Верховный суд РТ решил: Хәтер көне-2020 быть, но все выступления должны ограничится именно заявленной темой. Активисты развернули непромокаемый баннер «1552-Татар! Онытма! Оныттырма!!!» Верховный суд РТ решил: Хәтер көне – 2020 быть, но все выступления должны ограничиться именно заявленной темой. Активисты развернули непромокаемый баннер «1552-Татар! Онытма! Оныттырма!!!»

«Я за это боролся три недели и победил»

Приехавший к парку Тинчурина примерно за 20 минут до начала мероприятия корреспондент «БИЗНЕС Online» наблюдал идеалистическую картину. Активист национального движения и полицейский вдвоем несли из машины стол, на который потом положили пачку медицинских масок и раздаточную литературу. Как будто и не было всей истории противостояния ВТОЦ и властей  за возможность проведения традиционного митинга в честь погибших при взятии Казани в 1552 году ее защитников. Исполком города то разрешал, то запрещал, то опять разрешал, а прокуратура вновь тормозила мероприятие. В итоге Верховный суд РТ решил: Хәтер көне – 2020 быть, но все выступления должны ограничиться именно заявленной темой, т. е. поминанием павших. На всякий случай плакаты, в которых говорилось не о том, представитель мэрии просил не разворачивать. В результате остался лишь один образец наглядной агитации. Активисты развернули баннер с надписью «1552-Татар! Онытма! Оныттырма!!!» («1552 Татар! Помни! Не дай забыть!!!»). Кроме всего, он оказался непромокаемым, что было немаловажно, ведь все воскресенье шел ливень, благо хоть после полудня поутих ветер.

Открыл митинг один из аксакалов Камаловского театра Азгар Шакиров, он поблагодарил пришедших в парк Тинчурина, перед своим выступлением произнес слова восхваления Аллаха на арабском языке Открыл митинг один из аксакалов Камаловского театра Азгар Шакиров, он поблагодарил пришедших в парк Тинчурина, перед своим выступлением произнес слова восхваления Аллаха на арабском языке

Несмотря на непогоду, организатор митинга — председатель всетатарского общественного центра Фарит Закиев — был в приподнятом настроении, как-никак провести День памяти все-таки разрешили! А то, что народу пришло даже меньше, чем заявленные 100 участников, — это, по его словам, не главное: «Ценность данного мероприятия в том, что традиция не прервалась и мы ее развиваем. Я за это боролся три недели и победил». По примерным подсчетам, в парк Тинчурина пришли, наверное, человек 80–90, для сравнения: в прошлом году были 200. «Раньше ведь Хәтер көне проходил масштабно, на площади Свободы, с шествием к Кремлю, потом возле Камаловского театра, уже без марша, но хотя бы в центре города, а сейчас вот здесь, на отшибе. Это тоже влияет на настроение людей», — считает легенда национального движения 90-х Рамай Юлдашев, который умудрялся приводить на мероприятия тысячи людей. А вот издатель и главный редактор газеты «Сираҗи сүзе» Искандер Сиражи полагает, что у малочисленности есть ряд причин: «У людей наблюдается разочарование, потому что так называемые элиты использовали суверенитет для собственного обогащения. Сейчас политика Татарстана строится на том, чтобы они сохранили полученное имущество. Москва — умная и держит „элиты“ на крючке. Они боятся потерять деньги. Потому в этом году не хотели давать согласие на проведение митинга. Такого не было с 1989 года! Если бы они так сделали, то пришлось бы и „Русский марш“ запрещать. А вот тогда бы русские пожаловались Москве и оттуда пришло бы распоряжение его разрешить. Видимо, поэтому поговорили с прокуратурой, дали распоряжение Верховному суду, чтобы позволить провести Хәтер көне. Еще одно — раньше День памяти проходил строго 15 октября, потом его стали проводить в выходные, стоящие близко к этой дате. Это делалось, чтобы нарушить важность даты, ее символичность».

Как бы там ни было, но традиция проводить Хәтер көне не завершилась 30-м Днем памяти.

