В первом же премьерском выступлении Михаил Мишустин заявил, что развитие ОПК «без сомнения, наш приоритет» В первом же премьерском выступлении Михаил Мишустин заявил, что развитие ОПК, «без сомнения, наш приоритет» Фото: © Александр Астафьев, РИА «Новости»

В ОЖИДАНИИ СМЕНЫ ВЕХ

В первом же премьерском выступлении Михаил Мишустин заявил, что развитие ОПК, «без сомнения, наш приоритет». «В условиях стабилизации гособоронзаказа особенно важно оздоровить, нормализовать финансовое положение оборонных организаций», — сказал он. Понимать премьера, видимо, надо так: массированного заказа на военную технику и вооружения в обозримом будущем не предвидится, настала пора разобраться с тем, чем живет оборонка.

Надо напомнить, что модернизировать Вооруженные силы России потребовалось срочно. «Сердюков (Анатолий Сердюков  министр обороны РФ в 2007–2012 годах — прим. ред.) и Макаров (Николай Макаров — начальник генерального штаба в 2008–2012 годах — прим. ред.) показали верховному главнокомандующему, что к 2015-му по физическому износу техника начнет умирать, — рассказал „БИЗНЕС Online“ заместитель директора центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Поэтому было принято решение о массированном перевооружении».

С какими издержками, перегибами, на которые в силу спешки, а то и непрофессионализма и чьих-то корыстных интересов закрывали глаза, шел процесс, объяснять вряд ли надо. Настало время и исправлять допущенные тогда промахи, и решать проблемы, доставшиеся по наследству от Советского Союза. О концептуальных претензиях генералов ОПК Татарстана к военным мы рассказали в прошлом году, но с формированием нового правительства, многие члены которого, как ожидается, настроены по отношению к республике весьма комплиментарно, появилась надежда и на решение конкретных проблем оборонных предприятий РТ. 

По заявлению оборонного вице-премьера РФ Юрия Борисова (справа), долг предприятий ОПК достиг астрономических двух с лишним триллионов рублей и треть этой суммы не будет погашена никогда По заявлению оборонного вице-премьера РФ Юрия Борисова (справа), долг предприятий ОПК достиг астрономических двух с лишним триллионов рублей, треть этой суммы не будет погашена никогда Фото:  kremlin.ru

«У КВЗ долги зашкалили»

В июле оборонный вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что долг предприятий ОПК достиг астрономических двух с лишним триллионов рублей и треть этой суммы не будет погашена никогда. На уплату процентов уходит 200 млрд в год, что сопоставимо с общей прибылью ОПК. Оборонка, по сути, финансово парализована — предприятиям нечего вкладывать в развитие. Борисов предложил списать 700 млрд рублей задолженности предприятий ОПК по кредитам. В конце января стало известно о том, что схема списания разработана, но пока непонятно, кому конкретно отпустят грехи.

В Татарстане, по данным источников «БИЗНЕС Online» в ОПК, самые большие кредитные проблемы у Казанского вертолетного завода (КВЗ). Судя по открытым данным годичной давности, предприятие накопило долгов на 31 млрд рублей, только по процентам компания платит 2,5 млрд в год. Есть основания полагать, что сегодня проблема усугубилась. «У КВЗ долги зашкалили, он живет исключительно за счет кредитов и средств, которые выделяют из своих запасов „Вертолеты России“, а они их забирают у своих безубыточных предприятий, и эти субсидии казанцам тоже надо возвращать, — говорит источник „БИЗНЕС Online“. — Заводу необходимо попасть в борисовскую программу». По словам источника, президент РТ Рустам Минниханов будет говорить об этом (либо уже поговорил) с Сергеем Чемезовым, поскольку, по информации собеседника, именно гендиректор «Ростеха» и есть инициатор списания долгов оборонки.

Причину образования долгов КВЗ его управляющий директор Юрий Пустовгаров усмотрел в промахах прежнего руководства предприятия. Но очевидно, что эта схема не дает ответ на ряд вопросов и иллюстрирует лишь эпизод специфики хозяйствования в ОПК, вся же картина куда масштабнее. При этом фундаментальная тема в том, как вообще у оборонки мог сформироваться столь непомерный долг. Внятного ответа нет. Более того, публично данный вопрос никто и не задает.

