В президиуме по правую сторону от Песошина расположился Магдеев, по левую — гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Картинка носила некое подобие ринга, где в роли рефери выступал премьер-министр В президиуме по правую сторону от Песошина расположился Магдеев, по левую — гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Картинка носила некое подобие ринга, где в роли рефери выступал премьер-министр Фото: Олег Спиридонов

СПРАВА — МАГДЕЕВ, СЛЕВА — КОГОГИН

Заседание горсовета, состоявшееся накануне в Челнах, разрушило многие надежды, которые возлагало на него сообщество — как депутатское, так и обывательское. Напомним, изначально предполагалось, что на подведение итогов года в автоград приедет президент Рустам Минниханов. Однако за пару дней до сессии стало известно, что его заменит премьер-министр Алексей Песошин. Ситуация носит неординарный характер, т. к. последние несколько лет глава республики не изменял правилу и посещал итоговую сессию второго по величине города республики. Но почему-то именно на этот раз Минниханов предпочел лично провести расширенное заседание совета в Агрызе, минуя Челны. Чтобы не было сомнений, в телеграм-каналах так и написали — мэру Челнов Наилю Магдееву послана сверху черная метка из-за провала автобусной реформы.

В президиуме по правую сторону от Песошина расположился Магдеев, по левую — гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Картинка носила некое подобие ринга, где в роли рефери выступал премьер-министр. Чувствовалось, что оба «бойца» напряжены. Однако ничто не нарушало мирного течения заседания. В череде докладов, которые сменяли друг друга, ни одним словом не была сколь-нибудь обозначена транспортная проблема, словно она и вовсе в Челнах не возникала. И Магдеев, и Песошин, и депутаты горсовета в своих речах искусно обходили отъехавшие на КАМАЗ автобусы, затрагивая, безусловно, не менее важные городские проблемы. Пока, наконец, слово не дошло до первого секретаря ТРО КПРФ Хафиза Миргалимова.

И Магдеев, и Песошин, и депутаты горсовета в своих речах искусно обходили отъехавшие на КАМАЗ автобусы, затрагивая, безусловно, не менее важные городские проблемы. Пока, наконец, слово не дошло Хафиза Миргалимова И Магдеев, и Песошин, и депутаты горсовета в своих речах искусно обходили отъехавшие на КАМАЗ автобусы, затрагивая, безусловно, не менее важные городские проблемы. Пока, наконец, слово не дошло Хафиза Миргалимова Фото: Олег Спиридонов

«ПУТИН ПРОЩАЕТ ДОЛГИ НА МИЛЛИАРДЫ, А КАМАЗ ВЫСТАВЛЯЕТ ПЛАТЕЖКУ»

Коммунист решил рубить с плеча, обвинив КАМАЗ, по сути, в сбрасывании социальной ответственности. «Перевозка пассажиров в Челнах — вопрос застарелый, — начал депутат. — Почти все предыдущие руководители города пытались его решить с помощью ученых, без них или наскоками. Очередная попытка решить проблему потерпела неудачу. Вроде все есть, а результата почти нет. В чем причины? Наши уважаемые журналисты ищут объективные и субъективные причины реформы пассажирских перевозок. Можно с ними согласиться или нет, но я думаю, виноваты обе стороны, как КАМАЗ, так и город. Нельзя убирать с линии большие автобусы. Я две недели принимал избирателей. Инвалиды, пенсионеры, строители КАМАЗа, юбилей которого провели, жалуются. Состыкуйтесь, два руководителя — города и КАМАЗа, чтобы решить эту проблему! Ведь КАМАЗ строил весь Советский Союз, когда трудно было, государство не отказывало в помощи — заказами, финансами. Когда сгорел КАМАЗ, налоговые, иные льготы мимо не прошли, из кармана налогоплательщиков это все было. Когда приходит время, надо помочь. По-другому быть не может!»

Обращаясь к господину Когогину, товарищ Миргалимов вспомнил недавний юбилей КАМАЗа, отмечавшийся с участием президента России. «Хорошее мероприятие — надо было провести. А какой подарок преподнесли городу? — рубанул коммунист. — Я бы на вашем месте эти автобусы не трогал! Спрашивал ученых, техников, водителей — автобусы до конца не доведены, много рекламаций. Нужно было собраться комиссионно — МУП „Электротранспорт“, специалисты КАМАЗа, администрация города, когда начали ломаться автобусы. Найдите узкие места! Почему должны страдать пассажиры? Ладно, у нас есть товарищ Тятюшкин (гендиректор ООО „Пассажирские перевозки“), который маленькими автобусами всех перевозит. Но так же нельзя! Если бы Путин знал, я думаю, он бы еще полтора миллиарда отдал бы на 50-летие нашим пассажирам!» — эти слова Миргалимова заглушили аплодисменты зала.

