«Каково наше будущее? Куда ведет наш путь?..» — задавался вопросами глава союза писателей РТ Ркаил Зайдулла, выступая на этой неделе на пленарном заседании съезда Всемирного конгресса татар, не раз срывая овации зал «Каково наше будущее? Куда ведет наш путь?..» — задавался вопросами глава союза писателей РТ Ркаил Зайдулла, выступая на этой неделе на пленарном заседании съезда всемирного конгресса татар, не раз срывая овации зала Фото: «БИЗНЕС Online»

«Каково наше будущее? Куда ведет наш путь?..»

«Каково наше будущее? Куда ведет наш путь?..» — задавался вопросами глава союза писателей РТ Ркаил Зайдулла, выступая на этой неделе на пленарном заседании съезда всемирного конгресса татар, не раз срывая овации зала.

Известный татарский литератор напоминал о двух вечно мучащих нас вопросах: «кто виноват?» и «что делать?». И вспомнил слова русского философа Василия Розанова, говорившего, что нужно летом собирать ягоды, варить варенье, а зимой спокойно дома пить с этим вареньем чай. Таким образом, отпадает вопрос «кто виноват?»: если сыт и доволен, то и не ищешь виноватого. Впрочем, по версии Зайдуллы, и татары этим вопросом уже не задаются: «Кто виноват? Конечно, мы сами… Хочется попивать спокойно чай с вареньем, не интересоваться происходящим в мире. А земляники мы много собираем: если зайти в соцсети, где сидят татары, там одна земляника — ведрами, корзинами. Как будто нас больше ничто не волнует, в политике мы не участвуем». Напомнил депутат Госсовета РТ и слова известного миссионера XIX века Николая Ильминского: «Татарам не нужно прививать христианскую религию. Сначала они забудут язык, а потом и веру».

Рустам Минниханов: «Василь Гаязович, ты не должен жить с мыслью, что все хорошо»

«БИЗНЕС Online» Зайдулла рассказал о собственных впечатлениях от VIII съезда ВКТ.

«Я привык к реакции и зрителей, и читателей, для меня это было все равно неожиданностью. После завершения пленарного заседания подходили многие, кого-то них я вообще не знал, а потом звонили, звонили, звонили» «Я привык к реакции и зрителей, и читателей, для меня это было все равно неожиданностью. После завершения пленарного заседания подходили многие, кого-то из них я вообще не знал, а потом звонили, звонили, звонили» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Марат Ахметов, когда мы выходили, сказал, мол, у тебя было сильное выступление»

— Ркаил, чувствовали ли вы себя главной звездой пленарного заседания съезда ВКТ в минувший вторник? По-моему, ваша пламенная речь о судьбах нации собрала больше всего аплодисментов.

— Я же довольно-таки дипломатическую речь произнес на самом деле. Конечно, аллегории какие-то были, они относились больше к татарскому народу, к самим себе. Поэтому я не ожидал такого восторженного приема со стороны делегатов и гостей съезда. Но не согласен, что собрал самое большое количество аплодисментов. Меня опередил делегат из Узбекистана Рим Гиниятуллин, когда он предложил переименовать улицу Баумана в улицу Шаймиева… Вот там были аплодисменты, переходящие в бурные овации.

— Подходили к вам делегаты после пленарки, что говорили? Может, была какая-то реакция первых лиц республики?

— Да, люди подходили. Хотя я привык к реакции и зрителей, и читателей, для меня это было все равно неожиданностью. После завершения пленарного заседания подходили многие, кого-то из них я вообще не знал, а потом звонили, звонили, звонили. Не знаю, не могу сказать, что мое выступление было каким-то смелым, может, просто остальные речи были слабее, поэтому оно выделилось среди других. 

Что касается первых лиц, то Марат Ахметов, когда мы выходили, сказал, мол, у тебя было сильное выступление, как всегда. Мы же с ним коллеги по Государственному совету, я и там тоже часто выступаю. Про реакцию других не знаю, думаю, что нормальная реакция, потому что там было все чинно-благородно, а о тех проблемах, которые поднял я, все и так знают.

