«Татарская кухня — «магнит» для туристов»

Казань официально закрепила за собой торговый знак «Гастрономическая столица России». Как сегодня на деловом понедельнике в городской мэрии отдельно доложила директор комитета по развитию туризма Дарья Санникова, соответствующий документ выдала федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

«2021 год мы начинаем с хороших новостей, с которыми спешу с вами поделиться. Наш город теперь официально признан гастрономической столицей России. Комитет по развитию туризма Казани предложил идею регистрации товарного знака еще в начале прошлого года, и уже 20 января текущего года товарный знак был получен. Отныне город Казань, помимо [статуса] третьей столицы, носит гордое звание гастрономической столицы России», — объявила Санникова, продемонстрировав всем на совещании в мэрии копию патента.

Татарская кухня — магнит для туристов и один из основополагающих факторов выбора Казани для путешествий Татарская кухня — магнит для туристов и один из основополагающих факторов выбора Казани для путешествий Фото: «БИЗНЕС Online»

Как рассказала Санникова корреспонденту «БИЗНЕС Online», к идее муниципалитет подтолкнули сами туристы. «Татарская кухня — „магнит“ для туристов и один из основополагающих факторов выбора Казани для путешествий. То, что блюда татарской кухни привлекают большое внимание, нам рассказывали туроператоры (со слов туристов), магазины, где продаются национальные блюда. Такие отзывы мы читали на Booking.com, Tripadvisor.ru. Глядя на отзывы, мы сделали гастрономический фестиваль „Вкусная Казань“, который был признан лучшим гастрономическим событием России по версии событийного календаря России, появились большие предприятия общественного питания, от фастфудов до премиум-ресторанов, туристические объекты, которые популяризируют национальные блюда, например музей чак-чака, музей чая. Многие мероприятия, которые проходят в Казани, сопровождаются теми или иными гастрономическими событиями. Все это внесло вклад в укрепление нашей идеи, что Казань достойна статуса гастрономической столицы России. Тем более мы сейчас продвигаем туристический бренд города Казани, и хотелось бы, чтобы в рамках этого „зонтичного“ бренда было нечто более осязаемое, понятное, и мы решили в прошлом году подать заявку на регистрацию бренда», — пояснила Санникова.

То, что рассмотрение заявки продолжалось год, по словам директора комитета по развитию туризма— обычная процедура. При этом доказывать, что Казань достойна статуса гастростолицы, муниципалитету не пришлось, главным было отсутствие какого-либо конфликта интересов с другими городами страны: проверяли, не подавал ли кто-то заявку раньше.

Казани присвоили официальный статус гастрономической столицы России Казани присвоили официальный статус гастрономической столицы России Фото: kzn.ru

Основная задумка городских властей с получением патента на гастростолицу — привлечение дополнительных туристов и популяризация татарской кухни не только в России, но и за рубежом. «Тот факт, что данный бренд станет проводником к национальной истории, культуре, гарантом растущего потока туристов, никто не сомневается. Но насколько в численном отношении вырастет турпоток, мы пока не подсчитывали. В ближайших планах — усилить направление гастрономического туризма. Планируем создание ретро-гастромаршрутов через известных личностей, которые когда-либо жили в Казани. Например, пройдемся по следам Льва Толстого, узнаем о его жизни в Казани, его любимых блюдах, о том, как они готовились, по каким рецептам. Такие маршруты мы планируем запустить уже в этом году. Через ретро-гастромаршруты, мастер-классы, рецепты планируем усиливать позиции Казани как гастрономической столицы региона», — пояснила Санникова.

Гастрономический фестиваль «Вкусная Казань» был признан лучшим гастрономическим событием России по версии событийного календаря России Фестиваль «Вкусная Казань» был признан лучшим гастрономическим событием РФ по версии событийного календаря России Фото: «БИЗНЕС Online»

А ЧТО НИЖНИЙ НОВГОРОД?