Докладчик припомнил, что КАМАЗ со сменой политического строя передал городу все социальные объекты. Но сейчас, когда бюджета города не хватает на содержание городского транспорта, при выручке в 175 млрд можно найти финансовое решение, считает Миргалимов.

«КАМАЗ, помогите городу! — вновь обратился к рулевому КАМАЗа спикер. — Верните городу автобусы, вы их за полцены распродадите. Пенсионеры, которые в лучшие годы строили КАМАЗ, и не думали, что КАМАЗ социалистический превратится в КАМАЗ капиталистический, для которого главное — прибыль. А социальные вопросы? КАМАЗ для города или город для КАМАЗа? Владимир Владимирович Путин прощает долги на миллиарды долларов другим государствам. А КАМАЗ выставляет платежку не только городу, а нашим пенсионерам, строителям КАМАЗа, ветеранам стройки!»

Хафиз Миргалимов: «Пенсионеры, которые в лучшие годы строили КАМАЗ, и не думали, что КАМАЗ социалистический превратится в КАМАЗ капиталистический, для которого главное прибыль» Хафиз Миргалимов: «Пенсионеры, которые в лучшие годы строили КАМАЗ, и не думали, что КАМАЗ социалистический превратится в КАМАЗ капиталистический, для которого главное — прибыль» Фото: Олег Спиридонов

В своей пламенной речи Миргалимов вспомнил и Ленина, который настаивал на жестком учете и контроле, и Сталина с его известной фразой про решающие все кадры. Нужна была и проверка по МУПу, считает Миргалимов, и водителей ничто не мешало подготовить. «Мне нравится новый премьер Мишустин — он мне напоминает Черномырдина, который говорил: „Не чешите там, где не чешется“. И обвинять друг друга не надо. Тем более через печать искать черную кошку в черной комнате, если ее там нет», — завершил автобусную тему коммунист.

Продолжить начатый манифест пожелал было депутат от КПРФ Владимир Васев. Однако микрофон до него так и не донесли, а Магдеев предупредил заранее, что после доклада Миргалимова предоставит слово только премьеру, попросив остальные выступления депутатов передать в письменном виде. Васев на это демонстративно покинул зал. Магдееву же пришлось хоть как-то прокомментировать «наезд» Миргалимова. «Это одна из точек зрения нашего коллеги, депутата Госсовета РТ. Она имеет право на жизнь — каждый может выразить свою точку зрения. Согласиться или не согласиться с ней — право каждого. Кто-то, может, владеет информацией, кто-то не совсем», — коротко высказался градоначальник.

Песошин не обошел вниманием выступление Миргалимова, назвав его «очень эмоциональным, наверное, правильным и с пролетарским задором». Однако посоветовал не поднимать вопросы, по которым уже найдено решение. «Транспортное обеспечение относится сугубо к компетенции муниципальных властей, полностью в зоне их ответственности. То, что произошло, — два хозяйствующих субъекта решали свой спор. Ни больше, ни меньше. Транспортного коллапса нет. Вопрос решен. Более того, на те 6 маршрутов, с которых ушли большие автобусы, сейчас произошло их временное замещение автобусами малой вместимости. Понятно, что есть вопросы по перевозке инвалидов, мам с колясками. Но план на 90-дневный срок расписан, чтобы этот вопрос решить. Нет никакого ажиотажа. Но на будущее, если хотите вопрос выносить на общественное обсуждение, нужно более тонко владеть деталями. В любом споре не бывает 100-процентно правых. Главное, чтобы в любой ситуации нашлось решение», — ответил премьер-министр.

Когогин, все время сидевший с каменным лицом, не проронил ни слова. Но реакция автогиганта выразилась в другом — после перерыва бо́льшая часть депутатов — та самая камазовская фракция — просто исчезла из зала Городского дворца творчества, где проходило заседание, хотя изначально на заседание пришли 35 депутатов из 41. Замглавы Флере Андреевой ничего не оставалось, как сообщить пустым креслам, что кворума нет, а потому все запланированные доклады будут заслушаны в другое время. В число перенесенных докладов попал и отчет Контрольно-счетной палаты, и самое главное — выступление и. о. руководителя исполкома Ильи Зуева, который должен был выступить с отчетом о перспективах развития транспортной системы в городе. Вот его-то, видимо, представители градообразующего предприятия слушать и не захотели.   