Я же там сказал, что съезд ВКТ хоть и называли юбилейным… Но у нас все съезды, если подумать, юбилейные, они же проводятся каждые пять лет. В прошлый раз было 25-летие конгресса татар, до этого 20-летие. А на юбилейных съездах принято говорить больше о достижениях, немного хвастаться, между делом обсудить проблемы…

«Наша главная задача — сохранить федерацию, федеративные отношения. Я вижу будущее России только в федерализме и сильных регионах. Только в таком случае можно ожидать расцвета государства» «Наша главная задача — сохранить Федерацию, федеративные отношения. Я вижу будущее России только в федерализме и сильных регионах. Лишь в таком случае можно ожидать расцвета государства» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы не можем заниматься глобальной политикой, у нас таких полномочий нет»

— Вы действительно считаете, что это плохо, когда татары обсуждают между собой, как готовить варенье из ягод, а не политику?

— Ну это же аллегория, мне понравилось это у Василия Розанова, я его давно читал, где он про это варенье отвечает как бы в шутку. Но там есть и рациональное зерно: надо трудиться, работать, а не лежать на печи и размышлять, что делать! У татар есть пословица «Хәрәкәттә бәрәкәт» («В движении — жизнь»), которая пришла к нам из арабского языка. И если ей следовать, то нет надобности отвечать на вопрос «кто виноват?». Ищут виноватых обычно голодные и злые, а если человек доволен собой и женой, как говорил Блок, у него такого вопроса не возникает. И я так думаю.

Но и «что делать?» — это вообще-то вопрос существенный. Не только государственные лидеры задаются этим вопросом, им задается каждый человек, у каждого свои маленькие проблемы. И ответ на этот вопрос очень емко, хоть и шутливо дал философ Розанов, я так думаю. Но здесь же речь не идет о собирании ягод, мы это понимаем.

— Может, сейчас и вовсе не время для того, чтобы всерьез дискутировать по политическим вопросам, да и ставить их от имени татарской нации?

— Я думаю, татарам особенно не надо, ведь мы не можем заниматься глобальной политикой, у нас таких полномочий и статуса нет. Вообще, глобальная геополитика — это удел великих держав. Мы в составе Российской Федерации и не можем задаваться этим вопросом, будучи субъектом Федерации. Но, как я говорил там со сцены, в последние 10–20 лет о федеральных отношениях, о Федерации вообще забыли, а не только о конкретных принимаемых решениях. Забыли даже эти слова. Наша главная задача — сохранить Федерацию, федеративные отношения. Я вижу будущее России только в федерализме и сильных регионах. Лишь в таком случае можно ожидать расцвета государства.

— Вообще, по-вашему, есть ли смысл в таких больших форумах, как съезд ВКТ? Можно ли реально решать какие-то вопросы в подобном формате? Вы ведь и в своем выступлении говорили, что здесь всегда слишком пафосно и чересчур торжественно.

— В уставе всемирного конгресса татар написано, что мы должны заниматься проблемами татар, татарской нации — сохранением языка, культуры, фольклора, искусства. Например, в уставе всемирного еврейского конгресса, а это очень сильная организация (еврейская диаспора несопоставима с татарской), тоже написано, что они не занимаются глобальной политикой, а основной целью является сохранение идентичности еврейского народа во всем мире и его символов. Возьмите ту же главную трагедию еврейского народа в XX веке — холокост. Те, к примеру, европейцы, которые отрицают холокост, преследуются по закону. Еврейский конгресс очень внимательно следит за этим.

«Никто так не нападает на героев, как татары!»: достойны ли памяти Ильгам Шакиров и Сююмбике?