В Татарстане, по данным источников в ОПК, самые большие кредитные проблемы у Казанского вертолетного завода — предприятие накопило долгов на 31 млрд рублей В Татарстане, по данным источников в ОПК, самые большие кредитные проблемы у Казанского вертолетного завода — предприятие накопило долгов на 31 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, эта история тянется почти уже вечность. «С нулевых годов, когда у государства не было денег», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online». «Средства имелись, — категорически не согласен один из наших собеседников, пожелавших сохранить инкогнито, — на оборонку деньги выделялись ежегодно, но до предприятий они доходили почему-то только под конец года. Кому это оказалось нужно, решайте сами, но с банкирами заводам, понятно, было не разминуться». Камень в огород банкиров кинул и Борисов (а его вес в новом правительстве заметно усилился — теперь он курирует не только ОПК, но и в целом промышленность, ТЭК), заявивший, что оборонка живет впроголодь, обслуживая финансовые институты, которые ничего не производят. Вице-премьерский пост не зашорил взора генерала армии. Вот только то, из каких ресурсов предлагается гасить 700 млрд рублей, ни Борисов, ни другие руководители правительства РФ пока не пояснили. Оборонный вице-премьер лишь отметил, что примерно половину проблемного долга надо списать, 350–400 млрд рублей — реструктуризировать. При этом банкиры (в частности, глава Сбера Герман Греф) категорически против такого варианта. 

Оборонный директорат уже ухватился за идею списания долгов. Если раньше он катил бочку на минобороны с его низкими закупочными ценами, то теперь ропот ощутимо получает антибанкирский уклон. «Это же сумасшествие! — говорит один из наших собеседников из оборонного „генералитета“. — У Сбера, ВТБ, которые ничего не производят, фантастические прибыли! А регионы, которые делают высокотехнологичную продукцию мирового уровня, влачат жалкое существование — во многом из-за низкой рентабельности этой продукции, ведь если прибыль заводов мизерная, то и регион ничего не получает. Не зря губернаторы сегодня оцениваются по пробивной способности, умению договориться с Силуановым (Антон Силуанов — министр финансов РФ — прим. ред.) о кредитах, в частности об их сроках и реструктуризации. В результате у регионов нет возможности модернизировать производство, строить больницы, повышать зарплату. Слава богу, у Татарстана — химия и нефтехимия, а что делать губернаторам, у которых основная продукция — машиностроения?»

Для ОПК кредитование под закупку оборудования, под инвестиционные вещи, должно быть по минимальной ставке, уверен гендиректор казанского завода «Электроприбор» Павел Шацких (третий справа ) Для ОПК кредитование под закупку оборудования, под инвестиционные вещи должно быть по минимальной ставке, уверен гендиректор казанского завода «Электроприбор» Павел Шацких (третий справа) Фото: president.tatarstan.ru

Все эти рассуждения хорошо укладываются в «антибанкирскую» риторику Мишустина. К примеру, 13 февраля он заявил, что ипотечные кредиты остаются очень дорогими даже для граждан со средними доходами, решить проблему можно, только лишив банки возможности накручивать ставку. Это, несомненно, актуально и для ОПК. «Кредитование под закупку оборудования, под инвестиционные вещи должно быть по минимальной ставке, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор ОАО „Казанский завод „Электроприбор“ Павел Шацких. — Даже готов согласиться с тем, чтобы оборудование было не в моей собственности, если это окажется государственная лизинговая структура, заточенная на оборону».

Словом, посыл о необходимости смены финансовой парадигмы ОПК понятен, иначе идти на поклон к банкирам придется вновь. «Ведь списание долгов мы уже проходили — лет пять назад гасили 800 миллиардов (эта сумма в 2016 году была выделена из бюджета в виде кредитных гарантий — прим. ред.), — напоминает Мураховский. — И опять на те же грабли! Финансово-экономический блок пока не научился ничему».

Под санкции угодил один из главных строителей Черноморского флота — Зеленодольский завод им. Горького, входящий в холдинг «Ак Барс» Ивана Егорова (справа) Под санкции угодил один из главных строителей Черноморского флота — Зеленодольский завод им. Горького, входящий в холдинг «Ак Барс» Ивана Егорова (справа) Фото: president.tatarstan.ru

санкции: «Самое «веселое» еще впереди»

Вторая болевая точка — санкции. «В правительстве вошло в дурную привычку отмахиваться от проблемы — дескать, приспособились же мы, — констатирует один из наших собеседников. — Да ни черта не приспособились! Самое „веселое“ еще впереди».