По словам Магдеева, только налогов резиденты ТОСЭР перечислили в три раза больше, чем получили налоговых преференций. В экономику города они инвестировали 15,6 млрд рублей, создав 5600 рабочих мест. По словам Магдеева, только налогов резиденты ТОСЭРа перечислили в три раза больше, чем получили налоговых преференций. В экономику города они инвестировали 15,6 млрд рублей, создав 5 600 рабочих мест Фото: tatarstan.ru

ДОКЛАД МАГДЕЕВА: ТОСЭР РАЗВИВАЕТСЯ, НА КАМАЗЕ — СПАД

По основной повестке дня о социально-экономических итогах выступил Магдеев. В своем докладе он вновь воспевал автоград, который продолжает устойчиво развиваться, увеличивая численность населения, продолжительность жизни (она уже подошла вплотную к 75 годам) и сохраняя низкий уровень безработицы — смешные 0,45%. Так, ВТП за последние пять лет вырос в 1,25 раза. Доля МСБ в ВТП занимает уже более 37% (против 30% годом ранее). За пятилетку наблюдается и динамика роста доли инвестиций в валовом продукте — сейчас она составляет 29%, инвестиции достигнут 63 млрд рублей. Первую скрипку в инвестиционных вливаниях играют резиденты ТОСЭРа. По словам Магдеева, только налогов они перечислили в три раза больше, чем получили налоговых преференций. В экономику города они инвестировали 15,6 млрд рублей, создав 5 600 рабочих мест.

Однако все портит индекс промпроизводства: из-за непростой ситуации на рынке коммерческого автотранспорта — ухода Ford Sollers и спада выпуска грузовиков у КАМАЗа — объем упал на 7%, составив 93% к уровню 2018-го. Отметим, что отрицательная динамика индекса промышленного производства в Челнах наблюдалась на протяжении всего прошлого года. По итогам первой половины он составлял 88,1%. Объем отгруженной продукции вырос на 4 млрд, составив 348,9 млрд рублей.

Мэр напомнил, что с этого года к резидентам ТОСЭРа снижены требования по объему инвестиций и количеству создаваемых рабочих мест. Это позволит привлечь компании МСБ в Челны. Но сдерживающим фактором является вопрос отсутствия льгот по страховым взносам для новых резидентов. С этой проблемой сталкиваются все ТОСЭРы, работающие более трех лет, в том числе и Челны. Поэтому Магдеев попросил Песошина выйти в правительство РФ с инициативой сохранения налоговых преференций по страховым взносам на весь период действия особого статуса.

Отдельно мэр затронул тему строительства и ремонта дорог в промзоне. Особенно это необходимо с учетом развития крупнейшего резидента ТОСЭРа — компании Haier, которая ведет строительство еще одного завода бытовой техники и логистического центра. Как отметил мэр, с учетом расширения производства до 5 тыс. работающих интенсивность движения транспорта увеличится. А значит, вопросы реконструкции дорог должны быть обязательно отражены в программах поддержки предпринимательства.

Еще одной проблемной точкой была названа нехватка газа для производств. В связи с этим мэр обратился к премьеру с просьбой оказать содействие в ускорении строительства газопровода «Елабуга — Можга». Сегодня торможение в этом проекте является сдерживающим фактором развития всего Закамского региона.

От КАМАЗа выступил главный финансист Андрей Максимов, который сделал упор на то, что предприятие по-прежнему спонсор многих социальных проектов в городе От КАМАЗа выступил главный финансист Андрей Максимов, который сделал упор на то, что предприятие по-прежнему спонсор многих социальных проектов в городе Фото: tatarstan.ru

«ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА ВРЯД ЛИ ЦЕЛЕСООБРАЗНО»: КАМАЗ ПРОТИВ ТОСЭРА?

От КАМАЗа выступил главный финансист Андрей Максимов, который сделал упор на то, что предприятие по-прежнему спонсор многих социальных проектов в городе. Максимов доложил, что в 2019-м автогигант получил выручку в размере более 179 млрд рублей, рост к прошлому году составил 6%. Это явно контрастировало с цифрами в выступлении мэра. Общая сумма платежей по налогам и сборам КАМАЗа за прошлый год, по словам Максимова, составила более 8,8 млрд рублей (при общих налоговых поступлениях по городу в 55 млрд рублей). Дочерние общества и СП КАМАЗа уплатили в консолидированный бюджет РТ более 306 млн рублей. Помимо этого, совместно с «Челныводоканалом» муниципалитет получил 1,8 млрд рублей на ремонт городского коллектора от Европейского банка реконструкции и развития. За 2020 год коллектор будет отремонтирован полностью, пообещал Максимов.

