (КФУ, КНИТУ-КАИ, московские, петербургские вузы), то уверена на 80–90 процентов, что он будет заниматься с репетиторами, — делится директор Академического лицея им. Лобачевского Татьяна Беспалова. — Сегодня процент детей, которые смогут организовать самостоятельную работу, дополнительно заниматься с материалами, учебниками, пособиями, очень мал. Это не вопрос качества преподавания в школах, все дело в том объеме требуемого на ЕГЭ материала, который необходимо систематизировать, обычному школьнику сделать это тяжело. Такой навык есть даже далеко не у всех отличников, медалистов».

Директор одного из лицеев Казани, достаточно критично настроенный к институту частных педагогов, считает, что в младших классах стоит обходиться без репетиторов, которые «роют яму самостоятельности детей». «Но в классе 9-и или 10-м, когда подросток уже наметил ориентиры для себя, ему нужно углубить знания в определенном предмете. Когда в школе дают уровень А и В, а с репетитором решать можно С, это да», — соглашается наш спикер.

«Возможно ли качественно подготовить без репетитора? Думаю, невозможно», — делится мнением кандидат физико-математических наук, в прошлом доцент кафедры геометрии КГПИ, репетитор Владимир Шуликовский. Говорит, что с большим уважением относится к учителям (жена — учитель, сестра — тоже), но знает при этом, в каких условиях находятся школьные преподаватели и какова обстановка в классах: подготовиться к ЕГЭ качественно в стенах школы очень сложно. «Многие ученики хотят прыгнуть выше головы, получить больше знаний, чем одноклассники, сдать лучше», — отмечает Шуликовский. Это и побуждает нанимать репетиторов. Также привлекает индивидуальный подход к занятиям: ребята порой переживают, что недостаточно усвоили какую-то тему, неуверенно себя в ней чувствуют, а с репетитором они могут разобрать все пробелы.

«Если школьник собирается поступать в высшее учебное заведение, и это заведение — первого уровня (КФУ, КАИ, московские, питерские вузы), то уверена на 80-90%, что он будет заниматься с репетиторами» «Если школьник собирается поступать в высшее учебное заведение и оно первого уровня (КФУ, КНИТУ-КАИ, московские, петербургские вузы), то уверена на 80–90 процентов, что он будет заниматься с репетиторами» Фото: «БИЗНЕС Online»

Помимо учеников общеобразовательных школ, в репетиторах заинтересованы и те, кого из школ уводят. «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал в начале сентября о явлении «анскуллинга», когда родители забирают своих детей на семейное образование или под прикрытием семейного переводят в «даркскул» и «репетиционные центры», где те же репетиторы занимаются с ребятами школьными предметами в малых группах и более комфортном темпе.

В объятиях «даркскул»: как учат своих детей те, кто не доверяет школам

Третий источник спроса на репетиторов — онлайн-платформы и онлайн-школы. Поскольку географической привязки у них нет, то такие конторы хантят толковых репетиторов из всех уголков страны. Так, только в сентябре текущего года работодатели разместили около 700 вакансий для соискателей – репетиторов Татарстана. В большинстве случаев это образовательные учреждения и IT-компании, предоставляющие такие услуги.

«22,9 процента вакансий репетиторов, опубликованных с начала сентября, приходится на Москву, 9,9 процента — на Санкт-Петербург, 5,7 процента — на Московскую область, 4,7 процента — на Краснодарский край, только 4,4 процента — на Татарстан», — рассказывает Севостьянова.

Требования у работодателей невысокие, среди основных — наличие опыта. В половине вакансий (47,2%) от соискателя требуется наличие хотя бы минимального опыта работы от года до трех лет, в 14% — более трех лет. При удаленном формате работы среди требований в вакансиях также иногда встречается наличие персонального компьютера.

