Умер Камрад (Влад) Листков, музыкант и радиоведущий, лидер группы «Листья травы» и городская легенда из недалекого прошлого. Осенью ему исполнилось бы всего 49 лет Умер Камрад (Влад) Листков, музыкант и радиоведущий, лидер группы «Листья травы» и городская легенда из недалекого прошлого. Осенью ему исполнилось бы всего 49 лет Фото: vk.com

«Я горд сказать, что жил во времена Камрада Листкова»

Нынешняя пятница стала грустной для всех, кто был казанским студентом в 1990-е и начале 2000-х, интересовался тогда концертами местных рок-бэндов и слушал «БИМ-радио», первую местную радиостанцию, которая сразу же стала успешно конкурировать с федералами в FM диапазоне. Умер Камрад (Влад) Листков, музыкант и радиоведущий, лидер группы «Листья травы» и городская легенда из недалекого прошлого. Осенью ему исполнилось бы всего 49 лет.

Уроженец Казани и выпускник местного пединститута по специальности «английская филология» был одним из самых ярких музыкальных героев столицы РТ того времени. «У нас в городе нет конкурентов. Мы играем блюзовую музыку, исполняем песни на английском языке, к сожалению, в Казани, да и в Татарстане, этого никто не делает», — говорил Листков в интервью «БИЗНЕС Online» уже в 2012 году. И объяснял, почему его «Листья травы» так и не стали суперпопулярными за пределами меломанского круга: «Это очень узкое направление для татарстанского шоу-бизнеса. У нас джаз больше развит, чем блюз. У нас рок больше развит, чем блюз. Мы играем американскую, негритянскую музыку. Мне повезло, я узнал о ней достаточно рано. Мне было лет 15, я заболел этой музыкой и всю жизнь посвятил ее исполнению. И мы качественно играем эту музыку. Поэтому нас зовут в Прагу, ждут в Нью-Йорке и Чикаго».


Студенты тогда еще КГУ взглядами провожали известного ведущего, направлявшегося в студию «БИМ-радио», располагавшуюся в здании физфака университета. В общем, публике были знакомы и лицо, и голос артиста. «Влад Листков — великий современник, — рассказывает сегодня нашему корреспонденту руководитель фестиваля „Созвездие-Йолдызлык“ Дмитрий Туманов. — Говорят же: „мы жили в эпоху бизнеса“, „мы жили в эпоху Шаляпина, Качалова“. Я горд сказать, что жил во времена Камрада Листкова». Он вспоминает, что близко познакомился с артистом в 1998-м, когда позвал того в жюри своего фестиваля. «Мы старались искоренить коррупцию, убрали всех профессиональных музыкантов, собрали телевизионщиков и радийщиков. Камрад как раз работал на „БИМ-радио“, вся Казань тогда наслаждалась его музыкальным вкусом, — вспоминает Туманов. — Камрад и другие журналисты стали четвертой властью в „Созвездии-Йолдызлык“, убрали из детского фестиваля клановость, феодализм. Листков был лидером среди коллег по жюри. Когда пришлось убрать рок-номинацию, это стало для него большим огорчением».

В 2013 году в семье Листкова произошла трагедия. В ночь церемонии закрытия Универсиады в Дербышках было совершено тройное убийство: 36-летний Руслан Халимов из ревности убил 33-летнюю Наталью Васильеву-Ботвинову и ее родителей на глазах четырехлетнего Миши, сына Листкова и Натальи. В ту же ночь полиция обнаружила Халимова в окровавленной одежде и с порезами недалеко от места преступления. Сначала его доставили в больницу, а после улучшения состояния здоровья перевели в СИЗО. Судебный процесс длился ровно год, вину Халимов признал только частично. Единственным свидетелем по делу оказался сын убитой — его показания удалось получить благодаря совместной работе следователя и психолога. Также в суде выступили подруги и коллеги Натальи, которые рассказали о том, что Халимов ранее неоднократно избивал Васильеву-Ботвинову. Приговор был вынесен в середине июля 2014 года: Верховный суд РТ назначил Халимову наказание в виде пожизненного заключения в колонии особого режима.

