Сентябрь – начало октября традиционно подпадают под бархатный сезон, но если вы заранее не озаботились логистикой, то попали. После объявления частичной мобилизации резко вырос спрос на билеты из России за границу. Как убедился «БИЗНЕС Online», билеты на самолет на ближайшие дни достать сложно, а если и можно, то доступны они не всем. Даже поезда из Казани в Алма-Ату и Бишкек, которые отправляются в ближайшие две недели, заняты полностью.
Сразу после объявления мобилизации, 21 сентября, авиабилеты закончились на прямые рейсы из Москвы в Стамбул, Ереван, Баку и другие соседние страны, которые не требуют виз для въезда
Билетов в Грузию на ближайшие трое суток нет, билет в Стамбул — 366 тыс. рублей с пересадкой в Москве
«Миграция сильно подскочила. И к нам едут (не только из мест боевых действий), и наши тоже в связи с частичной мобилизацией уезжают из РФ. Мы это почувствовали и сейчас этим делом занимаемся», — заявил накануне председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Как именно власти республики занимаются вопросом с уехавшими, спикер парламента республики не уточнил, но то, что на фоне частичной мобилизации билеты за рубеж стали необычайно популярными, очевидно. Сразу после объявления о дополнительном призыве, 21 сентября, авиабилеты закончились на прямые рейсы из Москвы в Стамбул, Ереван, Баку и другие соседние страны, которые не требуют виз для въезда. Как обнаружил «БИЗНЕС Online», спустя неделю ситуация не намного лучше, а билеты за границу если и остались, то их крайне мало.
Из Казани вылететь за границу можно в основном с пересадками в Москве. Но существуют и прямые рейсы. Например, сегодня есть возможность улететь в Ош (Киргизия) «Уральскими авиалиниями», цена билета на сайте авиакомпании — 75,9 тыс. рублей. Билет на 30-е число по этому же маршруту обойдется в 41,7 тысячи. На четверг, 29 сентября, еще остались билеты по прямому маршруту в Душанбе (Таджикистан). На сайте авиакомпании Nordwind они стоят 78 тыс. рублей. 30-го числа та же авиакомпания отправляет рейс в Худжанд (Таджикистан), цена вопроса — 43 тысячи. Также Nordwind предлагает билеты в Бохтар (Таджикистан) на 29 и 30 сентября с пересадкой в Москве за 39 тыс. рублей.
Наиболее популярные рейсы, судя по отсутствию билетов (или по их ценам), — в Казахстан, Армению, Турцию и Азербайджан. Согласно данным на сайте казанского аэропорта, рейсы в Баку выполняют авиакомпании «Ираэро» и «Азал». На их сайтах билетов на ближайшие три дня нет. Вариантов на сегодня не предлагает и сервис Aviasales, зато есть возможность улететь через Москву за 76 тыс. рублей. Сегодня в Стамбул сервис также предлагает улететь через Москву за 366 тыс. рублей, завтра — за 81 тыс., 30-го — за 277 тысяч. Похожая ситуация и с Антальей: билетов на прямые рейсы в наличии нет, только через столицу РФ. По данным Turkish Airlines, мест в самолетах из Казани в Стамбул или Анталью нет. Кроме того, на сайте Air Serbia, которая совсем недавно открыла прямые рейсы из Казани в столицу Сербии — Белград, нет билетов на ближайшие даты.
Есть варианты с автобусом. Так, сайт автовокзала «Южный» в Казани предлагает билеты в Ташкент всего за 11 тыс. рублей. А вот на единственный прямой заграничный маршрут с центрального автовокзала в Актобе (Казахстан) места в автобусе на 30 сентября закончились. Похожая ситуация и на самарском автовокзале. Там нет мест на ближайшие дни на прямые автобусы в Уральск (Казахстан), зато еще есть вариант уехать на автобусе, который идет из Тольятти. Цена вопроса — чуть больше тысячи рублей. На сайте автовокзала Оренбурга купить билеты до Актобе и Уральска невозможно до 3 октября, только в кассах.
Наиболее популярные рейсы, судя по отсутствию билетов (или по их ценам), — в Казахстан, Армению, Турцию и Азербайджан
А что с поездами?