Можно как угодно относиться к этому экзамену, но ЕГЭ — вещь для поступающих в вузы обязательная, и ребята, которые решили получать высшее образование, заинтересованы не просто сдать экзамен, а получить максимальные баллы Можно как угодно относиться к этому экзамену, но ЕГЭ — вещь для поступающих в вузы обязательная, и ребята, которые решили получать высшее образование, заинтересованы в том, чтобы не просто сдать экзамен, а получить максимальные баллы Фото: © Денис Абрамов, РИА «Новости»

«Среднее ожидание — 35 тысяч в месяц»: кто представлен на рынке репетиторов и сколько они зарабатывают

Понятно, что растущий спрос подстегнул рынок репетиторства к стремительному росту. Если еще в начале 2000-х в репетиторы шли в основном вузовские преподаватели и (за редким исключением) школьные учителя, то сегодня рынок очень разношерстный как по самим специалистам, так и по ценовым предложениям. По данным hh.ru, в 2022 году среднее зарплатное ожидание соискателей составило 35 тыс. рублей в месяц, что на 5 тыс. рублей больше, чем в 2021-м. Нередко репетиторство рассматривается как подработка, а не основной источник дохода. 

Как правило, репетиторы берут почасовую оплату. Значит ли, что дорогой репетитор даст больше знаний и обеспечит больше баллов на ЕГЭ? Здесь мнения опрошенных нами экспертов разделились: одни считают, что высокая цена обычно соответствует «классу» педагога: чем дороже час, тем опытнее и ответственнее репетитор. Другие полагают, что в условиях современного рынка ставка может быть любой и зависит она от «жадности» репетитора.

«Можно встретить очень опытного преподавателя со ставкой ниже, чем у начинающего студента. Но в целом картина следующая: студент — от 500–600 рублей за час, более или менее опытный преподаватель — от тысячи рублей, „звезды“ — от 2 тысяч рублей», — рассказывает репетитор по русскому и литературе Альбина Скворцова.

Рынок репетиторства, таким образом, можно разделить на три группы. Первая — преподаватели вузов и профессура. Вторая — так называемые профессиональные репетиторы, для которых частные уроки — единственный или очень существенный источник доходов. Среди них немало бывших и действующих школьных учителей. Наконец третья категория — студенты или недавние выпускники вузов.

Репетиторы привлекают клиентов тремя основными способами: через онлайн-платформы, соединяющие заказчиков и исполнителей (вроде profi.ru, repetit.ru, repetitor.ru и др.), сайты объявлений (Avito, «Яндекс.Услуги»), а также старое доброе сарафанное радио.

Их [преподавателей вузов, профессуру] внутри сообщества, не стесняясь, называют «элитой» или «звездами», и это неудивительно Преподавателей вузов, профессуру внутри сообщества не стесняясь называют элитой или звездами, и это неудивительно Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Категории репетиторов: профессор, профи и студент

Попробуем составить усредненный портрет современного репетитора.

1. Преподаватели вузов, профессура

Их внутри сообщества не стесняясь называют элитой или звездами, и это неудивительно: у таких педагогов огромный стаж, фундаментальное знание предмета, большой педагогический опыт. Они, как правило, глубже погружают в предмет, и как таковое ЕГЭ для них — это вторичная история.

«Моя задача — чтобы ученик знал предмет, умел мыслить. В этом я вижу свое предназначение. Считаю, что если ученик знает предмет, если историческое мышление построено, то и ЕГЭ будет сдано, — рассказывает один из вузовских преподавателей-репетиторов на условиях анонимности. — В последние годы я, например, столкнулась с тем, что дети порой просят: „Вы мне не рассказывайте историю, давайте я буду отвечать на вопросы ЕГЭ, а вы мне будете объяснять то, что я не знаю“. Но это же бессистемные знания, ненаучные. Я отказывалась так учить».

Чаще такие репетиторы занимаются частной практикой в качестве подработки: кому-то нравится именно индивидуальный формат, при котором можно проявить авторские методики. Кто-то ищет учеников самостоятельно, а потому не хочет отказывать знакомым и знакомым знакомых в подготовке их детей.

У таких репетиторов одни из самых высоких цен на рынке, около 2–4 тыс. рублей за час в зависимости от предмета. Однако бывают и исключения, при которых можно урвать профессора за смешные деньги.

«Я вузовский преподаватель, но, работая со школьниками, вторгаюсь в иную сферу, где, возможно, учитель более органично себя чувствует, поскольку обладает методикой, предназначенной именно для школы. С другой стороны, я могу научить ученика видеть и понимать то, чему в школе уделяется мало внимания или чему, увы, вообще не учат», — рассказывает нам профессор, доктор филологических наук, репетитор Татьяна Прохорова, чей час занятий стоит всего 1–1,5 тыс. рублей. «Кроме того, детей, сдающих ЕГЭ по литературе, значительно меньше, чем по русскому языку. Неудивительно, что там, где малый спрос и цена репетиторского часа меньше, занятие по русскому языку иногда может стоить дороже, чем по литературе», — добавляет она.