И у нас на секции в рамках съезда ВКТ говорилось о нападках на исторические личности, которые сыграли свою роль, например, в прошлые века. Да, надо отделять исторические личности от фольклорных персонажей, литературных героев, они не всегда совпадают, но народу, я думаю, нужны символы. А кто придумывает символы? Думаю, в основном писатели. Например, если бы о Салавате Юлаеве не написал одноименный роман Степан Злобин, не думаю, что Салават Юлаев на сегодняшний день являлся бы символом башкирского народа. Например, было много полковников, бригадиров из татар во время Пугачевского восстания, сейчас бы сказали — полевых командиров. Написал Туфан Миннуллин пьесу «Канкай улы Бахтияр», и Бахтияр Канкаев попал в пантеон татарских героев. Потому роль литературы в этом очень велика.

«Больше половины делегатов съезда ВКТ, по моей оценке, не знали родного языка, а те, кто знали, владеют им худо-бедно» «Больше половины делегатов съезда ВКТ, по моей оценке, не знали родного языка, а те, кто знал, владеют им худо-бедно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я не думаю, что там, где живут несколько десятков татар, нужно проводить Сабантуй»

— Можете подвести свои персональные итоги съезда ВКТ, что он дал лично вам?

— Я бы не сказал, что узнал что-то новое и получил сильные впечатления. Основная радость, думаю, — это общение со знакомыми, которых не видел пять лет и даже больше. К сожалению, на этом съезде было мало времени, не увиделся со многими, а некоторые уже покинули этот мир, кто-то не приехал, особенно зарубежные активисты, потому было немножко грустно. Да, из других российских регионов приехали очень интересные люди, хотя основная масса, я думаю, вообще была не в теме…

— Среди делегатов было много случайных людей?

— Было много людей старшего поколения, не имею ничего против аксакалов, но ведь ясно, что человеку глубоко пожилому часто уже не до проблем нации, его больше волнуют личные заботы, например здоровье. Хотя им, наверное, было интересно увидеть Казань, Болгар, пообщаться.

«ВКТ внедряет некую ханскую модель управления татарскими общинами в регионах…»

Но больше половины делегатов съезда ВКТ, по моей оценке, не знали родного языка, а те, кто знал, владеют им худо-бедно. Среди делегатов было очень мало тех, кто способен разъяснить свою позицию на татарском, создавалось впечатление, что некоторые об этом вообще не задумываются. Для них конгресс — это концерты, хороший повод отдохнуть, развеяться. Да, чувствовалось, что было много случайных людей. Но не думаю, что это вина аппарата конгресса, в регионах же сами выбирают, кто поедет в Казань. От того, кто является руководителем местной общины, зависит, кто там будет участвовать. Самые яркие общественники могут и не попасть на съезд, потому что порой конфликтуют с местным татарским начальством. Такая проблема, конечно, есть.

— Есть ли все-таки шанс, что ВКТ станет отходить от «сабантуйной дипломатии» и обратит внимание на более серьезные вопросы?

— Так называемая сабантуйная дипломатия тоже нужна, в местах компактного проживания татар Сабантуи играют очень важную роль. Там же не только Сабантуй — песни, пляски и спортивные состязания. Там и наш президент участвует, встречается с руководителем региона, они подписывают соглашения, договоры о сотрудничестве. Сабантуй — это только повод для встреч. А песни и пляски тоже нужны, но раз в год, я думаю, не чаще.

Мы были недавно в Якутии, увидели их национальный праздник Ысыах, после него президент Минниханов выступил и сказал, что мы отошли от истинного Сабантуя, который сейчас превратился в концерт и спортивные соревнования, где очень мало осталось национального компонента. Ысыах это показал, я там увидел национальное возрождение якутского народа, что поразило меня. И не меня одного, оказывается, а всех, в том числе президента.

Я не думаю, что там, где живут несколько десятков татар, нужно проводить Сабантуй. Их же проводит Республика Татарстан, приезжают сотни людей из Казани, их бывает даже больше, чем местных татар. Мы привозим борцов, призы, после чего они обратно уезжают в Татарстан. От таких мероприятий я пользы не вижу.

«Спикер Шайхразиев перед голосованием сказал «члены Милли шура», а должны были быть «кандидаты в члены «Милли шура», наверное, раз идет голосование» «Спикер Шайхразиев перед голосованием сказал: «Члены «Милли шура», — а должны были быть «кандидаты в члены «Милли шура», наверное, раз идет голосование» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Силу татарскую можно было сегодня руководителям России использовать»

— Это правда, что резолюцию съезда, которую так активно обсуждали еще до его начала, в итоге никто заранее и не прочитал?