Вариантов уехать по железной дороге не так много, но они есть. Судя по информации на официальном сайте РЖД, из Казани на поезде можно выехать в Казахстан и Киргизию. Причем и в Астану, и в Бишкек ходит один поезд №114Ц, он отправляется раз в неделю по четвергам. На момент поиска билетов на сайте РЖД ближайший доступный рейс в Бишкек был на 29 сентября — оставался один билет в плацкартном вагоне за 12 195 рублей. Через пять минут пропал и он. Стоимость билета в купе — 15 102 рубля. В поезде, который отправится 6 октября, на момент поиска оставался только один билет до Алма-Аты стоимостью 9 399 рублей. К слову, на том же поезде 6 октября можно доехать до ближайшего города в Казахстане — Петропавловска — и сэкономить 12 часов. Но билет-то все равно один. При этом в продаже достаточно билетов на состав, который отправится 13 октября.
Еще один вариант: сначала добраться до Самары, а уже оттуда — в Бишкек. Поезда из Самары отправляются по понедельникам и субботам. Ближайший поезд, на который билеты еще остались, отправится лишь 8 октября. Стоимость начинается от 6 853 рублей. Также из соседнего региона можно отправиться в Узбекистан. Поезда Самара – Ташкент ходят по вторникам и воскресеньям. Билеты доступны только на 16 октября, а стоимость начинается от 7 629 рублей.
Прямых поездов до Беларуси нет. Самый очевидный вариант — доехать до Москвы, а затем отправиться в Минск на поезде «Ласточка». К примеру, на четверг, 29 сентября, доступно два электропоезда с отправлением в 06:20 и 16:00, стоимость — от 2 148 рублей.
Посетивший железнодорожный вокзал «Казань-1» корреспондент «БИЗНЕС Online» ажиотажа не обнаружил. Продавщица одного из продуктовых киосков рассказывает, что пассажиров здесь «как отрезало» именно после объявления о частичной мобилизации. «Сразу, как сказали (о частичной мобилизации — прим. ред.), на второй же день — все, нет никого. Пассажиров процентов на 40 меньше стало. Даже на соседних улицах людей меньше», — заметила пожилая женщина. Увеличения потока пассажиров «на восток» женщина не увидела. По словам продавщицы, пока повестки на службу на вокзале не раздавали. Заметим, ранее СМИ сообщали, что в аэропортах пассажиров на зарубежных рейсах проверяют по спискам от военкоматов. Такой контроль, например, действует в аэропорту Тюмени.
Посетивший железнодорожный вокзал «Казань-1» корреспондент «БИЗНЕС Online» ажиотажа не обнаружил. Продавщица одного из продуктовых киосков рассказывает, что пассажиров здесь «как отрезало» именно после объявления о частичной мобилизации
При этом женщина рассказала, что сотрудники военкомата вчера долго стучались в дверь соседа.
«Позвонили мне, спросили, кто там живет. Женился, развелся? Ну я рассказала, как его зовут. Живет молодой человек, с мамой, не студент. Спрашивали, когда его застать», — вспомнила словоохотливая женщина.
Казахстанский поезд в Алма-Ату люди не штурмуют, заверил корреспондента охранник красного здания вокзала. «Их всех в первые дни на границу на автомобилях увезли», — отметил мужчина. Люди в форменной одежде, стоящие у аппаратов по проверке багажа, говорят, что им пока никто никаких новых вводных по мобилизации не давал. «Зачем нам дополнительная информация? Главное, чтобы они не были террористами. А если какие-то подозрительные люди, то мы с такими „работать“ не будем. У нас есть специальные службы для этого», — поделилась девушка в форме.
Но то, что после объявления мобилизации людей на вокзале стало заметно меньше, отмечают и охранники. Молодые люди и девушки, работающие сутки через трое, пригласили корреспондента «БИЗНЕС Online» устраиваться к ним на работу. Место, по их словам, довольно денежное — 3,7 тыс. рублей за смену. Впрочем, отсрочки от службы в армии, по их словам, эта работа тоже не дает. Во всяком случае пока.
«Когда ждали очереди на последнем КПП, подобрали двоих человек, граждан России. Они едут в Бишкек. Сейчас планируем доехать до Астаны и понять, что делать дальше», — сказал собеседник газеты
Как татарстанец добирался до Астаны
«БИЗНЕС Online» поговорил с 30-летним жителем Татарстана, уроженцем Набережных Челнов, который после начала частичной мобилизации уехал из России вместе с супругой. Ранее молодой человек служил на Черноморском флоте, военно-учетная специальность востребованная. Молодой человек рассказал, что принял решение покинуть страну на фоне слухов о грядущем закрытии границы. Поездка получилась «увлекательной». «Мы поехали на машине. Изначально планировали доехать до Оренбурга и оттуда — до пропускного пункта „Сагарчин“. Когда приехали на место утром, увидели 10-километровую пробку, прождали четыре часа и проехали километр. В итоге решили поехать на другой пункт, который посоветовал друг, уже находившийся в Астане. По пути решили проехать через Орск и там пересечь границу, но и там была ужасная пробка», — отметил мужчина.