Профессионалы — это по сути тренеры по ЕГЭ, они в отличие от многих вузовских преподавателей, для которых репетиторство — просто дополнительный заработок и чуть ли не хобби, реально натаскивают именно на сдачу единого госэкзамена на максимальный бал Профессионалы — это, по сути, тренеры по ЕГЭ. Они, в отличие от многих вузовских преподавателей, для которых репетиторство лишь дополнительный заработок и чуть ли не хобби, реально натаскивают именно на сдачу единого госэкзамена на максимальный балл Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

2. Профессиональные репетиторы

«Это целый сегмент так называемых профессиональных репетиторов. Он сформировался благодаря такому явлению, как самозанятость: большинство репетиторов оформлены как самозанятые или ИП. Это, как правило, люди с высшим образованием и опытом работы в вузах или школах. Они поняли, что работать на себя и развивать свой навык в сфере репетиторства значительно эффективнее в плане экономики и отдыха. Такой пласт появился в последние 2–3 года, — рассказывает репетитор по обществознанию, доцент ИСФН КФУ Ольга Волчкова. — Они все ушли из госструктур, понимая, что по времени не в состоянии тянуть и то и другое, поэтому выбрали работу на себя. Единственный минус таких репетиторов в том, что они не могут участвовать в проведении и оценивании ЕГЭ».

Развитию репетиторства способствовало появление и укрепление позиций ЕГЭ. Но первыми подручными для школяров в подготовке к этому экзамену стали вовсе не школьные учителя. Дело в том, что предпосылки к ЕГЭ появились еще в 1990-е, когда в КХТИ при вступительных испытаниях стали принимать результаты по всероссийскому экзамену — альтернативному ЕГЭ. Когда в 2005 году при поступлении во все вузы стали принимать результаты ЕГЭ, началась первая волна репетиторства, школьники обращались к преподавателям вузов, которые готовили к классическому экзамену.

В то время к ЕГЭ начинали готовить по привычке в апреле как к обычному экзамену, учили именно пониманию предмета: преподаватели сами не знали, что спросят на экзамене, можно ли будет угадать ответ, выехать на логике. Потом и ученикам, и педагогам пришлось перестраиваться — подготовка стала более долгой. Но бюджетных мест в вузах тогда имелось много. В начале 2000-х, когда ЕГЭ только вводили, достаточно было сдать экзамен на 70 баллов, с этим результатом абитуриент мог претендовать даже на «недоступный» юрфак в КГУ (сегодня КФУ).

В 2008–2010 годах к преподавателям вузов присоединились лучшие школьные учителя, которые начали сами сдавать ЕГЭ, разбираться с экзаменом. Вторая волна вузовских преподавателей, по словам эксперта, присоединились к репетиторству примерно в 2015 году, они учили детей наряду со школьными педагогами. Сейчас наш эксперт выделяет третью волну интереса к частным педагогам, когда в соответствующее направление влились молодые преподаватели вузов. Позже «раскачку» получила тема с онлайн-репетиторством.

При этом есть и школьные учителя, которым удается совмещать работу в школе и частные занятия. Директор одной из казанских школ рассказал, что среди его учителей есть четверо самозанятых, которые проводят частные уроки в свободное время, причем самому директору «очень приятно», что его педагоги востребованы на репетиторском рынке. 

Профессиональные репетиторы берут больше средней по Казани ставки в 1–1,5 тыс. рублей за час,. Это и понятно: профессионалы, по сути, тренеры по ЕГЭ, они, в отличие от многих вузовских преподавателей, для которых репетиторство лишь дополнительный заработок и чуть ли не хобби, реально натаскивают именно на сдачу единого госэкзамена на максимальный балл.

«У репетиторов-экспертов, которые постоянно проходят курсы, просто нет возможности ставить низкую цену. Я всегда объясняю родителям: когда репетитор, условно говоря, дорогой, берет 2–5 тысяч за час, то обычно у него есть квалификация, он сам проходит разные платные курсы, тратит деньги на проверку экзаменационных работ. Еще я, например, даю все материалы, презентации, чек-листы, все нужные книги. Ничего покупать ученику не надо, только приходить, выполнять задания, учить. Большинство репетиторов, у которых чек от 2 тысяч, стараются дать по максимуму, потому выгоднее ходить к репетитору за 2–3 тысячи раз в неделю, чем 2 или 3 раза к репетитору за тысячу. Но обычно люди считают, что репетиторы обнаглели», — продолжает Волчкова.

