Накануне вечером в группах в «Телеграме» начала распространяться информация о проведении рейдовых мероприятий по выявлению пассажиров без масок и QR-кодов Накануне вечером в группах в «Телеграме» начала распространяться информация о проведении рейдов по выявлению пассажиров без масок и QR-кодов

В Казани полиция начала QR-рейды  

Накануне вечером в группах в «Телеграме» начали распространять сообщения о проведении рейдов по выявлению пассажиров без масок и QR-кодов. Об этом якобы пассажирам рассказывали сами кондукторы, которых предупредили владельцы предприятий. «Завтра, 2 декабря, в транспорте возможна будет проверка контроллерами (со слов кондуктора)!» (орфография и пунктуация автора сохранены прим. ред.) — писала в казанской группе по поиску попутчиков Альфия. Об этих планах корреспондента «БИЗНЕС Online» уверил как источник в сфере транспортных перевозок, так и собеседник в правоохранительных органах. В МВД РТ нашему изданию намерения проводить проверки не подтвердили, но и не опровергли.  

Кондуктор, работающий на одном из автобусных маршрутов в Казани, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил — накануне работников городских ПАТП предупредили о запланированных на четверг усиленных рейдах. Сообщение об этом появилось в одном из корпоративных чатов в WhatsApp. Участников беседы уведомили, что проверяющие будут обращать внимание на наличие у пассажиров масок и QR-кодов, и попросили о надлежащем исполнении возложенных на них обязанностей. Тем не менее за первую половину дня в чате не появилось ни одного сообщения о каких-то проверках. «Пока еще группа молчит. Обычно все пишут, где стоят, кто проверяет и так далее», — сказала собеседница газеты. 

В минтрансе говорят, что проверяющих в городском наземном транспорте недостаточно и только кондукторами здесь не обойтись

Несмотря на предупреждение, в общественном транспорте царит расслабленная обстановка. Большинство кондукторов сегодня утром делали удивленные глаза, когда наши корреспонденты заговаривали с ними о QR-рейдах. Более того, они почти не спрашивали цифровые пропуска, а только обилечивали пассажиров. Правда, несколько кондукторов подтвердили — рейды действительно проводятся, но не настолько массовые, как ожидалось. Одна из кондукторов призналась, что автобусники даже отслеживают перемещения проверяющих — дескать, только что их видели на такой-то остановке, а потом — на другой. 

Собеседник издания, знакомый с ситуацией в метро, сообщил нашему изданию, что в подземке рейды пока не проводятся, там и без того строгая система проверок QR-кодов с сотрудниками полиции на входе. Однако в наземном электротранспорте ревизоры в погонах вполне могут быть замечены.

Как сообщает пресс-служба «Метроэлектротранса», на 9 часов утра в электротранспорте Казани выявили 14 пассажиров без QR-кодов, в наземном общественном транспорте — 8 (их попросили выйти), в метро на платформы не допустили 6 человек. «Кроме того, контролеры проверяют соблюдение пассажирами масочного режима. За утро в трамваях и троллейбусах было выявлено 158 человек без СИЗ, из них 145 надели маски после замечания, остальные покинули транспорт», — говорится в сообщении. 

Напомним, с 22 ноября проезд в общественном транспорте Татарстана разрешен гражданам, у которых есть QR-код о вакцинации, перенесенном в течение последних 6 месяцев заболевании или медицинском отводе от прививки. Ограничение не распространяется на жителей моложе 18 лет. На четвертый день проверок, после негативной реакции общественности и прессы, республиканские власти скорректировали правила. Разрешение на вход в городской и пригородный транспорт получили лица, прошедшие вакцинацию первым компонентом и привитые военнослужащие.

«Нагрузка вырастет по всем статьям»: кто и как будет выдавать QR-код недопривитым

«Автобусы пустые — была информация у народа»

О том, что в четверг возможны рейды, слышал и первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. Однако на сегодняшнее утро обратную связь от своих кондукторов он по этому поводу также не получал. Зато дал нашему корреспонденту сведения по пассажиропотоку. «Автобусы пустые в связи с тем, что была информация у народа, что начнут проверять, и мы возим „воздух“. Кондукторы скидывают нам [фото] пустых салонов автобусов, даже сидячие места [не заняты]», — сетует он.

По словам Юсупова, пассажиропоток на этой неделе не показывает роста. Сначала сказался сильный дождь по вторник, а сегодня пассажиров спугнула информация о проверках. «В понедельник было минус 30 процентов [пассажиропотока] от того нормального времени, когда мы работали — сентябрь–октябрь. Во вторник из-за дождя минус 25 процентов у всех уже от понедельника, а от нормальной жизни это получается — 55 процентов. Сегодня, если уж сидячие места пустые, то я не знаю, сколько будет минус», — отметил Юсупов.

В пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ подчеркнули, что вопросы, связанные с системой QR-кодов, находятся на личном контроле у руководителя ведомства. Фарит Ханифов ежедневно проводит совещания по этой теме, указали в министерстве В пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ подчеркнули, что вопросы, связанные с системой QR-кодов, находятся на личном контроле у руководителя ведомства. Фарит Ханифов ежедневно проводит совещания по этой теме, указали в министерстве

«Вероятно, это нужно выносить на уровень правительства, чтобы там решали»

В пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ подчеркнули, что вопросы, связанные с системой QR-кодов, находятся на личном контроле у руководителя ведомства. Фарит Ханифов ежедневно утром проводит совещания по этой теме. 

«Они на передовой сегодня!»: Фарит Ханифов оценил работу кондукторов на транспортном QR-эксперименте

По словам источника «БИЗНЕС Online», знакомого с ситуацией, в минтрансе согласны — проверяющих в городском наземном транспорте недостаточно и только кондукторами здесь не обойтись. Министр якобы даже предложил муниципалитетам увеличить мобильные группы по проверке QR-кодов, но пока не совсем понятно, где взять для этого ресурсы. 

«Вероятно, этот вопрос нужно выносить на уровень правительства [республики], чтобы там решали», — предположил собеседник газеты. Он заметил, что жалоб из-за новой системы стало поступать на порядок меньше, к тому же некоторые пассажиры уже не испытывают проблем из-за нововведения и сами проявляют ответственность. «Буквально вчера я вот ехал, и бабушка в автобусе предъявляет претензии кондуктору, говорит: „Почему ты у меня не проверяешь код?“ А сотрудник еще просто не успел подойти», — поделился источник.