Ркаил Зайдулла: «Сейчас идет не только массовая русификация, в Башкортостане, например, в научный оборот вводят северо-западный диалект башкирского языка, а это ведь фактически татарский язык. Таких примеров масса» Ркаил Зайдулла: «Сейчас идет не только массовая русификация, в Башкортостане, например, в научный оборот вводят северо-западный диалект башкирского языка, а это ведь фактически татарский язык. Таких примеров масса»

«ОТ ШКОЛ ТРЕБУЮТ ПИСЬМЕННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, А В ЗАКОНЕ СЛОВА «ПИСЬМЕННЫЙ» НЕТ»

Перед тем как проводится Хәтер көне, неизменно возникают разговоры, а может, нужно поменять формат мероприятия, проводить его в залах, организовывая диспуты между представителями интеллигенции, либо в виде научно-практических конференций? Самый высокопоставленный участник Хәтер көне – 2020, депутат Госсовета РТ Ркаил Зайдулла, немного скептически относится к подобным предложениям: «Как можно поменять формат памяти? Ведь ты или помнишь, или нет. Да, разные научно-практические конференции тоже нужны, но надо больше смотреть вперед, как сохранить татар. Ведь сейчас идет не только массовая русификация, в Башкортостане, например, в научный оборот вводят северо-западный диалект башкирского языка, а это ведь фактически татарский язык. Таких примеров масса».

Павел Шмаков: «Собрали собрание и договорились, что у всех будет предмет татарский язык и что могут быть устные заявления. Но прокуратура требует письменные, вот и судимся» Павел Шмаков: «Организовали собрание и договорились, что у всех будет предмет «татарский язык» и что могут иметься устные заявления. Но прокуратура требует письменные, вот и судимся»

Сохранением татарскости обеспокоен и директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков, в свое время единственный из руководителей образовательных учреждений, который выступил против сокращения преподавания татарского языка. Даже сейчас он судится за это право: «От школ требуют письменное заявление родителей, а в законе слова „письменный“ нет. А что значит письменное заявление?  Вы знаете, наверное, историю, раньше в паспорте писали свою национальность. Потом люди стали бороться за то, чтобы этой графы не было. Кто хочет — указывает национальность, кто не хочет — не указывает. А здесь в школе требуют письменное заявление: мой родной язык такой-то. Это фактически письменное указание национальности. То есть это противоречит Конституции России. Мы как сделали? Организовали собрание, поговорили. Сказали, что никто не хочет ругаться, все хотят нормально жить. И договорились, что у всех будет предмет „татарский язык“ и что могут быть устные заявления. Но прокуратура требует письменные, вот и судимся».

Владимир Тимофеев: «Вызывает тревогу наше будущее, что лет через 20-30 наша молодежь проведет референдум о том, чтобы упразднить республики, поставить вопрос — под каким названием вы хотели бы жить, Татарстан или Казанская губерния?» Владимир Тимофеев: «Вызывает тревогу наше будущее, что лет через 20–30 наша молодежь проведет референдум о том, чтобы упразднить республики, поставить вопрос: под каким названием вы хотели бы жить, Татарстан или Казанская губерния?»

Если Шмаков на День памяти приходит только в последние 3–4 года, то чувашский активист Владимир Тимофеев — с начала 90-х: «Вызывает тревогу наше будущее, что лет через 20–30 наша молодежь проведет референдум о том, чтобы упразднить республики, поставить вопрос: под каким названием вы хотели бы жить, Татарстан или Казанская губерния? Это меня тревожит. Хотелось бы, чтобы люди, в первую очередь татарский народ, задумывались об этом и чтобы данный митинг проводился в таком же масштабе, как в 90-е, с  маршем, возгласами „Азатлык“!»

Кстати, в этом году возглас «Азатлык» прозвучал на митинге лишь один раз, но об этом чуть позже.