До поры до времени гневные взоры правительства США и Еврокомиссии обходили предприятия РТ стороной, если не считать смешной истории с голландской компанией Akzo Nobel, которая отказалась поставлять КВЗ краску. Но год назад после керченского рейда флотилии Петра Порошенко в санкционный список минфина США угодил один из главных строителей Черноморского флота — Зеленодольский завод им. Горького. 

«Под санкциями начинается целый ряд проблем, — объясняет наш источник. — По боевой тематике заказ есть и будет, но уже не в прежних объемах, поэтому заводу жизненно важно начать ритмичное строительство гражданских судов. Как раз стартуют огромные заказы по этой теме, например, уже идет бум на суда-краболовы. Недавно провели конкурсы по выделению промысловых квот с условием, что рыбаки построят суда в России. По тоннажу это как раз для Зеленодольска. Но реализация крабов где? В Японии, Южной Корее. А если судно, построенное на заводе имени Горького, зайдет туда, повторится история с арестованным в Сингапуре „Севастополем“. Поэтому ни один судовладелец не закажет здесь судно, которому надо ходить за границу».

Напомним, «Севастополь» попал в санкционный список США за то, что якобы доставлял в КНДР нефтепродукты. Когда в Сингапуре судну потребовался ремонт, местные компании либо не пожелали его чинить, либо выставили неподъемные ценники, ремонтников из России на борт не пустили, топливо продавать отказались. В итоге за стоянку образовался долг, судно арестовали. Судовладелец оказался на грани банкротства. Что касается краболовов, то за пять лет на ряде верфей планируется построить 41 судно, стоимость каждого — около миллиарда рублей. В частности, заказ на пять краболовов получили соседи с нижегородского «Красного Сормово». И, что примечательно, завод им Горького, ранее постоянно рассказывавший о планах по сотрудничеству с рыболовами, перестал упоминать эту тему.

По боевой тематике заказ есть и будет, но — уже не в прежних объемах, поэтому заводу жизненно важно начать ритмичное строительство гражданских судов По боевой тематике заказ есть и будет, но уже не в прежних объемах, поэтому заводу жизненно важно начать ритмичное строительство гражданских судов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Государство создало проблемы для завода, ведь он не из-за своих действий попал под санкции, а потому предприятию надо помочь, — говорит источник. — Но в реальности такое ощущение, что до этого и дела никому нет (подобное относится и к другим подсанкционным компаниям). Да, спасибо, что заказываете боевые корабли и вспомогательные суда, но нужна и другая помощь».

Наш собеседник указывает, что завод мог бы поставить на поток производство мостовых конструкций, однако проблема в том, что по их цене зеленодольцы будут неизбежно проигрывать специализирующимся на такой продукции компаниям, потому что у предприятия «неимоверные» накладные расходы на содержание мощного судостроительного оборудования, огромных цехов, плюс обязанность поддерживать мобилизационные мощности. «Раз проблемы произошли из-за внешней политики государства, а мосты на 90 процентов строят за бюджетные деньги, будьте добры, дайте заводу квоты на производство таких конструкций», — предлагает источник.

Тут явный намек на утвержденную (как часть нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги») в конце 2019 года мегапрограмму «Мосты и путепроводы». Речь о реконструкции и строительстве до 2035 года в регионах 3,9 тыс. сооружений, общая стоимость — 1,125 трлн рублей, в том числе 415 млрд на строительство новых больших мостов, к примеру, через Лену в Якутске и через Обь в Новосибирске. Старт реализации программы намечен на 2021 год.

«Но квоту просто так не сделаешь — надо выходить на законодательный уровень», — констатирует источник. Недвусмысленный посыл и татарстанскому ОПК-эмиссару в ГД — члену думского комитета по обороне Ринату Хайрову.

«Квоту просто так не сделаешь — надо выходить на законодательный уровень», — констатирует источник. Недвусмысленный посыл татарстанскому ОПК-эмиссару в ГД — члену думского комитета по обороне Ринату Хайрову «Квоту просто так не сделаешь — надо выходить на законодательный уровень», — констатирует источник. Недвусмысленный посыл татарстанскому ОПК-эмиссару в ГД — члену думского комитета по обороне Ринату Хайрову Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛЕНДЛОРДЫ ПОНЕВОЛЕ

Третье пожелание татарстанской оборонки — снять с балансов заводов огромные земельные владения. «В советское время предприятия строились, во-первых, под гигантские объемы продукции; во-вторых, были обязаны выпускать как прикрытие гражданскую продукцию (так называемые товары группы Б, и за редкими исключениями это делалось через пень колоду); в-третьих, закладывались непомерные мобилизационные мощности, — говорит источник. — И сейчас заводы этот „баян“, огромные накладные, которые все сжирают, тащат. Территории гигантские. В цехах, где раньше работали по 800 человек, сегодня трудятся по 100. Какая экономика это выдержит?»

