Сегодня в сети появились новые подробности второй ветки казанского метрополитена (на фото Станция «Улица Юлиуса Фучика») Сегодня в сети появились новые подробности второй ветки казанского метрополитена (на фото станция «Улица Юлиуса Фучика»)

За победу борются «Метрогипротранс», КГАСУ и школьник из ДАШКИ

Сегодня ГУП «Татинвестгражданпроект» подвел промежуточные итоги конкурса на лучшую архитектурную концепцию на разработку внутренних интерьеров четырех станций казанского метрополитена — «Улица Юлиуса Фучика», «10-й микрорайон», «100-летие ТАССР» и «Улица Академика Сахарова». Конкурс был объявлен в конце января этого года, заявки от авторов принимали до 19 марта, и теперь 8 концепций прошло предварительный отбор. Авторы четырех проектов-победителей получат 500 тыс. рублей. 

По данным нашего издания, несколько проектов представил «Метрогипротранс». Как сообщается на сайте компании с центральным офисом в Москве, это одна из крупнейших проектно-изыскательных организаций России. «Метрогипротранс» создал проекты строительства всех станций московского метро. Судя по информации из открытых источников, именно «Метрогипротранс» в 1986 году составил технико-экономическое обоснование первой линии казанского метро, а в 1987-м документ был утвержден.

Станция «Улица Юлиуса Фучика» Станция «Улица Юлиуса Фучика»

Еще один проект разработал независимый дизайнер из Москвы — архитектор Ильмир Юмагулов, который создал проекты станций московского метро «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА», «Петровский парк», «Савеловская». На сайте totalarch.com сказано, что Юмагулов работает в «Метрогипротрансе». 

Четыре концепции создали казанские участники — студия «ЭВО-дизайн», Казанский государственный архитектурно-строительный университет, студия дизайна ST4RT и детская архитектурно-дизайнерская школа «ДАШКА». Последняя, к слову, является подразделением Института архитектуры и дизайна КГАСУ.

В состав жюри конкурса вошли мэр Казани Ильсур Метшин, главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина, замминистра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Владимир Кудряшев, гендиректор «Татинвестгражданпроекта» Адель Хуснутдинов, главный архитектор «Татинвестгражданпроекта» Максим Быков, архитекторы, дизайнеры и представители «Метроэлектротранса».

Станция «Улица Юлиуса Фучика» Станция «Улица Юлиуса Фучика»

«Дизайн там великолепный»

Опубликованные сегодня эскизы — это не конечные варианты, их еще будут дорабатывать, пояснил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь «Татинвестгражданпроекта» Никита Купцов. По его словам, 8 проектов, которые сегодня рассматривали на защите в рамках конференции в Zoom, — это работы, которые соответствовали требованиям технического задания. Остальные отсеяли уже на первом этапе.

Станция «Улица Юлиуса Фучика» Станция «Улица Юлиуса Фучика»

Отобранные концепции теперь рассмотрят члены жюри. Они должны до 29 марта определить эскизы, которые считают лучшими. В течение ближайших трех дней эксперты могут связаться с авторами проектов, задать уточняющие вопросы или запросить дополнительную информацию. На основании мнения жюри будет выбрано четыре проекта-победителя. «С большой долей вероятности эти концепции и будут реализованы», — указал собеседник. 

«То, что видно на изображениях, — это просто видение концепции. К примеру, пока непонятно, насколько удобной [будущая станция] будет для маломобильных граждан. А дизайн там великолепный», — отметил Купцов.

Станция «Улица Юлиуса Фучика» Станция «Улица Юлиуса Фучика»

Оргкомитет конкурса намеренно не раскрывает информацию о том, какой проектировщик разработал тот или иной эскиз. Это сделано для того, чтобы не давать никому преимущества, пояснили в ТИГП. «Картинки ради картинок даны. Понимаете, конкурсантам еще могут быть направлены вопросы, они могут доработать проект, и вообще [предстоит понять], смогут ли они технически это доработать. Когда определятся победители, уже будет озвучено, кто какие проекты разработал. Если мы к каждому эскизу подпишем, кто автор, ну что это будет? Приз зрительских симпатий», — добавил представитель «Татинвестгражданпроекта». 