В последние годы Листков выпал из публичного поля… «Я знаю, что у него встречи какие-то были с Ирадой Хафизяновной (Аюповой — министром культуры РТ — прим. ред.), он мечтал о награде „Заслуженный артист РТ“, — продолжает Туманов. — Но над ним все время висел рок — убийство жены, теперь сын остался сиротой… У Листкова не было никакого дохода. Друзья старались оказывать спонсорскую помощь, помогли открыть звуковую студию в клубе. Все знали, что рядом живет настоящий рок-музыкант». Собеседник считает, что нашего героя погубило то, что в РТ нет института поддержки музыкантов. «Ни один грант он бы не выиграл. Его погубило безденежье, отсутствие постоянной площадки — он все время метался. Уезжал в Москву, влюбился, вернулся с разбитым сердцем… Его смерть — невосполнимая утрата. Это был чистый и светлый человек, — резюмирует Туманов и после добавляет: — Влад был „Паганини гитары“ и пел потрясающе».

«Думаю, как у любого человека, у Листкова были планы на большее, но та музыка, которую он делал, не была массовой» «Думаю, как у любого человека, у Листкова были планы на большее, но та музыка, которую он делал, не являлась массовой» Фото: vk.com

«Он жил ту жизнь и занимался тем делом, которые ему нравились»

Мы поговорили и с другими людьми, хорошо помнящими времена, когда немало людей с придыханием произносили названия казанских групп: «Листья травы», «Медвежий угол», «Витамин роста», «Макс и Ко». Наконец, «Нейтральная зона», которая стала «Волгой-Волгой»…

«В последний раз мы виделись перед тем, как ухудшилось его (Листкова — прим. ред.) состояние здоровья. До этого пересекались раз в месяц, — говорит Антон Салакаев, лидер группы „Волга-Волга“. — В молодости, когда на одних концертах выступали, чаще встречались, потом он в Москву уехал… Но мы с ним постоянно общались и близко дружили. По телефону и в мессенджерах поддерживали контакт постоянно. Он рассказывал о своих новых проектах, я — о своих». Салакаев считает, что Листков был легендой казанской рок-сцены последние 30 лет. «Музыка, которую делал Влад, не для шоу-бизнеса, — считает лидер „Волги-Волги“. — Рок есть разный: народный, собирающий стадионы, и клубный. Он ведь играл блюз, а блюз не та музыка, которую слушают на стадионе. Это музыка домашняя, камерная, душевная, для меньшей аудитории. Камрад умел и любил выступать не для публики где-то далеко на трибунах стадиона, а глядя в глаза поклонникам».

Салакаев уверен — нельзя говорить, что музыкант чего-то не добился в своей профессиональной жизни. «Листков находился в той нише, которую хотел занять. Не знаю, насколько он был удовлетворен своим положением. Коммерческая составляющая музыки имеет большое значение. Если человек ею занимается и зарабатывает только этим, то чем больше аудитория, тем больше возможностей зарабатывать. Думаю, как у любого человека, у Листкова были планы на большее, но та музыка, которую он делал, не являлась массовой. Год назад он мне скидывал свой русскоязычный блюзовый проект. Наверное, это был ход в сторону расширения, а не просто так.

Я знал о некоторых его проблемах со здоровьем — в последние годы ему не везло. Насколько мне известно, он не был одинок и в последние дни семья находилась рядом с ним», — говорит наш собеседник.

«Мы очень давно не виделись, сферы разные, но пересекались все равно, — говорит коллега Листкова по „БИМ-радио“ 1990-х Махмуд Аракаев. — Это был самый открытый человек на планете Земля. Нет того, который мог бы хоть одно слово плохое сказать о Камраде. Он был чистый, светлый, всегда готов выслушать, умел слушать. Дружелюбный и просто прекрасный человек. И музыкант был великолепный. Сам всему научился, освоил гитару, выучил разные стили. Сам себя сделал, по сути».

Аракаев вспоминает, что после работы на радио Листков решил пойти дальше, когда понял, что перерос это. «Уезжал в Москву, работал учителем в музыкальной школе. Его тянуло к музыке, и он желал заниматься только ею. Радио отнимает много времени, а он хотел записывать песни, выпускать альбомы. И, вернувшись в Казань, с головой ушел в эту работу, — говорит собеседник „БИЗНЕС Online“. — Листков не скандальный, не конфликтный, никуда не лез. Он просто занимался тем, что ему нравится. Не все же должны о себе заявлять. Он жил ту жизнь и занимался тем делом, которые ему нравились».