Эта группа репетиторов [студенты] вызвала у опрошенных нами экспертов наибольшее количество негатива Репетиторы-студенты вызвали у опрошенных нами экспертов наибольшее количество негатива Фото: «БИЗНЕС Online»

3, Студенты

Эта группа репетиторов вызвала у опрошенных нами экспертов наибольшее количество негатива: корифеи частных уроков сетуют и на качество знаний молодежи, и на недостаток, а то и отсутствие педагогических навыков и опыта.

«Люди, которые сами недавно сдали ЕГЭ, хотят поделиться знаниями, считают, что могут подготовить достойно, опираясь на собственный опыт. Но все-таки профессиональные знания и годы университетской программы дают больший кругозор и более серьезную подготовку специалиста, а бывший ученик имеет только школьную базу и достаточно узкое представление предмета. Он может поделиться лайфхаками, как он сам готовился, как ему помогали, но углубленных знаний дать он, скорее всего, не сможет», — рассказывает репетитор по русскому языку Алина Сабирова.

Вызывают сомнения и те молодые репетиторы, преподающие предмет, на котором те даже не специализируются. «Сейчас появилось много совсем молодых репетиторов, которые порою сами еще не окончили вуз и не имеют опыта в профессии. Тем не менее они берут на себя смелость учить других, видимо, на том основании, что сами через это испытание когда-то уже прошли. Обычно эти репетиторы используют чужие наработки. И все зависит от человека, его способности овладеть чужой методикой, пополнить свои собственные знания. Кому-то это удается, а кому-то нет. К сожалению, судя по роликам, которые можно обнаружить в интернете, в подходе к литературе у таких „учителей“ много крайне поверхностного, а порою и просто безграмотного. Тем не менее деньги за свою работу они берут такие же, как и опытные репетиторы. И это очень грустно, тем более что  родители могут и не догадываться, кому они доверили своих детей. Как здесь не вспомнить пьесу Фонвизина „Недоросль“, где бывший кучер Вральман учил Митрофанушку, помимо французского, всем прочим наукам. При этом он исходил из принципа, что дитя не следует перетруждать. Все — и ученик, и его грозная маменька — были довольны, в результате Вральману платили гораздо больше, чем другим учителям», — вторит репетитор по литературе Прохорова.

Чем студенты могут переиграть корифеев, так это ценой — их услуги дешевле. Кроме того, некоторым ученикам может быть интереснее и комфортнее изучать предмет с более молодым и «движовым» преподавателем.

«Я своих студентов в вузе агитирую попробовать себя в репетиторстве. Взять, например, историков, учатся они 7 лет: пять — бакалавриат плюс два года магистратуры. И они не хотят потом идти в школу, потому что там их душат административной работой, заполнением бумаг, отсутствием творческого подхода. Ну и материальная составляющая здесь есть», — рассказывает на условиях анонимности преподаватель казанского вуза, в недавнем прошлом сам репетитор.

Перейдем к табели о рангах самых востребованных репетиторов Казани.

Рейтинг репетиторов: кого и за что хвалят мастера частных уроков?

О методологии. Перед нами стояла задача выделить из множества частных учителей Казани лучших. Это оказалось непросто. Во-первых, большинство репетиторов — одиночки, которые не следят за конкурентами даже в рамках своего предмета, не говоря уже о коллегах по другим дисциплинам. Сообщество оказалось довольно закрытым. Хотя учителя, казалось бы, спокойно размещают в сети свои анкеты с Ф. И. О., возрастом, образованием и стоимостью услуг, многие из них отказались отвечать на наши вопросы и даже требовали исключить себя из рейтинга. Кто-то не хотел лишний раз светиться из-за СВО и мобилизации, кто-то сворачивает репетиторскую деятельность и не нуждается в «рекламе». 