Для Казани, следует заметить, это уже не первый опыт регистрации специального статуса за городом. Более 10 лет назад — в 2009-м — столица Татарстана стала счастливым обладателем товарного знака «Третья столица России». Правда, закрепление данного статуса тогда прошло со скрипом.

Использовать слоган «Третья столица России» Казань начала еще в марте 2007 года, разместив его на своих стендах на международных выставках MIPIM во французском Канне и ITB в Берлине. Это привело к разногласиям между столицей РТ и Нижним Новгородом. Замгубернатора Нижегородской области Ирина Живихина возмущалась, что Казань самовольно присвоила себе статус, и поручила подчиненным оформить права на бренд «Нижний Новгород — третья столица России», да еще и пригрозила Казани судебным иском. Свое право на использование бренда в Нижнем Новгороде объяснили отсылками к истории: во второй половине XIV века Нижний был столицей Нижегородско-Суздальского княжества. В Татарстане, в свою очередь, обратили внимание на то, что третьей столицей России Казань назвал во время празднования тысячелетия в 2005 году президент России Владимир Путин.

Так и началась ожесточенная борьба. Как писал «Коммерсант», столица РТ победила потому, что подала заявку в Роспатент на несколько дней раньше конкурентов (при регистрации одинаковых товарных знаков в одном и том же классе товаров и услуг Роспатент отдает приоритет ранее обратившимся заявителям). В результате 2 апреля 2009 года было объявлено, что победу в борьбе одержала Казань, зарегистрировавшая в Роспатенте товарные знаки «Третья столица России», «Третий город России», а также англоязычный вариант Russia`s Third Capital.

Что же до Нижегородской области, то, проиграв Казани, она направила в Роспатент несколько заявок с вариантами товарного знака, среди которых были «Столица Поволжья», «Сердце Поволжья», «Сердце Волги» и другие. В итоге ведомство зарегистрировало товарный знак «Столица Поволжья».

Сегодня в казанском муниципалитете не переживают, что любой другой город России может попытаться оспорить новый гастростатус Казани, — процедура прошла с соблюдением всех юридических тонкостей. «Никого не хотим обижать. Мы объявили, что Казань является гастростолицей России, в том числе по мнению туристов. Да, какие-то риски возможны, но мы всё сделали законно, будем отстаивать данное звание», — отметила директор городского комитета по развитию туризма.

«Через гастромаршруты, через мастер-классы, через рецепты планируем усиливать позиции Казани как гастрономической столицы региона» «Через гастромаршруты, мастер-классы, рецепты планируем усиливать позиции Казани как гастрономической столицы региона» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Наша задача — пребывание «гастрономических» гостей В ТЕЧЕНИЕ не менее 5 дней»

В том, что официальная формулировка поможет привлечь в республику дополнительный поток туристов, уверена исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарфутдинова. «Гастрономический туризм в мире давно существует. Есть отдельная категория людей, которые путешествуют именно с целью соответствующих предпочтений. Как раз эту группу людей мы бы хотели привлечь, чтобы они посетили Татарстан и могли получить гастрономические впечатления от наших кафе и ресторанов. Сейчас в РТ есть специальные туры в данной области, но они краткосрочные — на 2–3 дня. Наша задача — пребывание „гастрономических“ гостей не менее 5 дней. Придет время, когда мы сможем проработать туры на неделю-две», — заявила Шарафутдинову нашему корреспонденту.

По оценке нашей собеседницы, уже в этом году статус гастрономической столицы позволит увеличить турпоток в Татарстан на 5–10%. Задача на 2022 год — окончательно сформировать бренд, чтобы прирост таких туристов составил до 25% в год. Для приема гостей у местных рестораторов есть все, подчеркнула руководитель ассоциации. Отрасль еще не оправилась от пандемии, но, несмотря на трудности, предприниматели не изменили ни качество еды, ни сервис. «Рестораторы поддерживают свой бренд сейчас как никогда, потому что трафик сильно снизился. Чтобы получить гостя, нужно прикладывать намного больше усилий, чем до пандемии. Поэтому каждый находит новые решения, свои фишки, чтобы привлечь к себе клиентов», — отметила Шарафутдинова.