Раздалось в мегафон предложение исполнить «Туган тел». И над парком Тинчурина зазвучал дорогой для каждого татарина гимн родной речи: «И туган тел, и матур тел…» Раздалось в мегафон предложение исполнить «Туган тел». И над парком Тинчурина зазвучал дорогой для каждого татарина гимн родной речи: «И туган тел, и матур тел…»

«ЕСЛИ СЛЕДОВАТЬ ЭТОЙ ЛОГИКЕ, ТО 9 МАЯ — ДЕНЬ, КОГДА РАЗЖИГАЕТСЯ НЕНАВИСТЬ К НЕМЕЦКОМУ НАРОДУ»

Открыл митинг один из аксакалов Камаловского театра Азгар Шакиров, он поблагодарил пришедших в парк Тинчурина, перед своим выступлением произнес слова восхваления Аллаха на арабском языке. В отличие от прошлых лет, Хәтер көне – 2020 не начался с чтения Корана, молебна, обращения к Всевышнему, которые обычно совершает однофамилец Азгара-абыя, духовный лидер национального движения шейх Умар, он же Гомәр Батырша (Айрат Шакиров). Хазрат немного опоздал, поэтому решили, что он закроет митинг молитвой. По предложению Закиева минутой молчания почтили память главного редактора газеты «Звезда Поволжья» Рашита Ахметова, скончавшегося неделю назад. Закиев в своем выступлении рассказал о нелегкой борьбе за право провести Хәтер көне, недоумевал, почему его вначале не разрешили, приведя пример из истории: «В Шотландии 24 июня отмечают  День независимости страны. Вспоминают 1314 год, тогда произошла битва при Баннокберне. В ней войска Роберта Брюса разбили силы Эдуарда II. Шотландия обрела независимость. Со временем она была утеряна, но праздник стал национальным торжеством. Сегодня он отмечается по всей Шотландии, проводятся фестивали, концерты, народные гулянья. Никто ведь в Великобритании не говорит, что праздник способствует разжиганию ненависти между шотландцами и англичанами. Мы живем в XXI веке, а люди, которые хотели нам запретить, застряли в XVI. Я надеюсь, что в следующем году мы будем отмечать Хәтер көне официально как государственную дату».

Наиль Набиуллин: «Говорят, что Хәтер көне проходит лишь 30 лет. Нет это не так. День памяти проводил еще Гаяз Исхаки. Это значит, что Хәтер көне уже больше века» Наиль Набиуллин: «Говорят, что Хәтер көне проходит лишь 30 лет. Нет это не так. День памяти проводил еще Гаяз Исхаки. Это значит, что Хәтер көне уже больше века»

Историк Ильнар Гарифуллин привел пример из событий XX века: «Почему День памяти может спровоцировать межнациональную рознь? Если следовать этой логике, то 9 Мая — день, когда разжигается ненависть к немецкому народу. Так ведь нет, мы празднуем победу над фашизмом, вспоминаем наших дедов, погибших за свободу своей страны. Хәтер көне — такое же мероприятие, где мы вспоминаем своих предков. Они отстаивали независимость своей страны, боролись за Родину, ислам».

Звучала на митинге и песня в исполнении композитора и поэтессы из Челнов Флюры Кулахметовой-Талиповой, которая завершалась словами «Татарлар берләшегез» («Татары, объединяйтесь»). Это вдохновило толпу, и над майданом зазвучало единственный раз: «Азатлык! Азатлык! Азатлык!» Несмотря на то что председатель союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин пробежал накануне марафон памяти 52 км в честь событий 468-летней давности, он выглядел весьма бодрым. Про то, что националы отвоевали право проведения митинга, он сказал: «Это наша пусть маленькая, но победа». По мнению Набиуллина, недопустимо было бы прервать древнюю татарскую традицию: «Говорят, что Хәтер көне проходит лишь 30 лет. Нет это не так. День памяти проводил еще Гаяз Исхаки, он 15 октября организовывал мероприятие, на котором вспоминали защитников Казани, погибших от рук захватчиков. Это значит, что Хәтер көне уже больше века».


Недоумение на митинге вызвало выступление некоего Рифата Бадертдинова из Набережных Челнов. Он начал говорить о том, что является рационализатором и изобрел технологию производства красного кирпича, где «происходит экономия энергии в 30 процентов». Стоявший рядом с корреспондентом «БИЗНЕС Online» аксакал, ухмыльнувшись, произнес: «Рекламная пауза».

Как и обещали в начале, завершился День памяти ровно через час молитвой шейха Умара — он просил упокоить души мучеников на высшей ступени рая. Люди стали расходиться, но тут раздалось в мегафон предложение исполнить «Туган тел». И над парком Тинчурина зазвучал дорогой для каждого татарина гимн родной речи: «И туган тел, и матур тел…».