«У Казанского авиазавода объемы мизерные, а производственные мощности рассчитаны на то, чтобы клепать десятки больших самолетов в год, — говорит Мураховский. — К тому же все авиазаводы строились как самодостаточные предприятия, поэтому много дублирования производств, ведь рассчитывали, что если враги жахнут, например, по Новосибирскому заводу, то будут на Иркутском или Казанском клепать. По современным меркам все это ужасно неэффективно, держит на высоком уровне издержки. По уму производство компонентов, агрегатов, узлов надо сосредотачивать на конкретных предприятиях».

Но, как выясняется, кое-какой «баян» появился уже в наше время. Например, в 90-х к владениям того же Казанского авиазавода — филиала «Туполева» (КАЗ) вдруг добавилось аж 800 га земли в пойме Казанки, северо-восточнее поселка Борисоглебское. Когда, как говорит один из наших собеседников, «жрать было совсем нечего», на части этой территории устроили заводское подсобное хозяйство. А в 2005-м, когда предприятие решили акционировать, Татарстан, который рассчитывал получить примерно 30% акций завода, предложил: дескать, данная земля — республиканская собственность, поэтому мы бы хотели, чтобы при акционировании она была определена как доля РТ.

«У Казанского авиазавода объемы мизерные, а производственные мощности рассчитаны на то, чтобы клепать десятки больших самолетов в год... По современным меркам все это ужасно неэффективно» «У Казанского авиазавода объемы мизерные, а производственные мощности рассчитаны на то, чтобы клепать десятки больших самолетов в год... По современным меркам все это ужасно неэффективно» Фото: president.tatarstan.ru

Потом, по данным одного из наших источников, землю планировалось у завода выкупить (речь шла о 10 млрд рублей, их хотели вложить в модернизацию КАЗа) и построить там жилые дома. «Ак Барс Девелопмент» даже подготовил эскизный проект жилого комплекса, с магазинами, школами, садиками. «Там, конечно, из-за близости к аэродрому ограничения по высотности, но посадить 9-этажки можно было», — говорит источник. Не удалось лишь одно — просчитать реакцию федерального центра. В Москве, по словам источника, изумились: «Какая ваша земля? Там никакой вашей земли нет, только государственная, и вообще 100 процентов акций КАЗа будет принадлежать России». Уставный капитал преобразованного из ФГУП в ОАО «КАПО им. Горбунова» составил 58,3 млрд рублей.

Собственно, федералам данная земля тоже была совершенно не нужна, а потому в 2012–2013 годах возникла идея продать ее структурам Роберта Мусина, хотя бы за 4 миллиарда. Но он, по словам источника, заявил: «За деньги это мне неинтересно, просто так отдайте». В то время президент ОАК Михаил Погосян, конечно, на такое не пошел, тем всё и закончилось.

«Завод сегодня платит за эту оцененную в 4–5 миллиардов рублей землю (хотя она, конечно, столько не стоит) налоги, — говорит наш источник. — Если отдать ее просто так, у „Туполева“ сразу появится убыток в 5 миллиардов. Но надо ли этого бояться? Ведь убыток будет чисто бухгалтерским, а не нынешним реальным из-за уплаты налогов. Надо идти к Борисову — объяснять, что земля попала туда по такой-то цене, но сегодня она столько не стоит, от нее надо избавляться. Необходимо командирское решение. К тому же это проблема не только КАЗа, но и Ульяновского авиазавода, Нижегородского и других».

В «Ак Барс Девелопмент» корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердили, что проект по строительству в пойме Казанки действительно был, но не стали отвечать на вопрос, возможно ли сегодня создание там жилого комплекса. Отметим, что Мишустин уже поручил представить предложения по вовлечению неэффективно используемых земель в сферу жилищного строительства. Ответственными назначены глава минстроя Владимир Якушев, а также минэкономразвития и Росреестр.