Во-вторых, мы не смогли взять за основу оценки и отзывы на какой-либо онлайн-платформе. Да, они формируются из отзывов учеников, и немало опытных репетиторов подтвердили нам, что накрутить отзывы практически невозможно. Но нам пришлось отказаться и от этой идеи, поскольку многие хорошие преподаватели, набрав необходимое количество учеников, ушли с онлайн-платформ.

В итоге при составлении нашего первого рейтинга репетиторов основным критерием стала стоимость часа обучения, которую сами репетиторы указывают на таких площадках, как profi.ru, kzn.repetitors.info и др. Это наиболее объективная «линейка», с помощью которой можно сравнить педагогов. На что еще мы обращали внимание:

  • наличие положительных отзывов учеников и коллег;
  • высшее образование, курсы повышения квалификации;
  • прохождение репетитором тестирований на профильных интернет-площадках.

Согласно этим критериям, мы выбрали по 10 самых востребованных в Казани репетиторов по русскому языку и математике, а также пятерки лучших по другим предметам. Чтобы избежать предвзятости, разместили имена в алфавитном порядке.

Час работы репетитора Владимира Шуликовского обойдется в 4 тыс. рублей. Преподавать он начал еще с аспирантуры, стаж — 40 лет Час работы репетитора Владимира Шуликовского обойдется в 4 тыс. рублей. Преподавать он начал еще с аспирантуры, стаж — 40 лет Фото предоставлено Владимиром Шуликовским

1. Математика

Итак, сколько же стоит час работы востребованного специалиста? Самые «дорогие» педагоги оказались среди математиков. Так, например, час работы репетитора Владимира Шуликовского обойдется в 4 тыс. рублей. Преподавать он начал еще с аспирантуры, стаж — 40 лет. После приличного перерыва вернулся к частным урокам и вот уже 3–4 года готовит к ЕГЭ по математике по всей стране, занятия ведет онлайн.

«Да, у меня, наверное, самый высокий ценник, — говорит Владимир Юрьевич. — Но я считаю, что педагог, уверенный в своих силах и результатах, выставляет адекватную цену за свой труд, поэтому ранжирование репетиторов по стоимости часа — это в целом верное направление».

«Один из самых дорогих ценников по Казани» и у Никиты Балакирева. Он готовит школяров сразу и по математике, и по физике, и по информатике Один из самых дорогих ценников по Казани и у Никиты Балакирева. Он готовит школяров сразу и по математике, и по физике, и по информатике Фото: личный архив Никиты Балакирева

Один из самых дорогих ценников по Казани и у Никиты Балакирева. Он готовит школяров сразу и по математике, и по физике, и по информатике.

«В столице РТ средняя стоимость по этим предметам составляет около 1,5 тысячи, у меня 2,5–3 тысячи. Для Казани это один из самых высоких ценников, но я работаю на весь мир, для Москвы у меня, например, невысокий ценник. Вопрос часто в загруженности. Если ты востребован, сильно загружен, стоимость часа повышаешь. Но обычно стоимость часа репетитора, если он долго работает на рынке, постепенно растет в 1,5–2 раза», — рассказывает Балакирев. По его словам, «эффективного» времени у репетитора не так много, в среднем это промежуток с 16:00 до 22:00, если репетитор работает в часовом поясе Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.

«Если, конечно, взять еще другие регионы и страны, то можно и сутками работать, зависит от выбора самого репетитора. Его время — товар, и если на него есть спрос, то нет смысла ставить маленькую ставку», — продолжает Балакирев.

Коллеги выделяют и знатока подростковой психологии и «звезду математики» Наталью Галкину (2,4 тыс. рублей за час) с опытом работы репетитором более 20 лет.

«Она фундаментал, профессионал высокого класса. И, кроме того, очень приятный отзывчивый человек. Обычно все занятия на год у нее расписаны уже в сентябре», — рассказывают ее коллеги по цеху. Жаль, что с корреспондентами «БИЗНЕС Online» Галкина вежливо отказалась пообщаться.

«Также могу выделить Андрея Конова — одного из лучших преподавателей математики в России, Илью Лисина — очень сильного специалиста в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике», — продолжают наши собеседники.

В стане репетиторов по русскому языку (равно как и по литературе) пальму первенства держит Альбина Скворцова, ее час стоит 2,3 тыс. рублей В стане репетиторов по русскому языку (равно как и по литературе) пальму первенства держит Альбина Скворцова, ее час стоит 2,3 тыс. рублей Фото предоставлено Альбиной Скворцовой

2. Русский язык

В стане репетиторов по русскому языку (равно как и по литературе) пальму первенства держит Альбина Скворцова, ее час стоит 2,3 тыс. рублей.

