Китайские производители смартфонов сообщили контрагентам, что приостанавливают поставки в Россию на две недели в связи с эпидемией коронавируса Китайские производители смартфонов сообщили контрагентам, что приостанавливают поставки в Россию на две недели в связи с эпидемией коронавируса Фото: «БИЗНЕС Online»

«Компания работает над смягчением последствий, чтобы компенсировать ожидаемые потери»

Китайские производители смартфонов сообщили контрагентам, что приостанавливают поставки в Россию на две недели в связи с эпидемией коронавируса. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на свои источники среди российских партнеров китайских компаний. Из-за эпидемии в Китае продлили новогодние каникулы: они должны были закончиться 31 января, но в минувшее воскресенье центральный комитет Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) распорядился продлить каникулы до 10 февраля с возможностью дальнейшего продления. По словам собеседников издания, график поставок смартфонов в Россию из-за этого сместится на две недели. Следует ожидать также, что сдвинутся поставки и прочей электроники, которая производится или собирается в Поднебесной.

Тем не менее дефицита ждать не стоит, и для потребителя остановка китайских станков пройдет незаметно, так как российские поставщики планируют декабрьские закупки с запасом, предвидя затяжные праздники в КНР. Даже учитывая продолжение вынужденной стачки китайских рабочих еще на 10 дней, опрошенные изданием ретейлеры не ожидают дефицита. Негативные последствия для бизнеса возможны лишь при задержке производства на месяц-полтора, а остановка в две-пять недель даже будет полезна, так как позволит снизить складские запасы, приводит «Ъ» слова директора департамента «Мобильные средства связи» компании «Марвел-Дистрибуция» Павла Вьюкова.

Аналогичная ситуация и с прочими товарами, закупаемыми россиянами через платформу AliExpress: складские запасы были сформированы с учетом китайских новогодних каникул, и коронавирус пока не внес существенных корректив.

Ранее российский интернет-магазин Wildberries также заявлял, что не ожидает ни дефицита товаров из КНР, ни роста цен на нее, если каникулы продлятся на несколько недель. 

Разумеется, негативное влияние от продленных каникул коснется не только китайских моделей. В среду о негативном влиянии коронавируса на поставки Apple заявлял сам глава компании Тим Кук. «Компания работает над планами по смягчению последствий, чтобы компенсировать любые ожидаемые производственные потери», — сказал Кук на пресс-конференции в среду. Заводы основного партнера «яблока» по сборке его устройств, компании Foxconn, находятся в 500 км от источника заражения города Ухань.

О негативном влиянии коронавируса на поставки Apple заявлял Тим Кук: «Компания работает над планами по смягчению последствий, чтобы компенсировать любые ожидаемые производственные потери» О негативном влиянии коронавируса на поставки Apple заявлял Кук: «Компания работает над планами по смягчению последствий, чтобы компенсировать любые ожидаемые производственные потери» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Искусственный дефицит товара возможен только в ситуации слабой конкуренции»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, ждать ли дефицита и роста цен на смартфоны и другую электронику из Поднебесной.

Алексей Коренев — аналитик группы компаний «Финам»:

— Ожидается, что из-за задержек поставок смартфонов в течение двух недель будет небольшой дефицит, после чего он достаточно быстро будет компенсирован. Не думаю, что стоит ждать существенных ценовых колебаний на товары и существенного дефицита. Для этого есть несколько причин. В первую очередь ситуация с коронавирусом, думаю, будет достаточно быстро купирована.

Владельцы бизнесов, связанных с импортом из Китая, признают, что в течение ближайших двух недель может образоваться локальный дефицит продукции, который быстро восстановится, как только «ворота» в Китай будут открыты. Ничего масштабного не будет. Подобные рынки восстанавливаются быстро. Ретейлеры, торгующие электроникой, имеют определенные запасы. А те, кто хочет купить телефон, могут недельку и подождать.

Внутри самого Китая ситуация похуже, потому что в первую очередь страдает туристический бизнес и авиаперевозчики. Закрыты предприятия из-за продления каникул. Безусловно, это скажется на динамике китайского ВВП. Но в масштабах всего года вряд ли будет очень плохо. В этом году должны показать 5,9 процента роста. Даже если покажут 5,8, это, конечно, плохо, но не смертельно. Это в пять раз больше, чем в России.


Линар Хуснуллин  основатель и директор онлайн-ретейлера KazanExpress:

— Мы всегда стараемся искать альтернативу по поставщикам товара, чтобы были и российские производители на подобные случаи. Любые крупные продавцы имеют запасной вариант. По смартфонам, правда, альтернатив немного.

Мы не паникуем, потому что вся китайская экономика одновременно не может остановиться. Кроме того, уже давно известно, что коронавирус не передается через товары. Уверены, что ситуация наладится и скоро поставки возобновятся. А запасов переждать это нам пока хватит.


Александр Иванов  президент национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ):

— В сообщениях речь идет пока только о смартфонах. В данный момент проблем нет. Пришел очередной новый год, и все, зная, что китайцы в праздники не будут работать, запаслись всем на месте. Сейчас товарные запасы есть. Думаю, что если какой-то дефицит и возникнет, то только краткосрочный. Никакой паники быть не должно. Всем, кто желает что-то купить, наша торговля такую возможность предоставит.

Искусственный дефицит товара возможен только в ситуации слабой конкуренции. В России с конкуренцией все в порядке. Возможен ли корпоративный сговор, я не предполагаю — не вижу для него большого простора. Чего-то бояться потребителям не стоит. Бежать в магазины и закупаться на годы вперед не надо. 


Артем Соколов  глава ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ):

— Пока нет такой информации, которая заставила бы нас с вами переживать, потому что задержка в поставках на две недели никак не отразится на рынке. Дело в том, что у ретейлеров есть достаточно обширные складские запасы. Кроме того, срок оборачиваемости одного такого изделия составляет от двух до трех месяцев в зависимости от вида бизнеса. Это срок, который проходит с момента появления устройства на складе до его финальной продажи покупателю.

Такая незначительная по срокам задержка сейчас влияния на рынок не окажет. Прогнозировать, что будет дальше, пока сложно.