Тем временем, по данным «БИЗНЕС Online», КАЗ прорабатывает вариант сдачи в аренду «территории Б», что за разрезавшей предприятие надвое новой дорогой. Как говорит один из наших собеседников, у властей РТ есть идея создать там технопарк поставщиков авиакомплектующих. «Но подобных территорий полно, — говорит источник. — И близость такого технопарка к заводу практического значения не имеет: что 1 километр, что 20 — в данном случае неважно, ведь проблемы будут теми же, что и у авиазавода, — дефицит рабочих, технологов, а для инвестора это сейчас главное».

По одной из версий, смена собственника в казанском ГАПе под руководством Бориса Тихомирова (слева) произошла из-за того, что институт, как главный ответственный за модернизацию КАЗа, влез в долги По одной из версий, смена собственника в казанском ГАПе под руководством Бориса Тихомирова (слева) произошла из-за того, что институт как главный ответственный за модернизацию КАЗа влез в долги Фото: prav.tatarstan.ru

ПИСЬМО МАНТУРОВУ, НО ДЛЯ ХУСНУЛЛИНА с ФАЙЗУЛЛИНым

Есть пожелания у оборонщиков и по строительной части. Они напрямую касаются взволновавшей отраслевую общественность истории с продажей Казанского Гипронииавиапрома (ГАП) структурам «Ростеха». По одной из версий, смена собственника произошла из-за того, что институт как главный ответственный за модернизацию КАЗа влез в долги. Как рассказывали наши источники, «Туполев» отказался оплачивать ГАПу за значительную часть подрядных работ, поскольку «экспертизу проходили одни проекты, сметы и материалы, а в процессе работы они стали другими, поэтому ее надо проводить заново, это время, деньги, а раз нет подписанных актов — нет оплаты».

Такая версия подкрепляется данными «БИЗНЕС Online» о том, что примерно за год до продажи ГАПа руководство института подготовило письмо на имя министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. В нем говорится, что практика проектирования и строительства объектов на предприятиях ОПК выявила ряд неразрешимых на данный момент вопросов, которые могут привести к срыву заданий, а следовательно, и гособоронзаказа (ГОЗ).

Примерно за год до продажи ГАПа руководство института подготовило письмо на имя министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова (справа) Примерно за год до продажи ГАПа руководство института подготовило письмо на имя министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова (справа) Фото: president.tatarstan.ru

Суть вот в чем. Градостроительным законодательством принято двухстадийное проектирование объектов капитального строительства. На первом этапе принимаются решения принципиального характера, проектная документация направляется на госэкспертизу, устраняются ее замечания, проект утверждается заказчиком. На втором этапе уточняются решения, составляются рабочие чертежи, локальные сметы и прочая документация для строительно-монтажных работ. Дальше начинаются проблемы — из-за того, что заказчики требуют полного соответствия проектной и рабочей документации. В итоге часть работ из нее не принимается строительным контролем. «В результате они могут быть не оплачены», — подчеркивается в письме. Но полное соответствие, как знают все строители, нереально. Сегодня внесение в проектную документацию каких-либо изменений ведет к необходимости повторного полного прохождения экспертизы, а это время и деньги. Нужна упрощенная процедура, говорится в письме.

Также не учитываются инфляционные процессы. «Контракт подписывается после получения положительного заключения государственной экспертизы, проверки достоверности сметной стоимости и проведения конкурсных процедур, — отмечают авторы послания Мантурову. — Таким образом, генеральный подрядчик по контракту вынужден выполнять строительно-монтажные работы по ценам, утвержденным на дату прохождения государственной экспертизы. Окончание же самого проекта, как правило, приходится на второй или третий год от начала его реализации. В итоге подрядчик вынужден выполнять работы, закупать материалы и оборудование по рыночным ценам, которые превышают сметную стоимость строительства, заложенную в цену контракта».

Как сообщил исполнительный директор ГАПа Сергей Раковец (слева), у пришедших в правительство профильных спецов есть понимание проблем института Как сообщил исполнительный директор ГАПа Сергей Раковец (слева), у пришедших в правительство профильных спецов есть понимание проблем института Фото: president.tatarstan.ru

Как сообщил «БИЗНЕС Online» исполнительный директор Казанского Гипронииавипрома Сергей Раковец, у пришедших в правительство профильных спецов (очевидно, имеются в виду выходцы из Казани — вице-премьер Марат Хуснуллин и замминистра строительства РФ Ирек Файзуллин — прим. ред.) точно есть понимание вышеупомянутых проблем, и институт надеется, что они пролоббируют их решение. Надо полагать, что на это подвигнет и тот факт, что срок модернизации КАЗа, которую должны были завершить в 2020 году, неизбежно сдвигается, как и предупреждали авторы письма.