Размер соцпакета для работников КАМАЗа в 2019-м составил более 909 млн рублей, что сопоставимо с 1/10 бюджета города. Социальная программа КАМАЗа в 2019 году включала лечение работников в санаториях «Ижминводы» и «Приморье» — 1 293 камазовца прошли там терапию, в детских лагерях отдохнули 1 200 детей. 830 работников получили компенсацию процентов по жилищным кредитам на общую сумму 29,9 млн рублей. При этом средняя зарплата на КАМАЗе подросла на 8% и составила 40,7 тыс. рублей.

Помимо этого, порядка 6 млн рублей автогигант направил на поддержку камерного оркестра Игоря Лермана. Ежегодно завод оказывает поддержку в сумме более 9 млн рублей технопарку «Кванториум» и продолжает развивать спортивный клуб КАМАЗ, где взращивают юных футболистов — на это ушло в прошлом году около 16,5 млн рублей.

Последняя шпилька от КАМАЗа угодила в выпестованный Магдеевым ТОСЭР, политику в отношении которого, по мнению Максимова, надо пересматривать. «В городе имеется дефицит рабочих кадров. Открывать новые предприятия в регионе, в котором безработица отсутствует как понятие, вряд ли целесообразно. С учетом рождаемости этот вопрос может решиться только привлечением аутстафферов из других регионов, что, скорее всего, исходя из опыта других городов, приведет к росту криминогенности. Поэтому есть риск потери инвестиционной привлекательности ТОСЭРа в связи с дефицитом кадров в регионе», — связал воедино все нити камазовский докладчик.

При этом, по словам Максимова, трудовые ресурсы в Челнах составляют порядка 349,4 тыс. человек. Но имеется «изъятие» (это слово становится любимым для КАМАЗа) из экономики города порядка 35 тыс. человек. «Это люди, которые пользуются всеми городскими благами, но не платят налогов в нашем городе. Думаю, здесь есть над чем подумать руководству и города, и предприятия», — заключил свою речь спикер.

Ильдар Шамилов: «Если мы откроем интернет, включим телевизор — то увидим новостные ленты, где только одна новость. Не о том, как успешно продвигается наша экономика, а о том, как успешно продвигается коронавирус» Ильдар Шамилов: «Если мы откроем интернет, включим телевизор, то увидим новостные ленты, где только одна новость. Не о том, как успешно развивается наша экономика, а о том, как удачно продвигается коронавирус» Фото: Олег Спиридонов

ШАМИЛОВ ПРОТИВ КОРОНАВИРУСА

Третьей горячей темой для обсуждения (после автобусов и кадров) мог стать китайский коронавирус. Вредоносный штамм особенно волновал депутата Госсовета РТ, замгенерального по безопасности КАМАЗа Ильдара Шамилова. Тем более автогигант не раз за последнее время заявляет о том, что жесткие меры Китая по сдерживанию эпидемии могут сказаться на поставке комплектующих на автозавод, в то время как найти альтернативу автокомпонентам так быстро не удастся. Уже в марте ситуация может ухудшиться из-за введения ограничений.

Депутат вышел к трибуне и предупредил, что выступает в нескольких ипостасях: как представитель КАМАЗа, как житель Челнов, как отец пятерых детей и дед четырех внуков. «Если мы откроем интернет, включим телевизор, то увидим новостные ленты, где только одна новость. Не о том, как успешно развивается наша экономика, а о том, как удачно продвигается коронавирус», — констатировал Шамилов. Он напомнил, что правительство приняло беспрецедентные меры — оно фактически закрыло границу. На КАМАЗе более двух недель назад был создан штаб, решающий вопросы своевременного обеспечения предприятия всеми комплектующими, которые поступали из Китая. Штаб работает в ежедневном режиме. Но Шамилова очень беспокоят избиратели, которые, приходя на прием, поднимают вопрос: как защититься от коронавируса?

Магдеев поднял с места нового начальника управления здравоохранения Александра Николаева, занявшего этот пост буквально месяц назад, и попросил дать ответ навскидку Магдеев поднял с места нового начальника управления здравоохранения Александра Николаева, занявшего этот пост буквально месяц назад, и попросил дать ответ навскидку Фото: Олег Спиридонов

«У нас в аптеках появляется дефицит целого ряда препаратов, предприниматели пытаются закупать марлевые повязки на две-три недели вперед. И начинают уже ездить по соседним регионам. Люди абсолютно не осведомлены и спрашивают у меня: что делать? Какие профилактические меры сегодня принимаются в городе, чтобы не допустить этой эпидемии?» — обратился Шамилов с вопросом к президиуму.