Когда объявят победителей, пока неясно. В «Татинвестгражданпроекте» объяснили, что конкурсантам может понадобиться время для повторной защиты.

Станция «10-й микрорайон» Станция «10-й микрорайон»

«Только в двух работах я увидела идею, замысел, архитектурные решения»

Среди представленных работ есть концепция, которую разработал Алексей Матвеев — воспитанник реставратора, преподавателя КГАСУ Степана Новикова. «Я сам участник конкурса, наш с Еленой Денисенко (преподаватель кафедры теории и практики архитектуры КГАСУ прим. ред.) ученик Алексей Матвеев в „ДАШКЕ“ (детская архитектурно-дизайнерская школа при КГАСУ — прим. ред.) делал дипломную работу на станции метро, а потом объявили конкурс, — рассказал Новиков корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Мы решили это совместить и сделали вместо одной станции четыре». 

Станция «Улица Академика Сахарова» Станция «Улица Академика Сахарова»

По словам собеседника издания, автор концепции делал упор на достижения советской науки и техники. «Мы предлагаем переименовать две станции — „Фучика“ и „10-й микрорайон“ — в „Завойского“ и „Космическую“ (или „Космос“), — добавил Новиков. — На станции „100 лет ТАССР“ предлагается каждое десятилетие расписать по основным достижениям советского времени. Сахаров — нобелевский лауреат, и все оформление станции сделали в виде электронов и синего цвета, потому что вода в атомных электростанциях подсвечивается синим. Эта концепция на все четыре станции подчеркивает гордость советской и татарстанской науки и техники. Плюс взгляд в будущее, в космос».

Преподаватель КГАСУ подчеркнул необходимость общественного обсуждения конкурных работ.

Станция «Улица Академика Сахарова» Станция «Улица Академика Сахарова»

Источник, посвященный в детали конкурса, отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что по таким серьезным объектам, как новые станции метрополитена, некорректно проводить открытые «бесплатные» конкурсы, на который могут заявиться все желающие. Собеседник издания посетовал на то, что проект школьника из детской архитектурной школы конкурирует с дизайнерскими решениями крупного московского архитектурного бюро, которое профессионально занимается проектированием станций метро. «Сами подумайте, о чем это может говорить», — уклонился от вывода собеседник газеты. 

По просьбе «БИЗНЕС Online» работы конкурсантов оценила старший преподаватель кафедры реставрации и реконструкции КГАСУ, архитектор-реставратор Ирина Карпова. «Только в двух работах (проект станций „Улица Юлиуса Фучика“ с проекцией слов на пол и „10-й микрорайон“ с волнообразным потолком — прим. ред.) я увидела какую-то идею, замысел, архитектурные решения, — призналась собеседница. — Во всех остальных я не заметила идеи, только художественное оформление. Это какой-то цвет, панно на стенах. А архитектурных решений по объему пространств я, к сожалению, не обнаружила».

Станция «10-й микрорайон» Станция «10-й микрорайон»

Архитектор посетовала на то, что очень интересная тема 100-летия ТАССР практически никак не отрабатывается авторами эскизов. На картинках нет национального своеобразия или оно еле уловимо. «В одной работе была попытка сделать что-то витражное, коверное, но перегрузили потолок. Какой-то лаконичной середины в проектах я не увидела. Думаю, работу надо продолжать дальше на основе того, что есть, — заключила Карпова. — В целом меня радует, что все концепции разные. И по колористическому решению, по оформлению. Например станция „Академика Сахарова“. Неплохой вариант, но в зеленом цвете. Я вот не понимаю, как Сахаров и зеленый цвет соотносятся друг с другом. Мне кажется, нужно что-то другое. Красный вариант — это слишком мрачно и агрессивно. Когда на лбу у Сахарова что-то рисуют, меня это совершенно не устраивает. Но это все художественные моменты. Расписать-то можно как угодно, лишь бы идея была в объемно-пространственной композиции». 