«В этом году мы ожидаем самостоятельных туристов, а не организованных. Данный фактор как раз будет положительно влиять на общий тренд „Почему стоит приехать в Казань“, потому что столица  РТ в том числе гастрономическая столица России», — поделился свои мнением президент ассоциации туристских агентств РТ Рамиль Мифтахов в надежде, что бренд может положительно сказаться и на выручке заведений общепита города. При этом гастростатус несет за собой и определенные обязательства — раз Казань объявила себя кулинарной столицей страны, то ресторанам надо теперь будет как минимум расширять свой ассортимент, в том числе вводить какие-то дополнительные блюда разных национальных кухонь, в первую очередь, конечно, татарской, но в том числе и других кухонь народов России.

Некоторые эксперты считают, что на прирост туристов новый статус Казани никак не отразится Некоторые эксперты считают, что на прирост туристов новый статус Казани никак не отразится Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВТОРОЙ «ГАСТРОНОМИЧЕСКОЙ СТОЛИЦЫ» УЖЕ НЕ БУДЕТ, НО, НАПРИМЕР, «ПЕЛЬМЕННАЯ СТОЛИЦА РОССИИ» ИЛИ «СТОЛИЦА ЧЕБУРЕКОВ» — ВПОЛНЕ»

Впрочем, не все рестораторы и эксперты с воодушевлением восприняли известие о гастростатусе Казани. Владелец кафе «Вечернее» Шамиль Вагин рассказал нашему корреспонденту, что на прирост туристов новый статус никак не отразится. «Большинство людей, которые посещают Казань, в основном едут посмотреть достопримечательности, а не пробовать кулинарные изыски. Кроме того, в каждом городе России есть татары, которые предлагают беляши, губадию, чак-чак. Удивить есть чем, но Татарстан не славится какими-то особенными кухонными изысками на федеральном уровне», — отметил он в беседе с нашим корреспондентом. Возможно, предположил Вагин, через 3–5 лет ситуация поменяется, когда программа пребывания туристов в Казани будет сконцентрирована на кулинарии. «Чтобы это стало действительно козырной картой, нужно время, — сказал ресторатор. — Я думаю, это попытка застолбить один из свободных брендов, над которым еще надо работать и работать».

По словам директора авторского агентства «Артпатент» Григория Бусарева, подобные обозначения, которое сегодня получила Казань, носят «все-таки фантазийный характер, они не имели или не имеют официального статуса, не указывают на какие-то конкретные свойства и назначения товаров и услуг, а вызывают определенные ассоциации у потребителя».

«Фактически кто быстрее получил права, тот и может распоряжаться обозначением. С правовой точки зрения здесь все в порядке, с точки зрения закона подобных столиц в России может быть зарегистрировано множество. То есть второй „Гастрономической столицы“ уже, конечно, не будет, но, например, „пельменная столица России“ или „столица Чебуреков“ — вполне.  Такие регистрации важно делать, если есть задача раскручивать данный бренд в сознании потребителя. Дальнейший успех бренда будет зависеть от успеха его реализации, от той маркетинговой концепции, которая будет в него заложена, — пояснил Бусарев. — Пример с бредами „Третья столица России“, „Спортивная столица России“ показывают, что такие вещи следует обязательно регистрировать, чтобы иметь потом возможность беспрепятственно раскручивать бренд и концепцию для привлечения туристов, для продвижения продукции республики. В этом плане правительство РФ и Роспатент приветствуют, чтобы регионы уделяли внимание продвижению своих брендов. Как они будут называться, какие товарные знаки зарегистрируются — это дело регионов. Но чем больше регионы вкладываются в популяризацию, в том числе защищая свои вложения через регистрацию товарных знаков, тем, безусловно, лучше».