— Да, ее же раздали перед пленарным заседанием. Я думаю, основная часть не читала резолюцию, не говоря уже о делегатах из зарубежных стран, они вообще на кириллице читать не могут, для них это сложно. Надеюсь, поддержка специальной военной операции делегатами из зарубежья, особенно теми, кто живет сегодня, по сути, по другую сторону баррикад, не будет иметь серьезных последствий в их странах.

Исхаков – Шайхразиеву: «Василь-эфенди, вы хотите передать власть от «Милли шура» оргкомитету!»

Что касается принятия документа, то там не была соблюдена процедура, надо было сначала принять резолюцию за основу, потом должно было быть какое-то обсуждение, внесены дополнительные предложения… Но татары же восточный народ, они, как современные дипломаты, думают одно, говорят совсем другое, а делают третье. Основная часть делегатов съезда ВКТ не придали серьезного значения этой резолюции, ее приняли как бы между делом. И потом с некоторыми пунктами же можно согласиться всем, например с помощью беженцам. Ведь любые военные действия — это человеческая трагедия. И я, как гуманитарий, литератор, удивляюсь тем, кто сегодня призывает с экранов, как во времена Чингисхана, дойти до берега последнего моря. Это не просто смешно, а абсурд. Я думаю, что лучше худой мир, чем добрая ссора, так считали многие русские классики литературы.

— Наверное, в условиях СВО у властей Татарстана и не было другого варианта, как принять подобную резолюцию на всемирном форуме татар.

— Но, заметьте, каких-то громогласных выступлений, псевдопатриотических спичей не было, это не то место, съезд ВКТ — это же не митинг какой-то политический.

У конгресса основная задача — насущные проблемы развития татарской нации. И не только сохранения родного языка, а вообще, и были выступления о сохранении самой нации, народа. Мы же видим, что главное — это сохранение идентичности. Говорят, что во время глобализации важно сохранение идентичности, но ведь политика ассимиляции идет веками, однако при современных технологиях это стало происходить просто катастрофическими темпами.

Хотя я говорил на съезде, что в современных условиях, когда внешняя политика Российской Федерации повернулась на Восток, на те же страны Центральной Азии, где государственными являются тюркские языки, знать татарский язык, помогать татарам сохранять свою сущность, идентичность — это очень полезно для Российской Федерации. Это понимали и русские цари, когда при завоевании Средней Азии поощряли татар. Они показывали народам, что вот у нас в государстве живут татары, они ничем не ущемлены, строят свои мечети, изучают религию, хотя это было не совсем правдой, ведь шла политика христианизации, русификации.

Но поощрение было, скажем, купцов… Например, если мы вспомним про основание Каргалы близ Оренбурга, одно время это поселение было даже больше, чем Оренбург, туда же переселяли людей из Сабинского района, Мещеры, купцов, таких пробивных людей, способных заниматься торговлей. С ними были обязательно и религиозные деятели. Купцы торговали со Средней Азией, потому что там было предпочтение своим тюркским братьям, мусульманам, они использовали данный фактор. Если бы тогда они были обрусевшими, им не оказывали бы такого теплого приема. Я думаю, эту силу татарскую можно было сегодня руководителям России использовать.

— Выбрали новый состав «Милли шура», как вы его оцениваете?

— Я не знаю, какой принцип там возобладал, как кандидатов… Не знаю, какое слово подобрать.

— Избирали?..

— Не избирали, а вносили в список. Но спикер Шайхразиев перед голосованием сказал: «Члены „Милли шура“», — а должны были быть «кандидаты в члены „Милли шура“», наверное, раз идет голосование. Ну так всегда. Конечно, можно из регионов выбрать ярких лидеров, но такое происходит очень редко. В основном же членов «Милли шура», которые работают на этом поприще, очень мало. Как и прежде, там в целом, конечно, много свадебных генералов.