Строительство продолжения Московского проспекта — событие судьбоносное для Челнов Строительство продолжения Московского проспекта — событие судьбоносное для Челнов Фото: Евгений Жура

Как Московский проспект должен был стать второй магистралью Челнов да так и не стал

Самая старая и проблемная автомагистраль Набережных Челнов — Московский проспект. По планам он должен был стать одним из ключевых в городе. Автор первого генплана автограда, архитектор Борис Рубаненко, отмечал, что большое внимание было уделено организации городского транспорта и сети магистралей. «Связь промышленных и жилых районов обеспечивает четкая система из пяти магистралей. Принятая система транспортного обслуживания позволит затрачивать для поездки на заводы в среднем не более 30–40 минут», — объяснял он принципы, заложенные градостроителями при строительстве города.

Полностью реализовать идею Рубаненко Челнам пока не удалось. Сегодня Московский проспект берет начало в северо-восточной части города пересечением с проспектом Яшьлек и упирается в поселок Орловка на пересечении с улицей Нариманова. Тем не менее по изначальной задумке он должен был стать второй после проспекта Мира транспортной артерией города.

Свое название проспект получил в честь столичных строителей из «Главмосстроя», которые начали застраивать северо-восточную часть Челнов (Новый город) со 2-го микрорайона. Тогда челнинские предприятия еще не возводили здания современных серий, поэтому блоки жилых домов приходилось везти из Москвы и Ленинграда. Блоки завозили по воде, разгружали во временном речном порту гидроэлектростанции. Москвичи подарили Челнам 1 млн кв. м жилья. В московские дома переселяли рабочих из временных поселков, которые приехали в Челны на всесоюзную стройку КАМАЗа.

Город строился буквально в чистом поле, поэтому проектировщиков ничего не сдерживало. Архитекторы спроектировали план линейного города с широкими магистралями. Интересная особенность Челнов — длинные проспекты, которые проходят через весь автоград. В Челнах был Ленинградский проспект (ныне Чулман), Ленинский (Сююмбике), 50-летия СССР (Хасана Туфана). Переименовали почти все городские проспекты. Свое историческое название сохранил только Московский.

Сейчас, чтобы напрямую выехать из Челнов в сторону Альметьевска, Нижнекамска и Казани, жители Нового города вынуждены стоять в пробках на центральном мосту. Второй вариант добраться до старой части города — объехать мост по автодороге №1 (трасса М7) или по дороге, которая находится по соседству с бывшей территорией завода ЗЯБ. 

Но оба варианта отнюдь не самые удобные — и там и здесь приходится делать крюк. Таким образом, в самом центре Челнов образовалось так называемое бутылочное горлышко — место концентрации пробок и ДТП. Поэтому строительство продолжения Московского проспекта — событие судьбоносное для Челнов.


Московский проспект продлят до Казанского

О планах продолжения Московского проспекта говорят уже более 10 лет, но каждый раз вопрос упирался в деньги. «В 2014 году нужно добиться финансирования и по отдельным отрезкам, участкам, начинать строить продолжение дороги по Московскому проспекту», — говорил, например, в 2012 году Василь Шайхразиев, занимавший тогда пост мэра автограда. «Заказываем проект по продолжению Московского проспекта, который свяжет новую и старую части города. „Татдорпроект“ проектирует мост и дорогу. Процесс осложняется тем, что есть вопросы, связанные с получением свободного коридора для будущего проспекта», — отмечал в 2018 году действующий градоначальник Наиль Магдеев.

Недавно реализацию планов вновь пришлось поставить на паузу из-за пандемии. Предполагалось, что работы по продолжению проспекта начнутся в 2020 году. Потом говорили и о 2021-м, и о 2022-м. И вот наконец в апреле глава исполкома Челнов Фарид Салахов заявил, что архитекторы города утвердили проект и направили документы в миндортранс и министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. Более того, по словам Салахова, Набережные Челны предварительно включены в федеральную программу «Стимул» нацпроекта «Жилье и городская среда». Она подразумевает строительство инфраструктуры на условиях софинансирования из федерального (67%), регионального (29,7%) и местного (3,3%) бюджетов. «Речь идет о 2023–2024 годах. Будем работать, чтобы реализовать программу как можно быстрее», — сказал Салахов.

Мы серьезно занимаемся вопросом продолжения Московского проспекта. Разработан первый этап строительства продолжения дороги и моста через Челнинку. Есть определенные шаги, которые мы предпринимаем в плане получения финансовых ресурсов. Проект в ближайшее время будет реализован.
Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов
Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов

Исполком автограда уже озвучил стоимость проекта: необходимо найти почти 1,5 млрд рублей (всего-то на 200 млн дороже, чем при Шайхразиеве). Москва в соответствии с программой «Стимул» должна предоставить около 1 млрд рублей, республика — более 400 миллионов. С учетом роста цен на стройматериалы и антироссийских санкций, вполне возможно, бюджет еще вырастет. 