«Профессионал высшего пилотажа по русскому языку, соответственно, очень хорошие результаты учеников по ЕГЭ и ОГЭ. У нее нет групповых занятий, а график забивается еще с летних месяцев», — так о Скворцовой отзываются маститые коллеги. Свои предметы она преподает более 20 лет, причем уже 9 лет профессионально занимается только репетиторством.

Сама Скворцова рекомендовала нам в качестве «мощных и уважаемых» педагогов Айгуль Гимадиеву (на фото) и Булата Ханова» Сама Скворцова рекомендовала нам в качестве «мощных и уважаемых» педагогов Айгуль Гимадиеву (на фото) и Булата Ханова Фото предоставлено Айгуль Гимадиевой

Сама Скворцова рекомендовала нам в качестве «мощных и уважаемых» педагогов Айгуль Гимадиеву и Булата Ханова. Айгуль Амировна в итоге также вошла в наш топ — ее очень хвалят на онлайн-платформах, а стоимость часа ее работы, по открытым данным, составляет 3 тыс. рублей. Почти 3 тыс. рублей за час берет Никита Перевозников.

«Я, как и мои ближайшие родственники, с детства имел любовь к изучению языков и культуре. У меня мама — преподаватель русского языка и литературы, бабушка больше 40 лет работала в издательстве, поэтому способности к изучению языков у меня сформированы с детства», — пишет о себе Перевозников на онлайн-платформе, но связаться с ним лично нам не удалось. 

Отметили опрошенные нами спикеры и работу Сабировой, которая в репетиторстве с 2014 года. Берет скромную тысячу рублей за час работы. 

На что опираться при выборе репетитора и где его искать? Три основных тезиса от наших спикеров.

1. Львиная доля опрошенных «БИЗНЕС Online» частных педагогов считают, что наиболее объективную информацию дают онлайн-площадки. Смотреть рекомендуют как на отзывы, так и на результаты учеников.

«Я, например, выбрала одного из репетиторов для моей дочери на profi.ru, невероятно довольна, результат превзошел все мои ожидания. Не стоит полагаться только на сарафанное радио. Нет гарантии, что любимый специалист ваших знакомых понравится вам так же, он может вам просто не подойти», — рассказывает Скворцова.

Часть наших собеседников считают, что репетиторы, которые не светятся в публичном пространстве, снимают с себя долю ответственности. Другие убеждены: классный репетитор в определенный момент уходит с онлайн-площадок, поскольку у него пропадает необходимость искать клиентов. Золотая середина — наличие хороших рекомендаций как в сети, так и офлайн, в том числе от других репетиторов.

2. Еще один критерий, на который советуют обращать внимание, — насколько долго человек занимается репетиторством.

«У меня какая-то система, которая начала давать результат, стала складываться лет через 5–6 после начала преподавания как репетитора. Причем именно как репетитора: до этого я преподавал в школе и вузе, но это совсем другое: никто почти твою эффективность не оценивает, — рассказывает Балакирев. — Когда ты репетитор, то учишься фактически на своих учениках, как они сдают, какие ошибки совершают, какие специфические проблемы есть, как они в принципе усваивают материал. Когда у тебя за сотню сдавших ЕГЭ по каждому предмету перевалит, тогда ты начинаешь видеть с первого разговора с учеником его потенциал, возможные точки роста».

3. Также наши эксперты считают, что неплохо попросить преподавателя провести пробный урок бесплатно или за 50% стоимости.

«Я, например, всегда провожу бесплатное занятие с потенциальным учеником. На уроке мы определяем цели и задачи обучения, провожу небольшое тестирование, чтобы примерно определить уровень знаний ученика. Общаемся, чтобы понять, сможем ли мы работать над подготовкой к экзамену, подходим ли мы друг другу», — делится кандидат химических наук, репетитор по химии Юлия Юсупова.

3. Информатика, физика

Математика и русский — одни из наиболее высокооплачиваемых предметов. Оно и понятно: ЕГЭ по данным дисциплинам сдают все школяры, востребованность хорошего предметника здесь высока.