Станция «100-летие ТАССР» Станция «100-летие ТАССР»

Дискуссию по поводу академика, на лоб которого символично нанесли атом, поддержал директор сахаровского центра Сергей Лукашевский. «Конечно, дело вкуса, но мне представляется, что портрет Андрея Дмитриевича получился довольно странный, — заметил собеседник. — Есть много его фотографий, в том числе и на сайте архива Сахарова. Можно было бы подобрать и сделать более похожий на Андрея Дмитриевича образ. Мне кажется, что этот эскиз не вполне передает его личность. Я бы предложил, поскольку Сахаров — это в первую очередь высказывания, взять какое-то короткую его цитату, например слова „Мир, прогресс, права человека“ как слова, связанные с его именем и выражающие его мысли и его наследие».

Лукашевский подчеркивает, что в год 100-летия академика важно помнить, что Сахаров был не только конструктором и одним из создателей советской водородной бомбы, выдающимся ученым, занимавшимся ядерной физикой и космологией. «Андрей Дмитриевич — это лауреат Нобелевской премии мира, которую он получил за свою борьбу за права человека, — напомнил собеседник издания. — За отстаивание человеческого достоинства, за защиту узников совести и за свои выступления против войны, за ядерное разоружение, за демократизацию и сближение между народами на почве доверия и демократии. И конечно, очень важно помнить об этой стороне его деятельности, его наследия». 

Лукашевский добавил, что Сахарова с Казанью ничего не связывает. 

Станция «100-летие ТАССР» Станция «100-летие ТАССР»

Техзадание конкурса  

О намерении «Татинвестгражданпроекта» провести конкурс на лучшую концепцию дизайна четырех станций казанского метро стало известно в конце января этого года. В техническом задании сказано, что все станции будут колонного типа, две вестибюльные и мелкого заложения. Конструктивные решения для станций идентичны по размеру островных платформ (105 на 10 м), по размерам и расположению колонн и т. д. На всех станциях, кроме «Улицы Юлиуса Фучика» (по всей видимости, из-за отдельного межстанционного прохода с «Дубравной»), планируется организовывать лестничные спуски из вестибюлей на платформу на 3,6 м высотой подъема. На Фучика же установят 6 немецких эскалаторов Thyssenkrupp Victoria — по три от каждого вестибюля с высотой подъема по 8,4 и 8,9 м соответственно. Для удобства горожан предусмотрены отдельные подъемники для маломобильных групп населения.

Станция «100-летие ТАССР» Станция «100-летие ТАССР»

Из обязательного оборудования в пассажирских зонах архитекторам предстоит предусмотреть по четыре турникета типа «Аргумент», кабины контролеров, автоматы продажи проездных билетов рядом с кассами, металлодетекторы, специальные барьеры для разделения потоков, автоматизированный комплекс  радиационного контроля, всевозможные схемы-указатели, информационные стенды и т. д. Это что касается уровня кассовых залов. На уровне платформ установят выносные кабины дежурных ДПС на станциях «Улица Юлиуса Фучика» и «Улица Академика Сахарова», сенсорные информкиоски, обзорные зеркала для машинистов, зальные часы, скамейки для отдыха и пр. Примечательно, что в технической документации отдельно проговаривается, что реклама должна занимать не более 5% площади внутренней поверхности сооружений. Что касается отделки, то хотелось бы отметить на потолках подвесные конструкции, гранитные стены как на платформе, так и в зоне касс. Впрочем, для казанского метрополитена это повсеместно.

Целью конкурса заявлялось «оптимальное дизайнерское и архитектурно-художественное решение интерьеров» для новых станций. При этом художественное оформление по условиям конкурса должно обязательно иметь связь с названием станции, учитывать «современные долговечные и экологичные материалы и минималистический декор в оформлении».