Отвечая на расспросы  о продолжении проспекта, местные жители тяжело вздыхают. Их уютное тихое гнездышко вблизи города скоро превратится в один из самых оживленных транспортных узлов города Отвечая на расспросы о продолжении проспекта, местные жители тяжело вздыхают. Их уютное тихое гнездышко вблизи города скоро превратится в один из самых оживленных транспортных узлов города Фото: Олег Спиридонов

Согласно проекту, новая дорога начнется от пересечения Московского проспекта с улицей Нариманова, пройдет через дома поселка Орловка, а затем по мосту через речку Челнинку, который тоже должны возвести вместе с дорогой. Далее маршрут проляжет по Орловскому полю рядом с новым ЖК «Притяжение», задев край садоводческого общества «Юбилейный», и соединится с улицей Хади Такташа на ЗЯБе. Далее Хади Такташ соединяется с проспектом Фоменко в Замелекесье. 

Проект Московского проспекта утвержден. Сейчас идет этап поиска финансирования. Дорога необходима Челнам. Исторически так сложилось, что все въезжают в город и выезжают из него через центральный мост. Поэтому появление Московского проспекта, бесспорно, очень хорошо отразится на жизни города.
Малика Шамсиева главный архитектор Набережных Челнов
Малика Шамсиева главный архитектор Набережных Челнов

Строительство дороги будет разделено на несколько этапов. Первый продолжит магистраль от улицы Нариманова, пройдет вдоль ЖК «Притяжение» по Орловскому полю и завершится кольцом рядом с СНТ «Юбилейный»

Второй этап пройдет от кольца вдоль садоводческого общества и соединится с улицей Хади Такташа до пересечения с улицей Комарова. Протяженность новой дороги первого и второго этапов составит 7,7 километра. Ширина дороги — 50 м в двух направлениях по две полосы. «У нас в городе дороги всегда делаются шириной по 3,75 метра. Таков наш норматив. Это довольно широкая полоса», — подчеркнул в беседе с «БИЗНЕС Online» Салахов.

«Мы специально в прошлом году просили „Татэнерго“ перенести теплотрассу. Есть резерв для расширения улицы Хади Такташа до четырех полос до здания мировых судей» «Мы специально в прошлом году просили «Татэнерго» перенести теплотрассу. Есть резерв для расширения улицы Хади Такташа до четырех полос до здания мировых судей» Фото: Олег Спиридонов

Сегодня движение по улице Хади Такташа пока осуществляется по одной полосе в каждую сторону. При этом на месте видно, что резерв для расширения проезжей части еще есть. «Мы специально в прошлом году дали указание „Татэнерго“ перенести теплотрассу. Есть резерв для расширения улицы Хади Такташа до четырех полос до здания мировых судей», — рассказал руководитель исполкома Челнов.

В планах продлить дорогу так, чтобы проспект Фоменко соединился с Казанским проспектом В планах продлить дорогу так, чтобы проспект Фоменко соединился с Казанским проспектом Фото: Евгений Жура

Далее дорога перетекает в проспект Фоменко. Отметим, что в проекте застройки района Замелекесье название проспекта указывалось именно как Московский. Ограничиваться воссоединением проспектов Фоменко и Московского власти Челнов не намерены. В планах — продлить дорогу далее: так, чтобы Фоменко соединился с Казанским проспектом (участок трассы М7). К слову, уже сейчас исполком прорабатывает проектирование продолжения проспекта Фоменко и ведет работы по строительству вдоль будущей магистрали ливневой канализации. По словам Салахова, пересечение с Казанским проспектом необходимо будет делать либо в виде моста, либо придется проходить под федеральной дорогой. «Перекресток там не сделаешь. Слишком интенсивное движение», — объясняет руководитель исполкома. Стоит отметить, что в перспективе интенсивность движения снизится в разы благодаря новой трассе в обход Челнов, но дорога лишней не будет точно.

«Дорога жизни» для Закамья за 80 миллиардов: каким будет обход Челнов и Нижнекамска?

«Новый Московский проспект разгрузит транспортный коллапс. Мы уже сейчас видим пробки утром и вечером. Бо́льшая часть населения Челнов работает в производственной зоне — это предприятия „КАМАЗ“, „Челны-Хлеб“, „Челны-Бройлер“, Haier и многие другие. Поэтому жители города мигрируют из новой и старой частей города в производственную зону, а затем обратно», — объясняет главный архитектор Челнов Малика Шамсиева.