Но недешево обходятся репетиторы по такой востребованной и сложной дисциплине, как информатика: средний чек за достойного учителя, по данным открытых источников, составляет от 2,5 тыс. до 3,5 тыс. рублей за час. Причем нередко преподают информатику предметники по другим дисциплинам — математике и физике. (Мы в своем рейтинге старались не повторяться, а потому Балакирева, который готовит к ЕГЭ как по математике, так и информатике и даже физике, оставили в стане математиков.)

«Среди предметников по информатике отмечу Ольгу Ширяк (3 тысячи рублей за 60 минут), она преподавала на кафедре, потом ушла на домашнюю репетиторскую работу», — поделился мнением Балакирев. Ее основной профиль — ЕГЭ и школьная программа, у нее достаточно сильная база, поскольку Ширяк — методист. Также в качестве хороших наставников по информатике наш собеседник отметил Зуфара Багаутдинова и Тимура Закирова, оба преподают около 11 лет. 

«Среди предметников по информатике отмечу Ольгу Ширяк (на фото), она преподавала на кафедре, потом ушла на домашнюю репетиторскую работу» «Среди предметников по информатике отмечу Ольгу Ширяк (на фото), она преподавала на кафедре, потом ушла на домашнюю репетиторскую работу» Фото предоставлено Ольгой Ширяк

Среди физиков в нашем топе отметился выпускник МФТИ Риваль Гиниятуллин, который готовит не только к ЕГЭ, но и к олимпиадам по физике (стоимость часа его работы — 2,5–4 тыс. рублей). Очень хвалят Надежду Долбилову (2,2–2,5 тыс. рублей за 60 минут). Сами предметники порекомендовали Игоря Гурова — выпускника московского физфака. «Он окончил Московский институт электронной техники, долго занимается [репетиторством], специализируется больше по олимпиадному движению, хороший профессионал», — отзываются о Гурове коллеги.

В топ литераторов, кроме упомянутой нами Прохоровой, вошел Артем Валеев (на фото), выпускник КФУ, имеет два высших образования, один из профессиональных репетиторов, который готовит к ЕГЭ сразу по шести предметам В топ литераторов, кроме упомянутой нами Прохоровой, вошел Артем Валеев (на фото) — выпускник КФУ, имеющий два высших образования; один из профессиональных репетиторов, который готовит к ЕГЭ сразу по 6 предметам Фото предоставлено Артемом Валеевым

4. Литература и прочее

От физиков — к лирикам. В топ литераторов, кроме упомянутой нами Прохоровой, вошел Артем Валеев — выпускник КФУ, имеющий два высших образования; один из профессиональных репетиторов, который готовит к ЕГЭ сразу по 6 предметам. На вопрос редакции о том, как ему удается совмещать физику и лирику, Валеев ответил: «Уж на уровне школьной программы можно знать и несколько предметов».

Из коллег по цеху Валеев порекомендовал нам Евгению Попову, которая готовит учеников по литературе (также вошла в наш топ, 1,5–2 тыс. рублей за час). Среди преподавателей по другим предметам Валеев выделил Виталия Лебедева — репетитора по обществознанию (1,6 тыс. рублей за час). Кроме того, признания коллег удостоились «мастер химии» Юсупова (1,5–1,6 тыс. рублей), «эксперт в обществознании» Наталия Шадрина.

Среди преподавателей по другим предметам он выделил Виталия Лебедева (на фото)  — репетитора по обществознанию Среди преподавателей по другим предметам Валеев выделил Виталия Лебедева (на фото)  — репетитора по обществознанию Фото предоставлено Виталием Лебедевым

«Это к тому же очень приятные люди, яркие личности, интеллектуалы, уделяющие много времени своему личностному развитию. За их плечами огромный опыт, восторженные отзывы благодарных учеников, масса высокобалльников, поступивших в желанные вузы», — отзывается о своих коллегах Скворцова.

Отмечают и работу химика Нафиса Мухаметгалиева (1,5 тыс. рублей за 60 минут) — его называют очень разносторонним педагогом, который «хорошо ладит с детьми».

Сфера репетиторства на пике популярности. И как в любом развитом сообществе, в нем можно выделить несколько трендов. Один из них — уход частных педагогов в онлайн Сфера репетиторства на пике популярности. Здесь можно выделить несколько трендов. Один из них — уход частных педагогов в онлайн Фото: kzn.ru

Онлайн-школы и занятия по «Скайпу»: куда движется репетиторство?