В итоге он пересек границу через пропускной пункт «Комсомольский». «Когда приехали, мы были 90-й машиной. За 12 часов доехали до границы, прошли без особых проблем. Дальше пять часов ожидания в нейтральной зоне — и пересекли границу», — отметил собеседник газеты. По словам мужчины, пограничники ничего не спрашивали: «Как говорится, все всё понимают». Сейчас челнинец направляется в Астану.
«Когда ждали очереди на последнем КПП, подобрали двоих человек, граждан России. Они едут в Бишкек. Сейчас планируем доехать до Астаны и понять, что делать дальше», — сказал собеседник газеты. Молодой человек отметил, что хотел бы вернуться обратно в Россию, потому что тут «осталась работа».
«Мы спрашиваем: «Зачем в панике хотите втридорога купить?» Четкого ответа нет. Видимо, это определенное недоверие к власти, потому что все боятся. Условно, боятся того, что дадут повестку и никто не будет разбираться — попадаешь ты или нет. Идти доказывать в нынешнее время сложно, отправят, и все»
«Мы спрашиваем: «Зачем в панике хотите втридорога купить?» Четкого ответа нет»
После 21 сентября действительно наблюдается ажиотажный спрос на вылеты за пределы России, подтвердил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор по продажам бюро туристических услуг «Салават City Center» Рустем Тарзиманов. По его словам, люди стали обращаться либо просто за покупкой билетов, либо за приобретением турпакета целиком (билет туда и обратно на чартерный рейс и проживание в гостинице). И если в наличии есть билеты, то были случаи, когда улетали всей семьей.
«В основном ажиотаж был, чтобы до 30 сентября уехать, потому что ходят слухи, что в этот день будет некое послание к народу, и все, соответственно, переживают, что границы закроют или еще что-то. Тут основная задача взять не на определенное количество дней, а просто улететь, послушать, что скажут, и решать дальше. К сожалению, опыт показывает, что изначальное заявление о том, что только с боевым опытом люди призываются, мягко говоря, не соответствует действительности. Для людей, которые не связывали свою жизнь со службой в армии и в принципе с военным делом, — катастрофа, что завтра их отправят на фронт. Причем он мог физически быть не готов к этому, а никто разбираться не будет. Ноги и руки есть, значит — в строй. Люди, конечно, переживают, и, наверное, их можно понять», — объясняет собеседник «БИЗНЕС Online».
По словам Тарзиманова, уезжают в основном люди среднего класса — либо бизнесмены, либо из творческой профессии. Они понимают, что если завтра их призовут на службу, то их жизнь разрушится, а если руководителя предприятия выдернут с работы, то это нанесет колоссальный урон бизнесу, отмечает он. К тому же на сборы дают всего 1–2 дня, и за столь короткий срок сложно решить вопросы, например, с нотариальной доверенностью. Что касается менее обеспеченного слоя населения, то у них недостаточно средств выехать из страны, а обеспеченные люди, имеющие определенные связи, надеются вопрос с призывом решить другими способами, предполагает спикер.
«Мы видим даже такую тенденцию — много запросов от тех, кто не попадает под мобилизацию в первой категории. Мы спрашиваем: „Зачем в панике хотите втридорога купить?“ Четкого ответа нет. Видимо, это определенное недоверие к власти, потому что все боятся. Условно, боятся того, что дадут повестку и никто не будет разбираться — попадаешь ты или нет. Идти доказывать в нынешнее время сложно, отправят, и все», — комментирует спикер.
Тарзиманов констатирует, что по ряду направлений (Стамбул, Анталья) и раньше была большая загруженность рейсов и поэтому проблема сейчас в том, что из Казани очень мало мест, куда можно улететь. Помимо Турции, наблюдается большой всплеск в страны СНГ. «Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан — рейсы все битком, на неделю вперед вообще ни одного места. Дубай тоже битком», — делится он и добавляет, что из-за такой ситуации из Москвы начали запускать дополнительные рейсы в вышеназванные страны стоимостью от 250 тыс. до 1 млн рублей за билет в одну сторону в экономклассе. Однако из столицы Татарстана дополнительных рейсов пока нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 74
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.