Магдеев поднял с места нового начальника управления здравоохранения Александра Николаева, занявшего этот пост буквально месяц назад, и попросил дать ответ навскидку. Однако горздрав вопросом явно застали врасплох. «Вам надо подготовиться? — уточнил Магдеев. — Завтра соберите пресс-конференцию и по всем позициям, которые волнуют наших граждан, с учетом последних решений правительства РФ более подробно расскажите, что делается в городе в этом направлении. С приглашением специалистов».

Песошин на это добавил, что в республике создан штаб по защите от коронавируса во главе с вице-премьером Лейлой Фазлеевой, в аэропортах организованы первоочередные меры — все визитеры из Китая отбывают карантин в двух лагерях. «Ажиотажа нет, — успокоил Песошин, — но, если есть недостаток информации, я дам поручение, чтобы перед коллегами в Госсовете РТ выступили на эту тему».

Алексей Песошин: «Руководству города необходимо обеспечить соблюдение финансовой дисциплины, прозрачность в деятельности УК и ТСЖ, оперативное реагирование на жалобы» Алексей Песошин: «Руководству города необходимо обеспечить соблюдение финансовой дисциплины, прозрачность в деятельности УК и ТСЖ, оперативное реагирование на жалобы» Фото: tatarstan.ru

СЛАБЫЕ МЕСТА ЧЕЛНОВ: ЗАРПЛАТА, ЖКХ И АУЕ

Завершало сессию выступление Песошина. Он дал понять, что Челны по многим показателям задают для соседей высокую планку. Занимают второе место в Татарстане по строительству жилья, третье — по объему ВТП, четвертое — по объему отгруженных товаров собственного производства. Средняя зарплата у челнинцев за 11 месяцев — 39 тыс. рублей. Это 9-й показатель в Татарстане. Но при этом есть 54 организации, которые выплачивают зарплату ниже нормы. 3 755 семей с детьми имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Поэтому Песошин поручил усилить внимание к оплате труда работников.

Премьер-министр позитивно оценил выросшую до 37,2% долю МСБ в валовом территориальном продукте. «Для города с большой экономикой это неплохой результат, — сказал Песошин. — Выше среднереспубликанских значений показатели города по количеству субъектов МСБ на тысячу населения и количеству занятых в этом секторе граждан».

На республиканском уровне принято решение всячески поддерживать комплексную застройку, строительство инженерной инфраструктуры, дорог, детсадов, школ, домов по соципотеке. Поэтому обращения челнинцев в этой части будут поддержаны, пообещал Песошин.

Заострил внимание участников заседания докладчик на теме ЖКХ. В прошедшем году от жителей Челнов в аппарат президента поступило 913 обращений по «коммуналке», а в жилищную инспекцию — более 2 тысяч. В ходе проверок было выявлено 1 783 нарушения. «Это говорит о недостатках в работе на местах. Поэтому руководству города необходимо обеспечить соблюдение финансовой дисциплины, прозрачность в деятельности УК и ТСЖ, оперативное реагирование на жалобы», — дал наказ Песошин.

Не блещут Челны и в плане оказания медпомощи. По эффективности деятельности городских учреждений здравоохранения автоград располагается на 10–11-м местах. Удовлетворенность горожан качеством медпомощи находится на уровне 80%. Усугубляет проблему кадровый дефицит: от общего числа врачей 27% — это пенсионеры. Поэтому Песошин поручил принять меры по исправлению ситуации.

Последним пунктом стала нашумевшая тема АУЕ, центром которой стал именно благополучный автоград. Песошин с сожалением констатировал, что среди молодежи в Челнах особенно заметны популяризация криминальной субкультуры, проявления экстремизма, распространение и употребление наркотиков, суицидальное поведение. Поэтому для профилактики настоятельно рекомендовал проводить мероприятия по адаптации активных участников деструктивных сообществ, проявляющих агрессию и склонных к антиобщественному поведению, усилить работу по выявлению неблагополучных семей, проводить педагогическую работу с детьми в группах риска. Видимо, помочь в этом деле призвана программа реновации молодежных центров. В Челнах в нее попадут МЦ «Нур» и «Шатлык», на которые выделят порядка 140 млн рублей.