Сфера репетиторства на пике популярности. Здесь можно выделить несколько трендов. Один из них — уход частных педагогов в онлайн. Наши источники признают, что общение с учеником один на один, конечно, более комфортно, но онлайн расширяет возможности выбора как для самих педагогов, так и для их учеников. Да и проведению онлайн-занятий с учениками в Казани для преподавателей из Москвы или из-за границы альтернативы нет.

«Я занимаюсь только онлайн, работаю по всей России и миру: у меня есть ученики из Японии, Франции, Испании, США. Таким образом, я ушла на более платежеспособную аудиторию. За 1,5 тысячи рублей в час работать не буду, ценю время», — рассказывает онлайн-гуру по биологии на русском и английском языках Ольга Елизарова. На весь мир преподает и казанский репетитор по математике, физике и информатике Балакирев, в онлайн ушел и математик Шуликовский.

Второй тренд — активный рост онлайн-школ, в том числе по подготовке к ЕГЭ. И здесь у казанских репетиторов возникает скепсис: во-первых, такие школы открывают в том числе вчерашние студенты, а во-вторых, они не всегда могут финансово потянуть по-настоящему сильных преподавателей и набирают тех, кто подешевле. Квалифицированный учитель туда не пойдет ввиду маленькой оплаты — 300 рублей за час.

Ольга Елизарова: «Я занимаюсь только онлайн, работаю по всей России и миру: у меня есть ученики из Японии, Франции, Испании, США. Таким образом, я ушла на более платежеспособную аудиторию. За 1,5 тысячи рублей в час работать не буду, ценю время» Ольга Елизарова: «Я занимаюсь только онлайн, работаю по всей России и миру: у меня есть ученики из Японии, Франции, Испании, США. Таким образом, я ушла на более платежеспособную аудиторию. За 1,5 тысячи рублей в час работать не буду, ценю время» Фото предоставлено Ольгой Елизаровой

«Я преподавала в одной из популярных онлайн-школ, но сейчас бы уже не пошла, потому что там знаний не получишь», — признается Елизарова. Говорит, что, когда сегодня к ней на частное репетиторство приходят ученики после онлайн-школы, она видит невысокий уровень их подготовки. «Но вообще онлайн-школа онлайн-школе рознь. Где-то 100 человек в группе, а есть такие, где 15, и каждого можно довести», — отмечает она.

«Если бы онлайн-курсы были универсальным и эффективным инструментом, я бы сама их вела», — уверена Скворцова. ЕГЭ она сравнивает со спортом высоких достижений. «Много ли вы знаете сильных амбициозных спортсменов в личных видах спорта, которые отточили свое мастерство, смотря ролики на YouTube? Вот и я никого не знаю!» — говорит она. Мнение нашей собеседницы таково: выжать из себя максимум можно только в том случае, если есть личный грамотный наставник.

Тем не менее польза от онлайн-ресурсов все же есть. «Я знаю две онлайн-школы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, которые действительно заботятся о качественном контенте, разрабатывают авторские методики подачи материала, предлагают различные модули — от прослушивания вебинаров до индивидуальных консультаций», — делится Скворцова. Однако она считает, что такой формат подходит только высоко мотивированным детям, не имеющим серьезных проблем с предметом и самоорганизацией. Впрочем, даже такие перед экзаменом все равно обращаются за помощью к индивидуальным репетиторам.

«Переход в онлайн идет, но не все школьники настолько дисциплинированы и мотивированы, чтобы самостоятельно учиться в онлайн-школе, — соглашается с ней Юсупова. — Многим требуется жесткий контроль со стороны репетитора и родителей. Я, например, некоторые темы разным ученикам рассказываю по-разному. Если есть затруднения, можно отойти от плана занятий, вернуться назад, повторить. В онлайн-школе такое сделать затруднительно».

***

Таким вышел первый рейтинг репетиторов Казани. Несомненно, он получился субъективным, а потому просим не судить нас строго. Мы честно пытались поговорить с каждым из педагогов. Согласились не все. Тем более мы благодарны за помощь нашим собеседникам-экспертам. Призываем читателей делиться в комментариях именами репетиторов, которых вы считаете асами в своем деле.