Впрочем, как утверждают наши источники, ГАП и сам не без греха: «Кое-что напроектировали так, что сейчас построить не могут, к тому же устроили у себя клановые разборки и в результате потеряли управление». По словам наших собеседников, институт получил в аванс половину всей причитающейся по контрактам суммы, сегодня есть вопросы по тому, как деньги были использованы. В данном контексте интересно выглядит недавняя информация о том, что Счетная палата в 2020 году проведет проверку госпрограммы вооружений и программы развития ОПК в части разработки и производства Ту-160 и его модификаций, а, как известно, в последнюю входит и модернизация КАЗа, которая затевалась прежде всего для возобновления производства этих ракетоносцев.

Никто не говорит, какой путь расчистки кредитных долгов ОПК выбран: соответствующий указ Владимира Путина секретен Никто не говорит, какой путь расчистки кредитных долгов ОПК выбран: соответствующий указ Владимира Путина секретен Фото: kremlin.ru

«МОЖЕТ, НАВЕРХУ ОДУМАЛИСЬ — ПОНЯЛИ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕ МОГУТ БЫТЬ В ЧАСТНЫХ РУКАХ?»

В качестве постскриптума наши собеседники обратили внимание на один особо интригующий момент — что никто не говорит, какой путь расчистки кредитных долгов ОПК выбран: соответствующий указ президента РФ Владимира Путина секретен. Судя по высказываниям Борисова, механизма два: «докапитализация предприятий» и «реструктуризация кредитных задолженностей на длительный срок по льготной ставке».

Наши собеседники указывают, что технологию «прощения грехов» секретят не зря, дело может дойти до перераспределения собственности в оборонке. «Списать долги — хорошее предложение, — говорит один из наших собеседников. — Борисов вообще понимает, слушает внимательно, не филолог, как некоторые, хорошо знает, как устроена армия, и первое лицо с ним советуется. Но вот банки будут в восторге от этой реструктуризации, то есть недополучения прибыли? Государство должно будет компенсировать им. А за счет чего? Это поведет в целом к обнищанию общества — карман-то один. Пусть государство компенсирует не банкам, а предприятиям. Но могут пойти иным путем, заводам скажут: „Делайте допэмиссию, и мы у вас выкупим акции за живые деньги (на такой вариант косвенно указывают вышеприведенные борисовские слова о докапитализации — прим. ред.)“. А это пахнет перераспределением собственности».

В Татарстане данная тенденция с контекстом долгового бремени в последнее время заметна и без того: КазГАП, КЗСК, ОКБ им. Симонова, подозрительно в этом смысле выглядит разворачивающееся сегодня дело МВЕНа. Да и по КВЗ есть вопросы: примеры, когда актив «Ростеха», не выводя его из корпорации, продают внешнему инвестору, есть — тот же близкий теперь Татарстану по делу КазГАПа холдинг «Технодинимика», принадлежащий банкиру Виктору Григорьеву. Словом, есть резон прислушаться к словам политолога Евгения Минченко о наметившейся важной тенденции — экспансии в регионы федеральных групп влияния, которые захватывают все новые виды бизнеса. Так обстоит дело с «мусорной» темой, ЖКХ, строительством, а продолжится оборонкой.

В Татарстане в последнее время заметна тенденция к перераспределению собственности с контекстом долгового бремени: КазГАП, КЗСК, ОКБ им. СимоноваФото: prav.tatarstan.ru

«Если при возможном перераспределении собственности значительная ее часть окажется у государства, в таком не будет ничего плохого, — продолжает источник. — Может, наверху одумались — поняли, что некоторые предприятия не могут быть в частных руках (а таких, на которые государство не имеет никакого влияния, много)? Пусть это небольшие компании, например фирмы, которые выпускают специфические сплавы, но, если их по прихоти или слабости владельцев не будет, подобное — стратегическая угроза. Однако, если опять начнутся игры с уходом акций в частные руки, это совсем другое. Считаю, государству надо начать внимательнее следить за тем, как перераспределяется собственность в оборонке, — в свое время это пустили на самотек, в итоге получаем истории вроде произошедшей с ОКБ Симонова».

Предложение об усилении госнадзора интересно еще и потому, что некоторые бенефициары татарстанских оборонных предприятий в условиях тотального снижения ГОЗа, по нашим данным, уже задумались о необходимости избавиться от становящихся из-за этого потенциально проблемными активов.