К слову, амбиции у властей большие. По задумке, в будущем дорога продолжится и от перекрестка с М7 проляжет дальше, соединившись с улицей Грина в поселке Сидоровка. Таким образом, город получит полноценный дублер Набережночелнинского проспекта. «Выход на улицу Грина — это уже следующий этап и задача, которую мы перед собой ставим. Через первую дорогу надо будет как-то перебраться, чтобы мы могли проложить дорогу до хлебокомбината», — говорит о планах Салахов.

На пути Московского проспекта оказались жилые дома и земельные участки поселка Орловка и садоводов СНТ «Юбилейный» На пути Московского проспекта оказались жилые дома и земельные участки поселка Орловка и садоводов СНТ «Юбилейный» Фото: Олег Спиридонов

«Будем сажать в огороде и никуда не двинемся»

Сейчас власти Челнов активно готовят землю для строительства магистрали. На пути Московского проспекта оказались жилые дома и земельные участки поселка Орловка и садоводов СНТ «Юбилейный». Бюджет города выделил 30 млн рублей для выплаты компенсаций хозяевам земель и домов. Пока изъято три жилых дома и 6 земельных участков, расположенных в Орловке, на улице Земляков, а также 13 хозяйств дачников.

«Осталось изъять два участка в СНТ „Юбилейный“ и четыре участка в Орловке. Есть разные варианты. Возможно, обменяем их участки на другие, а кто-то, возможно, предпочтет денежную компенсацию. В целом никаких проблем нет. Мы не сталкивались с теми, кто категорически против того, чтобы съезжать. У нас есть четкая дорожная карта по срокам. Мы работаем по ней», — объясняет Салахов.

На сегодняшний день городом изъяты три жилых дома и 6 земельных участков, расположенных в Орловке на улице Земляков, а также 13 хозяйств дачников На данный момент городом изъято три жилых дома и 6 земельных участков, расположенных в Орловке, на улице Земляков, а также 13 хозяйств дачников Фото: Евгений Жура

Единственный знак, указывающий на то, что в Орловке скоро начнутся работы, — вбитые в землю метровые деревянные колья, верхний конец которых обернут в красно-белую ленту. Большинство участков, которые окажутся под асфальтом, уже пустует. Некоторые дома уже почти развалились. Но есть и те, которые вполне пригодны для жилья. Понять, что в доме никто больше не живет, можно по заросшему травой участку и заглушке газовых труб перед воротами.

Это проблемная история. В свое время, когда этих домов в Орловке не было, мы говорили, что надо зарезервировать транспортный коридор и не давать там ничего строить. Увы, этого никто не сделал. Там за это время построили несколько хороших, дорогих коттеджей. А теперь придется с ними решать.
Александр Дембич заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ, разработчик нового генплана Челнов
Александр Дембич заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ, разработчик нового генплана Челнов

Разработчик нового генплана Челнов Александр Дембич говорит о том, что эта дорога челнинцам нужна уже лет 15. Но, слыша вопросы о продолжении проспекта, местные тяжело вздыхают. Их уютное тихое гнездышко вблизи города скоро превратится в один из самых оживленных транспортных узлов города. Не радует и ситуация по срокам строительства, которые каждый год переносят. Из-за этого планировать что-либо на ближайшую перспективу людям просто невозможно. 

«Нам пока ничего не говорят. Не вызывают, не приходят — ничего. В последний раз приходили в прошлом году. Приколотили колышки. Но мы не видели, кто это сделал. Как мы поняли, это границы Московского проспекта. А так никто пока с нами не разговаривал», — рассказала пенсионерка Лилия Ахметзянова, чей дом тоже должны пустить под бульдозер. По ее словам, уже обсуждались с семьей планы переезда в другое место. «Сейчас цены выросли в 2–3 раза. Нам не нужна квартира, нужна земля и дом. У нас свое хозяйство, живность. Хотели бы жить где-то в черте города, потому что в деревню переезжать не собираемся», — говорит челнинка.

Она отмечает, что такое подвешенное состояние раздражает. «И ремонт не сделаешь. А свой дом — это значит, что нужно где-то что-то подправлять. Сейчас еще занимаемся огородом. Вот сейчас уже надо заново сажать чеснок. Если они оставят вопрос до весны, то мы опять не будем знать, что делать. В этом году все мучились — сажать или нет? Думаю: „Начнем сажать и никуда не двинемся“. На следующий год, наверное, так же будет».

Большинство участков, которые окажутся под асфальтом, уже пустуетФото: Олег Спиридонов

Сейчас Орловка не такая тихая, как была раньше. Буквально в нескольких сотнях метров активно работают строительные краны и бригадиры рабочих компании «Талан», которая возводит в Орловском поле новый ЖК. Поселок и современный жилой комплекс разделяет маленькая река Челнинка. Так что большинство горожан, само собой, готовы аплодировать дорожникам. 

«Мне кажется, все жители ждут эту дорогу, — говорит жительница ЖК „Притяжение“ по ту сторону Челнинки Гулия Ибатуллина. — С утра начинается нервотрепка. У нас только одна дорога, которая ведет через Орловку. Получается, для того чтобы попасть в город, нам надо полностью объехать Первую дорогу, а с утра это кошмарные пробки. Поэтому надо выезжать в семь утра. Первая дорога — это федеральная трасса, большой поток машин. Нам это очень неудобно. Если здесь появится дорога, которая соединится с Московским проспектом, то все проблемы решатся. Получается, что мы будем приближены к городу. Без дороги здесь невозможно. Мне кажется, что это боль всех жителей».

Земли вокруг будущей ключевой магистрали Челнов приобрели удмуртские застройщики из «Талана», которые возводят ЖК «Притяжение»Фото: Евгений Жура

Главный лоббист — ижевский «Талан»: девелопер прогнозирует рост спроса в своем жилом комплексе

Ижевского застройщика «Талан» можно смело отнести к главным интересантам продолжения Московского проспекта. Земли вокруг будущей ключевой магистрали Челнов приобрели удмуртские застройщики, которые возводят в центре автограда ЖК «Притяжение». Жилой комплекс представляет собой масштабный проект площадью более 70 гектаров. В 2017 году началось освоение первого этапа территории, которая включает в себя 11 жилых домов. К настоящему моменту заселено четыре дома — общая жилая площадь составляет порядка 36 тыс. кв. метров.

Несмотря на своеобразную изоляцию территории (хоть ЖК географически и расположен в центре Челнов, добраться до него не так просто из-за отсутствия дорог и пешеходных путей), «Притяжение» активно заселяется. Первые дома были переданы дольщикам в конце 2019 года, в начале 2021-го ввели в эксплуатацию третий и четвертый дома. Еще два планируют сдать до конца этого года.

«Сегодня „Талан“ ведет разработку мастер-плана всей оставшейся территории Орловского поля, работы должны быть завершены к концу года», — рассказал «БИЗНЕС Online» директор филиала компании в Челнах Айрат Бадертдинов. При этом он признал, что именно «Талан» заинтересован в строительстве данной артерии.

Понимая необходимость обеспечения наших жителей транспортной инфраструктурой, мы еще в 2017 году заказали проект продолжения Московского проспекта. В 2021-м проект был скорректирован, прошел повторную экспертизу и был передан городу. Разбивка на этапы освоения и концепция «посадки» домов первого этапа разрабатывались уже с учетом того, где пройдет дорога.
Айрат Бадертдинов директор челнинского филиала компании «Талан»
Айрат Бадертдинов директор челнинского филиала компании «Талан»

Бадертдинов подчеркнул, что «Талан» тесно сотрудничает с администрацией города в вопросе строительства продолжения Московского проспекта: «Мы и исполком заинтересованы в том, чтобы как можно скорее реализовать проект. Он необходим не только нашим жителям, но и городу в целом. Эта дорога станет дублером Набережночелнинского проспекта и поможет сделать транспортную инфраструктуру автограда более комфортной. Для наглядности мы обозначаем нашим жителям, что дорога пройдет между первым и вторым этапами строительства вдоль 7-го, 1-го и 3-го домов».

«Эта дорога станет дублером Набережночелнинского проспекта и поможет сделать транспортную инфраструктуру автограда более комфортной»Фото: Евгений Жура

Бадертдинов подчеркивает, что определенные шаги по развитию района уже предпринимаются: построена автодорога до Казанского проспекта, организована временная пешая доступность в сторону остановки улицы Нариманова, есть детский сад, начато строительство пешеходного моста в сторону поселка Орловка. «С появлением продолжения Московского проспекта мы сможем снять и возражение по транспорту», — уверен директор филиала застройщика в Челнах.

Что касается цен на жилье в новом ЖК, то здесь, по его словам, свою роль играет сразу ряд факторов: «„Талан“ придерживается системы динамического ценообразования. Это означает, что стоимость квадратного метра зависит от целого ряда факторов — типа квартиры, ликвидности планировки, этажа, стадии готовности объекта и так далее. Поэтому цена квадратного метра может существенно отличаться. Сейчас нижняя граница стоимости начинается от 76–77 тысяч рублей за квадратный метр. По нашему мнению, улучшение инфраструктуры, в том числе строительство транспортной развязки, повысит потребительскую привлекательность комплекса и приведет к увеличению числа потенциальных покупателей. Как это скажется на цене, пока прогнозировать сложно, все будет зависеть от спроса, но мы не исключаем возможности роста стоимости».